Последующее донесение об АП с самолетом В-18Т RA-1594G
Дата, время события (местное и UTC): 06.01.13, 15 ч 15 мин (11 ч 15 мин UTC), день
Место события: РФ, Самарская обл., Тольяттинский р-н,
Куйбышевское водохранилище
Вид события: АПБЧЖ
Тип ВС: Самолет ЕЭВС В-18Т
Регистрационный номер ВС: RA-1594G
Свидетельство о Государственной регистрации: Выдано 09.11.12
Контролирующий орган: Приволжское МТУ ВТ ФАВТ МТ РФ
Собственник/эксплуатант: Частное лицо
Сведения о ВС: Выпущен 09.07.75 на Смоленском авиационном заводе, заводской № 5201208, наработка СНЭ 2585 ч, назначенный ресурс 3000 ч, срок службы не установлен, межремонтный ресурс и срок службы 700 ч, 4 года, кол-во ремонтов 5, последний ремонт 30.06.95 на заводе № 406 ГА (Республика Казахстан), остаток назначенного и межремонтного ресурсов, срока службы 415 ч, 551 ч, календарный срок службы истек 30.06.99, в формуляре ВС данные о продлении ресурса и срока службы отсутствуют, сертификат летной годности ВС отсутствует
Двигатель: М-14П, выпущен 25.06.90 ФГУП «ГК НПЦ им. М.В. Хруничева», г. Воронеж, заводской № КЯ022048, установлен на самолет 27.07.97, назначенный ресурс 2250 ч, срок службы не установлен, наработка СНЭ 332 ч, межремонтный ресурс 500 ч, срок службы не установлен, имел 1 ремонт 14.12.93 на Шахтинском АРЗ РОСТО (через 183 ч с начала эксплуатации из-за повышенного расхода масла), наработка ППР 149 ч, остаток ресурса 351 ч
Воздушный винт: B530ТА-Д35 №000182, завод-изготовитель Московский машиностроительный завод «Вперед», выпушен в 1980 г (по сведениям завода, точную дату установить не представляется возможным), наработка СНЭ 679 ч, назначенный ресурс и срок службы 1000 ч, 12 лет, остаток назначенного ресурса 321 ч, календарный срок службы истек в 1992 году, межремонтный ресурс и срок службы 500 ч, 6 лет, согласно дубликату формуляра ВВ ремонты не выполнялись
Агрегаты ВС, оказавшие влияние на возникновение особой ситуации: Не выявлено
Сведения о КВС: Пол мужской, образование общее – среднее, в учебных авиационных организациях подготовку в качестве пилота ВС не проходил, свидетельства пилота не имеет. Со слов КВС, обучение полетам на самолете В-18Т проведено частным пилотоминструктором в период с августа по октябрь 2012 года (после покупки ВС), учет налета в летной книжке не ведется, со слов КВС, вывозная программа на самолете В-18Т составила около 20 ч, тренировочный налет на момент авиационного происшествия – около 30 ч
Все полеты выполнялись с п.п. «Подстепки», расположенной в 2 км севернее н.п. Подстепки, Тольяттинского района
Характер задания: Тренировочный полет в районе посадочной площадки «Подстепки» и над Куйбышевским водохранилищем
Маршрут полета: п.п. «Подстепки» - акватория Куйбышевского водохранилища – п.п. «Подстепки»
Заявка на выполнение полета в ЗЦ ЕС ОрВД пилотом не подавалась
Последний пункт вылета: п.п. «Подстепки»
Намеченный пункт посадки: п.п. «Подстепки»
Число членов экипажа/ пасс.: 1/0
В результате авиационного происшествия КВС не пострадал
Последствия происшествия, в т.ч. для окружающих объектов:
Окружающим объектам урон не нанесен
Количество и масса груза на борту: Груз отсутствовал
Метеоусловия: Прогноз погоды по 1 – 7 районам МДП г. Тольятти, куда входит район п.п. «Подстепки»: ветер у земли 130°, 5 м/с, температура -6[ch186]С, сплошная облачность с нижней границей 150 м, верхней 3000 м, видимость 2000 м, временами снег с ухудшением видимости до 1000 м. В облаках умеренное обледенение.
Фактическая погода: ветер южный 3 м/с, порыв 6 м/с, облачность слоисто-кучевая с нижней границей 600 м, видимость 7 км, дымка, температура воздуха -4,1°С
Обстоятельства события: Взлет самолета произведен с п.п. «Подстепки», приблизительно в 15 ч 00 мин. По объяснению КВС, он выполнил 2 прохода над посадочной площадкой на высоте 150 м (выше начиналось значительное ухудшение видимости), после чего на этой высоте вышел в акваторию Куйбышевского водохранилища (удаление площадки от водохранилища 3,5 км).
Со слов КВС, над водохранилищем на данной высоте начала резко ухудшаться видимость, и он принял решение вернуться на площадку.
Снизившись под облака до высоты порядка 50 м, КВС начал разворот влево на площадку с креном 50-60[ch186]. В процессе разворота, при отсутствии видимости естественного горизонта из-за густой дымки и неконтрастной снежной подстилающей поверхности, упустил контроль за высотой полета, допустил столкновение левой плоскостью ВС с поверхностью водохранилища, что привело к ее разрушению и падению самолета на лед. КВС выключил двигатель, перекрыл пожарные краны и обесточил самолет, после чего самостоятельно покинул ВС
Степень повреждения ВС: ВС получило значительные повреждения: разрушена и отделена от фюзеляжа левая и повреждена правая плоскости, двигатель с моторамой вырваны из конструкции
самолета, лопасти ВВ полностью разрушены, хвостовая часть оторвана от фюзеляжа и деформирована. Пожара не было
Сведения о состоянии бортовых самописцев: На данном ВС бортовые самописцы не установлены, системы спутниковой навигации отсутствовали
Физическая хар-ка р-на места события: Авиационное происшествие произошло на удалении 4,5 км в азимуте 182[ch186] от п.п. «Подстепки», на льду акватории Куйбышевского водохранилища. Абсолютная высота места АП +45 м, магнитное склонение +11[ch186]
Оперативные рекомендации: Рекомендации и предложения будут даны по окончании расследования АП.
Расследование авиационного происшествия проводится комиссией Межгосударственного комитета. В настоящее время проводится анализ летной и эксплуатационно-технической документации.
Комиссия по расследованию АП Межгосударственного авиационного комитета