Статью о продолжении состязаний в Ницце располагаю текстом. С уважением, Георгий
«Авиационные состязания в Ницце (от нашего корриспондента) (Окончание, См. N 9 «Библиотеки Воздухоплавания за 1910 г.)
6-й день, среда, 20 апреля. В 1 ч дня выходит Ван-ден-Борн, к нему вскоре присоединяется Ефимов, Рольс и Шаве, но последний вскоре вынужден был опуститься из-за неисправностей мотора, и его заменяет Латам. Начинается гонка в ряд один за другим. «Антуанетт» была немного позади других, но быстро нагоняет своих соперников, и теперь, четыре аэроплана идут по одной прямой линии сзади Латама...
Нужно заметить, что только один Ефимов не имел неприятностей с мотором, как другие авиаторы, и потому он имеет уже более 750 км. Он берет сегодня 2-й приз механиков (первый приз взял Дюрей) и два ежедневных приза на поднятие с пассажиром и без него. Ван-ден-Борн, его главный конкурент, не имел возможности ему помешать: вчера он еще имел неприятности с мотором и должен был в конце концов опуститься. Шаве тоже может жаловаться на неудачи с мотором.
После падения в болото или, вернее, в большую лужу, аппарат его, вообще был совершенно испорчен, и лишь благодаря местному конструктору он был быстро, в два дня, совершенно заново переделан, так что вместо старой модели Фармана Шаве получил новую модель - тип более быстрый, но менее устойчивый. Шаве вышел сегодня к 3-м часам, но на вираже в моторе согнулся шатун, после чего он вынужден был опуститься. У Латама тоже не совсем ладится в моторе, но тем не менее он берет приз, покрыв 4 оборота круга в 5 мин 336 с и побивая на 4 секунды свой вчерашний рекорд. Приготовляясь к завтрашнему призу на высоту, Ефимов, Латам, Метро, Рольс, поочередно пробуют свои силы в этом направлении. В 3 ? ч Метро поднимается на 800 метров и летит по направлению к Ницце, долетает почти до города, делает круг и возвращается на аэродром. Ефимов, который все это время кружится по аэродрому, решается пробовать свои силы на высоту, спускается, набирает бензин и поднимается на 40 метров, но затем спускается снова, чтобы взять пассажира для ежедневного приза, и, конечно, берет его. Дюрей снова поднимается и, сделав 4 круга, парит над морем, над яхтами и пароходами. Олислагер пробует свой новый моноплан, который, однако, не дает желаемого результата. Рольс, кажется, уже в сотый раз переменяет пропеллер своего неуклюжего «Райта». Под конец, Ефимов и Дюрей оспаривают приз механиков и приз за планирующий спуск. Дюрей берет первый приз (2000 фр.), Ефимов - 2-й приз (1500 фр.).
7-й день, четверг, 21 апреля. Гвоздем сегодняшней программы было состязание на высоту полета. При прекрасной весенней погоде поднялись в высь пять аэропланов: Латам на «Антуанетт», Шаве на «Фармане», Метро на «Вуазене», Рольс на «Райте», Олислагер на «Блерио». Зрелище было феерическое, какого не видали даже в Реймсе. Латам вышел сегодня первым в 1 ? ч дня. Затем Рольс на своем «Райте» поднимается со своего рельса, затем Ефимов, Ван-ден-Борн и Шаве, в ожидании начала состязания кружатся по аэродрому.
В 4 ? часа брать приз на высоту полетел Шаве, за ним поднялся Латам, и более быстрый «Антуанетт» стал скоро нагонять конкурента. Вот он уже поровнялся с Шаве на высоте до 630 метров и даже сделал несколько метров выше, как вдруг начал снова быстро опускаться, опять из-за неисправности в моторе. Шаве продолжает еще подниматься, оставляя на синеве неба струйку белого дыма из мотора; в 5 ч 30 мин он был на высоте 644 метров и, взяв эту высоту, повидимому, счел ее достаточной для себя и стал спускаться. Тем временем, пока происходила эта борьба Шаве с Латамом, Метро и Ван-ден-Борн совершили воздушное путешествие к городу. Метро долетел до Mont-baron'a, описав кривую и тем же путем, над морем, прилетел обратно на аэродром. Ван-ден-Борн взял на борт корреспондента «Фигаро» и тоже полетел в город над главными улицами и под апплодисменты тысячной толпы возвратился обратно, побив, таким образом, всемирный рекорд на воздушное путешествие на аэроплане с пассажиром над поверхностью моря (эти путешествия не входили в программу и сделаны были по собственному желанию авиаторов). Ефимов получил небольшое повреждение пропеллера и отложил свой полет на высоту до завтра. Рольс на «Райте» не был выше 200 метров и приза не получил. Ван-ден-Борн в конкурсе не участвовал и все брал пассажиров, сначала даму, потом французского генерала. Между тем, Латам, исправив свой мотор, хочет взять первый приз на высоту. Осталось очень мало времени до закрытия хронометража, но он все-таки в 5 ч 53 мин поднимается в воздух, идет все выше и выше и в 6 ч 28 мин достигает высоты 656 метров, побив Шаве всего на...12 метров. Латам получает, таким образом, 1-й приз на высоту, 2-й приз остается за Шаве.
8-й день, пятница, 22-го апреля - был не совсем удачным и мало интересным с спортивной точки зрения. К 1 часу дня густые, черные тучи повисли и закрыли собой окружающие горы. Дует сильный ветер. В 1 час дня Ефимов и Шаве начинают свои обычные круги, вскоре к ним присоединяется Латам, но публика смотрит на это ежедневно без особого интереса; все ждут, когда Ефимов полетит на приз за высоту. Около 3-х часов Ефимов останавливается, чтобы, как всегда, взять пассажира на ежедневный приз, берет этот приз - обычные 500 фр. - и затем отправляется к своему ангару, чтобы приготовиться к подъему на высоту. Тем временем выходит немец Граде со своим монопланом, делает несколько кругов, затем опускается из-за какой-то неисправности, потом снова поднимается и, пролетев 2-3 круга, спускается и уходит в свой ангар. Ефимов, наконец, готов и выезжает на круг. Теперь все внимание публики сосредоточено на нем. Он отделяется от земли и начинает подниматься вверх, выше и выше... Вот он уже на высоте 250 метров. Как вдруг, после виража над морем, он начал быстро спускаться почти по вертикальной линии. Спуск прошел благополучно. все бросились к нему. По его словам, на высоте 250 метров мотор стал давать перебои, а затем совсем, было, остановился. Он имел, однако, время, по инерции, повернуть на круг, чтобы не упасть в море.
День оканчивается раньше обыкновенного. Публика медленно расходится.
9-й день, суббота, 23 апреля. Согласно программе, состоялся полет аэропланов на мыс Кап-Ферра, при входе в бухту Виллафранша и обратно - расстояние 23 километра 438 метров. Семь авиаторов - Ван-ден-Борн, Дюрей, Латам, Рольс, Шаве, Ефимов и Метро - были готовы начать воздушное путешествие к 3 часам дня. Первыми отправились в воздушное путешествие Ван-ден-Борн и Дюрей. Сделав положенный один круг по аэродрому, они пускаются над морем по прямой линии - Ван-ден-Борн на высоте около 15 метров, а Дюрей совсем близко над водою. Вскоре они достигают маяка, огибают его и летят обратно. Навстречу им уже летят Латам на своем быстром моноплане «Антуанетт» и Рольс на «Райте». Латам, конечно, скоро оставляет Рольса позади, огибает маяк и приходит первым. Затем отправляется Шаве, который так же хорошо исполняет свою задачу, а вслед за ним - Метро. Затем летит Ефимов. Прилетев обратно, он остается недоволен своим временем 20 мин 21 2/5 с, благодаря чему он является пятым по счету, и хочет повторить полет. Он отправляется, но, не долетев до цели, т.е. маяка, быстро поворачивает обратно и, прилетев, объясняет, что чуть было не упал в воду: мотор начал ослабевать и, что бы не очутиться в воде, он вынужден был скорее повернуть назад и кое-как долететь обратно. По осмотре мотора оказалось, что в одном из цилиндров лопнула свечка, и этот цилиндр замедлял ход других. Ефимов остался, таким образом, пятым. Рольс летал тоже два раза и второй раз выиграл время и стал вторым. Олислагер на своем маленьком «Блерио» не решился конкурировать в таком большом полете. Под конец дня Римедик на биплане Куртиса тоже пытался лететь, но упал в воду. Он был, однако же, вытащен невредимым миноносками; аппарат же совершенно поломан. Этот Римсдик во время всей недели ни одного почти круга не мог сделать по аэродрому, чтобы не упасть, и вдруг без всяких приготовлений сразу пускается в море. Все, когда он полетел, были уверены, что он упадет, и, действительно, это случилось.
10-й день, воскресенье, 24 апреля. Крейсирование через море до Антиба и обратно также удалось вполне. В 3 часа дня Рольс и Шаве, и затем Латам, полетели через море огибать маяк (цель полета) в Антибе, - 27 км 374 м (туда и обратно). Латам пришел первым, обогнул маяк и устремился обратно.
После него через 1 мин 4 с маяк огибает Рольс (на «Райте»);
- 30 с спустя пролетает Шаве. Латам, прибыв на аэродром, захотел пройти это расстояние еще скорее и, не останавливаясь, сделав круг по аэродрому, устремился снова в даль, обогнул маяк и возвратился, затратив на это 20 мин 16 с. Рольс тоже недоволен своим временем и повторяет полет, но проходит это расстояние на этот раз в большее время, чем первоначально. Затем отправились в свою очередь Дюрей и Метро. Первый проходит весь путь в 21 мин 40 с, Метро - в 31 мин 48 1/5 с. Тем временем Ефимов пробует свой новый мотор E.N.V., который он поставил на свой аэроплан, вместо «Гнома». Сделав несколько кругов по аэродрому, он пускается, в свою очередь, в Антиб, возвращается благополучно, но делает очень большой крюк в воздухе, вместо того, чтобы итти по прямой линии обратно. Он сделал весь путь в 23 мин. Прибыв, он рассказывает, что сверху ничего не видно, и он «заблудился» в воздухе, и тут же решает лететь во второй раз. Этот второй полет дает ему второе место после Латама. Он совершает его в 20 мин 44 с (Средняя скорость 79,22 км/ч - Георгий). Рольс тоже хочет исправить свои ошибки и летит в третий раз, но... все остается на том же месте: его «Райт» не может дать большей скорости. Уже солнце стало садиться, когда Латам надумал лететь еще раз, но на этот раз ему не повезло: на полпути пропеллер его моноплана сломался, и он опустился в море, не долетев до цели. Миноноски тотчас же подобрали его, и этим инцидентом закончился день.