100 лет тому назад.

Добрый день Дамы и Господа! Лэди энд Джентльмены! Здравствуйте Товарищи! Предлагаю собирать информацию о событиях 100-летней давности, по возможности - из первоисточников.

С уважением, Георгий :)

Прежде чем поместить современные события 100-летней давности, немного прошлогодних.

Вот статья о первом полете в России, совершенном 12 (25) июля - когда Блерио перелетел через Ла-Манш (в эту же дату официально был зарегистрирован первый авиационный завод в России, в Петербурге П.Р.Т.В.)

Статья из газеты Одесский Листок за вторник, 14 июля 1909 г. в разделе «Спорт» на стр.3.
 

Вложения

Вот фото Ван-дер Шкруфа с титульного листа журнала «Спорт и наука» № 11, апрель 1909 г. Фото скопировал Сергей Решетов из Одессы.
 

Вложения

nick

Я люблю строить самолеты!
21 марта 1910 года в Одессе первый профессиональный летчик Российской империи Михаил Ефимов совершил публичный полет на аэроплане. Одним из первых в мире он осуществил виражи, спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем, первым стал летать ночью.
 

Вложения

Уважаемый nick - это фото сделано во Франции, как раз где-то 100 лет назад. Датировку можно найти в книге Владимира Николаевича Сашонко "Коломяжский ипподром", 1983 г. (разберемся позже, по какому стилю). К сожалению В.Н.Сашонко погиб лет 10 назад, (в подъезде по слухам хулиганы стукнули).

Интересно, что в карманах Николая Евграфовича Попова - камни! Это все было в Ницце.

Предлагаю писать даты таким образом 8 (21) марта - Полет Ефимова в Одессе 8 - по Юлианскогму (старому стилю); 21 - +13 дней, по Григорианскому календарю.

Вот текст из книги Сашонко:

День 16 апреля стал «днем Ефимова», писала газета «Пти нисуа». «Отважный русский пилот выиграл три приза и возглавляет список кандидатов на „Приз по совокупности результатов”». И та же газета на следующий день: «Ефимов монополизирует все призы».
Попов горячо радуется успехам своего соотечественника. Они проникаются глубокой симпатией друг к другу, переходят на «ты». И когда Ефимов решает еще раз вступить в борьбу – за приз «Полет с пассажиром», он предлагает Попову:
– Слушай, Николай, рискнешь подняться со мной в воздух?
– Миша, о чем ты толкуешь? Да я хоть с кем полечу, а тем паче с тобой. Более того, за честь сочту.
– Ну ладно уж тебе – за честь, за честь, – рассердился Ефимов, не любивший громких слов. – Собирайся – и пошли.
И они взлетели...
«Экипаж Ефимов?Попов – явление далеко не заурядное», – заметила по этому поводу «Пти нисуа», относившаяся к русским пилотам с большой симпатией и доброжелательным вниманием. «Экипаж Ефимов?Попов» взял еще один приз, «легко, – по словам газеты, – и вне конкуренции».
Информацию об этом дне состязаний «Пти нисуа» поместила под весьма выразительной «шапкой»: «Полеты этого дня. Опять Ефимов! Попов – пассажир!»
И отмечала далее:
    Максимальное число си«Соотечественник Ефимова Николай Попов, герой перелета Ла?Напуль – остров Святой Маргариты и обратно, беспредельно счастлив был взять на себя роль пассажира. Он прежде всего набил карманы камнями, чтобы увеличить свой собственный вес до семидесяти пяти килограммов, предусмотренных правилами состязаний, и поместился в самолете позади Ефимова. При первом полете они достигли высоты, равной двадцати восьми метрам с половиной, при второй – лишь двадцати метрам, но обоими своими результатами они побили все рекорды, установленные до настоящего времени».
И в следующих номерах газеты – заголовки, ставшие почти что стандартными: «Неизменно – Ефимов».
 
Статью о продолжении состязаний в Ницце располагаю текстом. С уважением, Георгий


«Авиационные состязания в Ницце (от нашего корриспондента) (Окончание, См. N 9 «Библиотеки Воздухоплавания за 1910 г.)
     6-й день, среда, 20 апреля. В 1 ч дня выходит Ван-ден-Борн, к нему вскоре присоединяется Ефимов, Рольс и Шаве, но последний вскоре вынужден был опуститься из-за неисправностей мотора, и его заменяет Латам. Начинается гонка в ряд один за другим. «Антуанетт» была немного позади других, но быстро нагоняет своих соперников, и теперь, четыре аэроплана идут по одной прямой линии сзади Латама...
     Нужно заметить, что только один Ефимов не имел неприятностей с мотором, как другие авиаторы, и потому он имеет уже более 750 км. Он берет сегодня 2-й приз механиков (первый приз взял Дюрей) и два ежедневных приза на поднятие с пассажиром и без него. Ван-ден-Борн, его главный конкурент, не имел возможности ему помешать: вчера он еще имел неприятности с мотором и должен был в конце концов опуститься. Шаве тоже может жаловаться на неудачи с мотором.
После падения в болото или, вернее, в большую лужу, аппарат его, вообще был совершенно испорчен, и лишь благодаря местному конструктору он был быстро, в два дня, совершенно заново переделан, так что вместо старой модели Фармана Шаве получил новую модель - тип более быстрый, но менее устойчивый. Шаве вышел сегодня к 3-м часам, но на вираже в моторе согнулся шатун, после чего он вынужден был опуститься. У Латама тоже не совсем ладится в моторе, но тем не менее он берет приз, покрыв 4 оборота круга в 5 мин 336 с и побивая на 4 секунды свой вчерашний рекорд. Приготовляясь к завтрашнему призу на высоту, Ефимов, Латам, Метро, Рольс, поочередно пробуют свои силы в этом направлении. В 3 ? ч Метро поднимается на 800 метров и летит по направлению к Ницце, долетает почти до города, делает круг и возвращается на аэродром. Ефимов, который все это время кружится по аэродрому, решается пробовать свои силы на высоту, спускается, набирает бензин и поднимается на 40 метров, но затем спускается снова, чтобы взять пассажира для ежедневного приза, и, конечно, берет его. Дюрей снова поднимается и, сделав 4 круга, парит над морем, над яхтами и пароходами. Олислагер пробует свой новый моноплан, который, однако, не дает желаемого результата. Рольс, кажется, уже в сотый раз переменяет пропеллер своего неуклюжего «Райта».  Под конец, Ефимов и Дюрей оспаривают приз механиков и приз за планирующий спуск. Дюрей берет первый приз (2000 фр.), Ефимов - 2-й приз (1500 фр.).
     7-й день, четверг, 21 апреля. Гвоздем сегодняшней программы было состязание на высоту полета. При прекрасной весенней погоде поднялись в высь пять аэропланов: Латам на «Антуанетт», Шаве на «Фармане», Метро на «Вуазене», Рольс на «Райте», Олислагер на «Блерио». Зрелище было феерическое, какого не видали даже в Реймсе. Латам вышел сегодня первым в 1 ? ч дня. Затем Рольс на своем «Райте» поднимается со своего рельса, затем Ефимов, Ван-ден-Борн и Шаве, в ожидании начала состязания кружатся по аэродрому.
     В 4 ? часа брать приз на высоту полетел Шаве, за ним поднялся Латам, и более быстрый «Антуанетт» стал скоро нагонять конкурента. Вот он уже поровнялся с Шаве на высоте до 630 метров и даже сделал несколько метров выше, как вдруг начал снова быстро опускаться, опять из-за неисправности в моторе. Шаве продолжает еще подниматься, оставляя на синеве неба струйку белого дыма из мотора; в 5 ч 30 мин он был на высоте 644 метров и, взяв эту высоту, повидимому, счел ее достаточной для себя и стал спускаться. Тем временем, пока происходила эта борьба Шаве с Латамом, Метро и Ван-ден-Борн совершили воздушное путешествие к городу. Метро долетел до Mont-baron'a, описав кривую и тем же путем, над морем, прилетел обратно на аэродром. Ван-ден-Борн взял на борт корреспондента «Фигаро» и тоже полетел в город над главными улицами и под апплодисменты тысячной толпы возвратился обратно, побив, таким образом, всемирный рекорд на воздушное путешествие на аэроплане с пассажиром над поверхностью моря (эти путешествия не входили в программу и сделаны были по собственному желанию авиаторов). Ефимов получил небольшое повреждение пропеллера и отложил свой полет на высоту до завтра. Рольс на «Райте» не был выше 200 метров и приза не получил. Ван-ден-Борн в конкурсе не участвовал и все брал пассажиров, сначала даму, потом французского генерала. Между тем, Латам, исправив свой мотор, хочет взять первый приз на высоту. Осталось очень мало времени до закрытия хронометража, но он все-таки в 5 ч 53 мин поднимается в воздух, идет все выше и выше и в 6 ч 28 мин достигает высоты 656 метров, побив Шаве всего на...12 метров. Латам получает, таким образом, 1-й приз на высоту, 2-й приз остается за Шаве. 
     8-й день, пятница, 22-го апреля - был не совсем удачным и мало интересным с спортивной точки зрения. К 1 часу дня густые, черные тучи повисли и закрыли собой окружающие горы. Дует сильный ветер. В 1 час дня Ефимов и Шаве начинают свои обычные круги, вскоре к ним присоединяется Латам, но публика смотрит на это ежедневно без особого интереса; все ждут, когда Ефимов полетит на приз за высоту. Около 3-х часов Ефимов останавливается, чтобы, как всегда, взять пассажира на ежедневный приз, берет этот приз - обычные 500 фр. - и затем отправляется к своему ангару, чтобы приготовиться к подъему на высоту. Тем временем выходит немец Граде со своим монопланом, делает несколько кругов, затем опускается из-за какой-то неисправности, потом снова поднимается и, пролетев 2-3 круга, спускается и уходит в свой ангар. Ефимов, наконец, готов и выезжает на круг. Теперь все внимание публики сосредоточено на нем. Он отделяется от земли и начинает подниматься вверх, выше и выше... Вот он уже на высоте 250 метров. Как вдруг, после виража над морем, он начал быстро спускаться почти по вертикальной линии. Спуск прошел благополучно. все бросились к нему. По его словам, на высоте 250 метров мотор стал давать перебои, а затем совсем, было, остановился. Он имел, однако, время, по инерции, повернуть на круг, чтобы не упасть в море.   
     День оканчивается раньше обыкновенного. Публика медленно расходится.
     9-й день, суббота, 23 апреля. Согласно программе, состоялся полет аэропланов на мыс Кап-Ферра, при входе в бухту Виллафранша и обратно - расстояние 23 километра 438 метров. Семь авиаторов - Ван-ден-Борн, Дюрей, Латам, Рольс, Шаве, Ефимов и Метро - были готовы начать воздушное путешествие к 3 часам дня. Первыми отправились в воздушное путешествие Ван-ден-Борн и Дюрей. Сделав положенный один круг по аэродрому, они пускаются над морем по прямой линии - Ван-ден-Борн на высоте около 15 метров, а Дюрей совсем близко над водою. Вскоре они достигают маяка, огибают его и летят обратно. Навстречу им уже летят Латам на своем быстром моноплане «Антуанетт» и Рольс на «Райте». Латам, конечно, скоро оставляет Рольса позади, огибает маяк и приходит первым. Затем отправляется Шаве, который так же хорошо исполняет свою задачу, а вслед за ним - Метро. Затем летит Ефимов. Прилетев обратно, он остается недоволен своим временем 20 мин 21 2/5 с, благодаря чему он является пятым по счету, и хочет повторить полет. Он отправляется, но, не долетев до цели, т.е. маяка, быстро поворачивает обратно и, прилетев, объясняет, что чуть было не упал в воду: мотор начал ослабевать и, что бы не очутиться в воде, он вынужден был скорее повернуть назад и кое-как долететь обратно. По осмотре мотора оказалось, что в одном из цилиндров лопнула свечка, и этот цилиндр замедлял ход других. Ефимов остался, таким образом, пятым. Рольс летал тоже два раза и второй раз выиграл время и стал вторым. Олислагер на своем маленьком «Блерио» не решился конкурировать в таком большом полете.  Под конец дня Римедик на биплане Куртиса тоже пытался лететь, но упал в воду. Он был, однако же, вытащен невредимым миноносками; аппарат же совершенно поломан. Этот Римсдик во время всей недели ни одного почти круга не мог сделать по аэродрому, чтобы не упасть, и вдруг без всяких приготовлений сразу пускается в море. Все, когда он полетел, были уверены, что он упадет, и, действительно, это случилось.
     10-й день, воскресенье, 24 апреля. Крейсирование через море до Антиба и обратно также удалось вполне. В 3 часа дня Рольс и Шаве, и затем Латам, полетели через море огибать маяк (цель полета) в Антибе, - 27 км 374 м (туда и обратно).  Латам пришел первым, обогнул маяк и устремился обратно.
После него через 1 мин 4 с маяк огибает Рольс (на «Райте»);
- 30 с спустя пролетает Шаве. Латам, прибыв на аэродром, захотел пройти это расстояние еще скорее и, не останавливаясь, сделав круг по аэродрому, устремился снова в даль, обогнул маяк и возвратился, затратив на это 20 мин 16 с. Рольс тоже недоволен своим временем и повторяет полет, но проходит это расстояние на этот раз в большее время, чем первоначально. Затем отправились в свою очередь Дюрей и Метро. Первый проходит весь путь в 21 мин 40 с, Метро - в 31 мин 48 1/5 с. Тем временем Ефимов пробует свой новый мотор E.N.V., который он поставил на свой аэроплан, вместо «Гнома». Сделав несколько кругов по аэродрому, он пускается, в свою очередь, в Антиб, возвращается благополучно, но делает очень большой крюк в воздухе, вместо того, чтобы итти по прямой линии обратно. Он сделал весь путь в 23 мин.  Прибыв, он рассказывает, что сверху ничего не видно, и он «заблудился» в воздухе, и тут же решает лететь во второй раз. Этот второй полет дает ему второе место после Латама.  Он совершает его в 20 мин 44 с (Средняя скорость 79,22 км/ч - Георгий). Рольс тоже хочет исправить свои ошибки и летит в третий раз, но... все остается на том же месте: его «Райт» не может дать большей скорости. Уже солнце стало садиться, когда Латам надумал лететь еще раз, но на этот раз ему не повезло: на полпути пропеллер его моноплана сломался, и он опустился в море, не долетев до цели. Миноноски тотчас же подобрали его, и этим инцидентом закончился день.
    
 
Вот окончание этой статьи, результаты смотрятся привлекательно с учетом сегодняшнего выступления  выступления Виталия Петрова в Формуле-1


Результаты дня:
     Крейсирование Ницца-Антиб-Ницца (Дист. 27 км 374 м.).
     1 Латам.  20 мин 6 с      берет 20.000 фр.
     2 Ефимов. 20 мин 44 4/5 с берет 10.000 фр.
     3 Дюрей.  21 мин 40 2/5 с берет 5.000 фр.
     4 Шаве.   23 мин 39 с     без приза
     5 Рольс.  24 мин 42 с     без приза
     6 Метро.  31 мин 48 с     без приза

     5.000 фр. гор. Антиб должны быть разделены поровну между 6-ю авиаторами, т.е. каждому по 826 фр. Ван-ден-Борн, имея мотор слабее, чем у своих соперников, отказался крейсировать, но вместо того он сделал воздушное путешествие в монако и обратно в 36 мин. Олислагер с его Блерио тоже не мог соперничать в быстроте и предпочел сделать прогулку над городом; он летал над «Place Massena», где публика приветствовала его.
    
     Окончательный итог на приз общей дистанции.
     Ефимов...........960 км 348 м    30.000 фр.
     Ван-ден-Борн.....606 км 336 м    10.000 фр.
     Шаве.............490 км 330 м    6.000 фр.
     Рольс............421 км 718 м    4.000 фр.
     Остальные: Латам - 391 км 224 м; Дюрей - 82 км 586 м;
Олислагер - 81 км 448 м; Метро - 80 км 162 м; Рамбюсон - 20 км; Граде - 12 км; Ружье - 9 км 584 м.

     Общее расстояние, пройденное всеми авиаторами за все время состязаний, - 3.265 км.
     Получили всего за всю неделю:
     Ефимов...........77.547 фр. 50 сант.
     Латам............66.547 фр. 65 сант.
     Ван-ден-Борн.....27.214 фр. 25 сант.
     Дюрей............19.547 фр. 65 сант.
     Шаве.............15.547 фр. 60 сант.
     Рольс............6.047 фр.  60 сант.
     Ролинсон.........2.000 фр.  -
     Метро............1.547 фр.  60 сант.
    
     итого 210.000 фр.
    
     Остались неразыгранными 5.000 фр.
    
     М. Кривцов.
Ницца 25 апреля 1910 г» [Библиотека воздухоплавания, 1910 г., N 10, стр.48.].
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
Спасибо Георгий.  Даже наше поколение в суете забывает свою историю... а ведь России есть чем гордиться. 
 
Уважаемый Байкал! точно также думаю! Статьи того времени показывают что авиацией, пускай и короткое время, но интересовались все, художники, юристы, механики.
Восторг был от масялных пятен, от разорваных ботинок авиаторов. Аварии, поломки, запуск мотора вызывали восторг. Сейчас "мозгов" меньше участвует по количеству - меньше отражения в прессе, хотя качество выше! Сейчас к сожалению даже среди некоторых самодельщиков меньше веет романтикой, поэзией, а больше формулярами, сертификатами...
Гениальная работа не успевает отражаться в записях, анализах, расчетах. Подчас описание события не профессионала, но очевидца и написанное в этот же день бывает важнее и интереснее чем рассказ самого участника, но через 50 лет!

Старинная авиация интересна еще и потому, что старинный аэроплан сложнее построить чем современный. Говорю не о 30-х годах, потому что считаю, что все что летает маленькое - все по методикам 30-х годов, а что раньше - практически забыто, как это делалось, для чего....

Задачи, которые ставили перед аэропланами усложнялись - легче, большая грузоподъемность, перегрузка, скорость, а методы решения задач упрощались и сами аэропланы-самолеты упрощались. И теперь для нас то прошлое - динозавры. Кстати недавно увидел фильм - наиболее близкие генетически к динoзаврам современники - это птицы. Т.е. динозавры не вымерли! Они просто стали меньше по размеру. Думаю что в скором времени такая же участь ждет Боинги и Аэробусы!
С ув. Georgiy  :eek:
 

КБ Альбатрос

РП15,РП25,РП2OO
Гениальная работа не успевает отражаться в записях
Такие восторженные сопли были у людей,когда поплыли первые корабли...и где те глинянные носители на которых записаны древние восторги...?
Удел человечества-кастовость...удел специализации-кастовость...поколению идиётов отученных мыслить,учиться,работать и приученому развлекаться,  невозможно уловить ПСС между началом и концом их бытия...
Когда власть в стране была...на улицах весною не валялось столько собачьего гов..а и одноразовых шприцев...так что,во всём виноват...????!!!
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
Т.е. динозавры не вымерли! Они просто стали меньше по размеру. Думаю что в скором времени такая же участь ждет Боинги и Аэробусы!
По оценкам некоторых учёных до создания антигравитации остаётся 15-20лет...
На самом деле летать аэродинамическим способом будем далее только мы... из спортивного интереса... и идеи для. ;)
 
[tr]...и где те глинянные носители на которых записаны древние восторги...?
[/tr]

В Библии, говорят, указаны размеры ковчега в локтях, изображения древних "пароходов" встречаются на предметах искусства, много изображений в Египте.

Если авиацию рассматривать как источник пользы, тогда надо учиться, мыслить, работать - и все равно пользы не получишь! Как мне кажется, авиация - это  "фабрика духов и помад", как это говорил Ю.М.Ларин в начале 1918 года!

С уважением, Георгий
 

podval

Я люблю строить самолеты!
К стати 28 марта 1910 года поднялся первый гидроплан.Франция.
 
Интересно, на http://www.skypioneers.kiev.ua/francija/gidrosamolet/

написано,
Анри Фабр (Fabre, 1882–1984) в 1910–м году модифицировал биплан Вуазена в первый в мире летавший самолет–амфибию „Hydravion“. 28 марта он пролетел 1650 футов над водой.

Выкладываю фото аппарата Фабра, сделанные 12 ноября 2008 г. в Mus[ch233]e de l’Air в Париже
 

Вложения

Вверх