Это здорово, но хочется описания боевых действий, как выигрывали, где проиграли, тактика и техника выполнения упражнений.
Отчет:
С 09 по 19 августа 2017 года в г. Надьканижа, Венгрия проходил 14-й Чемпионат Европы по спорту сверхлегкой авиации. В соревнованиях приняло участие 69 спортсменов из 14 стран в классах летательных аппаратов: Дельталёт-1, Дельталёт-2, Самолёт-1, Самолёт-2, Гиролёт (автожир)-2. Сборная России была представлена семью экипажами (2 дельталёта двухместных, 4 дельталёта одноместных, 1 гиролёт (автожир)).
За период соревнований было выполнено 13 различных упражнений. Это навигационные задания (по известному и частично известному маршрутам), задания на экономичность топлива (максимальная дальность полета на ограниченном запасе топлива, скорость + дальность) и аэродромные задания (точность приземления с включенным и выключенным двигателем).
По итогам соревнований экипаж № 214: пилот – Семёнов Максим, штурман – Семёнова Альфия (г. Уфа) заняли первое место в классе 2-х местные дельталёты, одноместный экипаж в лице Андрея Щеколдина (г. Александров) – Чемпион в классе одноместных дельталетов. Сборная России – третье командное место.
Результаты оправдали наши ожидания. Именно оправдали, потому что золото в одноместках у дельтиках мы ждали давно. Что касается золота в двухместных дельтах, то оно оказалось тяжелее прошлогоднего. Чувствовался груз некой ответственности (со всеми вытекающими).
Итак, сначала…
Прибыли на место «08» августа с надеждой быстро собраться и успеть облетаться до начала соревнований. Организация на высоте: прием и размещение участников, быт, возможность летной и навигационной подготовки дало квалификационное (не в зачет) маршрутное задание с техническим анализом результатов. И даже пошедший накануне страшный шторм (с ветром до 50 м/с), порванные паруса, гнутые латы и разбитые шифером с крыш роторы не смог помешать стартовать сборной России практически в полном составе.
Начали с маршрутных заданий, где основной целью было выдержать ЛЗП (линию заданного пути) точно по времени, что подтверждалось заявленной на земле перед вылетом скоростью и точно в коридоре, с одновременным поиском наземных целей. На протяжении всего пути находятся порядка 15 скрытых ворот (
см. рис. 1).
Часть их них временные, где делается срез по времени, часть их них отвечают за качество прохождения маршрута: зеленая линия – так как нужно (идеал), красная линия – трек участника (
см рис. 2).
Комментарии по выполнению маршрутных заданий:
«+» погода;
«-» несоответствие карт и местности (касаемо растительности), однотипность населенных пунктов (очень похожи друг на друга);
Из маршрутных были задания с частично известным маршрутом (
рис. 3). Т.е. задали начальный луч, на котором необходимо найти ППМ (поворотный пункт маршрута) с цифрами, обозначающими градус прокладки следующего луча. В процессе прокладываем, рисуем и идем до следующего ППМ. И так до FP (финишная точка маршрута). Параллельно ищем наземные цели (порядка 10 шт.), которые приносят дополнительные очки в копилку участника. Так же на протяжении всего пути от 15 до 20 скрытых ворот (временных и качества выдержки ЛЗП)
Задания с ограниченным запасом топлива.
В простонародье – задания на жадность, где тактико-технические характеристики ЛА переплетаются с мастерством пилотирования, а именно искусством обработки воздушных потоков за минусом как раз человеческого фактора, а именно стремления долететь дальше или выше.
На 14-ом Чемпионате Европы в основном разыграли упражнения, где экономичность соседствовала со скоростью, да еще и с дальностью. Например, одно из упражнений (
рис.4): на ограниченном запасе топлива необходимо, во-первых, пролететь скоростной участок от точки 1 через точку 2 до точки 3 (
см. рис. 4), показав максимальную скорость, протяженностью 40 км, заявив время прохождения точки 3 в секундах и во-вторых, после прохождения точки 3 улететь как можно дальше от аэродрома. Очки считались 50/50 (скорость/дальность, по 500 очков) минус штраф за неточное попадание по времени в точке №3 (т.е. нельзя было опоздать, или прилететь раньше). Максимально можно было заработать 1000 очков.
Без преувеличения «королевой» данной группы упражнений (да и спорта СЛА в целом) можно считать «парёжку». Механика упражнения: на определенном количестве продержаться в воздухе как можно дольше (используя восходящие потоки). Время начинается от момента отрыва колес от ВВП, и заканчивается при приземлении в аэродром. Обычно топливо вырабатывается полностью, но в редких случаях организаторы требуют привезти остаток, например, не менее 2-х литров. Как правило с остатком работают в сложных (горных) местностях. К сожалению, парёжки не было на этих соревнованиях.
Аэродромные задания на Чемпионате не были полностью разыграны. Не было посадок по времени, а так же не было короткого взлета и посадки. Посадки на точность (с работающим двигателем или с заглушенным) ставили в довесок после маршрутных заданий. Это делалось из-за сжатых сроков проведения соревнований в связи с погодными условиями.
Резюме.
14-й Чемпионат Европы по спорту сверхлегкой авиации получился «богат» на погодные катаклизмы, поломки техники и прочие неприятности, не смотря на которые сборная команды смогла найти в себе силы и средства для отличного выступления на соревнованиях. Сегодня мы написали новую страничку истории в развитии отечественного спорта СЛА. Сегодня в двух классах мы лидируем, а именно в дельтиках (одно- и двухместных), где всегда была максимальная конкуренция. Да, мы проигрываем в автожирах и самолетах. Но на сегодняшний день мы уже проигрываем не по мастерству, а по количеству представленных бортов. А вопрос нашего лидерства в этих классах – это вопрос времени. Продолжаем наращивать темп, улучшая результат.
С уважением к команде
и ко всему происходящему вокруг нас,
Максим Семенов