Аэропракт А-22

eXmajor-ME

Любитель Малой Авиации
Yakovlyev сказал(а):
Были трещины в отогнутом борте стенки гребня в районе заднего шпангоута хвостовой балки.
Сейчас там ставится усиливающий уголок.
Причин трещин - колебания стабилизатора в своей плоскости во время руления.
Это произошло на нескольких первых А-22-х, которые были поставлены в Эмираты.
...для наглядности и закрепления вышесказанного!

...но только не для тех, кто задаёт вопрос ради вопроса! :STUPID









/me
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
@ 040

George задал вопрос и все ринулись отвечать , я задал вопрос - все ринулись ругаться :)
Ага , именно так "вопрос для вопроса" (с) Сбитый лётчик
Может быть вернее  ," вопрос без ответа ? " (с) Я :)
На моих фото ПВД деформированно однозначно , на иныхъ фото оно примерно стоит как ему и положено. Но реакции нормальной - О
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Ген - а ведь началась бодяга именно с Вас - я еще воздержался тогда,после вопросика о люфтах,привести анекдотец.
Лежит барин на диванчике,курит трубочку,у дивана лежит пес.Тихо,жарко,скушно.
- Эй,Иван,подь сюда.
Иван пришел.
- Что угодно,барин?
- А наступи-ка псу на хвост.
- Никак не можно,барин
- Наступи,наступи - я велю!
Иван наступает псу на хвост,пес,вскочив на ноги,хватает Ивана за ногу,отчего тот вопит благим матом.
Барин,довольный,выпускает облако дыма и говорит:
- А не любит тебя,Иван,Трезорка...Ох как не любит.
 

СИБИРЯК

АЭРОПРАКТ СИБИРЬ
Lapschin сказал(а):
Ген - а ведь началась бодяга именно с Вас - я еще воздержался тогда,после вопросика о люфтах,привести анекдотец.
Лежит барин на диванчике,курит трубочку,у дивана лежит пес.Тихо,жарко,скушно.
- Эй,Иван,подь сюда.
Иван пришел.
- Что угодно,барин?
- А наступи-ка псу на хвост.
- Никак не можно,барин
- Наступи,наступи - я велю!
Иван наступает псу на хвост,пес,вскочив на ноги,хватает Ивана за ногу,отчего тот вопит благим матом.
Барин,довольный,выпускает облако дыма и говорит:
- А не любит тебя,Иван,Трезорка...Ох как не любит. 
Ха-ха-ха 1000БАЛЛОВ!!! РжОм всем аэроклубом! Давно так не пробивало-классный анекдот, особенно слог и изложение! А, если серьезно-нормальная тема ведь была поднята... Очень правильно обсуждать недостатки и достоинства самолета(когда это действительно замечания по-существу и ТОЛЬКО В ФОРМАТЕ:КОНКРЕТНЫЙ ВОПРОС-КОНКРЕТНЫЙ ОТВЕТ)-прежде всего, это помогает  конструкторам сделать конструкцию самолета еще лучше. Так давайте-ж, не искать Химеру в темной комнате (типа: безапелляционно говорить о скороподъемности  никогда не подходя к аэроплану, и тд.)-спроси у реальных эксплуатантов, е-мое! И я лично отвечу на конкретный вопрос (проваливаются лыжи или нет, забивается снегом ПВД или нет, и.тд.) Считаю это в общих интересах Всех-треснуло, забилось, отвалилось-напиши-расскажи, ведь не зазорно это. В следующий раз будет усилено, укреплено, вылизано-так работают серьезные фирмы-производители  заботящиеся о своем будущем и репутации. Приношу Всем свои извенения, кого может обидел своими не в меру резкими высказываниями.
 

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
Если говорить о проблемах самолета о которых я слышу от человека эксплуатирующего А-22 с длинным крылом, его фотографии я выкладывал тут, то есть жалобы на трещины возле крепления рессор, точнее сейчас не скажу и трещины у стабилизатора. Сервисные бюллетени вроде как раз связаны с этим. Лично наблюдал трещины обшивки хвостовой балки и накладки, в районе узла крепления стабилизатора. Верхняя заклепка в кронштейне. Эта же заклепка является первой в шпангоуте, выше вырез под троса управления РН. Место появления трещины, вполне закономерное (есть,в усталости, такой термин "хардпойнт"). Думаю, если сделать кронштейн побольше - добавить "ушки", что бы было не две заклепки вертикально, а четыре (при этом получается три нижних сквозь шпангоут, а верхняя только к обшивке), то вероятность появления трещины там уменьшится. Но у такого решения есть трудности - кроштейн надо гнуть, что бы он точно прилегал к обшивке.
Могу еще добавить что самолет налетал около тысячи часов и не все полеты были в рамках РЛЭ. Честно говоря, думаю что большинство сверхлегких самолетов, регулярно летает с нарушениями ограничения по максимальной взлетной массе, при этом, некоторые, еще и штопора пытаются крутить. Все это, учитывая еще и качество грунтовых площадок, приводит к преждевременному появлению трещин.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Верхняя заклепка в кронштейне. Эта же заклепка является первой в шпангоуте, выше вырез под троса управления РН
Я стараюсь крайние заклепки в силовом шве заменять на болты,а одиночные заклепки в нагруженных местах исключать вовсе.
Именно из-за этого.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
@ Lapschin

Палыч , анекдот улыбнул ) :) СПАСИБО!
Хорошо , больше не буду наступать на хвост ...бывшему маёрнамупилоту ! ЧесСЛО! :)


А теперь всё таки вопрос, допускаются ли люфты в каналах управления ? Может это не вопрос этой ветки , готов пообщаться в иной. Всю литературу что я имею по моим самолётам , там в категорической форме это не допускается. Или в у-лайтах это не критичное требование ? Я не знаю ответа на этот вопрос
В этом году обнаружил для себя это явление в А-22ых , был удивлён. Потом похожее увидал на новиньком самолёте только из целофана ( конкретизировать не буду). Высказался в слух - чуть не забили бейсбольными битами свои же  :(.
Настоял на своём , вскрыли смотровые лючки , всё проверили ...нашли треснувшую втулку качалки  :mad:.
Угомонились,  извинились. Всё ок.
И ЧТО дальше ? Вернее КАК?
Потому и задал вопрос здесь ....Так опять некоторые к "битам" ломанулись ) :)
Так же и с фото с ПВД. Ну факт что смотрит " в небо" . Я пилот , я не конструктор. Я не знаю как влияет на показание скорости такая вот "подзорная труба" . Задал вопрос . Опять всё теже , "ломанулись" к тем же "битам " )))))
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
А теперь всё таки вопрос, допускаются ли люфты в каналах управления ? Может это не вопрос этой ветки , готов пообщаться в иной. Всю литературу что я имею по моим самолётам , там в категорической форме это не допускается. Или в у-лайтах это не критичное требование ? Я не знаю ответа на этот вопрос
Прежде всего необходимо (простите за каламбур)определиться в определениях.Люфтом обычно принято считать СВОБОДНОЕ перемещение одного элемента относительно другого,т.е.такое перемещение,когда выбираются существующие зазоры;термин "упругий люфт",зачастую применяемый и который,подозреваю,и имеется в виду никакого смысла не имеет т.к.неизвестно,до какого сопротивления следует нагружать элемент до выборки этого "упругого люфта".Естественно,чем меньше типоразмер самолета и его масса,упругие явления (напр.перемещение элерона при зажатой ручке) будут проявляться при меньших нагрузках т.к.становятся соизмеримыми с усилиями руки - но и на пилотажных "сучках",где управление никак не заподозришь в слабости,отклонить элерон на 3...5 градусов туда-сюда также не представляет особой проблемы.
   Мне приходилось конкретно иметь дело с четырьмя А-22 - детально обследовать их конструкцию и летать на них:должен сказать,что тот факт,что полностью вытянутый штурвал можно свободно перемещать вправо-влево-вверх-вниз с радиусом не менее 60 мм,мне не очень понравился - но на управлении,как оказалось,это никак не сказывается (опять,блин,каламбурчик),оставшись на уровне субъективных ощущений.
Но открвенных люфтов со ступенчатой остановкой по их выборке наблюдать не пришлось по всем трем каналам.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Палыч именно в яблочко:
[edit]Люфтом обычно принято считать[highlight] СВОБОДНОЕ перемещение одного элемента относительно другого,[/highlight]т.е.такое перемещение,когда выбираются существующие зазоры[/edit]

Я это ощущал при усилиях не больше 100-200 грамм приложенных к элерону при зажатой ручке. Это меня и удивило , т.к. подойдя с спорщиками к своему заслуженному ЯК-12А с его почти 6000 часами налёта , ничего подобного никто по чувствовать не мог. В А-22 же во время небольших усилий прикладываемых к элерону слышался металлический стук. Если бы это было на одном самолёте , я бы категорически высказался его хозяину , самоё для меня удивительное , то что на другом А-22 была та же картина. И опять меня удивил такой фактор как  , что на бОлее старшей машине этот люфт был заметно МЕНЬШИМ.

Повторюсь , что я понимаю и знаю из личной практики ,что отличить "упругий люфт" от иного обыкновенного люфта можно хотя бы по звуку. А появление звука как мы с Вами знаем , это наличие зазоров в парах ось-отверстие ( как правило)
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Повторюсь , что я понимаю и знаю из личной практики ,что отличить "упругий люфт" от иного обыкновенного люфта можно хотя бы по звуку. А появление звука как мы с Вами знаем , это наличие зазоров в парах ось-отверстие ( как правило)
Ради исключения таких зазоров при сохранении совершенно свободного вращения я ставлю во все шарниры в механизмах управления (а вообще-то и не только в управление,а,скажем,в узлы навески крыла)ШС-ы (шарниры сферические),имеющие высочайшего класса посадки при исключительной твердости деталей шарнира - это решает задачу в принципе.Правда мне уже неоднократно пеняли,что это явное излишество для мелких классов:возможно,так оно и есть - как сами ШС-ы стоят денег,так и наличие их в конструкции не упрощает последнюю.Но,видимо,я старомоден и поступиться принципами мне сложновато,хотя в иных случаях безо всякого сомнения приходится нарушать устоявшиеся каноны и применять совершенно непригодные с МАПовской точки зрения материалы и технологии.
Тем не менее - мое мнение остается моим и вовсе не является истиной.Так узлы навески крыла самолета "Акробат" при строгом соответствии уховильчатых соединений как рекомендациям,так и чертежам,издавали-таки звук при покачивании консолей - при передаче самолета Кайрису на болты нанесли доп.хромирование,дабы свести в нуль все зазоры - в основном для исключения беспокойства пилота.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Палыч , но наличие таких зазоров ось - отверстие или ухо - вилка , рано или поздно начнёт приводить к "наклёпу"сопрягаемых деталей. А это в свою очередь как правило  приведёт к последующему увеличению тогоже люфта. Получается погоня за собственным хвостом ...
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Gennadij сказал(а):
Палыч , но наличие таких зазоров ось - отверстие или ухо - вилка , рано или поздно начнёт приводить к "наклёпу"сопрягаемых деталей. А это в свою очередь как правило  приведёт к последующему увеличению тогоже люфта. Получается погоня за собственным хвостом ...
На самом деле все давно украдено до нас - в авиапроме существуют рекомендации практически на все случаи жизни и конструктор в КБ,снабженный РДК (руководствами для конструкторов),РТМ (руководящими техническими материалами),ТУ(тех.условиями) ОСТы(отраслевые стандарты),ГОСТы и пр.пр.пр. в процессе проектирования особо не думает,открывая (а за многие годы - просто врезавшиеся вмозги) нужные страницы нужных руководящих материалов.
А на основе простого здравого смысла решение не всегда будет правильным - так,обнуляя зазоры в подвижных шарнирных соединений под нагрузкой получите повышенное трение:как результат,более быструю выработку,да неравномерную - в итоге тот же,может быть и бОльший люфт...
А наклеп появится при превышении некоторого напряжения и в качестве поверхностного упрочнения может быть и полезен...при определенных условиях - вышеперечисленные руководящие материалы и призваны избавить конструктора от тяжких раздумий над каждым болтом.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Ок , документы прочитаны , рекомендации усвоены на пред дипломной практике , Кб снабжены современными само рисующими карандашами Но ..... На готовом изделии существует достаточно ощутимый люфт.  :-?
Ваши рекомендации ( или действия) ?
Возможные варианты ответа :
- пренебрегать люфтом , т.к. его наличие ни на прежде временный износ ни на возможный флаттер не повлияют
- описать ситуацию производителем с описанием того , что данный люфт находится в пределах допустимого
- придумать что то от себя лично
- послать нах задающего такие вопросы человека ( пилота) без объяснения причин


?
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
На готовом изделии существует достаточно ощутимый люфт. 
Ваши рекомендации ( или действия) ?
Прочитать инструкцию по эксплуатации;в случае выхода какого-то параметра за рекомедованные рамки действовать в соответствии с данной инструкцией.
В случае отсутствия упоминания о имеющемся,по-Вашему,дефекте,следует направить производителю или его дилеру в регионе официальный запрос.
Производитель продукции несет ответственность за производимую продукцию и должен внести ясность - можно ли продолжать эксплуатацию самолета с подобным дефектом/особенностью.
Как-то так,по-моему.
Но уж точно,выбранный Вами вариант - не дождавшись ответа,а,скорее всего,не имея основания для официального запроса,не задокументировав дефект,инициируете кампанию,страшно далеко выходящую за пределы рассмотрения очень локальной проблемы конкретной качалки,мгновенно разросшуюся до масштабов выбора облика самолета,принимая в этой кампании очень деятельное участие по очень далеким и от качалки и от люфтов вопросам,- просто не может дать искомого результата по качалке.Если,конечно,Вас интересует именно этот результат,в чем я очень сильно сомневаюсь.
 

George

Я люблю строить самолеты! Особенно маленькие :)
Похоже, ГО имеет 2 точки крепления к хвостовой балке и одну к подфюзеляжному гребню.Момент от ГО, вроде как воспринимается гребнем и передается на балку. Простота и изящество решения сомнений не вызывает, но как насчет надежности?Говорят, были бюллетени на доработку? 
Насчет простоты, это вы погорячились. ;) Нет, бюллетеней на доработку не было.  Были трещины в отогнутом борте стенки гребня в районе заднего шпангоута хвостовой балки. Сейчас там ставится усиливающий уголок. Причин трещин - колебания стабилизатора в своей плоскости во время руления. Это произошло на нескольких первых А-22-х, которые были поставлены в Эмираты. Все они были доработаны нашими специалистами на месте, поэтому бюллетень не выпускали. С надежностью все нормально - имеется опыт эксплуатации в летной школе до 2500 летных часов.
Ok!
спасибо.
 

Rafis

Я люблю этот Форум!
Откуда
globe
У меня есть для Х-плана 9.22, правда ее надо доводить еще.
Делал для приятеля, его устроило. Есть и самодельный перевод интерфейса для 9k.22, ну, не все мне понравилось в переводах от разработчиков Х-плана и русского форума.
 

Yakovlyev

Я умею строить самолеты!
Привет всем!
Извиняюсь за отсутствие - был занят испытаниями нового, увеличенного объема бака для А-22LS. Использую компьютерное объемное моделирование нам удалось на  3-и литра увеличить объем бака + опционная, выпуклая верхняя поверхность бака добавила еще 7 литров. Как я уже сказал, новый бак имеет два варианта - обычный для версии L с объемом 48 литров и увеличенный для версии LS с объемом 55 литров. Увеличенный бак прошел испытание внутренним давлением 3.5 psi, что соответствует водяному столбу 2.4 м. Водою и испытывали.
Левый бак в пятницу был установлен на наш клубный А-22LS и испытан мною в полете. Были выполнены: разгоны до скорости 220км/ч в пикировании, скольжения в разные стороны, а так же сваливания при разных положениях закрылков. Никаких особенностей не было замечено. На сваливании самолет опускает правое крыло. Можно предположить, что выпуклый бак установленный слева, несколько затягивает срыв потока в корневой части крыла на больший угол. Это будет уточнено после установки правого, такого же бака.
Вот как этот бак выглядит на самолете:
 

Вложения

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
На сваливании самолет опускает правое крыло. Можно предположить, что выпуклый бак установленный слева, несколько затягивает срыв потока в корневой части крыла на больший угол. Это будет уточнено после установки правого, такого же бака.
Предположение установкой второго бака вряд ли возможно проверить - скорее всего сваливание станет более симметричным,но причин может оказаться несколько.Например возрастание местной толщины профиля и его кривизны.Хотя мудрствовать здесь не стоит : характеристики не ухудшились - и слава Богу.
 
Вверх