Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Спасибо от души, Володя shum99 !
За поздравление и взаимно, Poliar-nik Если не затруднит, скиньте фото, как выглядят Ваши лыжи и в чем заключается доработка. Напомню, что у меня на самолете и так вполне приличные снегоступы, длина 1500 см. ширина 22 см.
 
На геоточке Большой Паук

Итак, оставив самолет на реке, поднимаюсь в гору к балку. Ни лая собак, ни одной живой души не видно вокруг, никто не встречает. Странно, ведь звук самолета в этой тишине, будет слышен на километры.
  Интересно, как меня, непрошеного гостя встретят, тем более мне нужна ночевка. По рассказам вездеходчиков, я знаю, что здесь зимует "Вот такой мужик, Роман!" И все.

  Внутри натопленного балка встречаю трех человек. Два оленевода, молодые ребята, это их снегоход Буран стоит на реке под парами и сам хозяин балка, Роман, немногословный, бритый налысо, высокий мужик. Предлагает мне чайку, а я взамен угощаю его парой пачек крепких сигарет, как раз для такого случая взятых в Воркуте.
  Пьем чай, знакомимся. Оленеводы везут бензин от своего товарища в сторону Каратайки, там где пасут домашних оленей. Еще немного и они собираются уезжать, я как раз спускаюсь с ними к реке, закрывать Северок на ночь. Перегоняю самолет на накатанный след и ребята помогают мне подложить под лыжи небольшие досточки, чтобы не примерзали к насту.

 
 

Вложения

  • IMG_9839.JPG
    IMG_9839.JPG
    184,5 КБ · Просмотры: 101
  • IMG_9836.JPG
    IMG_9836.JPG
    129,1 КБ · Просмотры: 106
От самолета забираю в тепло аккумулятор, всякие девайсы связи и прочее, а также небольшой запас НЗ домашнего горячительного напитка,от моего друга, полярника Виктора Гладышева. Коротким взглядом уже стало понятно, что у Романа сильнейший похмельный синдром.
  В балке сразу ставлю спутниковый трекер Ин Рич на окно и коннекчу с планшетом через программу Earthmate. Теперь можно набирать текст привычно и быстро, а не тыкать по одной букве на маленьком трекере. Несколько телеграмм с космической скоростью улетают родным и друзьям на сотовые телефоны. Отдельно, Владимиру Тюрину в АОПА "Ночую на Б.Пауке, по свету на Врк, -35град"
Теперь можно и слегка расслабиться. Угощаюсь простой но очень вкусной похлебкой из оленины с макаронами. Вот заморгал красным огоньком и запищал трекер, сообщение от АОПА России "Приняли, следим, успехов" Приятно, черт возьми, не забывают в Мск за маленький Северок!
 

Вложения

  • IMG_9850_001.JPG
    IMG_9850_001.JPG
    147,9 КБ · Просмотры: 94
Повеселевший Роман рассказывает, что из-за мороза не может уже третий день проверить сетки на озере, страшно ехать одному на старом Буране за 4 километра, а здесь не поставить, вода в реке сильно упала. Зная теперь, как проходит эта процедура я ему верю. Выхожу на улицу, взгляд на термометр, все как обычно -35 С

В прошлом году, здесь же на точке, Роман упал с груды досок и сломал ногу. Больше двух месяцев ковылял без возможности выехать, теперь нога срослась и неправильно. Ходить далеко ему не по силам.
При мне он пришил к поролоновой подушке ремни, чтобы езда на снегоходе не причиняла боль.

  Спрашиваю, есть ли смысл сидеть здесь одному, в полнейшем одиночестве.
Иначе просто сопьешься, отвечает. Пенсия в Воркуте около 10 тысяч, на работу уже никуда, ему под 60 лет, жену похоронил, лучше уж здесь. Ловить рыбу на хозяина и на небольшой зарплате охранять.
 

Вложения

  • IMG_9849_001.JPG
    IMG_9849_001.JPG
    129,6 КБ · Просмотры: 93
- Мича, мича!
Иду проверять самолет по полной темноте и зову с собой маленькую комяцкую лайку, лежащую в тамбуре. Мича, по-местному значит красивый и его расцветка действительно необычна, пятнистая как у оленя. Недавно, вторую собачку увезли отсюда и Мича грустит и плохо ест.
Наверно он помнит  меня по лету, когда я садился на косе и Сергей, сменщик Романа ходил меня провожать. Тогда, Мича был с товарищем и они гоняли на пару, какое-то несметное количество зайцев по дороге к самолету.
  Не успев дойти до самолета, Мича исчезает. Его роль поводыря исчерпана и увижу я его теперь, только на подстилке в тамбуре. Вот пройдоха! 🙂

Глубокий вечер, иду снова.
Несмотря на сильный мороз, тут на открытой реке всегда ветер и дико холодно. Закрадывается мысль, а как же удастся запустить двигатель завтра? Делаю несколько кадров на ручной выдержке. Вдоль фарватера, на огромной высоте змеится Северное сияние. То ли еще будет!
Пора идти спать..
 

Вложения

  • IMG_9847_001.JPG
    IMG_9847_001.JPG
    64,4 КБ · Просмотры: 101
  • IMG_9860_1.JPG
    IMG_9860_1.JPG
    115,6 КБ · Просмотры: 92
Очень яркое путешествие, читаю взахлёб. Встречного на взлёте и попутного в полёте. Ваш читатель. 
 
И немного поэзии и музыки для соответствующего сопровождения героической истории.


https://www.youtube.com/watch?v=JFn6_O8skFs

Сиянья уже два года как не видел, последний раз в Париже, на Рю де ла Пэ крайний раз в Тарко-Сале - во всё небо куполом на 360 градусов, всеми цветами от зелёного до красного.

А первый раз видел его именно в таком зелёном плаще лет двадцать лет назад.
Время бежит.
Пойду-ка я скупую мужскую слезу смахну.
 
Виктор, читаем, переживаем. Пожалуйста каждый полет подумывай от и до, особо навигацию и запасные площадки с балками и конечно прав Полярник, лыжи нужно обязательно доработать под пухляк если летать и дальше думаешь с такими подборами и много. То есть по простому в два раза увеличить площадь, чтобы заведомо избавиться от зарывания передней лыжи и излишнего торможения на взлете основными, когда дистанции до ближайших кустов может не хватить при полной уверенности, что этой дистанции еще до задницы. Способы обычные  - расширители, пластиковые накладки, прикрученные дюралевые пластины, или просто замена на более широкие и длинные.

Но если на взлете еще можно покататься и накатать взлетную колею метров триста, то вот на посадке можно конкретно купиться потому, что например плотность снега возле береговых кустов и на фарватере этой же речки в двдадцати метрах может очень сильно отличаться и после посадки можно затормозить уже винтом и кабиной. У меня лично был случай на посадке весной, когда лыжи ушли в тяжелый намокший снег который сверху выглядел вполне прилично. Я ничего не мог сделать, даже ходить вокруг самолета было проблемой, в конечном итоге подкопал лыжи и снял их вместе со стойками, а поскольку летел на Че-22, то улетел с днища лодки. Не знаю что делал бы с классическим самолетом на обычных лыжах.. и это еще хорошо, что у меня уже был готовый алгоритм действий на подобную ситуацию, поскольку за год до этого, мой инструктор Леня Карван зимой в декабре сделал тоже самое после посадки в пухлый снег на озере, когда он просто не мог взлететь на штатных лыжах из-за их зарывания и самолет как будьдозер двигал на взлете  перед собой кучу снега...

В общем Витя, удачи и повнимательнее там, север отличный парень, но для нас он права на ошибки не предусматривает. ;-)

Привет от чукотских диванных теоретиков  ;D
 
Да забыл добавить у меня лыжи были 1500 на 300 мм и при взлетном весе около 800 килограммов их для рыхлого снега хватало впритирку.
 
Здравствуйте! Простите, что не по теме. Глядя на новые веяния в авиастроении как на фото 1054. Подскажите пож. На предполётной, визуально, как определить затяжку болтового соединения, на что обращать внимание. Болтов ведь тьма. Узлы ответственные.  Нас  учили, визуально обращать внимание на состояние проволочной и шплинтовой контровки. А тут, руками каждый болт? Это сутки готовить матчасть.
 
у нас тут на Югах, на Салыме минус 45-55.
А пожалуйте к нам , ближе к Н.Уренгою, все фуры повставали, магазины пусты, Мчс как бы работает...за дэньги.-60!А говорят, климат теплеет...Виктор, не надо к нам!!!
😱 😱 😱 выживание в моем понимании..
нас тут чуть присыпало-уже считаем условия экстремальными) 
 

Вложения

  • 1_1542.jpg
    1_1542.jpg
    56,2 КБ · Просмотры: 85
Спасибо за комментарии, САНТИЛА, Ходжа, aeroerik, философ , =ALFA=
Всегда очень приятно слышать добрые слова от наших форумчан и практические советы и вопросы.
По лыжам информацию принял. По болтам на фото крепления элеронов, как впрочем и крепления подкосов к крылу и т.п. никаких вопросов нет, там везде установлены гайки с тефлоном, так называемые самоконтрящиеся. Такие соединения в Скае встречаются повсеместно и вполне надежны.
С Наступающим НГ Вас, друзья!


Возвращение.

  С Романом еще мы этим вечером перенесли генератор в подсобку и зарядили аккумуляторы всех наших потребителей и после занялись чтением. Очевидно, что по дому еще был миллион дел, но я наверно хозяину спутал все планы. Короче вечер скоротали, благо книг хватало. И еще меня насторожило, что в нескольких более менее свежих газетах, принесенных мною из самолета были кроссворды, которые немногословный Роман, пощелкал как семечки. Эрудиция у российских сторожей, знаете-ли, весьма на высоте 🙂

  Наш балок геологический передвижной имеет центральный вход и здесь же встроена разумная печь сохраняющая тепло при открывании дверей. Справа и слева в торцах помещения установлены двухярусные нары, что позволяет без труда разместить отделение солдат вместе с сержантом. Сейчас, типа сержанта у нас, Роман на тахте у печки, зачитавшись захрапел и я следую его примеру, выбрав уютное местечко на втором этаже в уголке.

  Утром будильник призывно пропищал в 7 утра и пока я попил чаю с Ромой, небо начало розоветь. Научен горьким опытом, как быстро уходит светлое время, одеваюсь оперативно и тепло. Бог знает сколько время мне лежать на снегу под двигателем самолета. Поверх летной одежды, непродуваемый комбинезон, подарок от Димы Кутало и ребят из экспедиции 2015г. "Путем Бегичева" по Таймыру.
 

Вложения

  • IMG_9842_1.JPG
    IMG_9842_1.JPG
    109,8 КБ · Просмотры: 79
   Выход на улицу привносит много новых впечатлений, ветер сменился кардинально и сейчас поддувает северо-запад, а термометр решил добить нас с Романом и уперся под планку 40 градусов мороза. Сука Луна повисла над посветлевшей рекой и смеясь смотрела на мои замерзающие шевеления у самолета.

  После того, как винт отказался прокручиваться от руки в застывших шестеренках редуктора Чернова с трансмиссионным маслом, принял единственно верное решение отогревать весь моторный отсек с редуктором вместе.

   Мы не ищем легких путей, примус отказался зажигаться под самолетом, несмотря на то, что был закрыт от ветра палаткой!
 

Вложения

  • IMG_9865_1.JPG
    IMG_9865_1.JPG
    96,3 КБ · Просмотры: 96
  • IMG_9862_1.JPG
    IMG_9862_1.JPG
    156,2 КБ · Просмотры: 82
  Следующий заход от балка к самолету я уже несу несколько теплых курток и отогретый, залитый под завязку примус. Все, что можно закутано и утеплено, а верному примусу некуда деваться и он гонит тепло под моторный отсек.

   Коротко ли сказка сказывается, но несколько часов проходит не зря.
В 10 58 двигатель самолета запускается и я стою с фотоаппаратом и чувствую безмерное счастье и любовь к этой невесомой конструкции своего Северка, могущего  перенести меня в таких сложных условиях из удаленной точки в цивилизацию.
 

Вложения

  • IMG_9863_1.JPG
    IMG_9863_1.JPG
    166,2 КБ · Просмотры: 93
  • IMG_9866_1.JPG
    IMG_9866_1.JPG
    100 КБ · Просмотры: 81
  Зашел попрощаться с Романом, а на плите уже погрета вчерашняя похлебка и сливочное масло к чаю. Приятно..
  Говорю, Роману, что на всякий случай не прощаюсь. Вероятность любой мелкой неисправности или отказа на таком холоде, возрастает на порядок.

  Перед взлетом особое внимание инею на несущих поверхностях крыла, снимаю сначала щеткой, после тканью. Перед вылетом с Воркуты специально штудировал аэродинамику самолета в зимних условиях. Она гласит - важнейшим, является чистота профиля образующего подъемную силу крыла самолета, вот этому и уделяю особое внимание! Очищаю лобик крыла и последующую кривизну ткани, образованной изгибом крыльевых верхних лат. А следом, как назло за движением руки, образуется новый матовый налет инея.

  Наверно все сделал правильно и тщательно, потому что в начале двенадцатого, Северок сделав прощальный взмах крылом, с попутным ветром устремился на юг.
 

Вложения

  • IMG_9868_1.JPG
    IMG_9868_1.JPG
    70,8 КБ · Просмотры: 92
   Расстояние больше ста километров, самолет закрывает ровно за час. Временами спрямляю маршрут, временами иду над вездеходной дорогой.
   Весьма загруженный самолет на крейсере с попутным ветром, частенько идет со снижением, поэтому иногда иду с выпущенными в первое положение закрылками.
  Иногда вижу одинокий брошенный Буран без признаков людей, иногда с пригорка, на летящий по рельефу Северок, выезжает яркий, на ксеноне Трэкол.

  Несмотря на холод в кабине, четко ведет путеводной звездочкой на карте проги, планшет Асус Нексус 2
 

Вложения

  • IMG_9878_1.JPG
    IMG_9878_1.JPG
    49,2 КБ · Просмотры: 82
  • IMG_9879_1.JPG
    IMG_9879_1.JPG
    173,3 КБ · Просмотры: 80
  Когда до базы остается несколько десятков километров, неожиданно отказывает авиагоризонт Гланс Эфис, на мониторе остается только белесый квадрат и в тоже время показания полета справа на мониторе продолжают работать.
  Перезагрузка прибору помогает и возвращает в рабочее состояние.
 

Вложения

  • IMG_9890_1.JPG
    IMG_9890_1.JPG
    104,7 КБ · Просмотры: 83
  • IMG_9881_1.JPG
    IMG_9881_1.JPG
    103 КБ · Просмотры: 88
   В 12 08 самолет Северок в дымке над геоточкой и идет на посадку, завершая сложнейший одиночный перелет в декабрьской Арктике.

  Температура на градуснике базы Воркуты в момент посадки равна 43 градусам мороза.
 

Вложения

  • IMG_9895_1.JPG
    IMG_9895_1.JPG
    41,8 КБ · Просмотры: 85
  • IMG_9906_1.JPG
    IMG_9906_1.JPG
    60,5 КБ · Просмотры: 83
Vi-kTo-R, не перестаю удивляться твоей тяге к полетам в этих Богом забытых, суровых краях, да еще в такой период времени.  Не-е, я бы не за какие коврижки.
Желаю в Новом Году безаварийных полетов в любой точке планеты, куда только не занесет тебя твоя фантазия и желания и продолжать держать  нас на грани  восторга и жути от твоих рассказов. 
 
Витя, с наступающим!
Неудержимый ты наш. Даже не знаю, восхищаться, завидовать или негодовать по поводу твоих полетов. Для себя понял, что ты очень любишь свою суровую Арктику и самолеты. А значит и дальше будешь испытывать на прочность себя и технику. Удачи тебе, хорошей погоды и людей на маршрутах, пусть будет возможность достичь намеченных целей. Здоровья, любви, благополучия.
Восхищен твоей смелостью.
 
Назад
Вверх