определить расположение центра масс плоской пластины,
Хочу добавить. Меня консультировали и я понял это так.
Если разбить боковую проекцию аппарата на две части (переднюю и заднюю), ось разделения, является линия проходящая через ЦТ АЖ и гл. подшипник.
Так вот дальше нужно (для упрощения вычислений) разбить обе половины проекции на некоторое количество квадратов или прямоугольников, вписав их в проекцию (тем опроксимировав всю площадь). Теперь в каждом квадрате или прямоугольнике нужно определить ЦД от аэродинамических сил движущейся пластиные, это приблизительно (упрощенно) будет находиться на 25% хорды у каждой такой поверхности (ориентируемся по полету). Теперь замеряем рассояние от этого (в каждом случае) ЦД, до оси (см. выше).
Все просто стало, теперь вычисляем площадь каждой пластины (квадрата или прямоугольника вписанного в проекцию) АЖ, и умножаем на плечо (это рассояние до оси). Получаем момент. Сумма моментов одной половины проекции (задней, по полету), д.б. на 1,4 раза больше чем сумма моментов пер. проекции АЖ.
На самом деле 1,4 не догма, лучше не менее. погрешность вычисления 15%. Что достаточно для оценки, далее летные испытания.
Эти вычисления очень упрощенные, для школьников. Если сильны в математике, то можете более точно вычислить через интеграллы.
По этой причине на многих АЖ (чтоб набрать площадь оперения), появляются винглеты, или трезубцы и т.д.
Можно проверить эти вычисления, попробовав посчитать на любом хорошо летающем АЖ. прямо по фото если "поймана" боковая проекция.