Авиадеревня это, действительно, дело для _очень_ больших энтузиастов. И надо быть готовым к тому, что граждане деревни обязательно разделятся на "бескорыстных любителей", "авиакоммерсантов" и "фазендейро", между которыми будут идти непрерывные склоки. Поэтому, сразу должно быть жёсткое разделение ресурсов "авиа" и "деревни". Мы уже это проходили. Из 7 участников и ещё нескольких "попутчиков" через 5 лет осталось 3 самых упоротых (не считая работников за зарплату) - когда обнаружилось, что некоммерческий аэродром, внезапно, тоже жрёт ресурсы. Пару миллиончиков в год вынь да положь, если даже ничего не делать. Причём, люди откалывались по формально разным причинам. Кому-то просто надоедало и человек уходил по-хорошему, найдя себе более перспективное гнездо. Кто-то решил соорудить кормушку за счёт "богатых" буратин-соседей и был уйдён по-плохому. Кто-то изначально и не планировал серьёзно тащить на себе площадку, а просто взял под шумок дешёвую землю, чтобы "смотреть из окошка на самолётики", вспоминая времена очаковские. Потом выяснилось, что АОН это нифига не ВВС и не ГА, дома на голом пустыре сами собой не строятся, рабов нет, принцип "уходя с аэродрома..." тут не действует, а инициативная группа ещё заставляет платить за облагораживание зоны ВПП и коммуникации. Да нафиг такое счастье надо. Зато, каждый кто заявлял о продаже ненужной земли, не забывал выставить цену за свой кусок земли в 3-4 раза больше первоначальной. В принципе, ничего плохого в этом нет (всем нужны деньги), но базовая бизнес-модель разрушилась полностью. Аэродром пока удаётся сохранять некоммерческим (единственные виды заработка - сезонные УТП для двух госструктур и заправка пролётных вертикальных), но о смычке деревни с аэродромом речи уже не идёт. Каждый сам за себя. Например, я строюсь на первоначально задуманном "коттеджном" участке (в 900м от полосы) - потому-что хозяйство предполагается большое. Приятель решил селиться прямо возле ангара - ему нужны только баня и место для гулянок. Напротив полосы купил участок отставной авиатор. Хочет иногда летать. Но быть совладельцем аэродрома - не хочет. Накладно.
При этом, пытаемся расширить коллектив хозяев. Ходим по знакомым как продавцы гербалайфа. Уступаем участки почти по первоначальной цене (плюс накладные расходы). Электричество уже есть. Дороги есть. Площадка летающая. Наездов от федералов мало (поляна на отшибе в Гольфе), с муниципальной властью дружим. Пожалуйста - только стройся. Нет, никто не хочет. Все привыкли к готовенькому. Семейных авиадачников смущает отсутствие рекреационной зоны (ах, тут ещё и супермаркета с ночным клубом нет, и вообще - лисы на КДП пешком заходят. Не... сами мы всё это строить не будем). Более тёртых товарищей смущает маленькое, но обязательное условие (которое было выстрадано по полной программе): выкупленная тобой часть лётного поля должна быть автоматически передана НКО "Рога и Копыта", в совладельцы которого ты автоматически включаешься. Сделано это с целью предотвращения разбазаривания авиаресурса. Примыкающей земли условие не касается. Деньги небольшие. Налог за землю платит то самое НКО. Но, видимо, времена коллективизации в СССР даром не прошли - отдавать что-либо в колхоз народ боится до мокрых трусов. А мы таким образом выявляем граждан, для которых главное не полёты, а недвижимый ресурс для любимых тёщ и внуков.