Автожир тянущей схемы "Мишка"

JonSu

Люблю самолеты!
Откуда
Москва
Всем Доброго времени суток.
Для нас произошло знаменательное событие.
Двухместный автожир тянущей схемы, спроектированный и изготовленный мною и Михаилом Киселевым , 13 сентября 2011 года поднялся в небо. Пилотировал его Вадим Александров из Твери.
Этому событию в немалой мере способствовало трудолюбие и мечта о полете его нового хозяина Михаила.
Огромное им всем спасибо.
Самонадеянно полагая, что эта информация будет интересна, планирую в этой теме рассказать о наших задумках реализованных в конструкции, поделиться фото и ответить на ваши вопросы.
С уважением,
Сутормин Евгений.
 

Вложения

  • W_0002.jpg
    W_0002.jpg
    32,3 КБ · Просмотры: 828
  • W_0003.jpg
    W_0003.jpg
    71 КБ · Просмотры: 882
  • W_0001.jpg
    W_0001.jpg
    25,5 КБ · Просмотры: 860
Спасибо.

Ну, начну по порядку.
История началась в теперь уже далеком 2001 году, когда я и мой друг Михаил Киселев впервые познакомились с таким ЛА как автожир. Это был американский «Dominator-II» привезенный Сашей Ваньковым и облетанный Димой Ракитским.
Впечатления – очень маневренный, на удивление отсутствуют вибрации, не очень чувствителен к болтанке и к сильному ветру. Под впечатлением первых полетов на нем и была мною написана первая статья (АОН №1/2002), посвященная автожирам.
Все бы ничего. Ну – полетали и забыли. Ан, нет - зацепило.
Первый разговор завел Миша,- А не сделать ли что-то подобное – ведь несложно?
Я, конечно, сопротивлялся...с полчаса.
В общем, отложили в сторону проект двухместного самолета-«тряпкоплана» с ДУ ЕА-71, хотя ДУ был готов, детали самолета потихоньку делались. И окунулись в изучение новой темы. Рассчитывая, что не надолго. Как же мы ошибались.
На фото:
Наше знакомство с Доминатором.

 
 

Вложения

  • dom_r01.jpg
    dom_r01.jpg
    70,7 КБ · Просмотры: 645
  • dom_r04.jpg
    dom_r04.jpg
    55,6 КБ · Просмотры: 680
  • dom_r02.jpg
    dom_r02.jpg
    70,5 КБ · Просмотры: 653
До кучи:
Фото -
Ду Субару ЕА-71 для "тряпкоплана".
Модель так и не родившегося "тряпкоплана".
 

Вложения

  • CCI27102011_00011.jpg
    CCI27102011_00011.jpg
    44,9 КБ · Просмотры: 589
  • CCI27102011_00010.jpg
    CCI27102011_00010.jpg
    56,9 КБ · Просмотры: 598
С изучением данного вопроса и анализом действительности мы пришли к выводу, что открытый кузнечикоподобный толкающий аппарат – не для наших суровых Российских условий.
Мы уже знали про тенденции к перевороту низкопрофильных автожиров.
Познакомившись со статьями Ron Herron'а про его путь к «LittleWing» , согласились с изложенными там мыслями.
Наше ТЗ выглядело примерно так.
Автожир должен иметь :
– просторную закрытую и отапливаемую кабину;
– удобный вход и выход из кабины;
– хороший обзор из кабины;
– возможность складывания пилона несущего винта;
– малый вес конструкции, что обусловлено низким аэродинамическим качеством и отсутствием мощного и легкого мотора;
должен быть:
– двухместным;
– устойчивым на всех режимах и не бояться кувырка;
– простым конструктивно и, желательно, симпатичным;
не должен иметь:
– проблем с диаметром пропеллера и охлаждением мотора;
– вибраций от несущего винта на фюзеляже и ручках управления.
В конструкции несущей системы автожира планировалось максимально использовать готовые агрегаты и комплектующие, чтобы не было потребности в проведении специальной НИР.
Части этих требований отвечали толкающие автожиры, но не всем. И почти по всем параметрам подходила конструкция "трактора"
Вот первые наброски "от руки".
 

Вложения

  • Nabrosok.jpg
    Nabrosok.jpg
    87,6 КБ · Просмотры: 659
  • Nabrosok2.jpg
    Nabrosok2.jpg
    41,4 КБ · Просмотры: 673
Повторюсь.
С нашей точки зрения,  использование тянущей схемы позволяет автожиру безопасно летать, не боясь кувырка, не волноваться об охлаждении двигателя, а также использовать закрытую кабину, не создавая проблем с путевой устойчивостью. «Бонусом» является простота организации отопления и вентиляции кабины. Применение конструкции фюзеляжа в виде жесткой пространственной фермы и расположение двигателя спереди также обеспечивают пассивную безопасность экипажа в нештатной ситуации при встрече с препятствиями.
По ма-аленьким картиночкам изучали конструкцию «LittleWing».
Вот только окончательно решено было разместить экипаж «бок-о-бок». Конечно, размещение экипажа тандемом позволяет снизить вес конструкции фюзеляжа и уменьшить мидель аппарата, но при этом в полете без пассажира для обеспечения требуемой центровки пилот должен находиться сзади и, как следствие, у него плохой обзор. 
 

Вложения

  • 27102011382.jpg
    27102011382.jpg
    64,4 КБ · Просмотры: 681
Как водится, много спорили, рисовали.
Варианты по порядку:
 

Вложения

  • 08_2.JPG
    08_2.JPG
    112,3 КБ · Просмотры: 656
  • 06_022.JPG
    06_022.JPG
    51,4 КБ · Просмотры: 736
  • 09_2.JPG
    09_2.JPG
    76,7 КБ · Просмотры: 550
Варианты, варианты....
 

Вложения

  • 02_034.JPG
    02_034.JPG
    81,4 КБ · Просмотры: 625
  • 03_023.JPG
    03_023.JPG
    52,1 КБ · Просмотры: 601
  • 07_011.JPG
    07_011.JPG
    91,5 КБ · Просмотры: 616
К слову сказать,мы поступили как во взрослом современном КБ.  😉
Не дожидаясь полного комплекта чертежей приступили к изготовлению опытного образца.
Темпы сборки по месту превышали темпы черчения узлов.
Поэтому предупреждаю сразу - подробных чертежей нет и не планировалось.
Хотя от общей концепции не отклонялись.
На автожир из документации есть только общие виды.
Летающий образец.
И много фото.
Все самые красивые фото - Дениса Дианова.
Спасибо ему большое.
 

Вложения

  • S_004.gif
    S_004.gif
    118,2 КБ · Просмотры: 720
  • S_001.gif
    S_001.gif
    112,9 КБ · Просмотры: 744
Ну еще пару...
 

Вложения

  • S_002.gif
    S_002.gif
    127,7 КБ · Просмотры: 612
  • S_003.gif
    S_003.gif
    74,4 КБ · Просмотры: 707
Начну описание конструкции.
Как вы заметили, автожир «Мишка» выполнен по тянущей схеме.  😉
Фюзеляж - ферменный сварной из тонкостенных стальных труб. Обтянут перкалью на эмалите.
Это была наша первая работа с такой конструкцией.
Изучали чертежи фермы Пайпера, ездили для обмена опытом к ребятам в Иваново.
Шовные сварные трубы были куплены на Филевском трубном заводе, бесшовные - на Карачаровской металлобазе.
Материал труб сталь 08пс, ст.3, сталь 20.
Сечения труб - 10х0,8; 12х1; 14х1; 16х1; 18х0,8; 20х1мм.
Стапель собрали из нескольких листов фанеры.
 

Вложения

  • 10_112.jpg
    10_112.jpg
    62,6 КБ · Просмотры: 683
  • 11_01_2005_20-25-18_0052.jpg
    11_01_2005_20-25-18_0052.jpg
    105,9 КБ · Просмотры: 672
  • 11_01_2005_20-25-16_0051.jpg
    11_01_2005_20-25-16_0051.jpg
    111,1 КБ · Просмотры: 651
Долго боролись с центровкой.
Хотелось поместить экипаж в цм. Но столкнулись с проблемой.
С одной стороны получался конструктивно легкая хвостовая част фюзеляжа. С другой - расположение двигателя определялось размерами кабины и расстоянием до педалей. Пришлось из условий центровки двигатель максимально вдвинут в салон. Это, к сожалению, усложнило конструкцию противопожарной перегородки - она стала ступенчатой и ухудшило доступ к маслобаку.
Одновременно разместили аккумулятор в хвосте.
 

Вложения

  • 15_080.jpg
    15_080.jpg
    45,3 КБ · Просмотры: 602
  • a29.jpg
    a29.jpg
    51,5 КБ · Просмотры: 659
  • CCI27102011_00000.jpg
    CCI27102011_00000.jpg
    85,7 КБ · Просмотры: 640
Мотораму выполнили как  одно целое с основной фермой.
К этому моменту "нарисовался" двигатель Ротакс 912 80 лс.
Маловато конечно, но все лучше ЕА-71.
Поэтому сразу делали под 912.
 

Вложения

  • CCI27102011_00001.jpg
    CCI27102011_00001.jpg
    74,5 КБ · Просмотры: 645
  • CCI27102011_00003.jpg
    CCI27102011_00003.jpg
    91,8 КБ · Просмотры: 673
  • 11_01_2005_20-25-25_0055.jpg
    11_01_2005_20-25-25_0055.jpg
    88,7 КБ · Просмотры: 664
Бензобаки сделали из двух алюминиевых канистр по 20 л. расположили их за спиной пилотов.
Заправочная горловина одна, расположена справа.
Слева на месте горловины поместили датчик топлива от ВАЗ.
 

Вложения

  • 11_01_2005_20-25-13_0050.jpg
    11_01_2005_20-25-13_0050.jpg
    78,3 КБ · Просмотры: 639
  • 06_06_2005_9-23-34_0073.jpg
    06_06_2005_9-23-34_0073.jpg
    75,9 КБ · Просмотры: 642
Молодцы, Я сам все время склонялся к "Тракторам", а теперь точно знаю что это то, что лично мне надо.

Побольше информации и как можно подробнее. Из=за проблем с доступом на форум, возможно больше будем только читать, так как спросить что то возможно не всегда и получится.

Заранее благодарен за все Ваши будущие сообщения.
 
Спасибо на добром слове.
Вес фермы около 30 кг.
Многовато, конечно, хотелось бы поменьше.
Но цена вопроса смешная. 30 кг труб по 30 руб/пог.м. - 900 рублей материал фермы! (Цены того времени)
И почти без отходов. Класс!
Продольные стрингера под обшивку сделали из прямоугольного профиля 10х15х1 Ад31Т.
 

Вложения

  • Image-08.jpg
    Image-08.jpg
    98,5 КБ · Просмотры: 666
  • Image-11.jpg
    Image-11.jpg
    109,9 КБ · Просмотры: 649
  • Image-04.jpg
    Image-04.jpg
    96,5 КБ · Просмотры: 639
Назад
Вверх