Буксировка за автомобилем

Да, мух от котлет, действительно, нужно отделить 🙂

Насколько мне известно, по всему миру большинство планерных запусков осуществляется именно с лебедки, ибо дешевле в 10 раз, чем за самолетом.  Если это было бы сильно опасно, так бы не поступали, жизнь одна. Так что лебедочные запуски это данность.

Теперь о буксировке за автомобилем. Вот у австралийских коллег есть "Руководство по запуску с лебедки", дык там они рассматривают и старт за автомобилем, как вариант. И пишут, что за последние 20 лет при буксировке за авто было меньше инцидентов (надеюсь они достаточно разумны и учли, что за авто стартов гораздо меньше). Может я чё не так понял, английский со словарем, вот ссылка (стр.62) http://2009.gfa.org.au/Docs/ops/Winchmanual.pdf

Посадка за автомобилем при неотцепе с обеих сторон теоретически возможна, но ниразу не читал про такой вариант. Или полоса должна быть больше на посадочную дистанцию, тогда просто посадка перед собой и всё. Или поле квадратное, чтобы круги нарезать до посадки, но это уже высший пилотаж, и не должно рассматриваться как штатный вариант.

На счет дублирования замков. А чё парашутисты прыгают с одной запаской, а не с двумя?  🙂
На планере - замок, на автомобиле - замок (на лебедке - тросоруб), мало разве?
 
Посадка за автомобилем при неотцепе с обеих сторон теоретически возможна, но ниразу не читал про такой вариант. Или полоса должна быть больше на посадочную дистанцию, тогда просто посадка перед собой и всё. Или поле квадратное, чтобы круги нарезать до посадки, но это уже высший пилотаж, и не должно рассматриваться как штатный вариант.

...была похожая фигня  :STUPID , в -91м году летали на БРОшках (Зиле-2) на военном аэродроме с ВПП=2500м, буксировали "Москвичем", цепляли на авто за фаркоп, на планере штатный брошечный крюк, нормально летали-работали, потом повыше захотелось , соседи дельтапланеристы свой длинный трос предложили с парашютиком на конце перед кольцом как раз, потянули мы этим тросом, залез метров на 100 , буксировщик стал притормаживать - я перевел на планирование а кольцо с крюка не сходит почему-то, потом его все-таки  резко сорвало и хлестануло конец троса с парашютиком поверх правой плоскости - за ней вниз под хвостовую ферму , потом вперед (почему непонятно) под левую плоскость и выскочил в итоге поверх нее и болтался за левым элероном 😱   ...в машине рядом с водителем был помощник-наблюдатель, благодаря его правильным действиям наверное и пишу сейчас про это, парень дал команду "продолжать движение"  и так мы параллельно и двигались - я планировал в капкане, а Москвич ехал по полосе, благо в самой середине ВПП дело было .... как такой "морской" узел завязался, мы так и не поняли, но парашютик после этого случая отцепили и летали потом еще достаточно много, но не высоко - БРОшке на круг едва хватало...  :~~):STUPID :craZy  эх! молодые были, летать очень хотелось :🙂
 
Тут товарищи немного не догоняют.  Есть два способа зацепления троса, за носовой замок, и за замок расположеный вблизи ЦД.(внизу, в районе передней кромки крыла). В первом варианте буксировка возможна только на малых углах троса и не позволяет производить набор с оптимальными углами тангажа 40-50 градусов, из за невозможности компенсировать пикирующий момент рулем высоты. Во втором случае засада кроется в том , что сначала планер нужно разогнать до скорости набора высоты, а затем при переводе в набор высоты, резко сбросить скорость буксировкм почти в 2 раза с одновременным увеличением усилия буксировки в несколько раз. На автомобиле такие трюки выглядят комично, типа прикольно, до первого трупешника. Спросите у Алексея Бирюкова как они рвали трос на трюковых съемках при  буксировке за автомобилем. Касаемо "дурней" из за океанов, то их там ничуть не меньше чем у нас, в том числе и во всяческих колледжах.
 
Во втором случае засада кроется в том , что сначала планер нужно разогнать до скорости набора высоты, а затем при переводе в набор высоты, резко сбросить скорость буксировкм почти в 2 раза с одновременным увеличением усилия буксировки в несколько раз.
Почему переход от разгона к набору должен быть резким?
Что мешает плавно снижать скорость буксира и плавно же увеличивать угол подъема?

Что мешает, вообще не переходя к интенсивному набору, плавно набирать высоту за буксиром, идущим с постоянной скоростью? В том числе с центральным зацепом троса.
 
В Казахских степях не мешает дистанция набора высоты, однако длинна и вес троса для пологой буксировки для набора 500 м могут оказаться не приемлимыми.
 
Буксировка за автомобилем активно применяется в парапланеризме. Но обязательно с устройством ограничения и стабилизации тяги. так называемые лебедки пассивного типа.
на лебедке обязательно трососрез.
В России пожалуй наиболее компетентен в лебедках Игорь Волков. Он производит популярные гидравлические лебедки. в крайнии годы он пересел с тряпок на планера. это публичная персона. при желании через интернет найдется.
троса сейчас поголовно применяют из дайнемы. для парапланов в основном по условию жесткости и ресурса применяют помоему 4ку. ее километр весит несколько кг. прочность около тонны.
 
Хочу пояснить свои прежние высказывания.
Тягать автомобилем опасно, если он не оборудован устройством отцепки троса,как в случае @ LIQUIdatorMOLY и @ Hind
Но именно такой подход и подразумевают наши энтузазиасты,когда спрашивают про буксировку автомобилем! :STUPID
Чтобы этот способ по безопасности стал сравним с лебёдкой,
нужно как минимум, применять специализированный автомобиль с замком отцепки и оператором-наблюдателем,сидящем люцом к планеру. Условия его работы-хуже не придумаешь.
Как максимум, вдобавок
с устройством ограничения и стабилизации тяги. так называемые лебедки пассивного типа.
на лебедке обязательно трососрез.
 
 
О, обсуждение перетекает в конструктивное русло, что для этого форума не типично  ;D однако приятно.

Конечно, все должно быть продумано до мелочей. Но все уже украдено придумано до нас. Я для себя что ли ссылки привожу? Люди летают и наслаждаются.

Может вот этому дяденьке и неудобно, но несколько постов выше вполне комфортный и для наблюдателя Форд.
А вот и замки для отцепки от автомобиля.

Еще некоторые делают измеритель натяжения, либо на гидравлике, либо электронные, с выводом показаний к водителю. Но регулировать усилие водителю придется самому, педалью газа. Но для планера это не так критично, как для хрупкого парапланериста.
 

Вложения

  • airportsmall_cr.png
    airportsmall_cr.png
    126,4 КБ · Просмотры: 208
  • auo_tow_releas.jpeg
    auo_tow_releas.jpeg
    28,5 КБ · Просмотры: 234
  • hitch1vga.jpg
    hitch1vga.jpg
    107 КБ · Просмотры: 183
Может вот этому дяденьке и неудобно, но несколько постов выше вполне комфортный и для наблюдателя Форд.
Так вот, пустынные взлётки (с нужным направлением отн. ветра) есть далеко не везде. И при езде по обычной просёлочной дороге, оператор будет густо покрыт пылью,и для наблюдения  за планером погадобятся недюжинные усилия воли. При открытой задней двери, вель атомобиль изнутри также покрывается пылью.
Хотя и старый Москвич-пикап может обойтись дешевле лебёдки.   
 
Легковой автомобильчик Бланик, конечно, не вытянет.
Мы баловались, таская Бланик с одним пилотом японским авто с двигателем 135л.с., разгон довольно вялый и до набора скорости, когда уже можно было бы переводить в набор тратилось около 350 метров полосы.
У буржуинов в отзывах о прямой буксировке я встречал самый слабый двигатель 180 л.с. V6, результаты были такие:
полоса 1300м, веревка 366м, высоты получалось 200-260м(2 или 1 пилот).

Выше я приводил ссылку на англичан, с веревкой 600 метров они набирают до 500м. Форд у них 5 литров, думаю там не меньше 300л.с. Полосы у них две, самая длинная 2400м.

В общем, машинка для Бланика нужна не слабая. Поэтому австралийцы и используют 2 машины, мощности суммируются. И то они используют легкие грузовички (пикапы)с моторами V8 по 300-400л.с.

Но это,чтобы сократить дистанцию. Если есть 2400 метров полосы, можно не драть угол набора, а набирать плавно. Тогда должно хватить джипа сил на 200.
Коробка передач, естественно, автоматическая.
 
Нормально все в расчетах 🙂
Геркулесу не нужно тащить еще и себя, а автомобиль весит 1-2 тонны, эту массу нужно разгонять тоже, плюс потери в трансмиссии. Плюс Геркулес - дизель, и тянет начиная с малых оборотов.

Еще есть нюанс. 135л.с. при объеме двигателя 2 литра, и та же мощность при объеме 3 литра. Пишут, что это две большие разницы, более "объемистый" двигатель гораздо лучше тянет.
Но я в движках совсем не разбираюсь, не понимаю почему так.
 
Не хочу спорить,хочу разобраться.Какую длинну троса наматывет лебёдка,например за 30сек,поднимая планер на 300м?И какое расстояние,и за какое время,нужно пройти автомобилю,при прямой буксировке на ту же высоту?Если я правильно понимаю,меньше мощность- меньше скороподъёмность и больше дистанция.Хотелось бы получить реальные цифры,потому как есть необходимость применить это практически. 
 
Для того чтобы не повторять чужих ошибок необходимо четко представлять процес буксировки.  Изучите Макарова-Симонова    http://www.planerclub.narod.ru/planer7.html       Там есть все методики расчетов.  Буксировка автомобилем возможна, однако требует УЖЕ подготовленых и адекватных людей в планере и автомобиле. Кроме того требует механизма ограничения усилия троса (оператора на пассивной лебедке). В комплексе проблем, автомобильный старт оказывается не оправданым с точки зрения постоянной эксплуатации и обучения. Рекомендую пообщаться с теми кто летал с лебедки и сам управлял лебедкой. Я хоть лицо и не публичное, но участвовал в создании лебедок и работал на них с 70-х годов, восстанавливал и работал на Геркулесе, т. е. опыт у меня имеется.
 
Яндекс псих#ет, прямая ссылка не работает. Скопируйте и вставьте в строку поиска вот это  http://www.planerclub.narod.ru/  Затем в раздел теоретические основы.
 
Для того чтобы не повторять чужих ошибок необходимо четко представлять процес буксировки.  ...

Вот это правильно!
Я думаю, для таких развлечений сначала обязательно нужно научиться взлетать с лебедки. Вопрос про самообучение на форуме уже обсуждался. Зачем собирать грабли, по которым уже прошли за вас?
Водила должен очень хорошо себе представлять, что и как должно происходить. В идеале, он сам должен быть планеристом.

Вопрос целесообразности нет смысла обсуждать, у каждого своя ситуация и свой подход. Люди так делают, значит для них это имеет смысл.

По конкретным цифрам: я вроде уже написал выше для прямой автобуксировки. Для лебедки грубо можно считать, что до отцепки намотается половина троса.

А так, я бы тоже не отказался, если бы кто все расписал ;-)
Информация есть, но все по английски и разрознено. Единственный б/м полный обзор в первой же моей ссылке (пост №2), там как раз про запуск Бланика машиной.
Если бы здесь можно было выкладывать файлы, то я бы выложил то, что нарыл уже. А так, если будет интересно, могу только ссылок накидать.

Нужно все переводить и систематизировать. Вот кому нужнее, тот первый и сделает 🙂
 
Принципиально есть два различных способа буксировки лебедкой. Условно их можно разделить на "мягкую" и "жесткую" .  При мягкой буксировке подразумевается применение двигателя с граничной мощностью совпадающей с максимально допустимой величиной тяги, при жесткой подразумевается запас мощности превышающий максимально допустимое усилие тяги (даже с использованием муфты максимального крутящего момента). В процессе мягкого старта двигатель выводится на максимальную мощность и в процессе взлета при перетягивании на кабрирование скорость начинает падать , а при уменьшении угла расти, так работает Геркулес. При жестком старте оператор лебедки сам регулирует и управляет скоростью буксировки, в соответствии с типом планера, при этом наблюдается обратная картина, при перетягивании скорость начинает интенсивно расти, а при отдаче от себя падать. При наложении "фитиля" планериста и оператора лебедки в ситуации раскачивания возникают причудливые пируэты, иногда веселые, иногда трагичные.
 
что эт вы обсуждаете? когда всё давно придумано, испытано и работает! для жёсткой буксировки применяется система " малинка" для мягкой пассивный комплекс типа "филин"  или "джедай"  москвич вполне тянет планер также и дельты и парапланы! Вот с активными комплексами проблема. но волков уже разработал и собрал новую скоростную лебёдку, скоро будем испытывать.
 
Назад
Вверх