Чертежи параплана

Roman67

Я люблю строить самолеты!
Здравствуйте.
Помогите найти чертежи параплана, искал по форуму но так и не смог найти.

Заранее большое спасибо!  :)
 

Prohfesor

Я люблю строить самолеты!
Насколько я знаю, единственные доступные чертежи это Коммандор:

http://ideyka.narod.ru/TEMA/telo/paraplan/paraplan.htm

А здесь фото чей-то самоделки:
http://paraglider.ucoz.ru/blog/2009-04-14-3


могу предупредить что занятие не быстрое и довольно муторное - надо знать специфику производства.
по деньгам тоже выходит не дешево.
полетит, скорее всего, не очень хорошо.

потому проще (и дешевле) купить какое-нибудь старое крыло года эдак 2005 или даже 2003-го (а вот старше уже не советую)
это обойдется вам примерно в 500евро с учетом подвесной системы (и возможно рюкзака)

но если хотите все-таки строить - изучайте литературу, общайтесь с людьми.
 
Найди Иванов П. И. - Проектирование, изготовление и испытания парапланов
хотя бы тут. http://letitbit.net/download/95132.9bb9502066fc25a2d3aa17441fa5/162492.rar.html
 

olvas

Я люблю строить самолеты!
Подробных чертежей в природе не существует (только у производителя).
В нескольких опубликованных обзорных чертежах не хватает массы размеров, выкроек полотнищ и нервюр.
 

Firn

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Пермь
Даже дешевле купить новый и не прототип, а доведённый до ума и сертифицированный. Хотел тоже шить сам, решил не стоит и взял новый. Есть люди которые шъют парапланы сами, но они не афишируют свою деятельность.
Ссылка 1 http://paraplan.ru/forum/index.php?c=1 можно поискать тут, но тут не любят тех кто летает, не будучи профессионалом, на не сертифицированных крыльях (тем более на прототипах), точнее тех кто летает на том, что не соответствует мастерству пилота.
Ссылка 2 http://www.kiting.org.ua/forum/index.php/f/8/ здесь тусуются кайтеры самодельщики. Тут и программы для конструирования и книги можно найти (зимний кайт (фойл) конструктивно и аэродинамически от параплана не отличается, но тут не любят пара самодельщиков называя их самоубийцами.
Да! С правильными парапланерными материалами за адекватные деньги в России туго.
Ваша жизнь в ваших руках.
 

Nastevich Dmitry

Крашу самолеты
Откуда
Киев
Знавал я одного из отчаянных парней... тот даже стропы умудрился из бельевых веревок сделать. Снимал размеры со старого, негодного крыла (не помню какого)... насколько точно получилось. Слава богу жив остался.
После чего купил таки бэушный "Эдель".
Я не долго помышлял об  пошиве своего крыла.
Научился... летал на "Виртуозо", затем насобирал денюх и купил себе "Дискавери" за 900 у.е. с подвесной системой. Доволен как слон... и жив-здоров. К стати, хлопцам из Харькова два года потребовалось... не изобрести новое, а "Дискавери - 2" сделать... Целым институтом.
На парьтесь, неужели это такие большие деньги, чтоб рисковать...
Не подумамши.  :)
 

pilotvladimir

Я люблю строить самолеты!
Да, параплан пошить- это Вам не ешака купить... (почти О. Бендер) :~)
Конечно сугубо личное  :IMHO... Тоже во времена жуткого безденежья имел мысли о пошиве, но в результате совсем по Высоцкому- "не доедал, не досыпал, пил только чай"... И купил НОВЫЙ "буржуйский"... (сейчас второй новый "дотаптываю", коплю на третий).
P.S. Для покупки первого даже машину продал, так летать хотелось! :craZy
 
D

DesertEagle

Ну, я в свое время сшил самодельный параплан (правда, маленькой площади 15 м2, но по конструкции он ближе к парапланам, чем к спидглайдерам). Поэтому попробую обрисовать ситуацию с доступной информацией по этому делу.

Как таковых, чертежей парапланов в интернете нет. Были когда-то в одном из старых выпусков Моделист-Конструктор (можно найти поиском в виде картинок, ищите по ключевым словам "Параплан для начинающих", номер журнала №5-98). И хотя этим чертежам можно верить, так как статья опубликована одним из старейших пилотов, стоявших у истоков отечественного парапланеризма, но это очень старая модель параплана, поэтому по безопасности и летным качествам он будет нещадно сливать любому современному школьному крылу. Поэтому делать в таком виде, имхо, нет смысла, хотя бы по соображениям беезопасности. Впрочем, вот здесь есть описание попытки повторить эти чертежи, так что судить вам: http://paraglider.ucoz.ru/blog/2009-04-14-3.

Однако из этих картинок чертежей можно подчерпнуть много полезного, в частности по материалам: прочностям используемых лент, применяемым швам и т.д.

Другой и, наверное самый полный и полезный источник по изготовлению парапланов, сайт http://www.laboratoridenvol.com/. Так как они сшили один (или уже больше) нормальный параплан и успешно его облетали, то видимо данным на этом сайте можно доверять, с некоторыми оговорками. Самое замечательное, что они выкладывают чертежи своих разработок и много другой полезной информации по расчету, раскрою ткани, испытаниям ткани на прочность и т.д.

Но надо сразу предупредить, что большая часть проектов с чертежами на этом сайте чисто теоретические. То есть автор выкладывает свои расчеты и чертежи, мол, делайте кто хочет. Вообще, весь сайт позиционируется как лаборатория с открытым кодом для экспериментальных ла, поэтому надо быть очень внимательным и тщательно разбираться какой проект реальный, а какой в виде набросок для размышлений.

И как выше уже отметили, есть хорошая книжка Иванова по расчету и изготовлению парапланов. Она имеет несколько изданий, поэтому ищите более новое. Самое крайнее, какое можно найти в интернете - от 2001 года, а новее (если есть), только оффлайн. Книга замечательная и полезная, но к сожалению там описывается олдскульная технология, то есть ручного проектирования, с использованием многих эмпирических среднестатистических коэффициентов (прям как в любой книжке по проектированию самолетов, кстати  :p).

Если точно следовать этим рекомендациям, то наверно все будет норм. Но результат опять же, как и с чертежами коммандора из моделиста конструктора, вряд ли дотянет даже до самых простых современных серийных парапланов. А если отступить от них, то вообще неизвестно что будет. Впрочем, я не могу судить насколько реально сшить параплан по этой книге, так как я пошел другим путем.

Во-первых, параплан и зимний кайт имеют в принципе одинаковую конструкцию (параплан отличается только усилениями под петельками для строп и наличием жесткой ткани на носиках нервюр, ну и конечно прочностными номиналами веревок и лент). Технология пошива, расчета и ветровых испытаний в целом идентичны. Поэтому очень много информации, картинки и прочее можно подчерпнуть на сайте самодельщиков кайтов, ссылку на которых выше уже давали: http://www.kiting.org.ua/forum/index.php/f/8/.

Так как я разбирался с этим самостоятельно, то выработал собственный алгоритм расчета и проектирования купола. Насколько хорошо он соответствует действительности по сравнению например с методами в книжке Иванова, я не знаю. Мало реализованных проектов. Но вроде работает...

Итак, задача по большому счету заключается в расчете стропной системы, то есть где подвесить пилота, чтобы вся система полетела.

Для этого нам потребуется виртуально продуть выбранный профиль в XFoil, из чего найдем центр давления профиля для определения центровки, угол атаки максимального аэродинамического качества (то есть угол атаки по-умолчанию с брошенными клевантами, для основной так называемой балансировочной скорости полета). И, самое главное, по изменению давления на профиле в зависимости от разных углов атаки, можно определить размер и положение воздухозаборников на параплане. Подробную инструкцию я когда-то написал здесь: http://www.kiting.org.ua/forum/index.php/t/1023/.

Какие профили используются в парапланах? Неизвестно... Можно попробовать снять с какого-нибудь серийного по клеточкам рип-стопа, можно покопаться по ссылкам на сайте лаборатории (см. выше) или продувать разные кайтовые профили и выбирать наиболее подходящий. Известно только, что в основном применяются профили, близкие к симметричным и с толстым лобиком.

Далее, по результатам продувки в XFoil, можно найти центровку и угол атаки, которые нужно указывать в программе Surfplan. Которая в свою очередь, выведет выкройки на печать в натуральную величину (путем склейки из листов А4).

Сначала нужно рассчитать САХ (среднюю аэродинамическую хорду) для всего крыла, чтобы определить центровку, то есть в скольких процентах центральной хорды надо подвесить пилота, чтобы в полете вся система балансировалась на основном, рабочем угле атаки. Так как форма крыла параплана имеет сложную криволинейную форму, то графический метод определения САХ для трапецивидного крыла самолета, слишком трудоемка. Поэтому я написал небольшую программу, которая делает это. Подробно по расчету и скачать программу можно здесь: http://www.kiting.org.ua/forum/index.php/t/1084/. И там же есть формулы, как преобразовать реальный балансировочный угол атаки в строительный, который надо указывать в качестве угла атаки в Surfplan.

Ну, в принципе и все. Не забыть на ушах сделать угол атаки на 3-6 грасов больше, чем на центроплане (положительная геометрическая крутка, используется практически на всех парапланах). Следить чтобы стропы на ушах тянули купол больше вниз, чем вбок (иначе уши могут сложиться "гармошкой"). А остальные детали - виды строповок, площади, формы крыльев можно смотреть по фотографиям серийных куполов.


Что касается пошива, то тут сложнее давать советы. В одном месте нигде нет полной собранной информации, нужно шерстить весь кайтовый форум. У меня был на руках серийный параплан, на котором я мог посмотреть качество швов, примерную толщину ниток, размеры усилений и тому подобное. И делать по их подобию.

Думаю, это единственный приемлимый вариант. Если нет возможности подержать в руках серийное изделие и изучить детали (или хотя бы подробных фотографий), то лучше не начинать! Очень уж велик риск накосячить где-нибудь с прочностью.

Но как небольшая помощь в расчете, прочность шва приблизительно можно определить как прочность нитки, помноженной на количество стежков. (может пригодиться для ориентировочной оценки прочности пришива петелек для строп).


Но главная проблема: это отсутствие подходящих ткани и веревок в розничной продаже. Нужна непродуваемая нетянущаяся (то есть со специальной полиуретановой или силиконовой пропиткой) рип-стоп ткань массой не более 55 г/м2. Все продающиеся в туристических магазинах похожие ткани имеют вес 70-80 г/м2 и выше. Параплан из них не то чтобы не взлетит, но будет иметь очень прохие характеристики старта, но что более важно - низкую безопасность. То есть он будет сильнее клевать, чаще складываться и сложнее выходить из сложений. Либо не выходить вообще. Не знаю, шил ли кто-нибудь из таффеты полноразмерный параплан. Скорее всего нет. Хотя на заре парапланостроения были купола из балони со схожими характеристиками. Но по сравнению с современными парапланами из легкой ткани, это просто динозавры.

До недавних пор единственная парапланерная ткань, которую можно было купить в нашей стране - это Gelvenor (номинал не помню. то ли 066, то ли 0066, эта фирма производит разные ткани). В компании Айсберг-Текстиль, что базируется в подмосковье, плюс вроде есть основная база в питере. Продают ли сейчас, не знаю.

Еще бОльшая проблема, чем ткань - стропы. Их просто нет в продаже. А если найти у дилеров парапланов, то их цена в 5-10 раз дороже, чем цена по которой покупают производители. То есть только стропы могут обойтись дороже, чем новый зарубежный параплан целиком.

Надо сразу сказать, что нетянущиеся веревки могут быть только из кевлара либо из дайнемы (и из вектрана, но он очень редкий и почти не используется). Все остальные шнуры и веревки (полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые) сильно тянутся и на стропы параплана не годятся! Под нагрузкой передние ряды растянутся, купол выйдет на слишком большие углы атаки и сорвется. Даже кайты, со значительно меньшими нагрузками и вообще отсутствующими требованиями по безопасности, и то летают с бытовыми шнурами хреново. Как пример: если заранее укоротить передние ряды, чтобы под нагрузкой купол летел на расчетном угле атаки на растянувшихся стропах, то без нагрузки угол получается слишком маленьким и крыло постоянно фронталит. Тут выхода, имхо, нет.

Впрочем, не все безнадежно! С недавнего времени питерская контора http://www.ictm.bests.ru/ начала плести безоплеточные шнуры из дайнемы по хорошим ценам. Уже на их стропах летает несколько кайтов и один самодельный спидглайдер, отзывы пока только положительные. Еще можно обратиться к официальному представителю Liros http://tehnoimpex.ru, что во Владимире. Liros ставят на парапланы многие производители (только аккуратнее с номиналами, там как и с гельвенором, не все парапланерные). Цены приемлимые, по сравнению с частными дилерами.


Суммируя, можно выделить несколько необходимых (на мой взгляд) условий, прежде чем начинать шить самому:

1. Нужен образец на руках серийного купола, на котором посмотреть как все это сделано, так как полной информации об этом вроде нигде нет.

2. Материалы использовать те же, из которых шьют серийные парапланы. Это непродуваемая рип-стоп ткань плотностью 45-55 г/м2. В крайнем случае, таффету плотностью 65-70г/м2. И, главное: стропы только из кевлара либо дайнемы.

3. Крайне желательно сначала сшить кайт площадью 3-5 м2
 
D

DesertEagle

ПРОДОЛЖЕНИЕ

, на котором отработать детали. Я так делал, не имея до этого никакого опыта общения со швейной машинкой, и это очень помогло. Хотя качество пошива уже реального купола было довольно низким (хорошее, сравнимое с фирменным, начинается примерно на 3-4 кайте), но приемлимым.

Этих трех условий достаточно, имхо, чтобы сделать летающий аппарат.

Правда тут есть важный нюанс: я шил купол площадью 15 м2, а маленькое крыло менее критично к погрешностям пошива. Меньше длина строп, меньше хорда. А благодаря почти двухкратной удельной нагрузке, внутреннее давление в крыле тоже больше, что повышает сопротивление крыла к сложениям. Полноразмерный параплан я не шил! Делайте на это поправку, возможно погрешности при моем подходе на большом куполе приведут к непоправимым проблемам с безопасностью.

Что у меня получилось в итоге, можно посмотреть на этом видеоролике:


[media]http://www.youtube.com/watch?v=qNMMhrxsD28[/media]


С этим крылом я пару лет летал с горок, пробовал два раза взлететь с ранцевым парамотором мощностью 12-14 л.с. (см. второе видео на youtube). Общий налет составил примерно 300-400 стартов, а часы налета не поддаются подсчету в силу разной длительности слетов (иногда удавалось попарить в динамике, но чаще всего нет). С сожалению, обычно я летаю один и поэтому видео и фото материала практически нет. Но в целом, я остался очень доволен надежностью и летными качествами крыла, хотя полноценных тестов и не проводилось. Его чертежи в Surfplan я выложил в ветке про спидглайдеры на форуме самодельщиков кайтов (прямую ссылку давать не буду, чтоб не запинали за агитацию к нетрадиционным видам секса, хе-хе).

Впрочем, в мире и на форуме самодельщиков есть тенденция когда вот так люди что-то шьют самостоятельно (в основном, спидглайдеры в силу их большей простоты и надежности). Но опыта и наработок таких общедоступных ресурсов пока очень мало...


Вообще, шить самому для того чтобы летать, я тоже считаю что нет смысла. По ценам нормальные материалы могут обойтись дороже, чем новый серийный параплан (из-за розничных цен и отсутствия оригинальных материалов их в нашей стране). Работы в сумме будет примерно на 3-4 недели по 8-10 часов в день. Это очень кропотливый рутинный труд, за это время вы проклянете все на свете! Плюс это очень опасно. Для полетов лучше купить б/у купол.

А вот когда есть тяга именно к самодельному изготовлению (это ведь форум экспериментальной авиации)... Или когда хочется проверить какие-то идеи...  В то время когда я шил, спидглайдеров как таковых еще не было, а в крыло были заложены несколько перспективных конструктивных элементов: изменяемая в полете геометрия, отогнутые ушки для снижения индуктивного сопротивления, большое количество секций для увеличения аэродинамического качества и еще несколько, менее значимых деталей. Изобретено все не мной, за прототип был взять французский купол бионик, я внес те доработки, которые были нужны мне и которых не было в оригинале. Ну и конечно рассчеты провел все самостоятельно, из инфы по оригиналу у меня было только несколько фотографий, скачанных в интернете. Правда, эффект от всех этих новаторских идей на практике оказался малозначительным, если вообще был.

Вот в таком случае все реально. Но это, имхо, как раз тот случай, когда если можешь не летать, не летай. В смысле, если можешь не шить, то лучше не шить. Так что все предостережения других кто советует не шить, имхо, в силе.
 
D

DesertEagle

Да, чуть не забыл: специально для этого крыла я спроектировал и изготовил подвесную систему, которая оказалась очень удачной. Удобной, надежной и с неплохим комфортом. Так как в интернете нет чертежей не только парапланов, но и подвесок  ;), то я выложил ее чертежи здесь: http://paraplan.ru/forum/viewpost.php?p=573664. Конечно, они не слишком информативны, но вполне рабочие. По этим размерам делал я, и еще двое человек сшили аналоги.

Если будут вопросы, задавайте. На самом деле я убежден, что сшить параплан без проблем может любой неподготовленный человек, не имевший ранее опыта со швейной машинкой. Это рутинная работа, но несложная.

Мешает только отсутствие нормального пошагового руководства с картинками.
 

pilotvladimir

Я люблю строить самолеты!
С огромным уважением отношусь к тем, кто шьет парапланы!
++++++++++
Делаю (не первый) парамотор, надеюсь добиться (это в мечтах) серийного из отечественных комплектующих с продажной ценой не выше 2т. у.е. А вот за пошив параплана- боюсь и думать...
Уважение DesertEagle!!!
 

Firn

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Пермь
Вот тут http://www.fordewind-regatta.ru/ подходящие спинакерные ткани на купол AIRX 600N, AIRX 650N, AIRX 700N, майлар на жёсткости и дайнима на стропы. Цены смотрите на сайте. Да, ткани на нормальный купол нужно не менее 60 м2., а строп не менее 350 м. Советую посмотреть цены и немного посчитать.
 

olvas

Я люблю строить самолеты!
Если есть огромное желание сшить параплан самому подойдите в место полетов и обмерьте основные места понравившегося крыла (размах, форма в плане, растояния между рядами строп, расположение и размер воздухозаборника). Разводку строп часто можно найти в Инете. С выбором профиля придется с кем-нибудь посоветоваться, но если выберите не слишком экстравагантный, скорее всего прокатит.

Но...  дешево пошить все-равно не удастся, + потеряете уйму времени, + получите экземпляр несколько хуже исходного, + станете испытателем нового крыла.
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
я шил купол площадью 15 м2.
Никогда не видел, чтобы на спидглайдере летали с ног, без лыж. Может потому, что давно выпал из парапланерной тематики.  В ролике скорость полета мне не показалась спидглайдерной. Летали на зажатых клевантах? Вообще, видео впечатляет, такой "носовой платочек", а вполне себе несет. Спасибо. А как дела с надувным крылом?
 
D

DesertEagle

Никогда не видел, чтобы на спидглайдере летали с ног, без лыж. Может потому, что давно выпал из парапланерной тематики.
За крайние два-три года появились десятки, если не сотни моделей спидглайдеров площадью 14-16 м2, изначально предназначенных для старта с ног. Так что все норм, это уже обычная практика :)

У меня же с самого начала была идея-фикс сделать моторный спидглайдер, чтобы увеличить скорость и безопасность на малой высоте. Поэтому в купол были заложены идеи по увеличению аэродинамического качества (как казалось на тот момент), по уменьшению реакции на вращающий момент от двигателя и улучшению срывных характеристик при посадке. Но толком протестировать и довести до конца не получилось. По разным причинам пару лет я был без мотора и поэтому обходился только свободными полетами. Сейчас вот потихоньку реанимирую эту затею, подбираю двигатели, винты, компоновки ранцевых и колесных тележек...

Идея все та же - не висеть воздушным шариком против ветра, а хотя бы немного продвигаться в типичных ветровых условиях средней полосы. Практика парамоторных полетов показала, что мне для этого нужна воздушная скорость около 50-60 км/час с той же устойчивостью к сложениям, как на полноразмерном параплане на балансировочной скорости 35 км/час. Тогда все будет норм :). А для этого нужна удельная нагрузка около 8-10 кг/м2, что приводит к спидглайдерам площадью около 15 м2.

В ролике скорость полета мне не показалась спидглайдерной. Летали на зажатых клевантах?
Нет, просто встречный ветер в динамике. Впрочем, на куполе есть триммера на воздушную скорость при моей загрузке примерно в пределах 35-60 км/час. Если точнее, то в динамике нет возможности оценить воздушную скорость, а при нескольких полетах с мотором в штилевых условиях с взлетным весом около 120 кг (пилот+парамотор+крыло) я намерял по GPS скорость отрыва 30-35 км/час и балансировочную на средних настройках триммеров 45-48 км/час. А полностью триммера я не отпускал по соображениям безопасности, так как крыло еще не было как следует изучено. По расчету макс. скорость с ранцевым парамотором на этом крыле должна составлять 55-60 км/час.


[media]http://www.youtube.com/watch?v=25oHmJ_9rTU[/media]


[edit]А как дела с надувным крылом? [/edit]
Не очень. Пару раз выезжал на пологую горку для пробежек, путевой устойчивости действительно не хватает, как и предполагалось. Пришил нормальный киль, но с ним пока не испытывал. Просто это для меня не основной проект, им занимаюсь в свободное время, которого не очень много. Схема работает, но для себя сделал вывод, что в таком виде это очень уж геморойная шука из-за сборки-разборки. Если делать на таком принципе сверхлегкий разборный самолет, то надо очень хорошо подумать над тем, как оптимизировать процесс подготовки. Может не доставать части лонжероа из обшивки или что-нибудь в этом роде.
 

mz

Я люблю строить самолеты!
Есть РАЗОРВАННОЕ КРЫЛО  ADVANCE  SIGMA 6  26 ,  налетал 20 часов и повис на дереве .  Можно отремонтировать, работы меньше чем сшить новое . SIGMA 6  по технологии пошива и материалам на достойном уровне . Если интересно пишите в личку.
 
Вверх