Ну, я в свое время сшил самодельный параплан (правда, маленькой площади 15 м2, но по конструкции он ближе к парапланам, чем к спидглайдерам). Поэтому попробую обрисовать ситуацию с доступной информацией по этому делу.
Как таковых, чертежей парапланов в интернете нет. Были когда-то в одном из старых выпусков Моделист-Конструктор (можно найти поиском в виде картинок, ищите по ключевым словам "Параплан для начинающих", номер журнала №5-98). И хотя этим чертежам можно верить, так как статья опубликована одним из старейших пилотов, стоявших у истоков отечественного парапланеризма, но это очень старая модель параплана, поэтому по безопасности и летным качествам он будет нещадно сливать любому современному школьному крылу. Поэтому делать в таком виде, имхо, нет смысла, хотя бы по соображениям беезопасности. Впрочем, вот здесь есть описание попытки повторить эти чертежи, так что судить вам:
http://paraglider.ucoz.ru/blog/2009-04-14-3.
Однако из этих картинок чертежей можно подчерпнуть много полезного, в частности по материалам: прочностям используемых лент, применяемым швам и т.д.
Другой и, наверное самый полный и полезный источник по изготовлению парапланов, сайт
http://www.laboratoridenvol.com/. Так как они сшили один (или уже больше) нормальный параплан и успешно его облетали, то видимо данным на этом сайте можно доверять, с некоторыми оговорками. Самое замечательное, что они выкладывают чертежи своих разработок и много другой полезной информации по расчету, раскрою ткани, испытаниям ткани на прочность и т.д.
Но надо сразу предупредить, что большая часть проектов с чертежами на этом сайте чисто теоретические. То есть автор выкладывает свои расчеты и чертежи, мол, делайте кто хочет. Вообще, весь сайт позиционируется как лаборатория с открытым кодом для экспериментальных ла, поэтому надо быть очень внимательным и тщательно разбираться какой проект реальный, а какой в виде набросок для размышлений.
И как выше уже отметили, есть хорошая книжка Иванова по расчету и изготовлению парапланов. Она имеет несколько изданий, поэтому ищите более новое. Самое крайнее, какое можно найти в интернете - от 2001 года, а новее (если есть), только оффлайн. Книга замечательная и полезная, но к сожалению там описывается олдскульная технология, то есть ручного проектирования, с использованием многих эмпирических среднестатистических коэффициентов (прям как в любой книжке по проектированию самолетов, кстати
).
Если точно следовать этим рекомендациям, то наверно все будет норм. Но результат опять же, как и с чертежами коммандора из моделиста конструктора, вряд ли дотянет даже до самых простых современных серийных парапланов. А если отступить от них, то вообще неизвестно что будет. Впрочем, я не могу судить насколько реально сшить параплан по этой книге, так как я пошел другим путем.
Во-первых, параплан и зимний кайт имеют в принципе одинаковую конструкцию (параплан отличается только усилениями под петельками для строп и наличием жесткой ткани на носиках нервюр, ну и конечно прочностными номиналами веревок и лент). Технология пошива, расчета и ветровых испытаний в целом идентичны. Поэтому очень много информации, картинки и прочее можно подчерпнуть на сайте самодельщиков кайтов, ссылку на которых выше уже давали:
http://www.kiting.org.ua/forum/index.php/f/8/.
Так как я разбирался с этим самостоятельно, то выработал собственный алгоритм расчета и проектирования купола. Насколько хорошо он соответствует действительности по сравнению например с методами в книжке Иванова, я не знаю. Мало реализованных проектов. Но вроде работает...
Итак, задача по большому счету заключается в расчете стропной системы, то есть где подвесить пилота, чтобы вся система полетела.
Для этого нам потребуется виртуально продуть выбранный профиль в XFoil, из чего найдем центр давления профиля для определения центровки, угол атаки максимального аэродинамического качества (то есть угол атаки по-умолчанию с брошенными клевантами, для основной так называемой балансировочной скорости полета). И, самое главное, по изменению давления на профиле в зависимости от разных углов атаки, можно определить размер и положение воздухозаборников на параплане. Подробную инструкцию я когда-то написал здесь:
http://www.kiting.org.ua/forum/index.php/t/1023/.
Какие профили используются в парапланах? Неизвестно... Можно попробовать снять с какого-нибудь серийного по клеточкам рип-стопа, можно покопаться по ссылкам на сайте лаборатории (см. выше) или продувать разные кайтовые профили и выбирать наиболее подходящий. Известно только, что в основном применяются профили, близкие к симметричным и с толстым лобиком.
Далее, по результатам продувки в XFoil, можно найти центровку и угол атаки, которые нужно указывать в программе Surfplan. Которая в свою очередь, выведет выкройки на печать в натуральную величину (путем склейки из листов А4).
Сначала нужно рассчитать САХ (среднюю аэродинамическую хорду) для всего крыла, чтобы определить центровку, то есть в скольких процентах центральной хорды надо подвесить пилота, чтобы в полете вся система балансировалась на основном, рабочем угле атаки. Так как форма крыла параплана имеет сложную криволинейную форму, то графический метод определения САХ для трапецивидного крыла самолета, слишком трудоемка. Поэтому я написал небольшую программу, которая делает это. Подробно по расчету и скачать программу можно здесь:
http://www.kiting.org.ua/forum/index.php/t/1084/. И там же есть формулы, как преобразовать реальный балансировочный угол атаки в строительный, который надо указывать в качестве угла атаки в Surfplan.
Ну, в принципе и все. Не забыть на ушах сделать угол атаки на 3-6 грасов больше, чем на центроплане (положительная геометрическая крутка, используется практически на всех парапланах). Следить чтобы стропы на ушах тянули купол больше вниз, чем вбок (иначе уши могут сложиться "гармошкой"). А остальные детали - виды строповок, площади, формы крыльев можно смотреть по фотографиям серийных куполов.
Что касается пошива, то тут сложнее давать советы. В одном месте нигде нет полной собранной информации, нужно шерстить весь кайтовый форум. У меня был на руках серийный параплан, на котором я мог посмотреть качество швов, примерную толщину ниток, размеры усилений и тому подобное. И делать по их подобию.
Думаю, это единственный приемлимый вариант. Если нет возможности подержать в руках серийное изделие и изучить детали (или хотя бы подробных фотографий), то лучше не начинать! Очень уж велик риск накосячить где-нибудь с прочностью.
Но как небольшая помощь в расчете, прочность шва приблизительно можно определить как прочность нитки, помноженной на количество стежков. (может пригодиться для ориентировочной оценки прочности пришива петелек для строп).
Но главная проблема: это отсутствие подходящих ткани и веревок в розничной продаже. Нужна непродуваемая нетянущаяся (то есть со специальной полиуретановой или силиконовой пропиткой) рип-стоп ткань массой не более 55 г/м2. Все продающиеся в туристических магазинах похожие ткани имеют вес 70-80 г/м2 и выше. Параплан из них не то чтобы не взлетит, но будет иметь очень прохие характеристики старта, но что более важно - низкую безопасность. То есть он будет сильнее клевать, чаще складываться и сложнее выходить из сложений. Либо не выходить вообще. Не знаю, шил ли кто-нибудь из таффеты полноразмерный параплан. Скорее всего нет. Хотя на заре парапланостроения были купола из балони со схожими характеристиками. Но по сравнению с современными парапланами из легкой ткани, это просто динозавры.
До недавних пор единственная парапланерная ткань, которую можно было купить в нашей стране - это Gelvenor (номинал не помню. то ли 066, то ли 0066, эта фирма производит разные ткани). В компании Айсберг-Текстиль, что базируется в подмосковье, плюс вроде есть основная база в питере. Продают ли сейчас, не знаю.
Еще бОльшая проблема, чем ткань - стропы. Их просто нет в продаже. А если найти у дилеров парапланов, то их цена в 5-10 раз дороже, чем цена по которой покупают производители. То есть только стропы могут обойтись дороже, чем новый зарубежный параплан целиком.
Надо сразу сказать, что нетянущиеся веревки могут быть только из кевлара либо из дайнемы (и из вектрана, но он очень редкий и почти не используется). Все остальные шнуры и веревки (полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые) сильно тянутся и на стропы параплана не годятся! Под нагрузкой передние ряды растянутся, купол выйдет на слишком большие углы атаки и сорвется. Даже кайты, со значительно меньшими нагрузками и вообще отсутствующими требованиями по безопасности, и то летают с бытовыми шнурами хреново. Как пример: если заранее укоротить передние ряды, чтобы под нагрузкой купол летел на расчетном угле атаки на растянувшихся стропах, то без нагрузки угол получается слишком маленьким и крыло постоянно фронталит. Тут выхода, имхо, нет.
Впрочем, не все безнадежно! С недавнего времени питерская контора
http://www.ictm.bests.ru/ начала плести безоплеточные шнуры из дайнемы по хорошим ценам. Уже на их стропах летает несколько кайтов и один самодельный спидглайдер, отзывы пока только положительные. Еще можно обратиться к официальному представителю Liros
http://tehnoimpex.ru, что во Владимире. Liros ставят на парапланы многие производители (только аккуратнее с номиналами, там как и с гельвенором, не все парапланерные). Цены приемлимые, по сравнению с частными дилерами.
Суммируя, можно выделить несколько необходимых (на мой взгляд) условий, прежде чем начинать шить самому:
1. Нужен образец на руках серийного купола, на котором посмотреть как все это сделано, так как полной информации об этом вроде нигде нет.
2. Материалы использовать те же, из которых шьют серийные парапланы. Это непродуваемая рип-стоп ткань плотностью 45-55 г/м2. В крайнем случае, таффету плотностью 65-70г/м2. И, главное: стропы только из кевлара либо дайнемы.
3. Крайне желательно сначала сшить кайт площадью 3-5 м2