Дельта, 2й режим

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
Почитав книжку Вадима Гришаева
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1282834959
и поизучав график, я к концу 4го летного сезона наконец-то понял, что такое 2й режим 😉

Ну, а врубившись в это, естетсвенно попробовал в нём полетать уже понимая что да как должно быть.
http://www.youtube.com/watch?v=7tQALgjQaf4

Как и обещал Вадим горизонтально в этом режиме лететь трудно.
Как только воздушная скорость падает примерно до 45км/ч, крыло опускает нос и начинает набирать скорость.
Заметьте, что правильное крыло только нос опускает, но не валится на бок.
 
А если в этом режиме попытаться повернуть? Свал или слушается?
 
Второй режим подразумевает горизонтальный полёт  на повышенной мощности (тяге)  маленькой скорости и больших углах атаки.
Грубо говоря чтобы аппарат не опускал нос добавляем тягу,при сбросе газа аппарат болжен резко "провалиться" вниз,тоесть увеличить вертикальную скорость без опускания носа в первой стадии.
Этот режим полезен когда нужно сесть на очень ограниченную площадку, либо на соревнованиях в упражнении "короче-короче."
В ролике выше это не второй режим,скорость должна быть постоянной и судя по звуку обороты должны быть выше.ИМХО.
 
Году в 93 прошлого века экспериментировал с большими углами, смелый был, спас-система отсутствовала, как понятие. Постепенно уменьшал скорость дельталета с увеличеним тяги двигателя. Скорость доводил до 40км/ч, по вару "0", на ручке значительные усилия, аппарат, однозначно был в режиме парашютирования, ноги выше головы (образно), режим, мягко говоря, неприятный. Выход - плавное увеличение скорости. По ощущениям, если отпустить ручку, то до кувырка совсем чуть-чуть. Хотя может быть это эмоции.
 
Как только воздушная скорость падает примерно до 45км/ч, крыло опускает нос и начинает набирать скорость.
Заметьте, что правильное крыло только нос опускает, но не валится на бок. 
Второй режим отлично происходит при обмерзании крыла, осталось дождаться января (в наших с вами краях).
 
Скорость доводил до 40км/ч, по вару "0", на ручке значительные усилия, аппарат, однозначно был в режиме парашютирования
Это тоже не про второй режим. Вопреки распространенному заблуждению, скорость на вторых режимах не меньше, а больше Vкр. Cу то на вторых режимах становится меньше Cумах !
Второй режим отлично происходит при обмерзании крыла
Ага, я понял: словосочетание "второй режим" - это синоним для "что-то не так" 😀
 
Второй режим это режим полета, при котором лобовое сопротивление летательного аппарата больше максимальной тяги двигателя. Возникает на больших углах атаки за счет увеличения индуктивного сопротивления. Далее скорость продолжает уменьшаться т.к. лобовое сопротивление больше тяги двигателя. Без уменьшения угла атаки скорость уже не увеличить, т.е. разгон и выход на первый режим возможен только с потерей высоты. Опасен на посадке. На Миг-21 не один летчик погиб... Самолет висит на 5-7метров над полосой, движек на максимале, скорость продолжает падать, т.к. лобовое уже больше тяги... Форсаж включать нельзя, скачком открывается сопло, просадка 30-50 метров. Катапультироваться нельзя - кресло не позволяло.
 
А еще, если верить "классикам марксизма-ленинизма" (умным книжкам по теории), для второго режима должна быть характерна обратная реакция на управление по тангажу: чуть отдал трепецию - посыпался вниз, чуть прибрал - полез вверх.

Когда-то давно, когда учился летать, на аппарате с Бураном и крылом 21м я подобный эффект поймал. Правда что это был именно т.н. 2-й режим утверждать не берусь.
 
2-ой режим - стандартное упражение из КУЛПА для Як-52.  Называется "Набор высоты и полёт на минимальной скорости".

Диапазон скоростей в наборе на втором режиме - 120-150 км/ч.  Наивыгоднейшая скорость набора высота (160) - эта граница. Это упраджнение ("Набор "Н" на скорости 130 км/ч), выполняют все спортсмены-лётчики 3 и последующего годов обучения, если организация лётной работы и обучения спортсменов поставлены должным образом .

В ГА, например, для Ан-24, минимальная скорость набора высоты, если не ошибаюсь - 310 км/ч на "чистом крыле"- это тоже эта же "граница режимов", при полете со скоростью ниже этой, самолёт переходит на "вторые режимы" полёта.

Поправте, если ошибаюсь.

"Не так страшен чёрт, как его малюют"
 
Как на мотодельтоплане "поимать" "второй режим"???

Устанавливаете двигателю "взлётный". Плавно переводите в набор высоты до тангажа, соответствующего максимальной скороподъёмности по вариометру. Предположим приборная скорость при этом - 70 км/ч. Увеличваете тангаж ещё "чуток". Скороподъёмность и приборная скорость начинают уменьшаться. Допустим скорость набора стала 60 км/ч, и вертикальная тоже уменьшилась. Вы - на "втором режиме". Вывод - только уменьшением тангажа.

Лучше начинать ловить "второй режим" на "номинале". Тогда всегда есть возможность выйти на первый режим без потери высоты увеличив режим до "взлётного" с постепенным уменьшением тангажа.

Это не "руководство к действию", это попытка объяснить что такое "второй режим" с точки зрения лётчика.

Прежде чем "ловить второй режим", нужно хорошенько изучить кривые Жуковского потребных и располагаемых тяг.
 
Судя по видеозаписи, Вам, Алексей, вполне удался "второй режим" в горизонтальном полёте. Только "чистота параметров полёта" "гуляет" не по-децки.
 
    Мы знаем, что сопротивление можно представить в виде двух слагаемых - индуктивное плюс лобовое. Хитрость в том, что лобовое пропорционально квадрату скорости - и это очевидно. А вот индуктивное тем больше, чем меньше скорость полёта. И это сразу не очевидно.
    Когда скорость полёта становится достаточно малой, индуктивное сопротивление становится больше лобового. Поэтому дальнейший полёт происходит неустойчиво. Чем сильнее аппарат теряет скорость, тем больше мощности мотора нужно для продолжения горизонтального полёта.
    Неустойчивость на мдп проявляется как неустойчивость по скорости. Малейшее изменение скорости - и аппарат самостоятельно продолжает изменять её в том же направлении.
    Все до единого пилоты мдп оказываются во втором режиме на посадке и иногда на взлёте. При взлёте с неровного грунта или на гидро- с волны аппарат подпрыгивает и оказывается в воздухе преждевременно, т.е. во втором режиме. Пилот своевременно поджимает ручку. Далее, или аппарат, разгоняясь взлетает, или кратковременно садится и взлетает уже в первом режиме.
    Насколько мне известно, Як-52 взлетает всегда во втором режиме. Для него обязателен этап выдерживания для набора скорости.

    В следующем сообщении дам ссылку на клип в ЕХ, в котором показана авария - взлёт перетяжелённого аппарата во втором режиме.
 
"второй режим" в горизонтальном полёте. Только "чистота параметров полёта" "гуляет" не по-децки. 
Если бы она не гуляла, то как бы я показал на видео, что это крыло не валится, а только нос опускает?
Естественно если бы я поддал газку, то пошел бы в набор.
 
   Алексей, один из признаков второго режима - вялое управление по тангажу. Изменение усилия на трапеции никакое.

   Так вот, взялись ребята облетать новую самоделку. Мотор мощный, сил на 100. Крыло крутое, аэросовское. Пилот решил, что аппарат слишком быстро летает и трапеция слишком близко к животу. Переставил телегу на самую заднюю центровку. Первый полёт в клипе благополучный. Тут же нашёлся "эксперт", пожелавший с заднего сиденья оценить аппарат. А эксперт нелёгкий, потяжелее того супермотора. В результате все характерные скорости увеличились. В том числе и скорость перехода во второй режим (наивыгоднейшая). Мощный мотор успел забросить аппарат метров на тридцать. А дальше посмотрите сами.

   Клип я назвал "Чай вдвоём". Ни один из "кроликов" (пилотов) во время съёмое не пострадал. Клип находится в ЕХ по адресу:

710400380559 или страница http://www.ex.ua/view_storage/710400380559
 
@ Алексей SPB,

Оффтоп, конечно, но "Графские развалины" очень понравились!
Музыка, титры, сьёмка - всё удалось! Спасибо!
 
Клип я назвал "Чай вдвоём". Ни один из "кроликов" (пилотов) во время съёмое не пострадал
Судя по звуку, пилот сбросил газ зачем то. :-?
Естественно аппарат сразу начал снижаться.
А на снижении пилот почему то не прибрал трапецию, в результате выравнивать было нечем (не было запаса скорости)
Да он и вообще не выравнивал, сидел как в кино и ждал чем дело кончится.
Трапеция перед касанием вообще не двигалась.
Можно было хоть немного погасить скорость если полностью и энергично отдать трапецию перед ударом о планету.
Вывод:
Виноват не 2й режим, а виноват пилот
точнее это был не пилот  :STUPID
 
Назад
Вверх