Делаем деревянный винт.

И наконец, я вам не скажу за всю Одессу, но пока что я ни разу не встречал СЛАшных переставных винтов, на лопасти которых нельзя смотреть без снисхождения. Это детский лепет по сравнению с классикой деревянных ВФШ.
При этом есть известный  в нашей стране переставной винт,лопасти которого сделаны на основе СДВ-1.И многие им довольны. 😉

Попробовали пива - но безалкогольного.
 
Не будет хороших результатов. Лопасти переставных и моноблочных винтов сильтно отличаются формой корня. Это серьезно влияет на зависимость потребляемой мощности и КПД от оборотов и относительной поступи. Преимущество однозначно на стороне моноблочного деревянного винта, к тому же оптимальный шаг у него будет однозначно другой.Копировать полностью форму лопасти перставного винта не имеет смысла и конструктивно невозможно. И наконец, я вам не скажу за всю Одессу, но пока что я ни разу не встречал СЛАшных переставных винтов, на лопасти которых нельзя смотреть без снисхождения. Это детский лепет по сравнению с классикой деревянных ВФШ.  

25% лопасти у корня практически не влияют на характеристики винта.
Смысла копировать может и нет, т.к. можно подобрать лучший профиль и т.д... сделать серию "рядом с исходными параметрами", но все равно возможно.
Внешний вид винта зависит от "мастера".
 
Прикорневые сечения лопасти вингта оказывают существенное влияние на протекание зависимостей потребляемой мощности и создаваемой тяги от относительной поступи Vn/D и ряда других параметров, во главе с числом М концов лопастей. Также от распределения хорды, толщины, кривизны и угла установки профиля лопасти в этой области зависит взаимодействие винтас фюзеляжем (мотогондолой). Даже если различие КПД в расчетной точке для двух винтов будет небольшим, форма вышеназванных зависимостей будет качественно различной, в результате чего для согласования винта с мотором понадобится другой шаг, ана режимах, отличных от расчетного, будет наблюдаться значительное рассогласование.

Классическая форма лопасти деревянного ВФШ с развитой хордой, большой  толщиной и кривизной профиля в корне исключительно благоприятна для получения максимально равномерного КПД по диапазону Vn/D, особенно, если после 50% радиуса лопасть начинает сужаться по эллиптическому или подобному ему закону  к острому закругленному концу (что имеет место и в серии СДВ-1).  Сокращение хорд в прикорневой области и организация комля для заделки в шарнир перставной втулки приводит к потере всех этих аэродинамических завоеваний.  У винта более загружаются сечения, удаленные от корня, от чего сокращается эквивалетнный диаметр и возрастают волновые потери на концах. В инт становится более "разборчивым" по отношению к режимам. его КПД сильнее падает при отклонении от расчетной точки. Одновременно при этом расширяется полезный диапазон изменеия коэффициента мощности за счет изменения угла установки лопастей. Это полезно для ВИШ потсоянных оборотов, у котроых шаг неперывно изменяется при изменении скорости полета и вышеназванное повышение чувствительности коэффициентов винта к режиму никак не проявляется. Однако, если такой винт будет зафиксирован на каком-то значении шага, он значительно уступит классическому ВФШ. Это одна из причин, почему на взрослых самолетах с давних лет не встречаются перставные винты.    
 
... Оковку ,из опыта, лучше сделать из нержавейки (12Х18Н10Т) толщиной 0,4 мм. Более тонкая легко повреждается даже дождевыми каплями, а с более толстой тяжело работать. Оковка должна иметь прорези с шагом 30...50 мм не доходя до передней кромки ~5 мм. Сторона оковки, кторая прилегает к поверхности лопасти прошкуривается грубой шкуркой. Далее подгоняем заготовку оковки по профилю лопасти.
Приклейка оковки: обезжириваем, наносим два слоя клея Бф-2 с просушкой каждого слоя 30 мнут и полимеризуем при температуре 60 градусов -30 минут, 120 градусов - 40 минут (поправьте если ошибся с режимами). Далее наносим эпоксидный клей (лучше К-153 или Эпокси 618) на места приклейки на лопастях и на оковку.
Устанавливаем оковку на место, накрываем ее полиэтиленовой пленкой и приматываем к лопасти резиновым жгутом (полоски из автомобильной камеры шириной 15...20 мм) виток к витку от середины оковки к концам. Не давать сползать оковке...

К чему этот геморрой с приклеиванием оковки? Можно просто приклепать её к носку лопасти алюминиевыми заклёпками. Мы в клубе именно так и делаем и ничё, держиться на ура. Переклейку из дрок есть смысл делать после практического определения подходящих параметров винта, а до этого можно смело использовать цельные бруски. У нас летали винты и из сосны, и из берёзы. Даже помниться еловый однажды забабахали. При ширине лопасти более 120мм прочность гарантирована. Окрашивали грунтом для дерева и автокраской (самой дешёвой). Начиная с 1992г не было ни одной аварии по вине винта. :IMHO
 
На Rotax-503,582 до 1850мм диаметр делали винты из сосны,ширина заготовки где-то 140*80 склеивали из 12 планок(2 слоя по 6 в каждом слое) оклеивали стеклотканью и приклеивали оковку(по Рябикову),а также приклепывали.Главное хорошо загерметизировать винт (по Рябикову)  :~)
 
Узнал,наконец, как делать оковку.Спасибо,Ryabikov.

Пару уточнений: БФ-2 и 120 гр,я так понимаю только для оковки? Потому как 120гр для дерева низзя.
Ещё не видел про клёпку - значит не надо? Просветите плз.
Про БФ-2 й 120 гр. правильно понимаете.
Клепка склеенным изделиям противопоказана, особенно из таких разнородных материалов как дерево и сталь. Значительно проще и надежнее пришурупить уже готовую (установленную) оковку. Диаметр шурупа 1,8...2 мм. На расстоянии 5 мм от края оковки сверлите отверстие под шуруп на глубину толщины лопасти в данном месте минус 2 мм. Диаметр отверстия по диаметру впадин резьбы шурупа. Шуруп обрезаете, если необходимо, до нужного размера и затачиваете (самая гнусная часть работы). Зенкуете отверстие в оковке на глубину, чтобы шляпка завернутого шурупа выступала над поверхностью на 0,2...0,5 мм. Проверить совпадение конусов зенкера или сверла с конусом шляпки шурупа. Промываете шуруп(ы) в растворителе, смазываете отверстие и шуруп эпоксидкой и закручиваете. После полимеризации клея стачиваете выступющую часть шляпки шурупа заподлицо с поверхностью лопасти, шлифуете и полируете. Ввиду электрического контакта с нержавейкой шурупы не ржавеют.
 По прочности достаточно по два шурупа на один лепесток оковки с верхней и нижней стороны профиля лопасти. Таким же образом легко ремонтируется отставание оковки на эксплуатирующемся винте.
Сверление отверстий и зенковку, дабы не углубиться больше положенного в любимый винт, можно выполнять через дистанционную пластину выставив необходимую глубину сверления или зенковки длиной выхода сверла из патрона дрели плюс толщина пластины.
 
Переклейку из дрок есть смысл делать после практического определения подходящих параметров винта, а до этого можно смело использовать цельные бруски. У нас летали винты и из сосны, и из берёзы. Даже помниться еловый однажды забабахали. При ширине лопасти более 120мм прочность гарантирована. Окрашивали грунтом для дерева и автокраской (самой дешёвой). Начиная с 1992г не было ни одной аварии по вине винта
 Вы никогда не обращали внимание на то как ведет себя сухой брусок или плаха после распиловки на циркулярке?... правильно, бруски обычно получаются закрученые или с изгибом.... И при изготовлении винта из цельного бруска мы снимаем до 80% древесины... т.е. снимаем внутренние напряжения и имеем изменение параметров крутки. Кроме того комлевая часть доски всегда тяжелее...отсюда проблемы с балансировкой.  Вот именно по этим причинам винты и делаются из переклейки...прочность увеличивается не более 15% и это не критично, просто идет в запас.  Насчет вредности оклейки....древесина весьма гигроскопична, а грунт и краска легко фильтруют воду... думаю дальше комментарии излишни... 😉
 
Материал для изготовления винта может быть любой. Нобходимо иметь прочную и твердую переднюю кромку а также прочную на смятие втулочную часть винта, на которую действуют смятие по крутящему моменту и усилие предварительной затяжки от болтов. Сила тяги посравнению с выше указанными нагрузками исчезающе мала. Ввиду того, что прочность винтов у нас определяется статистически (например распределением относительных толщин и хорд по СДВ-1 или английской серии) лучше применять прочные и твердые породы дерева. Серия СДВ-1 была разработана из условий изготовления винтов из древесины пониженного качества.

В данной ветке речь идет о изготовлении деревянного винта, материалах и технологии. Есть предложение специалистам по проектированию и аэродинамическим характерстикам винтов сгрудиться где нибудь в одном месте и там мы побеседуем все вместе  от души на богословские темы. 🙂
 
Сергей Николаевич, ты наверное запамятовал.На ХАИ-33М на котором стояла сначала мотопомпа был буковый винт ,латунная оковка приклепанная медными заклепками(из проволоки) и еще и пропаянная. А потом на Вулкане Женя сделал винт из переклеенной фанеры с латунной оковкой (тоже клепали).  
 
  Вы никогда не обращали внимание на то как ведет себя сухой брусок или плаха после распиловки на циркулярке?... правильно, бруски обычно получаются закрученые или с изгибом.... И при изготовлении винта из цельного бруска мы снимаем до 80% древесины... т.е. снимаем внутренние напряжения и имеем изменение параметров крутки. Кроме того комлевая часть доски всегда тяжелее...отсюда проблемы с балансировкой.  Вот именно по этим причинам винты и делаются из переклейки...прочность увеличивается не более 15% и это не критично, просто идет в запас.  [highlight]Насчет вредности оклейки[/highlight]....древесина весьма гигроскопична, а грунт и краска легко фильтруют воду... думаю дальше комментарии излишни... 😉
Уважаемый 557, я неоднократно наблюдал как ведёт себя древесина после распиловки 🙂 В своём посте я хотел довести мысль о том, что для начала целесообразнее изготавливать винты по упрощённой технологии дабы сэкономить время силы и деньги...
А по поводу вреда оклейки стеклотканью  :-? такого не говорил. Хотя даже в нашем  "сухом" Приазовском климате винты обработанные, как было сказано выше, чувствуют себя нормально 😉
 
Ввиду того, что прочность винтов у нас определяется статистически (например распределением относительных толщин и хорд по СДВ-1 или английской серии) лучше применять прочные и твердые породы дерева. Серия СДВ-1 была разработана из условий изготовления винтов из древесины пониженного качества.

Не думаю, что серия СДВ-1 была рассчитана, скажем, на сосну и вряд ли на винты использовалась "древесина пониженного качества". Да и не обклеивали тогда ничем для прочности - нечем было.
А вот при наличии стеклоткани в ход пошла и сосна (фирма Хоффман) - дешево и сердито. Своего рода сендвич, с повышенной изгибной и крутильной жесткостью при легкой сердцевине.
 
Ну хорошо!
Приклепать оковку можно. Технология простая. Подгоняете оковку по профилю лопасти, размечаете места сверлений под постановку заклепок, сверлите в пакете сверлом диметром больше на 0,1 мм диаметра стержня заклепки, снимаете оковку, зенкуете лопасть а на оковке делаете подштамповку отверстий, рихтуете оковку, надеваете ее на лопасть, проходите по новой отверстия, потому что оковку повело, промазываете отверстия эпоксидкой (защиту от попадания влаги никто не отменял), вставляете заклепки и нежно и тщательно расклепываете (правильнее - развальцовываете замыкающую головку, не стуча при этом по самой оковке дабы не портить товарный вид), отмываетесь от эпоксидки и т.д.
Можно не расклепывать, а пропаять.
Технология постановки залепок, армирование лопасти и т.д., хорошо описана в книге (специально для "FT"): П.П. Успасский, "СБОРКА УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ".  Сделал электронную версию. Подскажите как выложить.  🙂
 
Спасибо,Ryabikov, оч доходчиво.

А как ведёт себя винт без оковки,как долго служит, как переносит дождь например? Ясень например, оч твёрдое дерево и красивое, оклеивать совсем не хочется. От влаги защитить легко, современные полиуретановые лаки очень прочны на истирание(эрозию),а яхтные к тому же ещё эластичные стойкие к ультрафиолету, от влаги защищают хорошо. А как стеклоткань улучшает защиту от влаги совсем непонятно?
Есть у кого-нибудь опыт эксплуатации неокованных неоклеенных винтов? Поделитесь,плз.
 
И наконец, я вам не скажу за всю Одессу, но пока что я ни разу не встречал СЛАшных переставных винтов, на лопасти которых нельзя смотреть без снисхождения. Это детский лепет по сравнению с классикой деревянных ВФШ.

Денис ты наверное все таки мало встречал. Винт о котором идет речь выполнен на уровне, поверь. Он есть на фотке там где я показывал первый гон движка.  

Если планируется оклейка тканью, пожелуй лучший материал будет сосна. Винт получается очень легкий, а это  очень важно. На этом винте изменяемого шага когда глушиш движок на приборах стрелки слетают.

По оклейке, люди не морочьте голову, вам же человек разжевал. Клеить и концы в воду! Главное для хорошей склейки читать что написано на тюбике у БФ2! БФ нужен как адгезионный подслой.Клепать в дерево нецелесообразно. Да и нетехнологично.

Рябикову респект! Уважаю людей не только думающих но и делающих.
 
И наконец, я вам не скажу за всю Одессу, но пока что я ни разу не встречал СЛАшных переставных винтов, на лопасти которых нельзя смотреть без снисхождения. Это детский лепет по сравнению с классикой деревянных ВФШ.

Денис ты наверное все таки мало встречал. Винт о котором идет речь выполнен на уровне, поверь. Он есть на фотке там где я показывал первый гон движка.  


Не найду. Дайте пожалуйста ссылку.
 
Спасибо aleks!
Файл книга_сборка_узлов_и_агрегатов.pdf на http://ifolder.ru/10186963
🙂
 
Есть у кого-нибудь опыт эксплуатации неокованных неоклеенных винтов? Поделитесь,плз.
Неокованные и неоклеенные винты годятся для эксперимента и хорошо смотрятся на стенке с часами.
В качестве временной защиты от эрозии можно оклеить переднюю кромку пленкой типа Orakal (мебельная) и периодически ее менять по мере износа. Она сносно и непродолжительное время защищает от пыли, песка, травы и очень мелкого дождичка. От больших камней страдает и металлическая оковка, ну а самый страшный враг - вода. Крупный дождь или брызги воды на гидросамолете. На первое руление наш гидросамолет ХАИ-30 ушел с неокованными винтами диаметром 1100 мм, а вернулся через 15 минут с ~800 мм. Вода на ольших скоростях ведет себя как очень классный абразив. 🙂
 
С оковкой и гидросамолётами многое понятно,есть даже опыт эксплуатации ЧЕ-22 с пластиковыми винтами(видел как расслаивается).
Непонятно с оклейкой стеклотканью(с сосновыми-еловыми всё ясно), для чего оклеивать винт из твердых пород?
 
Назад
Вверх