Дополнение к посту № 78
Продолжая тему про безопасность полета в сравнении человеческих ЛА с природными, мне вот что подумалось. Что эффективность и безопасность полета это
две разные вещи. Полет дает кучу плюсов, а эффективный – быстрый, экономичный – тем более, но он сопряжен с опасностью один раз разбиться, что перечеркивает все плюсы, если эту опасность не исключить. И на фоне эволюции эффективности полета шла жесточайшая эволюция его безопасности. Но это
разные направления, ведущие к разным свойствам лет.аппарата, которые не то чтоб противоречат друг другу, а скорее
вынуждено сочетаются (как шасси и крылья у самолета). При этом свойства ответственные за эффективность всегда на виду и очевидны, а ответственные за безопасность – проявляются редко, может всего-то раз за сезон, или даже за жизнь, и всего на мгновение. Но без них и эффективность становится ни к чему.
В известном фильме "Птицы" (
https://www.youtube.com/watch?v=gpSKquBS5PU) мы полтора часа смотрим на массу летающих птиц, особенно на гусей, но в кадре ни разу нет тех же гусей летящих не чинно мирно и эффективно, а "включающих пилотаж". У гусей я видел его всего один раз. Как-то осенью, когда в небе одна за другой тянули стаи, я ковырялся в земле и вдруг услышал над головой свист тросов тяжелого дельталета, когда он заходит с заглушенным двигателем. Я вскинулся и увидел что-то невообразимое. Большая стая гусей, как стая напильников, почти сложив крылья пикировала из поднебесья на лес, наполняя окрестность характерным звуком. Я был в шоке, но догадался искать причину такого странного поведения, и – увидел её: сокол сапсан уже плюнул догнать их в пике и набирал высоту для новой атаки... Вот кто б мог подумать, что гуси владеют таким маневром?.. А с другой стороны всё разумно: они тяжелые и вместо маневренной антисокольной "скидки" используют скорость в пикировании.
А "скидку" делают легкие птицы, главный мастер, конечно, бекас; он днем взлетает вообще зигзагами, так как будучи вспугнутый на болоте "знает", что за лисицей в открытом месте внимательно наблюдают дневные хищники. Вот он и взлетает сразу как бабочка – "рваным" полетом по ломаной траектории, и потому у ружейников считается самой престижной дичью. Но и вальдшнеп, который на тяге летит как ворона, если промазать, на звук пролетевшей дроби реагирует резким маневром – "скидкой", которую он применяет, услышав звук сокола. (Вопрос парителям: почему на тягу он вылетает вечером?)
Надежно высший пилотаж птиц можно увидеть ранней весной у ворон, а лучше у в[ch8000]ронов, когда в брачном полете они демонстрируют контрагентам, что с безопасностью у них все в порядке. Если очень повезет, можно увидеть как ястреб-перепелятник преследует мелких птичек: дрозда, снегиря, трясогузку, жаворонка. Что они при этом вытворяют – уму непостижимо; на их фоне пилотаж самолетов выглядит менуэтом. Еще в конце лета можно увидеть как неопытные мухоловки пытаются ловить бабочек.
Но первично все эти способности возникли не для воздушных боев, это их всех затянула "гонка вооружений", а для безопасности в непредсказуемой атмосфере и для маневрирования в ветвях, откуда вообще все птицы родом.
А что самолеты?.. А самолеты пошли другим путем. Они очень спешили летать – дальше, выше, быстрее и зациклились на эффективности, игнорируя маневровую безопасность. И в результате летают как утюги, имеют рудиментарные управляющие поверхности, не имеют тормоза в виде хвоста (а для чего, по вашему, он у птиц? – чтоб раскрывать "тормозной парашют" при не сорванных крыльях) и не умеют менять угол атаки без поворота туловища. При такой инвалидности самолеты вообще не могут летать со скоростью ветра, и они по быстрому "проскочили" малые скорости даже на взлете-посадке за счет ВПП. А заодно проскочили размерный класс АЛН, "ушли" в большую нагрузку и ею решают всю проблематику турбулентности. И, тем самым, "подсели" на аэродромы, вместе с которыми развивались в петле положительной взаимосвязи, генерирую кучу авианорм. И, когда в конце прошлого века возникла-таки АЛН, авторитет большой авиации её полностью подавил, и гуру в виде Кондратьева, Лапшина и т.п. как евнухи защищали авианормы, не видя, что сами они не субъекты процесса развития, а охранители стереотипов.
В этом плане забавно как самолетчики возненавидели тряпкопланы: – дельта- и пара- . С идеологической страстью... Чего так? Мне кажется именно потому, что дельта- и парапланы одним большим пинком под зад отправили на помойку все самолетные нормы вместе с идеологией. Мозг конструктора самолетов вскипает от гибкой обшивки, отсутствия профилей, шарнира в подвеске и труб в 1/5-ю от строительной высоты. В дельтапланах и парапланах они оказались банкротами, а не "гуру", и их зашоренный опыт не пригодился.
Это одно. А второе, что тряпкопланы имеют одно кардинальное неоспоримое преимущество – складные крылья. Кроме древних стрекоз, отдыхающих у воды (аэродромное существование) все остальные во всей Природе Земли с ее плотностью атмосферы и гравитацией, имеют складные крылья. Иначе – кроме как в воздухе (как у стрижей, которые без посадки летают по 10 месяцев) – невозможно существовать, чтобы крылья не поломались. Посмотрите на голубя или на уток в пруду. Как вы думаете, если б они не летали, вы догадались бы, что у них есть крылья?.. Вот если бы инопланетный турист увидел уток, когда они плавают, он заподозрил бы, что они умеют летать?
Вот также и дельтаплан; когда он свернут в 6 метров, он ничего не боится: хоть на полу, хоть в коридоре, хоть в кузове 66-го или на крыше машины – его из пушки уже не убьешь и не поломаешь. А представьте объёмы и уязвимость перкалевых крыльев такой же площади и нагрузки!.. Без ложементов – ни шагу, и как на ветру их хранить – вообще не понятно... А зимой?..
От всех этих проблем самолетчики защищаются только скоростью и нагрузкой, такой, что атмосферные крылья (!) уже можно делать железными – здрасьте, приехали... А значит, опять ВПП и аэродромы. А значит – стоянка, и – прощай АЛН.
...Да, сейчас дельтапланы в упадке. Скоро наступит черед парапланов, кровь не вода. Но никогда не умрет мечта о личном свободном индивидуальном летательном аппарате. И в лидеры сейчас выйдет Блэкфлай – третий тип ЛА наряду с самолетом и вертолетом (
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1554558289 ). Но на Блэкфлае дело не остановится. Складные крылья с совершенно другими принципами управления, с большим эффективным тормозом, с управляемым срывом, с бескапотажным прыжковым шасси из центра тяжести – ещё даже не снилися Homo sapiens.