И ОЧЕРЕДНОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ЭДУАРДА, чтобы Вы не скучали читая сухие строки
То, что выпадает на твою долю, намного интереснее того, что уже выпадало. Ты жив по настоящему до тех пор, пока у тебя есть в запасе хорошая история и кто-то, кому можно ее рассказать. Потому продолжаем...
ПОКАЖИ МНЕ НЕБО КОПЕНГАГЕНА
- И куда же нам лететь теперь?
- Я не знаю.
- О, тогда нам по пути.
————————————
Утро в Эребру (Оребро. Швеция) выдалось тёплым, ярким, солнечным и очень ветреным. Прогноз погоды не сулил ничего хорошего: не смотря на летнюю жару (температура воздуха достигала +27!гр.) дул очень сильный южный ветер с порывами до 26 узлов. У земли ветер вроде как немного тише (хотя какой тише, вон как деревья к земле пригибает), на высоте много больше, причём как раз на эшелоне международной трассы по которой мы должны лететь, будь она не ладна.
Ветер встречный и ветер попутный - это две «большие разницы». Это как течение у реки: плывешь по течению - без проблем приплываешь туда, куда тебе нужно. Плывешь против течения - будь готов зря тратить силы, время и средства с самым не предсказуемым для себя результатом.
Мы люди разумные, опытные и понимаем, что сильном встречном ветре напрямую до Аллендорфа нам не долететь. Потому принимаем два важных решения: первое, сделать промежуточную посадку где-нибудь в аэропорту на побережье Германии.
Второе: не заливать топливо в дополнительный бак и облегчить тем самым вес самолёта.
Идея простая - с при полной загрузке, да ещё и с запасными баками оторваться от земли ещё сможем, а набрать высоту при таком сильном ветре уже нет. Без высоты и без скорости самолёт не сможет долго лететь, очень быстро пойдёт вниз и упадёт. Говорить что-то ещё об этом излишни...
Взлетали трудно. Самолет дрожал, рули трепетали и вырывались. Казалось, что сейчас нас поднимет нечистая сила и вместо того чтобы унести в небо - кубарем зашвырнет в соседний лес… Господи, да когда же это кончится?
Кончилось быстро: отдрожало, оттрепетало, самолёт хоть и с трудом, но оторвался от полосы. Взлетели, повернули на юг, в сторону Германии.
Как и предполагалось, с первой же минуты сильный встречный ветер здорово замедлил скорость самолёта. Вместо того чтобы делать привычные 250 км/ч мы с трудом проходим чуть более 140 км. Порой казалось, что самолёт просто висит над землёй не имея ни малейшей возможности двигаться вперёд.
За несколько часов полёта недостающие десятки миль сложились в три добрые сотни и стало понятно, что единственное чего мы сможем сделать сегодня, это пролететь половину пути. Потом выход один - садиться где-то в промежуточном аэропорту, заправляться, ну и думать, что делать дальше.
Проблема осложнялась ещё одним. По нашим подсчетам критический уровень топлива должен возникнуть как раз над акваторией западной оконечности Балтийского моря. Понятно, что если это произойдет именно там - шансов на спасение будет не много.
Вот с такими «добрыми» мыслями и летели.
Чего опасались - то и случилось. В районе Копенгагена, хорошо хоть над сушей, а не над морем, в очередной раз переключив топливный насос с одного бака на другой увидели неизбежное: переключать больше нечего. Стрелки правого бака твёрдо стояли около нуля, а левого дрожали на уровне последней отметки. С таким запасом полет мог продолжаться ещё минут тридцать-сорок. Не более.
Выходим на связь с диспетчером. Докладываем ему о ситуации на борту: заканчивается топливо, оно пока ещё есть, но необходимо прервать полет по маршруту и приземлиться в аэропорту Копенгагена на дозаправку.
Надо сказать, наличие малого количества топлива на борту, особенно когда экипаж сообщает диспетчеру об этом официально не является аварийной ситуацией. Скорее это только предпосылка, хотя и очень серьёзная.
Диспетчеры как никто другой понимают, что рано или поздно проблема с топливом у экипажа станет критической, и тогда именно им придётся срочно разводить самолеты во все стороны, расчищать воздушный коридор, и экстренно садить аварийный борт что называется «с прямой», минуя все установленные правила и требования.
И совсем не факт, что этот самолёт который они с трудом пытаются посадить на ближайшем аэродроме, все-таки долетит, а не свалится где-нибудь в ста метрах от взлётной полосы.
Вот почему услышав информацию о нашем намерении прервать полет по маршруту и произвести незапланированную посадку в Копенгагене диспетчер отнёсся с полным вниманием. Конечно сразу же последовал уточняющий вопрос: у нас действительно на борту все в порядке. Не происходит ли что-то такое о чем мы умалчиваем?
Услышав что ничего такого не происходит и проблема только в необходимости заправиться нас тут же по соединили с диспетчером аэропорта Копенгена. Диспетчер отдельно уточнил, имеем ли мы ещё какие-то проблемы или вся наша проблема это недостаток бензина. Спросил на сколько минут полёта у нас топлива. Какие наши намерения (что мы сейчас хотим)?
Все происходило четко, спокойно и ... максимально серьёзно.
После этого он указал самую короткую схему подхода, номер полосы и добавил: - взлетная полоса свободна. Посадка разрешена.
Потом была автоматическая заправочная станция и необходимость подать новый полетный план, который пришлось составлять сидя прямо на земле.
[media]http://youtu.be/jJkYoOojnDw[/media]