Глобальная модернизация ЕЭВС Як-18Т

mongoose

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Самара
Хотел бы начать писать о нашем проекте по модернизации и улучшении ЛТХ самолета. Приобрели тэшку, после восстановления и налетом 100 часов, вот в таком виде:
3e0e1ba91056.jpg

834989ef7663.jpg


Консоли обтянуты синтетикой, двигатель после заводского ремонта с консервации.
Салон перетянут в кожу, новое остекление, радиостанция icom, интерком, АГД lun, аварийный радиомаяк, американский  ёмкостный топливомер, кок на втулке винта, масло Aeroshell W100, полнопоточный масляный фильтр и допбак в багажнике на 130 литров. Налетали в такой конфигурации 50 часов, все устраивало и работало кроме Арк. В одном из предполётных осмотров обнаружилось вздутие краски на бензопанели левого полукрыла. После её снятия обнаружилась течь бензина из основного бака.
Достаточно быстро нашли баки в хорошем состоянии и привезли на аэродром. В тот же момент нашли в продаже штатный топливомер первой категории в полном комплекте. Решение о замене пришло, поскольку установленный не устраивал своими посредственными показаниями. Например после повторного включения через 10 минут после посадки, показывает уже другое количество топлива.
В момент установки штатных топливомеров поняли, что после снятия американского, оставшиеся провода не соответствуют необходимым. Сняли приборную панель и увидели состояние проводки сделанной местами не совсем правильно и безопасно (отдельные провода, где то чуть ли не скрутки, автомобильные разъемы)
Так и началось постепенное усовершенствование практически всех узлов самолета)
Было решено полностью переделать проводку и приборную панель. Вид панели до переделки:
6eb09f36120d.jpg

Так как АРК не работал, а радиовысотомер переодически отключался в полете, решили снять все старое радиооборудование, в том числе преобразователи.
Было извлечено множество жгутов проводки, антена Арк под центропланом, компас в хвосте фюзеляжа и тд. Вес снятого порядка 70 килограмм (Позже все окончательно взвесим)
Так же обнаружили причину не всегда уверенного приема радио: провод был не цельный, штатная антена в весьма плачевном состоянии. Заказали новую антену Российского производство с новым проводом.
После снятие пультов АРК и некоторых приборов, решили переделать приборную панель , поскольку она не штатная, и расположение основных приборов не оптимально. Так как в качестве основной навигации используем IPad Air 2 с установленной Airnavpro, было принято решение установить его на панель. В процессе поиска качественного кронштейна, был найден FlyPad mount, врезной, для установки планшета вровень с плоскостью панели:
25554c15d9de.png

https://youtu.be/iVrPZY4mqsg
В последствии нам предложили EFIS INTEGRA TL-6524 with 7" screen, по разумной цене:
43f22cf68fb8.jpg

Определили ему место установки: перед вторым пилотом, на правой панели. Все основные приборы были перекомпонованы. В данный момент приборка ждёт покраски и установки в самолёт (фото добавлю чуть позже)
В процессе снятия радиооборудования, увидели что допбак установленный в багажнике, подключен к основной топливной системе не по авиационным правилам и является не безопасным, заправочная горловина находилась фактически выше чем лючок в борту фюзеляжа что доставляло проблем при заправке. Начали поиски допбаков, и размышления об их расположении. Естественно, самым правильным решением была установка баков в консоли. Первым вариантом были баки полузаводского производства из Харькова. Выглядят почти как штатные и все вроде хорошо, но цена (в евро 🙂) нас не устроила. Вторым вариантом было изготовления баков на заказ. Нашли на форуме пост о изготовлении различных баков в Иваново производства Антона и Дениса. Отправили чертёж, через неделю поехали забирать, стоимость баков получилась в 4 раза меньше даже с учетом поездки туда. Каждый бак объёмом около 45 литров. В процессе производства (позже выложу более подробные фото):
cbeeef79f8ab.jpg

Для установки баков начали частично снимать ткань обшивки с консолей и обнаружили, что несмотря на то что ткань как новая, киперная лента уже в подгнивающем состоянии и не обладает достаточной прочностью (после перетяжки прошло 5 лет). Так же было видно что ткань недостаточно пропитана, и лак с краской лежат слоем сверху без особой адгезии и достаточно просто отходит. После анализа всего этого было принято кардинальное решение и осуществления давней идеи: создание цельнометаллического крыла. Были закуплены новые листы Д-16АТ: 6 листов 0,8 и 2 листа 1,2 мм (с запасом на оперение). Начался процесс установки допбаков, изготовления ложементов для них. На обшивку устанавливается независимый стрингерный набор для подкрепления обшивки.
После снятия консолей, болты отдали на проверку, в одном обнаружилась трещина, изготовили новый. В данный момент все детали для одной консоли готовы, для второй сделаны заготовки. В ближайшее время выложу подробные фото процесса.
Самолет в данный момент:
ac10e23865e7.jpg


Впереди ещё много задумок, поочередно буду выкладывать  😎
 
Основные будильники и авиагоризонт сохраните.
 
Подскажите пож-ста,какой горизонт планируете поставить ЛУНовский или родной АГД-1,какой радиовысотомер у вас стоял РВ-5М,если вы убрали все преобразователи,то что планируете взамен?
 
Так как в качестве основной навигации используем IPad Air 2 с установленной Airnavpro, было принято решение установить его на панель. 
редкостная чушь. через полтора года обновят ось, ПО и ваш айпад будет пригоден только как разделочная доска на кухне. да и вообще, встраивать айпад в панель - это мазохизм. ни один приличный авиатор никуда с айпадом не полетит. лучше бы гармин 695 встроили.
 
Айпад работает лучше Гармина 🙂 Имел и то и другое 🙂 Проверенно! Во всяком случае спутники не теряет, так как и GPS и как его ГЛОНАСС и AGPS и Китайские спутники некоторые программы показывают! Нет проблемм с картами любыми! Ярче экран, выше разряжение .... да и куча еще всего и всего в других приложениях. Пользуюсь планшетами и в самолетах и в планерах! Гармин продал 🙂
 
Подскажите пож-ста,какой горизонт планируете поставить ЛУНовский или родной АГД-1,какой радиовысотомер у вас стоял РВ-5М,если вы убрали все преобразователи,то что планируете взамен?

Авиагоризонт оставляем LUN, для него идет отдельный современный преобразователь с 28в. Радиовысотомер стоял такой. Для других приборов преобразователи не требуются, только от ЛУНа.

А мотор у Вас как нибудь модернизирован?

Чуть позже напишу пост, в механику не лазили, будет "внешняя" доработка)

редкостная чушь. через полтора года обновят ось, ПО и ваш айпад будет пригоден только как разделочная доска на кухне. да и вообще, встраивать айпад в панель - это мазохизм. ни один приличный авиатор никуда с айпадом не полетит. лучше бы гармин 695 встроили.

Ось можно и не обновлять 😉 Мое мнение совпадает с мнением repa:
Айпад работает лучше ГарминаИмел и то и другоеПроверенно! Во всяком случае спутники не теряет, так как и GPS и как его ГЛОНАСС и AGPS и Китайские спутники некоторые программы показывают! Нет проблемм с картами любыми! Ярче экран, выше разряжение .... да и куча еще всего и всего в других приложениях. Пользуюсь планшетами и в самолетах и в планерах! Гармин продал 

От себя так же добавлю, что Гармин не работает из коробки в России, русификация, добавление базы, последующие обновления, все это где то у кого то и не официально. В airavpro же выходят постоянные обновления данных АОПА, и уже доступны полноценные авиационные карты для Московского региона и Питера. Встраивание Айпада в панель для надежности крепления, расположения всего в одном месте и защита от солнца под панелью. Так же планируется компактное резервное устройство с этой же программой на штурвал или на съемном кронштейне.
 
Во всяком случае спутники не теряет,
редкостная чушь. взлети из Хабаровска в северном направлении и увидишь что такое постоянно зависающий AirNavPro. navdata решает все проблемы с гарминами. ни разу не видел потерявший спутники гармин. а когда однажды в приборном полёте увидел чудо надпись с требованием охладить устройство вообще перестал брать айпад на борт. в октябре, под Николаевском-на-Амуре, на высоте 2000 метров, охладить...
впрочем, у каждого есть персональное священное право убиться так, как он пожелает.
 
Радиовысотомер я бы оставил. Полезная вещь при полетах на низкой высоте в условиях ограниченной видимости. Да и давление аэродрома прилета можно не запрашивать.
 
Радиовысотомер я бы оставил. Полезная вещь при полетах на низкой высоте в условиях ограниченной видимости. Да и давление аэродрома прилета можно не запрашивать.

Мы тоже долго думали оставлять или убирать. Решили снять по причинам:
1. Не всегда работает, в чем причина неизвестно, специалиста по системе сложно найти
2. Для его работы нужен преобразователь, а было решено облегчить самолет
 
Радиовысотомер я бы оставил. Полезная вещь при полетах на низкой высоте в условиях ограниченной видимости. Да и давление аэродрома прилета можно не запрашивать.

Во-во. Польский президентский экипаж в Смоленске именно так и рассуждал.
 
редкостная чушь. взлети из Хабаровска в северном направлении и увидишь что такое постоянно зависающий AirNavPro. navdata решает все проблемы с гарминами. ни разу не видел потерявший спутники гармин. а когда однажды в приборном полёте увидел чудо надпись с требованием охладить устройство вообще перестал брать айпад на борт. в октябре, под Николаевском-на-Амуре, на высоте 2000 метров, охладить...
впрочем, у каждого есть персональное священное право убиться так, как он пожелает.

Во первых, летать нужно все таки с картой, все электронные устройства для удобства.
Во вторых, вот тема: http://saon.ru/forum/viewtopic.php?f=23&t=6723&start=930, прочитайте если не видели, очень много информации, в том числе и по сбоям гармина.
В третьих, сможете ли вы в полете например быстро перестроить маршрут на какую нибудь деревню в Саратовской области по указанию диспетчера? У нас были такие случаи, в airnavpro это делается без проблем одним движением. В гармине - сомневаюсь.

ни один приличный авиатор никуда с айпадом не полетит.

Между тем в боингах и аэрбасах повсеместно используются айпады для многих целей, в том числе с использованием GPS.

Поэтому разговоры о степени приличности авиаторов можете оставить в той самой теме с обсуждением программы и её надежности.
 
    Листовой дюраль 0,5мм.
Первая цифра полотно, вторая -дюраль.

1. Рули высоты  по 3.7кг , по   4,4кг
2.Руль направления  4,2кг,  6кг
3.Горизонтальный стабилизатор 9кг,   12кг
4. Вертикальный стабилизатор  5,8кг    6,4кг
5.Элероны по 8,2кг,   по 9,4кг
  Крылья не взвешивали из-за отсутсвия подходящих весов.
 
Дело в том, что здесь не столь вес важен, сколь то, что конструкция силового набора того же крыла Тэшки не предназначена для "работы" - она рассчитана на мягкую обшивку, а ни как не на заклепки. Слишком полки слабые - быстро "трещать начинают.

ДОКАЗАНО РАСЧЕТАМИ
 
Приборку не надо под игровые системы переделывать, оставьте для них место для крепления и питание по USB
Сделайте основной упор на EFIS, основные часики оставьте "на всякий случай", современная рация и интеграция всего этого в единое целое.
По М-14 есть отдельная ветка и стандартный набор модернизации:
перевод на Aeroshell, высоковольтные провода и свечи, фильтр для масла, краник слива масла с нижних цилиндров, расходомер топлива  и тд
Замена БАНО на светодиодные, доработки салона (автомастерские подскажут где подстанник сделать, где подлокотник, где DVD повесить, где стекла затонировать)
И выкладывать фотки процесса - народ и подтянеться 🙂
Удачи в исполнении проекта!!!!!!!!
 
Радиовысотомер я бы оставил. Полезная вещь при полетах на низкой высоте в условиях ограниченной видимости. Да и давление аэродрома прилета можно не запрашивать.
Про польский самолет сравнение не корректно, наоборот если бы смотрели на рв в сосну не воткнулись бы. Про давление имело в виду про посадки на площадки где некому это давление подсказать. Когда я летал на самолете про рв я ничего не знал считал что барометрического достаточно. Сейчас летаю на вертолете, садится приходится везде и летать низко и радиовысотомер один из главных приборов для меня особенно если земля просматривается плохо а в облака лезть не хочется. Те кто ставил рв на тэшку тоже не дураки. Если летать на высоте 300 рв вам не нужен, вот если прижмет на маршруте до 100 чтобы не воткнуться в вышку сотовой связи 70 м вот тогда он и пригодится и спасет вам жизнь.
 
Радиовысотомер я бы оставил. Полезная вещь при полетах на низкой высоте в условиях ограниченной видимости. Да и давление аэродрома прилета можно не запрашивать.
Про польский самолет сравнение не корректно, наоборот если бы смотрели на рв в сосну не воткнулись бы. Про давление имело в виду про посадки на площадки где некому это давление подсказать. Когда я летал на самолете про рв я ничего не знал считал что барометрического достаточно. Сейчас летаю на вертолете, садится приходится везде и летать низко и радиовысотомер один из главных приборов для меня особенно если земля просматривается плохо а в облака лезть не хочется. Те кто ставил рв на тэшку тоже не дураки. Если летать на высоте 300 рв вам не нужен, вот если прижмет на маршруте до 100 чтобы не воткнуться в вышку сотовой связи 70 м вот тогда он и пригодится и спасет вам жизнь.

Поляки делали именно так, как, не дай бог, делал бы по Вашему совету автор модернизации Тэшки, демонтировав АРК и установив EFIS. Они в приборных условиях искали полосу по GPSке, а штурман контролировал высоту по РВ. Одного не учли, что перед полосой был овраг.

Расскажите еще, пожалуйста, про методику обхода вышки сотовой связи при помощи радиовысотомера. Очень интересно.
 
Назад
Вверх