Гора Удачи

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Нашел в старых журналах у себя... Удивительный случай. Может кто там летает, видел это место? Или по карте МВЛ можно найти его (вроде УКТ104?). Может байка?

   Перепечатка  статьи в журнале «Крылья Родины» №12 1988г.                
                  
                       Гора удачи
     Валентин  АККУРАТОВ, заслуженный  штурман  СССР


      Это невероятное происшествие случилось в марте 1938 года при выполнении первого трансарктического рейса по маршруту  Москва – Анадырь – Москва  на
АНТ-6, четырехмоторном гиганте «СССР-169».  Надо было выполнить скоростной полет в зимних условиях по необлетанной трассе, связать Москву с Анадырем и доставить оттуда смену летного состава, не один год проработавшую во льдах далекой Чукотки. Задание мы приняли как награду, ибо нет ничего более захватывающего и интересного, нежели полет по неведомой трассе, полный неожиданных препятствий, на которые так щедра природа Арктики.
      Авиатрассы, в современном понятии, тогда, конечно, не существовало. Не было и аэродромов. Только оледенелые моря и заснеженная бесконечная тундра, да старые географические карты в дюймовых масштабах, созданные еще по работам «Петровских птенцов» в первой половине XVIII века, на которых к югу от побережья Евразии на зеленом фоне материка пестрели огромные белые пятна с лаконичной надписью – «Не исследовано».
      Так вот, уже на обратном пути из Анадыря в Москву, глубоко проанализировав свои возможности, решили от Тикси на Хатангу лететь не вдоль береговой черты, а по прямой. Это давало возможность на час сократить полет и попутно осмотреть большой неисследованный район. Такой полет не представлял трудности, но только при ясной солнечной погоде или даже при высокой нижней границе облаков. Нас, летчиков, больше всего интересовало, есть ли горы на этом «белом пятне». Их наличие при низкой облачности, плохой видимости и полете на малых высотах чрезвычайно опасно.
      В числе наших пассажиров из летного состава находился старейший штурман полярной авиации  В.Падалко. Он попросил разрешения быть вторым штурманом. Договорились в Тикси, что первую половину пути до центра «белого пятна» самолет поведет он, а дальше, до посадки в Хатанге, вахту приму я.
      В назначенный срок Вадим разбудил меня:
       - Принимай вахту! Под нами центр «белого пятна». Прогноз погоды не оправдался. Фронт подошел несколько раньше. В разрывах облачности проглядывается тундра, ровная как бильярдный стол. Путевая скорость – сто восемьдесят, ветер прямо в лоб. В Хатангу прибытие в семнадцать десять. Наша высота – 525 метров. Пытались набрать высоту, но сильное обледенение заставило снизится на свой эшелон.
      Проверив все элементы движения самолета, запросил бортрадиста принять с Хатанги свежую погоду. Через пять минут пришел ответ. Он не порадовал нас и даже ошеломил, - «Штормовая. Борт «Н-169». Пурга. Видимость ноль. Ветер северо-западный, порывистый, 25-30 м\с. Температура минус пятнадцать. Давление 740 мм. Аэродром закрыт».
      Не успел я сделать отметку в бортжурнале, как в шлемофоне услышал голос командира:
      - Штурман, что будем предпринимать, куда уходить?
      Через минуту был в пилотской. В кабине было холодно и резко пахло ректификатом. Лобовые стекла фонаря были плотно забиты непроницаемым слоем матового льда, и только через омываемые спиртом сектора было видно, как косые струи снегопада секли самолет, и, казалось, он стоял на месте, упершись в стену из белой ваты. В глазах пилотов не было растерянности. Впившись в приборную доску, они уверенно вели машину по приборам, строго держа стрелки на цифрах, рассчитанных  штурманом.
      - Куда пойдем, штурман? Хатанга не принимает, а вернуться в Тикси не хватит горючего.
      - Надо идти в залив Кожевникова. Там хорошая погода, ровный припай. Когда мы шли на восток через устье Хатанги, я специально внимательно осмотрел это место.
      - У мыса Косистого? Ты прав, я тоже обратил внимание. Да и сама коса пригодна. Я еще подумал, не создать ли на ней промежуточную посадочную площадку.   
      - Тогда пошли. Через час пятнадцать подойдем к заливу…
      Я не успел договорить – через лобовое стекло увидел, как на нас стремительно надвигалась низкорослая лиственница…
      - Земля!.. Форсаж!.. – инстинктивно крикнул я, чтобы уйти вверх от смертельной встречи с землей, неведомо как оказавшейся на высоте полета. Но было поздно. Мягкий толчок, характерное шуршание лыж. Командир сбросил газ, и машина помчалась в белом кипении пурги. Не осознав, что случилось, все всматривались в навалившуюся непроницаемую ватную стену, плотно охватившую самолет, каждое мгновение ожидая встречи с невидимым препятствием…
      Тяжелая четырехмоторная машина в лыжном варианте не имела тормозов. Самолет должен был остановиться сам. Если он скользит по склону, его остановит лишь какое-то препятствие. Холодная змейка противно проскользнула по спине. Секунды словно вытягивались в бесконечность. Мы не могли определить даже скорость движения в этой мертвой белизне. Она ощущалась лишь по шуршанию лыж и подпрыгиванию машины на невидимых снежных наддувах.
      Но вот скрежет лыж прекратился. Тишина. Но нам казалось, что самолет еще бежит в неизвестность, и это будет продолжаться долго, пока не произойдет непоправимое…
      - Земля, штурман,- раздается голос командира. – Где сидим?! Почему?
      - На высоте 525 метров, почти в центре «белого пятна», - ответил я. – То есть на линии пути и в эшелоне полета, что подтверждают все три высотомера и расчеты в бортжурнале. Но вот почему сели, думаю, ты точнее ответишь.
      - Ты прав, но сейчас не время. Осмотримся, где сели, и решим, что делать в дальнейшем.
      Открыли выходной люк и выпрыгнули из машины. Осмотрели шасси, хвостовую лыжу, винты. Все цело, ни единой царапины! Но что кругом? Ничего не разглядеть. Пурга сечет глаза, сбивает с ног. Поднялись в самолет и, отряхнувшись от снега, собрались в просторной штурманской рубке. Минуту-две молчали, не решаясь смотреть в глаза друг другу.
      - Вот тебе и тундра! – нарушил молчание командир. – Десять минут назад в разрывах облачности ясно просматривались низменные места, и вдруг эта лиственница и машина бежит по земле…
      - Я был уверен, что после моего крика, ты дашь форсаж всем моторам и мы уйдем вверх.
      - Поздно было, лыжи уже скользили по насту. Да и моторы бы нас не вытащили. Смотрите, сколько льда нахватала машина. Оставалось одно – выключить моторы, дабы избежать взрыва, и надеяться на единственный шанс по теории вероятности…- Не скрывая горькой иронии, вздохнул командир. – Хороший урок преподнесло нам «белое пятно». А я-то считал, что познал все коварства Арктики. Расскажи коллегам – разве поверят? Засмеют!
      - Беда обогащает опыт. Ведь такое не даст ни одна академия, и ни в одном учебнике не прочтешь, - ответил я. – Все три высотомера зафиксировали одну и ту же высоту. Значит, «белое пятно» представляет собой высокую сопку с плоской вершиной, по которой и скользнули лыжи самолета…
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
      Пассажиры, ничего не зная, спали. А когда проснулись от наступившей тишины, решили, что сели в Хатанге. Я обьяснил, что сели на вынужденную из-за погоды, ничего не сказав о подробностях. В те времена из-за погоды такое случалось нередко.
      Прежде чем всем нам отправиться спать, командир, устало улыбнувшись, предложил назвать эту неизвестную нам возвышенность горой Счастливой удачи.
      - Не просто удачи, а двойной, - размахивая бланком радиограммы, проговорил бортрадист Саша, вбежав в штурманскую. – Свежая погода залива Кожевникова – пурга, ураганный ветер тридцать – тридцать пять метров, видимость ноль, температура минус двадцать семь, давление 703. Теперь вам понятно, почему двойной удачи? Хотел бы я знать, куда бы мы пошли оттуда с остатком горючего на тридцать минут?..
      Всю ночь выл и стонал ветер, забивая штурманскую тонкой снежной пылью, проникавшей даже под стекла приборов. Температура в самолете была такой же, как и за тонкими стенками из дюраля. За ночь дважды запускали моторы, наглухо обтянутые теплыми чехлами, конструкция которых позволяла, не снимая их с гондол, прогревать двигатели специальными бензиновыми лампами. Судя по поступающим метеосводкам, погода в Хатанге улучшалась. Это внушало надежду на перемену и у нас.
      В грузовом отсеке, побелевшем  от плотного мохнатого инея, в меховых спальных мешках, тесно прижавшись друг к другу, вповалку спали пассажиры и свободные от вахты члены экипажа. Осторожно разбудив командира, доложил ему о погоде в Хатанге. Он тут же вылез из мешка и напялил унты. В ожидании погоды надо было натаять воды и организовать завтрак.
      Возясь у гудящих примусов с приготовлением еды в заднем отсеке – нашей импровизированной кухне, мы неоднократно выскакивали с командиром из самолета. Ветер стихал, но видимость по-прежнему была нулевой. Потеплело. Бортовой термометр показывал всего минус двадцать. Белая муть плотно окутывала машину и при взгляде вдаль было трудно понять, где начиналась заснеженная земля и где кончалось небо. Все сливалось в безликой белой пустоте, и казалось, раскинув огромные оранжевые крылья, самолет плавно парит в густых облаках с выключенными моторами, и только злой свист ветра в его антеннах и скрип унтов нарушал тишину.
      Один за другим просыпались пассажиры. Выскакивая из машины, они тут же возвращались обратно, зябко кутаясь в свои меховые одежды, чертыхаясь по поводу погоды. Собрав всех в центральном грузовом отсеке, командир сообщил:
      - Товарищи летчики, сидим из-за погоды в трехстах километрах Хатанги на вершине безымянной горы или плоскогорья, на высоте примерно 500 метров. На картах этот район числится «белым пятном». Сейчас Хатанга принимает, но у нас туман, видимость нулевая… - помолчав, он добавил. – А главное, боюсь вы не поверите… Идя в облаках прямым курсом на Хатангу, самолет сел без нашего вмешательства, с ходу по прямой…
      Замолчав, командир виновато всматривался в глаза на миг затихших летчиков. С минуту люди растерянно с недоумением вглядывались в него. Тишину нарушил голос пилота Попова:
      - Командир, вы, оказывается, не только мастер слепого полета, но и заливать умеете! Да так, что даже не улыбнетесь.
      Дружный взрыв хохота заглушил реплику Попова, и смех был настолько заразителен, что командир, не удержавшись, присоединился к нему.
      - Не верите?! Ну и дьявол с вами, - прерывая смех, выкрикнул он.
      - Командир, ну загнул, с кем не бывает. Однако перед тобой летный состав, а не девчата с трикотажки. Вот им и рассказывай, - давясь от смеха, сказал кто-то. Командир, ища поддержки, поочередно смотрел то на Вадима, то на меня.
      - Штурман, солнце! – вбегая в самолет, радостно сообщил бортрадист.
      Схватив секстант, мы с Вадимом выскочили на снег, чтобы измерить высоту светила для уточнения своего места. То, что мы увидели, ошеломило. В разрывах высокой облачности сияло солнце, заставляя до боли щуриться, а впереди по носу самолета, далеко внизу, змеилась неведомая река, путь которой отмечался группами редких деревьев, подтверждая нашу догадку, что самолет сел на плоской вершине неизвестной горы.
      Но не это ошеломило нас. За хвостом самолета, метрах в шестистах, откуда тянулся след машины, как грозные стражи высились два коричневых базальтовых кекура высотой метров по двадцать. След лыж шел прямо от скал, а чуть ближе из-под снега торчало одинокое чахлое деревце лиственницы.
      - Понял?.. – крепко схватив меня за руку, тихо проговорил Вадим Падалко.
      - Вижу вторично. Это то, что мы с командиром заметили перед посадкой.
      - Не дерево, а кекуры. Самолет прошел между ними.
      - Догадываюсь, - пробормотал я, чувствуя, как от запоздалого страха кольнуло сердце. 
      - Размах крыльев – сорок два метра, а расстояние между кекурами не больше семидесяти, - деловито рассуждал Вадим. – Надо же! Кто мы, святые праведники или великие грешники?!
      - Думаю, нам просто повезло. Хотя и не хочется признаваться, но, похоже, в словаре Даля есть поговорка, которая со всей прямотой определяет кому везет.
      - Хорошо, согласен. Пусть первый раз повезло по пословице. А второй? Ведь перед посадкой, в тумане самолет прошел между кекурами и только чудом не столкнулся с ними. И наконец, третье: самопроизвольная посадка исключила наш полет в залив Кожевникова, где разыгравшийся снежный ураган исключал возможность посадки.
      - Все эти события – неизбежные следствия причины, которую мы создали сами: нашего необдуманного решения исследовать «белое пятно» без соблюдения безопасной высоты полета в облаках. То есть – самое грубое нарушение летного наставления.
      - Но ты же видел, что даже присутствующий при этом летный состав не поверил сообщению командира. Не поверит и инспекция. Знаешь, займемся лучше уточнением своего места и этой чертовой горы.
      Расчеты дали координаты, мало отличающиеся от счислимых: широта 72*03’
долгота восточная 108*08’.
      Солнце, горячий крепкий чай с пирогами и разогретая оленина оживили и экипаж, и пассажиров. Одни во главе со вторым пилотом намечали флажками взлетную полосу, другие ушли к кекурам сфотографироваться на память, остальные грели моторы и очищали гофрированные крылья и фюзеляж самолета от набившегося снега. С дальнего конца взлетной полосы подошел командир. Тяжело дыша, усевшись на ящик с секстантом и закурив, спросил:
      - Ну как, «коломбы росские», что подсказывают небеса?
      - До Хатанги – 200 километров, до зимовки Кожевникова – 185. А как с полосой взлета?
      - Шестьсот метров как бильярдный стол, а дальше крутой спуск… без кекуров и елок, - иронически рассмеялся командир.
      И в этом смехе было столько боли и какой-то несвойственной ему опустошенности, что я не выдержал.
      - Решение лететь через «белое пятно» было коллегиальным. Люди живы, машина цела и кроме того обнаружена неизвестная гора. Это открытие. Пусть совсем маленькое, но те, кто полетит по нашей спрямленной трассе, уже по новым точным картам, быть может, помянут нас добрым словом.
      - К чему ты завел этот разговор, - угрюмо спросил командир. – Хочешь оправдать нашу вчерашнюю дикую посадку?
      - Да все к тому, что без допусков элементов риска Арктику не освоишь. До твоего прихода к нам в полярную авиацию у нас был командир отряда – два ромба в петлицах, чин немалый. Так он открыто говорил: «Вам хорошо, похоронят с почестями, а меня будут таскать по прокурорам, выискивать, не враг ли я народа».
      Неожиданное появление бортрадиста прервало наш диалог.
      - Радиограмма с Хатанги. Просят ускорить вылет. На подходе новый циклон.
      - Пошли, штурман. А наш разговор о праве на риск продолжим в Москве. Думаю,
нас большинство поддержит.
      Когда мы вырулили к старту, который начинался от кекуров, командир, задержав взгляд на вершине могучих скал, с глубоким уважением крикнул:
      - А ведь они – наглядное подтверждение незыблемости теории относительности!
      - Ученым мужам, да. А дуракам – счастье, - после короткой паузы прозвучал в шлемофонах назидательный голос бортмеханика.
      Рев моторов  заглушил его голос. Взлет был красив и легок по своему изяществу. Через час полета лыжи самолета коснулись заснеженной полосы Хатанги.      
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
Да-аа... во мужики были... переночевали на полдороги от Анадыря до Хатанги... на тридцатиградусном морозе... и дальше полетели...
Насчёт байки это вы зря... Аккуратов мужик серьёзный... я его много читал... да и  плоская гора на плоскотине для северов не новость...возьмите тот же Таймыр или Урал... там ледник макушки тоже везде посносил.
 

Starteh

Я люблю строить самолеты!
Спасибо, интересный рассказ! Иное везение чуду подобно. Случай не так уж и слеп... :)
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
@ Байкал

ДЕВИЗ  ПЕРВОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ : "ДАЛЬШЕ, ВЫШЕ, БЫСТРЕЕ!"....
Я полагаю что девиз нкужн несколько модернизировать ))))
ДЕВИЗ  ПЕРВОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ : "ДАЛЬШЕ, ВЫШЕ, БЫСТРЕЕ!но по тиху !" .... :)

Что касается ТЕМЫ , то просто трудно представить многочасовые  арктические полёты в открытой кабине с минимумом приборов ... ...
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
Что касается ТЕМЫ , то просто трудно представить многочасовые  арктические полёты в открытой кабине с минимумом приборов
Гена... а ты у Виталия нашего "Макенроя" спроси... он и сейчас так в арктике летает.  ;)
А девиз ща подрихтую. :)
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Тут у меня есть кусок какой то буржуйской карты. Вот что выходит...
 

Вложения

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Ну масштаб, если точнее, то от точки с координатами до отметки 1302 - 18 км. Блин , и букву сьел...
 

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
Карты района небыло...летели напрямую....ортодромию от локсодромии в те времена уже отличали... а вот насколько точно успели засечь и рассчитать точку секстантом конечно вопрос.
Моё мнение: разброс мог составить более +- 50 километров...как минимум.

З.Ы. PNL.  нашим сборникам перед чемпионатом мира выдали карты генштабовские района Оунс-Вэлли что немного севернее ЛА... по приезде туда получили амерские....так на них не все ранчо были указаны. ;D  Сам видел... отвечаю. :)
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Ну я ,в общем то, думаю тоже, что нет карты подробной... Об истинной высоте той горы, наверное, Валентин Иванович с коллегами могли судить тогда лишь относительно. (740мм было в Хатанге, а на мысе Косистом-703, а что было у них  :-/)
Ну насчет+- 50 не знаю... Два опытнейших полярных штурмана- рука наверное набита. Конечно GPS у них не было, и какая то погрешность вполне могла иметь место.
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Здесь виден драматизм ситуации- весь маршрут действительно "как стол". И в белом пятне нагорье. И СМУ,и обледенение...
 

Вложения

Байкал

Строим - чтобы летать!
Откуда
За Уралом
Да, по этой карте они бы точно правее с такой нижней кромкой обошли.  :)
Кстати ссылочку не дадите где карту взяли?
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Какую? Последняя картинка - это кадр из программы "Атлас мира". Можно крутить весь "шарик", измерять расстояния, широта, долгота и.т.д Купил давно СD , еще году в 2002, очень удобная. Сейчас в магазинах не вижу подобного. На торренте видел вроде поновее, все забываю сына озадачить, чтобы скачал.
 

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Тут на SAONе это же обсуждали- там есть ссылка про этот же случай в другой редакции:
http://saon.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=3415&start=0

Нашел еще двухкилометровку этого района, и соседнего пятикилометровка. В общем вершин там таких полно. Шли они над ними уже давно, пока так удачно не встретились с этой. (Вышли как раз на гряду Хара-Тас) Расчетная точка находится в 4,5 километрах от границы листов (108*Е), поэтому может и на другом листе по факту...
 

Вложения

  • 193,9 КБ Просмотры: 153

PNL

Я люблю самолеты!
Откуда
Тюмень
Это другой лист, ближе к Хатанге, правда он менее подробный- пятикилометровка где стрелками пометил- это будет километров 12-15 от расчетной. Да здесь горизонтали чере 50 метров , на той не знаю...
И еще, по той ссылке статья в Журнале "Вокруг света" в более поздней редакции - весна 89 года. Там пишется, что шли они по давлению Тикси. Т. е. , видимо, подходя к фронту , летели со снижением...
 

Вложения

  • 110 КБ Просмотры: 146
Вверх