"Грач" с мотором HKS-700E.

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
:~)

В этой ветке я буду рассказывать о моём опыте эксплуатации японского мотора HKS-700E.

Мотор этот я купил уже давно, но только в этом году он поднялся в небо, а на мою дачу приехал 5 дней назад.

Аппарат мне делали долго, причины этого мне непонятны, зато известен результат - по прошествии 3х лет я получил полуфабрикат.
Даже седушек нету  :'(

Все эти 5 дней я доделывал то, что не смогли сделать за 3 года авиационные специалисты и в результате менее чем через неделю аппарат полетел.

Вот кстати, за это http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1372112489/13#13 тоже им же большое "спасибо" надо сказать.

Аппарат этот летал и раньше, я даже тут ролик показывал и даже сам на нём летал.
Но тогда я не совался в него глубоко, иначе побоялся бы на таком летать.

Ну хватит о грустном, большинство косяков я уже устранил.
Кое-что пришлось переделать/модернизировать, но и предстоит ещё сделать немало.
Руки растут откуда надо, голова тоже варит, потихоньку отполируем.

А пока показываю и рассказываю, то с чем уже знаком.
 

Вложения

  • P1030702_1.jpg
    P1030702_1.jpg
    60,2 КБ · Просмотры: 154
Дачная полоса у меня не шибко ровная.
Как ни старайся грунт гуляет, кроты роют, сорняки растут кочками - в общем до идеала далеко.
Поэтому изначально были куплены гидропневматические амортизаторы на основное шасси.

Я вам хочу сказать это просто сказка!  😀
Касания вообще не чувствуется пока переднее колесо на землю не встанет - никакой тряски!
 

Вложения

  • P1030706_1_001.jpg
    P1030706_1_001.jpg
    63,8 КБ · Просмотры: 147
Про высоту на которой расположен винт:
Изначально планировался пропеллер диаметром 2100мм. (редукция 3,47) шоба было тихо, но пёрло.
Поэтому и была запланирована такая большая высота моторамы.
Винт я заказал 2х лопастной деревянный, сделали мне его быстро (Олег - zov), но на испытаниях мотор с ним дружить отказался - телега прыгала по ангару.
Предположительно у винта оказался слишком большой момент инерции.

Поэтому был заказан 3х лопастной пластиковый 1750мм, с ним проблем не возникло, его пока и буду пользовать.

От кончика лопасти до ВПП 610мм
Траву на полосе можно больше не косить  ;D винт до неё не достанет.
 

Вложения

  • P1030705_1.jpg
    P1030705_1.jpg
    48,5 КБ · Просмотры: 128
Порадовал и звук работы ВМУ.
Помнится мне тут писали мол по звуку будет похоже на мотоцикл Урал.
Ничего подобного.
Звук просто замечательный!
Почти как турбина 🙂

[media]http://youtu.be/8l8BMI2dopg[/media]

А как заводится!? 😉
С пол оборота! 😀

Правда иногда при глушении мотор сильно колбасит, но я уже нашёл способ борьбы с этим - выключаю зажигание и сразу даю полный газ.
А иногда он и сам хорошо останавливается, вот как в этом ролике.

Обратите внимание - с 0м.45с по 0м.55с меняются обороты мотора, это я выключаю по одному контуры зажигания.
Вроде на 503м Ротаксе не так сильно менялись.
Но не глохнет же, значит всё в порядке.
 
После 503го Ротакса, смотришь на этот мотор и конечно офигеваешь от торчащих во все стороны всяких шлангов, проводов и компонентов.
У 503го как то всё это более компактно и незаметно.
Хотя  если сравнивать с 912м то в общем то тоже самое.
Такой же ёжик.

Один шланг получился с очень крутым изгибом (из за того что маслобак так близко к мотору), пришлось на него в месте изгиба поставить кольцо которое не даёт шлангу сплющиться.

Пожадничали японцы со штуцерами.
Деталь то копеечная.
Могли бы в комплекте давать дополнительные штуцера с разным углом изгиба, чтобы у монтажника была возможность манёвра, а так пришлось монтировать из того что дали. 

Кстати шланги в комплекте не дали, пришлось покупать отдельно.
А к 912му дают шланги?
 

Вложения

  • P1030707_1.jpg
    P1030707_1.jpg
    89,1 КБ · Просмотры: 148
  • P1030712_1.jpg
    P1030712_1.jpg
    62,4 КБ · Просмотры: 156
Вообще у японских инженеров проектировавших этот мотор хотелось бы спросить очень многое.
Например:

Видили ли они 503й Ротакс? Если видили, то почему не предусмотрели такое же расположение коммутаторов и катушек зажигания на самом моторе?
Это же очень удобно, купил мотор привинтил к мотораме и сразу завёл.
А тут ...
А тут установщику мотора предлагается проявить фантазию и придумать где всё это закрепить.
На самолёте это наверное не проблема, а вот на дельталёте кроме пилона особо крепить и некуда.
Но крепить на пилон это же идиотизм.
В общем пришлось делать надстройку над мотором и там крепить катушки и регулятор.
Коммутаторы закрепили на мотораме на уголке.
 

Вложения

  • P1030727_1.jpg
    P1030727_1.jpg
    57 КБ · Просмотры: 144
  • P1030732_1.jpg
    P1030732_1.jpg
    61 КБ · Просмотры: 150
Из каждой катушки выходит по два ВВ провода.
Два из них в принципе нормально (с разумной слабиной) идут на один цилиндр.
А вот на другой цилиндр другие два провода идут с таким диким запасом по длине, что их пришлось сматывать в колечко.
Ну не резать же ВВ провода япону вашу мать!
 

Вложения

  • P1030713_1.jpg
    P1030713_1.jpg
    67 КБ · Просмотры: 131
Маслобак:

Маслобак это шедевр японской конструкторской мысли!
Я не знаю, может японские пилоты привыкли держать маслобак между ног
(не ну, а чё?  в небе же холодно, а бак горячий, можно печку на ероплан ваще не ставить)

Главное видно же, что он сварен из отдельных частей (и не лень же? Есть же штамповочная технология!)
Ну раз уж в японии есть аргонная сварка, ну приварили бы к баку уши чтобы было за что его крепить.

Внизу на баке правда есть какие то тощие скобочки, но крепить тяжёлый бак за низ, это же не русски!
Пришлось наколхозить крепление из обычных уголков.
 

Вложения

  • P1030722_1.jpg
    P1030722_1.jpg
    44 КБ · Просмотры: 151
Глушитель:

Это ещё один шедевр!
На бачке ушей тоже нету.
Пришлось колхозить.

Но не это главное.

Вот вроде японцы умные и технически продвинутые.
Как можно было на трубах глушителя сделать не 3, а 2 пружины?
Даже двоешник знает, что 3 точки опоры это самовыравнивающаяся система.
Нет!
Самураи пошли другим путём, в результате трубы всегда перекошены.
Либо в одну либо в другую сторону.

Ну даже пусть по две, но тогда надо было на бачке расположить их под 90 градусов относительно пружин на цилиндре, тогда бы была хоть какая то самовыравниваемость трубы.
Но нет!
Японцы не ищут лёгких путей!
Их повернули, но всего градусов на 30, а этого мало. :STUPID
 

Вложения

  • P1030714_1.jpg
    P1030714_1.jpg
    61,4 КБ · Просмотры: 150
Следующий шедевр из японии:

Разъём жгута идущего от генератора.

Он 3х контактный.
По идее этого достаточно, ведь генератор тоже 3х фазный.
3 на 3 всё сходится.
Но есть одно но - к одному из проводов надо подсоединять провод от [highlight]штатного[/highlight] HKS-овского тахометра.

Товарищи японские конструкторы!
В Японии не производят 4х контактные разъёмы?
Какого хрена я должен резать штатную проводку чтобы подсоединить штатный тахометр? :STUPID
Вам было трудно предусмотреть для этого ещё один провод, применив 4х контактный штатный разъём?
 

Вложения

  • P1030724_1.jpg
    P1030724_1.jpg
    38,4 КБ · Просмотры: 146
Дилеру в Москве:

Дмитрий!
Когда я звонил Вам и задавал вопрос: Куда подсоединять штатный тахометр?
Вы по идее должны были ответить мне так: К любому проводу генератора.
А Вы ответили: Подключайте согласно схеме.

Дмитрий!
На схеме (которую Вы мне прислали от какого то самолёта) тахометр нарисован другой.
Насколько я её помню там было другое количество и другие цвета проводов у тахометра.
Из такой схемы сложно понять куда именно надо подключать.
А резать наобум штатную проводку жалко.
В таких вопросах нужна конкретика.

Вы же Авианяня, а отвечаете на вопросы как Авиамачеха  😉

Господа будущие клиенты Авианяни!
Запишите чтобы не забыть, куда подключается штатный тахометр на HKS и не приставайте к дилеру с конкретными вопросами, вы на них получите абсолютно верный ответ.

Анек в тему:
Шерлок Холмс и доктор Ватсон полетели на воздушном шаре и заблудились.
Увидели какого то мужика на земле, снизились и задали ему вопрос: Мужик, скажи, где мы?
Мужик: Вы на воздушном шаре.
Холмс: Ватсон! Этот мужик программист.
Ватсон: Холмс! Почему Вы так решили?
Холмс: Ну во первых он дал абсолютно верный ответ, а во вторых такой ответ нам нафиг не нужен.
🙂
 
А ещё не покупайте у дилера электрический насос.
Насос вам пришлют без штуцеров, а штуцера там с конической резьбой, вы такие затрахаетесь искать.
Разумеется заранее дилер вам об этом не сообщит.
Он об этом вам сообщит потом, когда вы получите насос, а он получит ваши деньги, за деталь которую вы не можете без танцев с бубнами установить в топливную систему своего дрынолёта.

Насосы подкачки продаются на любом иномарочном авторынке и заметьте - они уже со штуцерами!

=========================================

Электронасос нужен т.к. на форуме уже писали, что штатный  HKS-овский бывает подводит, особенно на взлётном режиме:~~)
Мы установили насосы последовательно.
В результате они могут работать и по одному и одновременно.
Пардон наврал, по одному только штатный, электрический будет по одному только когда штатный сдохнет.
Если сдохнет.
На взлёте я включаю электрический, а потом выключаю.
Зачем выключаю не знаю, наверное можно и не выключать.

Для контроля давления топлива купил индикатор и датчик (в Авиагамме)
Один электрический насос (на заглушенном моторе) даёт 0,4кг.
Один штатный даёт от 0,05 до 0,25 в зависимости от оборотов.
Он же вакуумный, как на Ротаксе 503
Два насоса дают примерно 0,5кг., а может 0,6
на шкале нет делений между 0,4 и 1 кг. поэтому точно не понять, но пока мотор работает нормально в любых комбинациях насосов.
Опять наврал, штатный то я не пробовал отключать.

На фото датчик давления топлива и тройник из нержавейки.
Кстати в Авиагамме могли бы подсуетиться и продавать тройник уже в комплекте, один хрен без него никак.
Ну, а раз Авиагамме эти деньги не нужны, то я их заплатил токарю.

У русского токаря ручёнки тоже растут из жопёнки.
Видите в центре кубика тройника бугорок?
Это резьба (М10х1) чуть не вылезла наружу.
Глаз у него явно не алмаз.
Однако денег токарь взял как настоящий профи 1200р. и делал как профи - целую неделю.
Но ругаться и переделывать было некогда, нержавейка же не проржавеет.
 

Вложения

  • P1030718_1.jpg
    P1030718_1.jpg
    40,2 КБ · Просмотры: 138
Масляный радиатор:

Тут тоже японские приколы - уши есть, а подушек в комплекте нет.
Пришлось опять по колхозному.
Изначально поставили радиатор наклонно на подкосе моторамы - получилось компактно и надёжно.
Но потом (уже на даче) оказалось, что горячий воздух попадает на БПС и довольно сильно нагревает её корпус.
А ведь в ней пиропатрон 😱
Поэтому я на скорую руку переделал нижнее крепление отодвинув его назад.
БПС нагреваться перестала, но теперь радиатор наполовину перекрыт бачком глушителя.
Надо опускать радиатор ещё и вниз.
Но я пока не придумал как его закрепить вдали от моторамы:-?
 

Вложения

  • P1030717_1.jpg
    P1030717_1.jpg
    61,6 КБ · Просмотры: 126
Алексей,  мотор  в  целом  то  неплохой,  а  эти  всякие  недоделки    в  принципе  пустяк.  Главное  мотор  тянет  и  не  глохнет  в  полете. 😉
 
всякие  недоделки    в  принципе  пустяк.
Более того!
Мне даже интересно их устранять!
А то я с 503м уже обленился, 6 лет без поломок  🙂

Главное  мотор  тянет
Ну пока ещё не тянет.
Винт затяжелён, пока скороподъёмность только 3м/с.
Максималка сейчас примерно 5000, а должна быть 6200.
Руки ещё не дошли до регулировки шага винта.

и  не  глохнет  в  полете.
2 насоса!
Как же он теперь заглохнет? Теперь он только пёрнуть может ;D
 
Проставка под винт понадобилась т.к. этот мотор намного короче 503го
Была опасность задевания за крыло.
Крыло тоже кстати укоротили немножко в задней центральной части.

Болты разной длины и не законтрены - сразу видна работа авиаспециалистов  😉
Тоже мне для развлечения оставили, шоб не скучал
 

Вложения

  • P1030731_1.jpg
    P1030731_1.jpg
    34,7 КБ · Просмотры: 138
Про контроль масла:

Вот опять же хочется воспользоваться русским матом и задать вежливый вопрос японским инженерам: А почему нет контроля уровня масла?

Есть контроль температуры масла - хорошо.
Есть контроль давления масла - ваще молодцы!
А что делать пилоту если масло в полёте убежит? Как пилот может вовремя это заметить? По пропаданию давления? Так это уже будет поздно! :STUPID

И при этом на маслобаке полно свободных заглушек и сверху и снизу.
Придётся опять колхозить.
Кстати если у кого есть идеи на этот счёт, то будьте любезны не стесняйтесь озвучьте.
 

Вложения

  • P1030729_1.jpg
    P1030729_1.jpg
    43,8 КБ · Просмотры: 134
  • P1030730_1.jpg
    P1030730_1.jpg
    23,8 КБ · Просмотры: 127
А за это надо переводить из инженеров в дворники! 😡

Провода генератора выведены наружу через резиновую заглушку по одному.
Умные инженеры выводят провода общим жгутом, да ещё и хвостик резиновый наружу продлевают, шоба ежели и гнулося, то плавненько.
А эти редиски вместо толстого резинового хвостика одели на провода тонкий кембрик, а на конец провода повесили довольно увесистый разъём никак его не закрепив на моторе.

Часов через 100 тут бы провода переломились от вибрации.
А зажигание то батарейное...
С разряженным АКБ этот мотор заглохнет :'(

Я пока намотал на кембрик изоленты (чтобы стянуть провода), а разъём прихомутал к мотору.
Место выхода проводов надо будет обмазать силиконовым герметиком.
 

Вложения

  • P1030725_1.jpg
    P1030725_1.jpg
    59,8 КБ · Просмотры: 144
По описанию получается что двигатель собирали в колхозном сарае, а не в фирме.....
 
Назад
Вверх