ГТД и сила Кориолиса

Откуда
тверь
                                               Уважаемые коллеги!

   Не могли бы вы прокомментировать вариант ГТД, изображенный на рисунке  https://fotki.yandex.ru/next/users/krylovkarel/album/29040/view/923164?page=0. Изображен предельно схематично газотурбинный двигатель, имеющий общий ротор с радиальными конфузорно-диффузорными каналами, вращающийся с угловой скоростью омега.
   Будет ли он работать в таком варианте? Если радиальные центробежные компрессоры в ГТД применяются (применялись), то почему не применяются радиальные центростремительные турбины? Они используются только для турбонаддува в ДВС. Это следствие традиции, недостаточности одной ступени подобных турбин для работы компрессора, или другие причины? Интересует именно турбина, компрессор может быть любым. Причем обычно расчет радиальных турбин ведется как бы в полярных координатах. Их расчетная мощность зависит только от касательной составляющей изоэнтропной скорости рабочего тела, т.е. лопатки должны быть изогнуты и должен иметься направляющий лопаточный аппарат.
   В варианте с радиальными каналами, как изображено на рисунке, действует только сила Кориолиса и касательная составляющая скорости отсутствует. Как в принципе рассчитать в данном случае мощность? (трением и местными сопротивлениями пренебрежем). Ведь силы Кориолиса считаются фиктивными и не могущими совершать работу (хотя до сих пор здесь нет полной ясности).
   Так, если принять за массу количество рабочего тела, заполняющего каналы, то импульс (mv) слева (от центра к периферии) и справа (от периферии к центру) будет приблизительно одинаков, т.к. увеличение скорости рабочего тела компенсируется уменьшением его плотности и, в итоге мощности турбины не хватит на раскрутку компрессора. Но, с другой стороны, перенос энергии пропорционален квадрату скорости и изменение энергии в правой части (от периферии к центру) выше, т.е. мы приходим к обратному результату, когда работа турбины может превысить работу компрессора.
  Может быть, для расчета мощности следует заменить массу в выражении силы Кориолиса на массовый расход и умножить эту силу на какой-то путь? В этом случае мощность будет зависеть также и от радиальной скорости рабочего тела, которая определяется геометрией каналов и которую следует выбрать оптимальной. Тогда в пределе для работы силы Кориолиса может быть использовано отношение давлений вплоть до P1/P*, если выполнить каналы по газодинамическому профилю с общим критическим сечением, переходящим в сверхзвуковой диффузор.
   И, что интересно, ведь в варианте с радиальными каналами для работы ГТД на выходе (реактивная тяга) может быть использовано полное отношение давлений P1/P0, т.к. рабочее тело не теряет энергию при радиальном движении (за вычетом небольшой центробежной составляющей [ch916]Pц.б. и потерь на трение и местные сопротивления). Т.е. получается, что работа турбины (компрессора) за счет работы сил Кориолиса почти не будет влиять на мощность реактивной струи?!
   Но, возможно, что более важно, радиальная центростремительная турбина гораздо проще, выдерживает большие температуры, ее легче охлаждать по сравнению с осевой турбиной с ее сотнями высокотехнологичных изящных лопаток и т.д.
   Итак, будет ли вращаться ротор, изображенный на рисунке, если его раскрутить и подводить тепло в кольцевую камеру? Если да, то вышеизложенное имеет смысл и можно было бы предложить вариант ГТД в соответствии с изображенной схемой.
 
Если радиальные центробежные компрессоры в ГТД применяются (применялись), то почему не применяются радиальные центростремительные турбины? Они используются только для турбонаддува в ДВС.
Почему не применяются ЦС турбины? Применяются вполне на микро-ГТД(ГТД небольшой мощности). Посто традиционно для таких турбин роль направляющего/спрямляющего аппарата выполняет улитка, а она много тяжелее. Но есть решения и с лопаточными НА/СА(в модельных вариантах)\. Несколько проигрывают оные по габариту/массе, зато иногда много проще/дешевле в реализации. Особенно "в гараже". 🙂
Монороторные ГТД тоже есть, например постоянно мной поминаемая ГТУ Капстон С-30.
КС "на вершине" работоспособности ГТД не добавит, т.к. нет участка смешения/выравнивания полей скоростей/давлений. Если же его добавить, то размещение КС в том месте, где на рисунке, теряет всякий смысл(вырастет габарит и лобовая площадь двигателя). Проще поступить традиционно- поставить противоточную/ые КС. По такой схеме выполнено несколько ГТД, в т.ч. серийные.
Про силы Кориолиса ничего сказать не могу, кроме того, что оные вызывают разрушение ГТД, импеллеров и пр. при размещении их на концах лопастей НВ вертолёта. В архиве форума лежит фотоотчёт об опыте кручения импеллерной эл.установки на муляже НВ(очередной подарок от Жоржа).
ИМХУ
 
Для стационарных применений вполне реализуемо, но не совсем в том виде как нарисовано. Нужен ещё спиральный аппарат на выходе (вращающийся в сборе с этой юлой). Суть в том, что горячие газы имеют меньшую плотность и обратное центробежное снижение давления к центру (на участке конфузора) будет существенно меньше чем повышение давления плотных ещё холодных газов на участке диффузора. Газы на выходе спирали должны вращаться в сторону, противоположную крутящему моменту всей юлы чтобы в силу закона сохранения момента вращения создавал требуемый нами полезный крутящий момент.
 
Назад
Вверх