Andrey Ivanov
Я люблю самолеты, небо и людей!
- Откуда
- Москва
Повествование из ЖЖ - http://vulkan-avia.livejournal.com/2266.html
ВСТУПЛЕНИЕ
С самого детства Тушинский аэродром был местом моего постоянного прибывания. На нём я впервые прикоснулся к летательному аппарату, впервые поднялся в небо. В Тушино я впервые вблизи увидел самолёт!
Потихоньку знакомясь с разными гранями авиации я для себя постепенно фильтровал, что мне очень интересно, что менее. И направлял все свои силы в ту область, где я мог больше всего реализоваться. А хотелось и летать и ухаживать за своим летательным аппаратом. Именно поэтому я выбрал малую авиацию. Именно здесь я могу летать столько сколько мне хочется, ковыряться с самолётом тоже, сколько хочется - я делаю это с любовью и огромным удовольствием. Но что-же дальше? Моё внимание на Тушинском аэродроме привлёк серо-голубой гигант. Ил-14Т прочитал я на его борту.
Сначала он гордо стоял на центральной стоянке, рядом с двумя красавцами Ан-26, потом один Ан-26 распилили на металлолом, а гиганта перекатили сначала в один угол стоянок, потом в другой, а потом и вовсе кинули в траве. Мне его было безумно жалко. Такой большой, красивый, гордый самолёт вдруг стал никому не нужен.
Но почему? Почему? Ведь он был прекрасным самолётом, честно служил людям, старался из-зо всех сил, а тут все про него забыли. На аэродроме проходили праздники, подвипивший народ лазил по самолёту, ломая закрылки, по которым взбирались на крыло, крутя винт и громя всё оборудование внутри самолёта... Несколько раз я сгонял народ, ломавший самолёт. Меня искренне не понимали - почему я так возмущался, ведь он же не чей, его можно ломать! Но что я мог сделать в тот момент? Хозяина я не знал, как найти тоже не представлял.... А самолёт погибал. Когда же он оказался на краю аэродрома, брошенный и открытый я решил - Хватит! Нельзя просто так, равнодушно дать ему умереть! Надо сделать всё, что можно, но сохранить этого красавца.
Подбил ребят - договорились с аэродромной пожарной машиной и потихоньку отбуксировали его поближе к нашим мастерским.
В тот момент я восстанавливал только что приобретённую Cessna-150G в дальнейшим ВЖИК и в перерывах между работой любовался гордым профилем Илюши . Какой же он большой - думал я, а может не такой уж и большой, просто это моё такое восприятие - говорил внутри другой голос. В общем, самолёт стоял уже не брошенный - двери были закрыты на новый замок, выбитые иллюминаторы - заделаны фанерой, все болты, гайки, штоки цилиндров снаружи фюзеляжа были обмазаны отработанным маслом. Народ, пытавшийся на него залезть уже начинал оглядываться и при окрике тут же ретировался.
Первый шажок был сделан - самолёт больше не грабили и бомжи в нём не ночевали.
ВЖИК был сделан и улетел. Что-же дальше?
Первые три года я был полностью поглощён учёбой полётов на ВЖИКе. Но внутри мне что-то не давало спокойствия. Меня тянуло в Тушино к Илюше . И чем чаще я находился у него, тем чувство страха перед его размерами становилось всё меньше и меньше. Ну и что, что у него размах крыла больше 30метров, а каждый мотор по 1900 л.с. ? Да, много! Да, большой, ну и что дальше?
А может попробовать, восстановить? Да как? Кто его отдаст? За что взяться? В нём столько систем! А какие внутри разрушения!
Ладно, говорил второй голос, не паникуй - давай разложим всё по полочкам. Ты же инженер. Вспомни, как на дипломе однокашники рисовали аэробусы. Вспомни ангар МАИ, препарированный Су-27 или МиГ-21 с военной кафедры. Ведь там систем не меньше и ничего страшного....
Ладно, посмотрю ка я его повнимательнее, изучу литературу.
Облазив весь самолёт и проштудировав литературу, которой оказалось достаточно много по Ил-14, я пришёл к выводу, что вообще-то повреждения не очень серьёзны, а конструкция самолёта и его систем достаточно проста и доступна для моего уровня. При этом чем больше я вникал в этот самолёт, тем больше он вызывал восхищения и уважения. Его конструкция была проста и в тоже время гениальна. Возможности самолёта тоже восхищали!
В процессе работы над вопросом выяснился хозяин самолёта - Федерация Любителей Авиации.
Ну что - надо браться решил я. Друзья смотрели на меня, как на сумасшедшего.... Да и ладно! Очень уж мне хотелось почувствовать этот аппарат в воздухе в своих руках!
После некоторого общения с президентом ФЛА - Виктором Васильевичем Заболотским, было принято решение передать этот самолёт мне и моему другу Владимиру (Vovacii) - человеку, увлечённому небом и самолётами.
Итак, работы начались! Время мы выбрали, как нельзя более удачное - декабрь 2010г.
Дальнейшее моё повествование из разряда лирического вступления плавно перейдёт в унылую, а может и не совсем унылую, хронологию восстановления нашего Илюши. Что-бы было не очень нудно, я постараюсь разбавить текст фотографиями и описанием проводимых работ и мероприятий.
Предварительный план работ:
- Собрать всю литературу по самолёту.
- Оценить примерный объём работ по системам.
- Найти донора.
- Оформить документы на признание данного самолёта уникальным историческим экземпляром для придания ему статуса памятника, охраняемого государством.
- Выполнить демонтаж рулевых поверхностей для дальнейшего ремонта.
- Собрать коллектив единомышленников, желающих оказать любую посильную помощь в деле восстановления и последующей эксплуатации.
18 декабря 2010г. Демонтаж элеронов
Выполнен силами 2 человек в течении 2 часов
Элерон подвешен к крылу на пяти ушковых болтах диаметром 12 мм. К элерону подходят 2 тяги управления. На правом элероне установлен триммер, управление которым осуществляется электромеханизмом расположеным в носке элерона.
21 декабря 2010г. Перевозка элеронов в АВИОН (МАИ) для проведения ремонта
( размах одного элерона - 6,2м, площадь - 7,2 м2, вес одного элерона 30 кг )
02-03 января 2011г. демонтаж закрылков
Расстыковав гидроцилиндр выпуска закрылков и синхронизирующую тягу, а также сняв качалки выпуска закрылков с кинематического замка, закрылки были аккуратно выпущены и сняты.
(размах закрылков 18,8м, площадь 15,79м2, вес одного закрылка около 53 кг)
Ура! К нам присоединилась команда авиареставраторов из Монино! Это группа энтузиастов, восстанавливающая экспозицию Монинского авиамузея. Ребята приехали на Тушинский аэродром и целый день прыгали вокруг самолёта. Самолёт это почувствовал и с радостью распахнул перед нами все лючки и капоты. Спасибо огромное, за ту неоценимую помощь, что Вы оказываете. С такими помощниками - самолёт точно полетит!
03 декабря 2010г.
- Подготовились к снятию хвостового оперения
- Демонтировали остатки радиооборудования и передали его в Монинский музей