Инструкторская жизнь, (методика летного обучения).

ABVVAUL

Барнаул 89
Откуда
москва
Или Бэбск, как вариант.
А насчет блокнота - почему нет, если кому-то интересно. Там дефисики такие
-убедиться...
-убрать...
-включить...
-проконтролировать...
-выполнять..., соблюдая...
И т.п.
может бэбск, но очень похоже что выпускник барнаульского в период с 83 по 88 год:) только выпускники этих годов летали курсантами с первого курса. и фраза - вдоль реки ниже берегов до областного центра - это Обь.
 
Так с курсантами летал Славгородский полк или на элках. У них на МИГ-21 стояли бароспидографы, они хулиганили как хотели. Каменский полк так летать не мог, стояла САРПП-12 , ее тоже можно было обмануть, но это было лишнее. Приветствую коллега.
Взлет на максимале я описывал, несмотря на мои дополнительные вспомогательные меры, он прошел на грани летного происшествия. Трудно сказать как я не дёрнулся. Полоса была 2500, заправка может быть неполной, зимой тяга гораздо больше, самолеты разные, ну и если влетаться, многое становится ясным, то есть в принципе можно и на максимале. Мы взлетали только на форсаже.
С курсантами хулиганить и что то показывать категорически нельзя. В нашей летной группе на 2 курсе убился курсант. Инструктор крутил бочки когда шли на привод. Курсант в густой дымке крутнул и потерялся, не хватило метров 200-300. Не буду говорить что там насобирали. Тело мы забирали из морга, к счастью я проспал. Гроб мы увозили и хоронили. Особенно было неприятно когда левые уроды померяли гроб и давай орать что он выше был и они сейчас цинк вскроют. Пока мать не прикрыла этот диспут. Это я всегда помнил. Тема грустная.
 
Последнее редактирование:
Да нет ребята, блокнот для другого нужен. Тема эта неприятная и неафишируемая. Блокнот нужен для того чтобы в случае аварии или летного происшествия вызубрить наизусть то что ты и так знаешь. Зачастую тебя или курсанта пытались сделать дурачком или крайним, вменить человеческий фактор. Да он там все перепутал! Поэтому бывало закрыл кабину и всех посылаешь ....понятно куда, пришел комзвена, инженер эскадрильи, зафиксировали что все правильно, все нормально.
Собственно я не шифруюсь, прошу товарищей Шерлоков не напрягаться. Если сильно нужно, пишите в личку. Воспоминания бывают приятные и неприятные, откровенности я не люблю. Мне интересно писать , скажем так в литературной манере, это все очень далёкое прошлое, прошло больше 30 лет, целая жизнь, чего сейчас мелочевку вспоминать.
 
МИГ-21 Р
Довольно странная модификации, разведчик. Из истребителя попытались сделать утюг. Наверное для удобства,, при воздушной разведке. У нас вся техника для этого буквально валялась на складе, под открытым небом. Это как подвесной бак, самолёт имел 4 пилона, крайние только для баков. Но если их не сбрасывать, они не слишком улучшали ситуацию. Самолёт в управлении очень тяжёлый, ручка управления немного другая, на пилотаже его нужно было конкретно таскать. Для курсантов по моему, это было сложно. Явно эта модификация была не для нас.
МИГ-21С
На этих самолётах мы летали в учебном центре, в государстве о котором сейчас очень много говорят. Особенностей немного. Здоровенный гаргрот, другой прицел, но на перехват мы не летали, прицел не изучали. Летали немного над морем, была одна зона, от берега километров 40. Давали поплавки, тесьма, застёжка на груди по бокам две тряпошные штуки, размером примерно 15 на15 на 5.
Ещё я бы вспомнил как мы вылетели после училища, это просто жесть!!! Обычно лейтенант отгулял 45 суток отпуска, ну переучивание недели три и после 2-2,5 месяцев вылетает. Мы поехали в учебный центр и у нас перерыв составил месяцев восемь! Несмотря на это нам дали несколько полетов и вперёд, самостоятельно. Было очень страшно, я был совершенно не готов, ну как то сел, как то втянулся. Это было жестоко, но пилоты были все истребители, у них вообще другой подход, ну может показать хотели что то.
Маршрут там был очень длинный, выпустили меня, а там подошла сплошная облачность. Мне бы доложить и обратно, но что то я растерялся. Включил обогрев ПВД, лечу по приборам, опыта нет, очень страшно. Наверное больше половины маршрута прошел в облаках. Это дело обнаружили, комэска на разборе очень сильно ругался и матерился. В принципе он был прав, мог бы и вывалиться, да и допуска не было и смысла не было, но полез.
 
Была на самолёте интересная система приборного наведения. Ее никогда не использовали. Идея простая, на указателях скорости, высоты и курса были установлены маленькие треугольники. Они по команде с пункта наведения указывали куда самолёт должен лететь, чтобы уничтожить супостата.
На С кстати был странный указатель скорости, я уже плохо помню детали, могу приврать. На 1000 км/в открывалось окошечко и появлялась цифра 1, а стрелка шла на второй круг. Помню крутишь пилотаж, чуть разогнался, посмотрел на это окошко и вперёд, точнее вверх. Может кто поправит?
Условия успешного перехвата.
На самолёт подвешивалась учебная ракета Р-3у с тепловой головкой самонаведения. При атаке было необходимо захватить цель головкой ракеты, она начинала подвывать, сигнал такой. Пуск нужно было выполнить дважды, но с определенным интервалом. Чтобы ракеты не поразили друг друга. На прицеле должна быть необходимая индикация, по этапам.
Прямо скажем наш объективный контроль так толком и не научился определять эти параметры и все все поражали. Также как и фотострельбы, на спарке была возможность записи. Была методика дешифрирования и определения точности стрельбы, но это не делалось. Слетал, слетал, всех поубивал, так точно! Это были болезни роста.
 
Последнее редактирование:
Также как и фотострельбы, на спарке была возможность записи. Была методика дешифрирования и определения точности стрельбы, но это не делалось.
Ну ХЗ, у нас делалось всегда. Но ограничений на ФС по ВЦ многовато было, весь интерес пропадал.
 
Есть на МИГ-21 под килем фальшкиль. Курсант на посадке шоркнул этим делом и подогнул ощутимо. Конкретно создал посадочный угол. Комзвена и инструктор схватили два молотка и злобно матерясь пытаются отковать его обратно. Курсант хмурый стоит рядом. Картина маслом! Мимо идут инструктора, Вася, пускай он башкой с той стороны подопрет!
Рассказывать об этом случае мне до сих пор неловко. В задней кабине есть щиток отказов которым я активно пользовался и даже чересчур наверно. Так вот отработал я триммером и отпустил ручку! Самолёт на круге просто встал раком, повылетали даже таблички девиации! А курсант вообще не отреагировал на учебный отказ, видимо задумался. Это был опасный эксперимент и глупый. Каюсь!
Не могу найти в интернете фото задней кабины, моего рабочего места.
На некоторых фото перископ убран, пилотам он наверное не нужен, у нас им всегда пользовались. Шасси вышли, перископ поднялся. Ну и на
полигоне, удобно целиться. Видно здоровенный заголовник катапультного кресла КМ-1. Обеспечивает спасение на земле при скорости выше 130.
Бак на спарке неотъемлемый элемент, кроме сложного пилотажа и ещё чего то. Топлива очень не хватало!

Без названия (54).jpeg
2778121_original.jpg
Без названия (55).jpeg
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Так вот отработал я триммером и отпустил ручку! Самолёт на круге просто встал раком, повылетали даже таблички девиации! А курсант вообще не отреагировал на учебный отказ, видимо задумался. Это был опасный эксперимент и глупый. Каюсь!
Ничего не понятно, подробнее подалуйста
 
Я держу ручку управления и нажимаю на триммер. Усилия на ручке растут, а потом ручку отпускаю. И самолёт пошел вверх или вниз, уже не помню. Перегрузка была отрицательной, но я крен создал. Глупость конечно.
 
Уважаемые коллеги. Фото МИГ-21.
Обратите внимание, самолёт летит, шасси убраны а перископ торчит. И второе фото, на рулении перископ убран.
Фото задней кабины УС, УМ. Моё рабочее место! Справа перископ, он убран, вентилятор удобная штука но не слишком спасает. Больше вентиляторов нигде не было. Рядом с ручкой управления держки катапультирования. На приборной доске белая черта, говорили что это для действий при потере пространственной ориентировки. Слева от вентилятора щиток отказов. На фонаре передней кабины шторка для отработки приборных полетов, ее могло не быть. Вперед не видно просто нихрена!!! Сидишь как в шкафу. Посредине на ручке управления этот самый триммер в продольном канале, будь он неладен. Красная кнопка отключения кренового автопилота. А вот правая кнопка это по моему приведение к горизонту. На нашем самолёте очень непривычно смотреть как машина рулит сама. Показывали мы просто, полубочка, тащишь на себя, при тангажа 50-60 градусов нажимаешь кнопку. Мгновение, убирается крен, мгновение убирается тангаж! На боевом кстати такого не было.
Эх, были годы...


mig-21-kabina-600x400.jpg
images (81).jpeg
Без названия (56).jpeg
 
Последнее редактирование:
Стыдно сказать, мало что помню.
На АРК можно было настроить радио, стрелка не показывала. АГД отключался, ещё что то. Не помню уже. На щитке было несколько выключателей.
Курсовая система по моему, возможно часть анероидно-мембранных. На фото что то можно разобрать.[
Кстати на МИГ-21 есть особенность, там стоит не топливомер а расходомер. То есть заправили полный бак и на приборе, кремальерой выставили значение и он только скручивает. Одно время курсантам делали неполные заправки, потом поставили значение полного бака а залить забыли. Тут я не видел хлопот, вначале загорится аварийный остаток, это 500 литров, потом 3 группа баков, это 250-300 литров. Один круг двести литров, то есть посадить можно, но уже опасно, ну и неприятно. Потом это прекратили, я считаю напрасно, было много преимуществ. План шел более рационально.


img12821_1.jpg
 
Последнее редактирование:
Слева от щитка отказов два интересных прибора. Акселерометр, измеряет перегрузку и указатель углов атаки. Акселерометр нужен на пилотаже, на полигоне, везде где есть перегрузка. А вот использования указателя углов атаки как то не приживалось. Конечно подход к предельным значениям определялся, но непривычно. На спарке стояли флюгарки слева на воздухозаборник е и две на штанге ПВД. На больших углах атаки начинали мигать лампочки. Был такой полет на сложный пилотаж, на ввод и исправление отклонений. Можно было немного позволить, вниз опасно, а вверх нормально. В вертикальном положении, внимание и потащил. Засверкали огоньки, потом нос начинает рыскать, дальше стоп, это уже опасно. И так 2-3 раза за полёт. Особо этот прибор нам был не нужен, на предельных режимах мы не пилотировали. Лампы горели у всех на спарке, на боевых этого не было, может только на Р. На спарке указатели углов атаки по моему были не на всех.
В левом нижнем углу кран-шасси с защёлкой. Это исторический прибор! Хотя он включает обычный АЗС. Порядок работы с краном и защёлкой отрабатывался на тренажах. Это чтобы курсант шасси на земле не убрал.
 
Одно время командир полка запретил вне аэродрома ходить в летном комбинезон е. Это был бред конечно, кто жил в части тем проще, кто жил в городе тот комбинезон и ботинки возил с собой. Ботинки летные это целое сооружение. Ну неудобно, это и народ втихаря начал летать в армейских ботах. А это очень опасно, при катапультировании обычные ботинки с ног срывает. Босыми ногами... сами понимаете. Ну садимся мы с курсантом, сруливаем в третью рулежку и рулим. Я заболтался, курсант зевнул, нам налево, а справа рулит борт, сближаемся, он тормознул. Слышу в эфире голос комполка, ко мне после заруливания, блин влипли. Зарулили, бегу докладываю, тут театральная пауза, комполка стоит с нашим комэской. А почему сынок у тебя ботинки неправильные, а чего ему скажешь... обоср...сь. Тут опять пауза комполка смотрит на комэска, тот естественно в таких же ботах. Комполка поразмышлял немного:"Иди сынок, можно подполковнику, можно и лейтенанту. Ну комэска втихаря сделал страшное лицо.
 
Ботинки были двух типов, полётные как берцы, только с молнией сбоку. И полётные обычные, вроде облегченные. У них сплошная резиновая подошва и каблук с зализом что ли, чтобы не цепляться. По бокам резиновая ткань чтобы быстро скинуть но сверху ремешки с пряжками, чтобы не сорвало. Народ иногда ремешки не застёгивал, идёт а они брякают. С курсантов за это дело я строго спрашивал.

Без названия (57).jpeg
 
Вверх