Инструкторская жизнь, (методика летного обучения).

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Да, кстати.
народ взлет посадку отработал по коробочке, думаю летать умеют.
а восходящую/нисходящую спираль или восьмерку просишь сделать, все параметры уходят.
И это простой пилотаж.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Что то не пойму, зачем на нашем форуме обсуждать пилотажи и инструкторов на реактивных скоростных? Здесь же техника легкая тихоходная, и катапульт нет.
А при отказе двигателя до первого разворота - ручка от себя и посадка прямо под собой, избегая по возможности, лобовых ударов о препятствия. Главное не разворачиваться обратно на полосу, и скорость потеряешь и довернуть не успеешь. Применение спассистемы - не очевидно, если есть хоть небольшая площадка впереди. При сильном ветре разрушения от протаскивания аппарата на парашюте по земле будут гораздо больше, чем от грубой посадки. Был у нас такой случай приземления Птенца-2 на парашюте с ветром 15м/с и полным разрушением крыла, хвоста и дальнейшем возгорании, хорошо хоть летчик успел выскочить при пожаре.
 
Что то не пойму, зачем на нашем форуме обсуждать пилотажи и инструкторов на реактивных скоростных? Здесь же техника легкая тихоходная, и катапульт нет.
Ну так тема такая открыта 😁
Ну и два момента. Пилотаж - он и в Африке пилотаж, что на МиГ-21, что на Як-52, что на По-2, что на современном СЛА. Очень помогает "чувствовать" воздух, понимать сущность критических режимов (предсрывных, сваливаний, штопора) и спасает при попадании в сложное пространственное положение. Полет - штука трехмерная и мыслить неплохо бы также в трех измерениях.
А второе - вопрос был задан про действия в особом случае. И ПЛП-60/70 это парашют летчика-планериста. Если что.;)

При сильном ветре разрушения от протаскивания аппарата на парашюте по земле будут больше, чем от грубой посадки. Был у нас такой случай приземления Птенца-2 на парашюте с ветром и полным разрушением крыла, хвоста и дальнейшем возгорании. Летчик успел выскочить при пожаре.
Тут ведь статистика нужна. Так, по одному случаю трудно судить.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Птенец это исключение больше, чем правило, я вообще удивляюсь как это чудо летает.
У меня у знакомых всё время отваливается что то от него, то рессора сломается, то стабилизатор, то тяга руля высоты.
Много нареканий, но народ летает вроде.

Я обычно новичков подвожу к птенцу, как к примеру того, как самолеты делать нельзя. на примере узлов и агрегатов.

У птенца ведь это не первый случай со спас системой, первый был когда спас систему оторвало совсем после срабатывания.
 

Шейх

Я не умею строить самолеты, я умею на них летать!)
Откуда
Казань
При сильном ветре разрушения от протаскивания аппарата на парашюте по земле будут гораздо больше, чем от грубой посадки. Был у нас такой случай приземления Птенца-2 на парашюте с ветром 15м/с и полным разрушением крыла, хвоста и дальнейшем возгорании, хорошо хоть летчик успел выскочить при пожаре.
В том случае в принципе по погоде нельзя было лететь, в полёте произошло частичное разрушение, а спассистема отработала на все 100% и спасла экипаж. А то что сильный ветер поволок по земле непогашенный купол, так спассистема, как Птенец и не расчитаны к применению в такой ветер.
Руссуждения к очевидности или неочевидности применения спасистемы, как и Птенца за рамками РЛЭ тут не к месту.
У птенца ведь это не первый случай со спас системой, первый был когда спас систему оторвало совсем после срабатывания.
В описанном вами случае спассистема сработала штатно, но отделилась от самолёта, т.к. были внесены самостоятельно изменения в конструкцию. Не выдержал трос, который соединял выходной фал системы с планером самолёта. Тут тоже ни спассистема, ни сам самолёт не виноваты.
Помнится, что там лихо пилотаж выполнялся и законцовка крыла не выдержала.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Здесь же техника легкая тихоходная, и катапульт нет.
Спасибо
Немедленное катапультирование, какие ещё действия. У нас в одно время произошло несколько отказов двигателей на взлете. Хронология такая, отказывает двигатель, через 8-10 секунд катапультируется летчик, через 8-10 секунд самолёт взрывается на земле. Это называется выпрыгнуть из под крышки гроба, зевать не надо.
Я ж ведь неспроста, спросил. Сергей рассказывает о полетах на большом и быстром миг-21, а вот мелкотравчатую авиацию не вкусил в полной мере. Вот я и решил немного просветить про нашу реальность.
Следующим постом напишу. Пожалуй как раз на примере Птенца.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
В описанном вами случае спассистема сработала штатно, но отделилась от самолёта, т.к. были внесены самостоятельно изменения в конструкцию. Не выдержал трос, который соединял выходной фал системы с планером самолёта. Тут тоже ни спассистема, ни сам самолёт не виноваты.
Помнится, что там лихо пилотаж выполнялся и законцовка крыла не выдержала.
Не знал, буду иметь в виду.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
У меня у знакомых всё время отваливается что то от него, то рессора сломается, то стабилизатор, то тяга руля высоты.
Рессоры на старых Птенцах, да, ломались при грубых посадках, сейчас с аммотризаторами шасси надежные! А вот чтобы стабилизатор и тяга руля высоты в полете сломалась - такого не слышал, просветите уж общество и лучше в Птенцовской ветке.:)
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
А второе - вопрос был задан про действия в особом случае. И ПЛП-60/70 это парашют летчика-планериста. Если что.
С 50-ти метров Вы не успеете покинуть аппарат и воспользоваться парашютом, только посадка перед собой. БПС можно применить и с меньшей высоты на скорости.
 
С 50-ти метров Вы не успеете покинуть аппарат и воспользоваться парашютом, только посадка перед собой. БПС можно применить и с меньшей высоты на скорости.
Вы оперируете частными случаями, здесь же вопрос был задан в общем. Фролович не смог на него ответить, я в большей степени ему оппонировал. Посадка перед собой прекрасно выполняется и в "большой" авиации.
Отдельными частными случаями доказать что-либо сложно, тем более что ваш ответ совершенно не противоречит моему (о том, что действия при таком отказе зависят от возможностей системы спасения на конкретном типе ЛА), а лишь дополняет.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Хронология такая, отказывает двигатель, через 8-10 секунд катапультируется летчик, через 8-10 секунд самолёт взрывается на земле.
10 секунд это много. Вот возьмём, например, самолет о котором уже говорили Птенец-2.
Летим значит после отрыва в наборе: скорость 110 км./ч,
И вот на заветной цифре 50 м у нас отказ. Птенец-2 лёгкий, инерции нет, качество так себе. Мгновенно падает скорость до 90 и стремится к скорости сваливания.
Чтож, у пилота секунда на исправление непоправимого.
Что нам пишут в РЛЭ делать до 50 м? Ручку от себя и посадка перед собой.
Ну что ж если пилот не опаздал с распознование ситуации, не пытается завести мотор и не впал в ступор.
Ручку он дал от себя. Перед этим уже потеряв от 2 до 5 метров высоты
А дальше, со второй секунды начинается борьба за жизнь. С кем борьба? Да с самим собой.
Это ж на высоте 200-300 метров из горизонта имитация отказа двигателя получается вальяжно. Вот двигатель встал, вот немного пилот ручку от себя дал, горизонт чуть поддернулся привычного уровня, скорость застыла на нужном значении и пилот имеет возможность поразглядывать приборы, пощупать АЗС, и наконец присмотреть на земле точку встречи с ней, матушкой.

С набора, да на 50 метрах происходит все подругому. К моменту отдачи ручки от себя самолёт уже потеряет скорость. И ручку нужно отдавать гораздо энергичные и дальше от себя, в более глубокое пикирование.
Птенец-2 у нас высокоплан, после лобового стекла идёт не прозрачная крыша кабины. Так вот при пикировании с 50 метров, горизонт лихо убегает за обрез фонаря и перед пилотом только море колыхающейся на ветру травы несущей я ему на встречу со скоростью не меньше 5 метров в секунду.
И вот тут, где то из глубины подсознания пилота вылазит "второй пилот", который всеми силами не хочет так быстро к земле, мурашками бежит вдоль спинного мозга, напрягает мышцы и тянет ручку на себя.

Боюсь, многие так пробились, просто не совладав с инстинктом отвернуть от несущей я на тебя плоскости, наэтой стадии полёта.

Но наш пилот усилием воли поборол взбунтовавшиеся мышцы. И продолжает лететь к земле. А лететь к ней не так уж и долго, как раз пока пилот 21 МиГа думает дёргать ли ему катапульту или нет. Пилот птенца долетает до земли, выравнивает и плюхается на землю. А затем, если все получилось удачно, смотрит с земли как на парашюте спускается пилот Миг-21.
Вот как то так выглядит имитация отказа двигателя на взлете глазами курсанта (а может и многих "опытных" пилотов) .
 

alouette

Я люблю строить самолеты!
10 секунд это много. Вот возьмём, например, самолет о котором уже говорили Птенец-2.
Летим значит после отрыва в наборе: скорость 110 км./ч,
И вот на заветной цифре 50 м у нас отказ. Птенец-2 лёгкий, инерции нет, качество так себе. Мгновенно падает скорость до 90 и стремится к скорости сваливания.
Чтож, у пилота секунда на исправление непоправимого.
Что нам пишут в РЛЭ делать до 50 м? Ручку от себя и посадка перед собой.
Ну что ж если пилот не опаздал с распознование ситуации, не пытается завести мотор и не впал в ступор.
Ручку он дал от себя. Перед этим уже потеряв от 2 до 5 метров высоты
А дальше, со второй секунды начинается борьба за жизнь. С кем борьба? Да с самим собой.
Это ж на высоте 200-300 метров из горизонта имитация отказа двигателя получается вальяжно. Вот двигатель встал, вот немного пилот ручку от себя дал, горизонт чуть поддернулся привычного уровня, скорость застыла на нужном значении и пилот имеет возможность поразглядывать приборы, пощупать АЗС, и наконец присмотреть на земле точку встречи с ней, матушкой.

С набора, да на 50 метрах происходит все подругому. К моменту отдачи ручки от себя самолёт уже потеряет скорость. И ручку нужно отдавать гораздо энергичные и дальше от себя, в более глубокое пикирование.
Птенец-2 у нас высокоплан, после лобового стекла идёт не прозрачная крыша кабины. Так вот при пикировании с 50 метров, горизонт лихо убегает за обрез фонаря и перед пилотом только море колыхающейся на ветру травы несущей я ему на встречу со скоростью не меньше 5 метров в секунду.
И вот тут, где то из глубины подсознания пилота вылазит "второй пилот", который всеми силами не хочет так быстро к земле, мурашками бежит вдоль спинного мозга, напрягает мышцы и тянет ручку на себя.

Боюсь, многие так пробились, просто не совладав с инстинктом отвернуть от несущей я на тебя плоскости, наэтой стадии полёта.

Но наш пилот усилием воли поборол взбунтовавшиеся мышцы. И продолжает лететь к земле. А лететь к ней не так уж и долго, как раз пока пилот 21 МиГа думает дёргать ли ему катапульту или нет. Пилот птенца долетает до земли, выравнивает и плюхается на землю. А затем, если все получилось удачно, смотрит с земли как на парашюте спускается пилот Миг-21.
Вот как то так выглядит имитация отказа двигателя на взлете глазами курсанта (а может и многих "опытных" пилотов) .
Алгоритм движений при отказе движка, должен быть заложен в башку ещё на стадии обучения. Сам видел как один инструктор учил курсанта не бояться пикирования на малой высоте. Со стороны смотрелось страшно, хотя у самого посадок по отказу пальцев пересчитать не хватит.
 
Уважаемые коллеги.
Колхозный стиль звучит коряво. Есть целый раздел в инструкции летчику, Особые случаи в полете, их учили наизусть. Затем в зависимости от степени опасности отрабатывали на тренажёре и часть в полете. Я говорю о типе самолёта наскотором летал.
Мне кажется не стоит делать мешанину. На любом самолёте действия свои, на малоскоростном самолёте идеология пилотирования совсем другая. Мне она неизвестна, не случилось в жизни.
 
Один из отказов двигателя на взлете наблюдал лично. Взлетает пара самолётов, ведущий сразу начал отставать, взлетели потом я отвернулся. Через минуту облачко в небе, это был парашют и дым на земле. Ведомый прошел над местом падения, пилот жив, ходит. Сгоняли на машине, привезли, пилот немного потрясен, но бодр. Маска была не притянута, получил ею по физиономии и один зуб развернулся на 90 градусов. В остальном нормально. Видимо двигатель обрезали сразу после отключения форсажа, желательно конечно протянуть вверх немного.
Второй случай странный и мистический.
Курсант слетал с начальником, получил допуск. А боевой самолет у него сломался. Инструктор отдает ему СВОЙ!, это нормальное явление. На взлете, на высоте метров 20 отказ двигателя. Самолёт проседает вниз, садится и под углом 10-15 градусов движется уже по земле и все хорошо! Но на пути попадается тележка аккумуляторов, зацепил основной стойкой, попал блин.
После этого происходит невероятное, у самолёта вырвало все стойки, фюзеляж сломало в трёх местах, в том числе и за кабиной. Непонятно почему не сработала катапульта, в землю. Курсант выскочил из обломков и убежал невридимый!
 
Ничего не знаю, да и желания пока нет. Не обижайтесь господа самодельщики, но как то партизанщина сплошная, махновщина. Наверное это неизбежно. Мне всегда было ближе дисциплина, порядок, организация.
 

candid

Люблю самолёты!
Ничего не знаю, да и желания пока нет. Не обижайтесь господа самодельщики, но как то партизанщина сплошная, махновщина. Наверное это неизбежно. Мне всегда было ближе дисциплина, порядок, организация.
А здесь форум как раз этих господ самодельщиков, партизан и махновцев) Так что ваши росказни только ради потехи. Таких здесь не вы один, но большинство понимают, где находятся.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Ничего не знаю, да и желания пока нет. Не обижайтесь господа самодельщики, но как то партизанщина сплошная, махновщина. Наверное это неизбежно. Мне всегда было ближе дисциплина, порядок, организация.
У меня дядя, тоже инструктором на миг21 и л29 был.
И сейчас отлично летает в клубе.

Попробуйте, вам понравится.

Моторика одинаковая говорит, что миг21, что лёгкий самолёт.

Олег Алексеевич слева.

IMG-8a37f9c353d304a8b2e3032d70343c90-V.jpg
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Особые случаи в полете, их учили наизусть.
Гениально. Только я об этом и писал. Гладко на бумаге, а на деле есть ухабы... Выучить по книжке порядок действий не значит получить мышечную память и рефлексы на выполнение нужных действий. Иначе бы все учились на велосипеде ездить по книжкам.
 
Вверх