Был ли талантлив авиаконструктор А. С. Яковлев? Безусловно. И его истребители, в общем, удачные самолёты. К сожалению, есть документы и свидетели, говорящие что он был талантлив не только, как конструтор. Но мы не жили в то время и судить не имеем права. Спаситель говорил: « я воздам».
Дело не в том, чтобы об@ерать, как здесь выразились, кого-либо. Топтаться по мёртвым дело не самое достойное, хотя и у нас горячо любимое. Справедливость хочется восстановить в отношении памяти тех, кто был действительно талантлив и успешен, но усилиями ряда товарищей оттеснен на обочину и затёрт.
Истории о том, что опытнейший и талантливейший Поликарпов взял, да и создал истребитель под несуществующий двигатель – уже даже перестали быть смешными. Ну лоханулся, понимаете ли, человек. А тут вынырнули неизвестно откуда молодые и ретивые, которые были никто и звать никак, и разрулили ситуацию в стране по истребителям. Слава партии и великому Сталину, занавес!
На самом деле, И-180 Поликарпова был спроектирован под мотор М-88, который начал выпускаться ещё до войны. Эти моторы также ставили на бомбардировщики Су-2, а с 1940 года и на ДБ-3. И-180 по совокупности ТТХ во многом превосходил тогдашний Bf-109E3. Это был 1940 год!
В 30-х годах в Стране Советов было много авиазаводов, но реально подавляющее большинство авиатехники выпускалось на четырёх заводах. За эти заводы развернулась ожесточённая борьба промышленных кланов.
Два из этих четырёх ведущих заводов делали истребители Поликарпова. КБ Поликарпова было самым крупным и по числу инженерных кадров – 358 человек.
«Новые конструктора», рвущиеся к власти, стояли на острие номенклатурных групп, желавших своей доли пирога, в виде авиазаводов, заказов, серий и всего того, что с этим связано. «Завалить» Поликарпова – означало получить самый лакомый кусок.
Поликарпов – беспартийный, из семьи «служителя культа», судимый в 30 году в рамках компании арестов и расстрелов «буржуазных спецов-вредителей», русский интеллигент старой закалки, был, несмотря на мировую известность, чрезвычайно скромен, говорил негромко, исключительный эрудит, знание лётного дела, теории авиации, богатейший опыт в создании самолётов. С такими данными он давно бы должен находится в местах не столь отдалённых. Но за Поликарповым и его КБ долго сохранялось право на жизнь. Чкалов – одно из возможных объяснений этого феномена. Но это, как говорится, уже другая история…
Полномасштабный серийный выпуск И-180 должен был начаться в первом квартале 1940 года на заводе № 21 в Горьком. Но директор завода отказывается делать И-180. Тогдашний начальник авиапрома М.М. Каганович лично приехал в Горький, чтобы «нахлобучить» директора завода. Никакой реакции. И это в те годы, когда за малейшие промахи летели головы. Подобные вещи могли остаться безнаказанными только в случае, если за спиной директора завода стояли очень влиятельные люди, негласные приказы которых он всего лишь выполнял.
Кстати, у Анастаса Ивановича Микояна, друга и доверенного лица Сталина, был брат – Артём Иванович Микоян, выпускник академии имени Жуковского. Которому передали 80 лучших работников КБ Поликарпова и эскизный проект истребителя Поликарпова И-200…