Как мы летели в Японию на Польском Ан-2

7 июня 2019г Сегодня мы хотим попасть в Читу. Вылет запланировали на 15:00 местного времени. Ждём, когда нам с Иркутска привезут моторное масло. Игорь Лапердин очень сильно помогает. Он вчера на трассе встретил фуру, забрал канистры с маслом (70л) и сейчас на машине везёт его нам на остров.


о.Ольхон - Чита на Ан-2 (путешествие в Японию)



А пока есть свободное время, надо идти к воде. Солнышко пригревает, такая красота, но холодный северный ветер заставляет надевать тёплую куртку. Как же хочется искупаться! Спускаюсь на песчаный пляж и умываюсь водой Байкала. Тут за склоном нет ветра. Быстро раздеваюсь и ныряю в Байкал. Ух! Бодрит водичка. Удивительно, но уже не первый раз сталкиваюсь, что в определённых местах вода буквально притягивает к себе. Хочется ей умываться, купаться. И не важно, что она студёная.



о.Ольхон - Чита на Ан-2 (путешествие в Японию)




о.Ольхон - Чита на Ан-2 (путешествие в Японию)



Пока машина с маслом переправлялась на остров, я успел созвониться с Александром Ваулиным, Алексеем Васильченко и Сергеем Колесниковым. Это наши друзья из Читы. Александр Ваулин вызвался нас сопровождать на гидросамолёте, когда мы будем Байкал пересекать.

Заглянул к Александру Конькову, он на прощание подарил мне серебряную монету.


о.Ольхон - Чита на Ан-2 (путешествие в Японию)






Тадеуш и Александр


Тадеуш и Александр
Подходит время вылета, масло приехало, мы долили 20л. Прощаемся. Максим Пастухов, охранявший наш самолёт, жмёт руку, зовёт ещё прилетать. Тут в воздухе показывается гидросамолёт Александра Ваулина, делает несколько проходов над аэродромом. “Пусть только сядет - я его сразу же арестую!” восклицает Максим. Вот те на… 2 дня воспитательных бесед не помогли…

Забираемся в самолёт и стартуем с острова. Ан-2 мягко разбежался по полю и пошёл в набор. Набираем над островом высоту. Наш КВС, в целях безопасности решил набрать 2,5 км, чтобы пересечь Байкал. К нам подлетает Александр Ваулин на Lake. Он подсаживался на воду.


над Ольхоном


над Ольхоном

Наш КВС - Пётр Войцеховский


Наш КВС - Пётр Войцеховский

Второй пилот - Тадеуш Соловей


Второй пилот - Тадеуш Соловей

даже летом в горах Забайкалья лежит снег


даже летом в горах Забайкалья лежит снег
Погода отличная, прекрасно виден противоположный бурятский берег. Забравшись на 2100м, самолёт не хочет забираться выше. Тадеуш предлагает не мучать наш Ан-2 и лететь вперёд. Затежеляем винт и летим на восток. 15 минут полёта над водой, и вот мы уже над горами Бурятии. Горы достаточно высокие (до 1800м), на их склонах лежит снег. Ветерок у нас попутный, поэтому летим хорошо. За 160 км до Читы горы заканчиваются. Под нами начинают простираться большие озёра и километры тайги. Вошли в зону Читы на 1700м. Улан-Удэ район хорошо слышно, а диспетчера Читы пока нет.


В полёте веду бортовой журнал


В полёте веду бортовой журнал
На удалении 40 км до Читы, нам на встречу взлетает Cessna-150 под управлением Михаила Фёдоровича Лахнова. Это начальник всей службы движения Читинского центра ОВД. Вот это да! Сам начальник службы движения встречает нас в воздухе. Михаил Фёдорович, заводит нас на посадку на аэродром Каштак. Оказывается, в Чите целых 4 аэродрома. Все большие с огромными бетонными ВПП и все живут и работают. Два аэродрома военных, один гражданский и один аэродром ДОСААФ.


Чита-1 или Черемушки. Аэродром совместного базирования. ВПП 2500м . Индекс XIAI


Чита-1 или Черемушки. Аэродром совместного базирования. ВПП 2500м . Индекс XIAI

Расположение аэродромов в Читино-Ингодинская котловине


Расположение аэродромов в Читино-Ингодинская котловине



о.Ольхон - Чита на Ан-2 (путешествие в Японию)



Каштак - аэродром ДОСААФ, он самый старый. Построен ещё в 30-х годах. Имеет две бетонные ВПП, выполненные из шестиугольных плит. Здесь активно прыгают парашютисты, летают частные пилоты. Меня восхищает, сколько частных пилотов и увлеченных небом людей в городе с населением в 300 тыс. чел. Чита - настоящая авиационная столица Забайкалья. На земле нас ждёт просто шикарная встреча. Собрался весь аэродром, нас быстро заправляют и проводят интересную экскурсию по аэродрому, после чего мы перемещаемся на ужин в ресторан.


Заправка в Чите


Заправка в Чите

Тадеуш даёт интервью


Тадеуш даёт интервью

Александра и Пётр дают интервью


Александра и Пётр дают интервью
 
8 июня 2019г

Сегодня мы никуда не полетели. Заболел наш командир - Пётр. Несколько дней накануне у него болело горло, он терпел, а сегодня свалился с температурой и отитом. Утром на завтраке Пётр нам сказал, что практически ничего не слышит, и очень сильно болит ухо. Читинские авиаторы отвезли Петра к врачу, врач осмотрел, выписал лекарства, сказал, что лечение займёт 5-7 дней. Но Пётр сказал, что отлежится 1 день и мы полетим дальше. Принимаем решение о переносе вылета на одни сутки. А я, как русскоговорящий, побежал в аптеку за аспирином и борной кислотой.


Чита


Чита

Ну ладно, есть время постираться, посчитать обратный маршрут и необходимое кол-во масла.

Пётр сегодня поставил условие, что без гидрокостюмов для всех, он через Охотское море не полетит. Видимо, Байкал впечатлил своим размахом.

К нам в гостиницу заехал Михаил Фёдорович и пригласил полетать на Cessna-150, чему я был несказанно рад. Посмотреть Читу с воздуха с самим начальником службы движения, это многого стоит. А в Чите очень интересно. Сам город расположен в котловине, у подножия сопок. Причём с востока к Чите примыкает знаменитый хребет Черского, превышение города 650м. А ещё, Чита один из самых солнечных городов нашей страны.


Чита (путешествие в Японию на Ан-2)






Чита (путешествие в Японию на Ан-2)




Чита (путешествие в Японию на Ан-2)




над перроном аэропорта Кадала


над перроном аэропорта Кадала


С Михаилом Фёдоровичем мы пролетели над всеми аэродромами Читы, а это два военных: Черёмушки и Домна, гражданский - Кадала и конечно же Каштак.


Агата Карасёва - знаменитый фотохудожник поднимается в небо на мотодельтоплане. Интересно, сколько прекрасных фотографий она привезёт из этого полёта?


Агата Карасёва - знаменитый фотохудожник поднимается в небо на мотодельтоплане. Интересно, сколько прекрасных фотографий она привезёт из этого полёта?
По возвращению с полёта на аэродроме нас ждал плов и общение.


Павел, Алексей и Сергей у мотопланера Katana.


Павел, Алексей и Сергей у мотопланера Katana.

обсуждение технических моментов Rotax


обсуждение технических моментов Rotax
Пока мы летали, наш механик Павел заменил все свечи на самолёте, осмотрел самолёт.


Павел работает на самолёте


Павел работает на самолёте

я немного помогаю


я немного помогаю

Вот такие недорогие ангары для самолётов придумали в Чите


Вот такие недорогие ангары для самолётов придумали в Чите

самолёт выкатывается на специальной тележке по уголкам


самолёт выкатывается на специальной тележке по уголкам

Тележка крупным планом


Тележка крупным планом

Какие раритеты хранятся в Чите!


Какие раритеты хранятся в Чите!
Вот и вечер наступил, нам пора обратно в гостиницу. Очень надеюсь, что завтра Пётр будет чувствовать себя получше и мы полетим через Могочу в Зею. В Чите, конечно, хорошо, но нам ведь нужно долететь до Японии.
 
очень интересный отчет, я ну прямо "залип" ,знать бы раньше о перелете, просто я служил в могоче в 11одшб 4 был почти над нашими головами ,посмотреть бы как сейчас там . вы ребята просто молодцы такой перелет в такое время .красавцы!!!
 
9 июня 2019г

Летим в Амурскую область.


над сопками Читинской области (фото Агаты Карасёвой)


над сопками Читинской области (фото Агаты Карасёвой)

Изначально план был взлететь в 9 утра, но пока провозились, потом мотор не хотел запускаться, в итоге фактически поднялись в воздух в 9:55. И снова спасибо Михаилу Фёдоровичу, он перенёс наш план с воздуха, с борта своей 150 Цессны. Если бы не он, то в 9:30 скисла бы наша заявка, и дальше пляши с подачей новой..



Групповое фото на память (фото Агаты Карасёвой)


Групповое фото на память (фото Агаты Карасёвой)

а самовар дали только подержать )))  (фото Агаты Карасёвой)


а самовар дали только подержать ))) (фото Агаты Карасёвой)

долгие сборы (фото Агаты Карасёвой)


долгие сборы (фото Агаты Карасёвой)

Наш КВС Пётр Войцеховский уже начал ругаться (фото Агаты Карасёвой)


Наш КВС Пётр Войцеховский уже начал ругаться (фото Агаты Карасёвой)

Провожать наш Ан-2 взлетело 3 самолёта: две 150 Цессны и Катана. На одном из самолётов полетела Агата Карасёва - очень крутой фотограф.


Чита, до свидания


Чита, до свидания

Чита - Могоча (перелёт в Японию на Ан-2)



Ан-2 на разбеге быстро оторвался от бетона, а вот набор был тяжёл. Жаркий летний воздух, превышение аэродрома давали о себе знать. Три круга мы сделали над Каштаком, прежде чем набрали 500м и пошли на маршрут. Летим на северо-восток. На удалении 50 км Читу перестало быть слышно, и мы пошли в полной тишине. Крайним пожеланием Читы было - при выходе из их зоны доложить по телефону Хабаровск-району.

Летим над Забайкальскими сопками, они покрыты лесом, а между ними в долинах луга или болота, и такая картина буквально до горизонта. Прошло 1,5ч полёта. И у нас задёргалась стрелка тахометра, показывая всё меньше и меньше обороты. Показания падали, но двигатель работал ровно. Ничего страшного, значит умирает или генератор тахометра, или тросик, или показометр.


Золотодобыча


Золотодобыча

По пути замечаем золотодобытчиков. Их видно издалека по огромным отвалам песка.


Фиксация пожара Ангел-камерой


Фиксация пожара "Ангел-камерой"
По пути местами гроза, местами локальные пожары. Пожары снимаю "Ангел-камерой" и отправляю в Лизу Алерт. Это очень удобный механизм оперативной фиксации пожаров с воздуха создала АОПА-Россия.

Связь вести не надо, в эфире тишина, в воздухе спокойно, можно и подремать.


Могоча


Могоча
А вот уже и Могоча. Вспоминаю поговорку «Бог создал Сочи, а черт — Могочи». Могочинский район, расположен в горно-таежном Восточном Забайкалье в зоне вечной мерзлоты. В Могоче преобладает резко-континентальный, с муссонными чертами климат. Зимы очень морозные и длительные. Средняя температура Января составляет -29 градусов. Лето прохладное и непродолжительное. Средняя температура Июля составляет +17 градусов.


Могоча


Могоча
Расстояние от Могочи до центра Забайкальского края (Читы) больше, чем от Москвы до Санкт-Петербурга. Могочинская земля богата рудным золотом и лесом, а так же серебром, ураном, молибденом, полиметаллами, драгоценными камнями, асбестом. В годы советской власти промышленная и старательская добыча золота велась в Кудече, Косе и Нижней Давенде и на других небольших реках. В середине 60-х годов в Могочинском районе, в основном на Ключевском прииске добывалось 505 кг золота в год.


Чита - Могоча (перелёт в Японию на Ан-2)






Полевой ремонт  тахометра


Полевой ремонт тахометра

Богуслав и Тадеуш собирают карты на следующий участок пути


Богуслав и Тадеуш собирают карты на следующий участок пути
Мы приземляемся на бывшем военном вертодроме. Вертодром постепенно зарастает лесом. На расстоянии примерно 100м от бетонной ВПП, есть ГВПП. Читинцы нас предупредили о ней. ГВПП плохо видна с воздуха, и через неё проходит грунтовая дорога.

Нас встречает жёлтый автобус. Иван Аксёнов разрешает оставить Ан-2 на ГВПП, т.к. рулёжка не очень (вчера на ней Ан-2 провалился, и его пол дня откапывали, а неделю назад Cessna-182 винт загнула). Автобус с бочками уезжает за бензином. Мы решили плеснуть литров 300 в баки.


на заборе аэродрома


на заборе аэродрома
До открытия следующей заявки из Могочи на Зею у нас есть 2,5ч. Павел начинает поиск неисправности тахометра. В ЗИПе у нас есть и тросик и генератор. Тросик оказался целым, а вот генератор поменяли. Пока ждали открытия нового плана, удалось сбегать в магазин, купить колбасы, хлеба, помидоров и прекрасно перекусить под стабилизатором Ан-2.
 
Взлетать мы решили с бетона. Превышение Могочи как у Читы. 600м, но тут более жарко.
Взлёт был очень тяжёлым, наверное самым тяжёлым за весь перелёт. Оторвались с трудом, скорость не растёт, высота тоже, периодически выскакивают предкрылки. Первый круг выполнили на высоте 50м, второй 150 и только к третьему кругу наскребли 300м. И головки цилиндров и масло греется. На улице жара за 30 градусов. Потихоньку наскребли 900м высоты.
Летим, местами стоят локальные грозы, где-то пожары (зафиксировали 4 лесных пожара).

Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)



Пока есть телефонная связь - доложил взлёт в Хабаровск по телефону. МДП Благовещенска упразднили, и теперь весь этот район под управлением Хабаровска. В полёте переписываемся с Иваном Амелько, он нас встречает в Зее. И тут выясняется, что он нас ждёт на своей площадке, а мы летим в аэропорт, который уже закрыт по регламенту. И изменить план мы уже не можем, т.к. борт иностранный, маршрут согласован с Росавиацией. Да и координат площадки Ивана у нас не было заранее. Запрашиваю у Хабаровска, каким курсом работает Зея, Хабаровск не знает… В Зее диспетчера уже нет. Ладно, определимся с учётом ветра. Вообще в районе Зеи очень красивые места. И вот мы видим большой аэродром и шикарную ВПП. Точнее там две ВПП, одна 1600м, вторая, больше похожая на рулёжку 600м. Хабаровск район прощается и даёт указание заходить и садиться как на площадку. Естественно, а какие у нас ещё варианты?

Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)


Выбираем большую и красивую ВПП, тем более что ветер как раз вдоль неё. Мягкое касание, заруливаем на перрон. Нас там встречают работники аэропорта. Чёрный УАЗ, пожарка, всё как в большом аэропорту. Наверное их предупредили с Хабаровска о нашем прилёте.

Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)



Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)



При сруливании с ВПП, у меня закралось сомнение, правильно ли мы сели. Уж очень неприятный стык между ВПП и перроном. Уж не закрыта ли эта ВПП? Ну НОТАМы я, конечно, и не смотрел по аэродрому. Уже привык, что диспетчер подскажет какая ВПП в работе, а если не подскажет, то сами определим визуальным осмотром.
Быстро первым выскакиваю из самолёта. Нас встречает мужчина, с военной выправкой и вопросом: “Кто КВС? Вы сели на ещё не открытую ВПП. Вы понимаете, чем это пахнет?”
Я понимаю, что влипс… Нужно как-то разруливать ситуацию. “Понимаю, но она у Вас такая большая, красивая и вообще у Вас очень красивый аэропорт! Я виноват, НОТАМ не посмотрел, с воздуха определил ВПП, которая нам по ветру больше всего подошла, и вообще ВПП отлично подходит для нашего самолёта.” Встречающие нас люди начинают улыбаться. Обстановка немного разряжается.
“Ладно, что делать будем, мы можем оставить самолёт на этом перроне?
“Нет, что Вы. Он же закрыт.”
“Хорошо, а перерулить вот в тот дальний угол?”
“Тоже нет, у нас тут канава прокопана”
“Замечательно, ну давайте мы туда перелетим?”
“ Да, давайте”
Вот это конструктивный диалог.
Высаживаем всех наших пассажиров и перелетаем с большой красивой ВПП на маленькую.
В итоге наш Ан-2 открыл новую ВПП в Зее. А мы познакомились с директором аэропорта “Зея” Альбертом Эдуардовичем Якомас. Он служил в военно-транспортной авиации. Прекрасный, порядочный человек. Настоящий хозяин. Аэропорт Зея находится в образцово-показательном состоянии. Везде военный порядок и дисциплина, чётко выстроена вертикаль власти. Очень доброжелательное отношение к экипажам. По любым вопросам нам все старались помочь. Даже со службой УВД в аэропорту тёплые отношения. (почему-то так сложилось, что обычно руководство аэропортов и диспетчера живут бок о бок, но как кошка с собакой).

Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)


Вышли мы с аэропорта, а тут нас уже ждут местные пилоты. Едем в гостиницу “Центральная” в Солнечном. Прекрасные номера и условия в этом отеле. В основном тут живут люди работающие на золотодобывающих приисках и Зейской ГЭС (второй по величине на Дальнем Востоке). Около гостиницы нас встречает Глава местной администрации - Дмитрий. Он рассказывает про свой город.

Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)


Зейская ГЭС является второй по величине после Бурейской ГЭС на Дальнем Востоке России, ежегодно вырабатывая от 4 до 6 млрд киловатт-часов электроэнергии. Плотина Зейской ГЭС бетонная, массивно-контрфорсная. Общая длина плотины — 714,2 м, максимальная высота — 115,5 м. Конструктивно плотина разделяется на водосбросную часть длиной 180 м, станционную часть длиной 144 м, левобережную глухую часть длиной 240,2 м и правобережную глухую часть длиной 150 м.
Впервые возможность строительства ГЭС на Зее рассматривалась в 1931 году на совещании по составлению генерального плана электрификации Дальневосточного края. В 1930-х годах были проведены инженерные изыскания, на основе которых была создана первая схема гидроэнергетического использования реки. Повторно изыскания были начаты в 1954 году, причем особое внимание уделялось створу у Зейских ворот, где впоследствии и была построена Зейская ГЭС. В 1958 году Ленинградское отделение института «Гидропроект» разработало Схему комплексного использования рек Зея и Селемджа, в которой обосновывалось первоочередное сооружение Зейской ГЭС. В ходе проектирования станции рассматривалось несколько вариантов, в итоге было принято решение о возведении массивно-контрфорсной плотины, что позволяло сэкономить около 400 тыс. тонн бетона.


Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)


22 февраля 1964 года приказом министра энергетики и электрификации СССР образована дирекция строящейся Зейской ГЭС и Управление строительства «ЗеяГЭСстрой». Первые строители прибыли к створу уже в марте того же года. Осенью 1965 года была начата отсыпка перемычек котлована основных сооружений, в июле 1969 года котлован был осушен. 30 января 1970 года в плотину был уложен первый кубометр бетона. Русло Зеи было перекрыто 13 октября 1972 года
Другие отрасли промышленности в Зее это добыча золота и лесная промышленность.

Вот это приём на Амурской земле! Вспоминаю слова Иващенко Игоря Ивановича, что на востоке живут очень хорошие люди. И это правда!
Я с Иваном Амелько еду к нему на площадку, посмотреть её на предмет использования для Ан-2. Снимаю координаты ВПП, чтобы внести в GPS и maps.aopa.ru

Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)


Ужин в кафе, на берегу Зеи. И спать. Саша Фролов очень помогает с подачей планов.

Могоча - Зея (перелёт в Японию на Ан-2)


Вылет запланировали на 11 местного. А нам ещё надо заправить самолёт.
 
Спасибо за фото Могочи, сколько отлетал в этом месте, а такого фото не было, теперь есть на память. Часть жизни, молодые годы ,мое становление командиром..😢
 
10 июня 2019г

Ранний подъём, долгая подготовка к вылету, травящая тормозная камера правого колеса, тяжёлое принятие решения на вылет, помощь директора аэропорта, полёт до Благовещенска, тёплый приём, прессконференция, бар “От винта”, общение с друзьями, экскурсия по городу, я и Тадеуш начинаем заболевать, подготовка к вылету в Хабаровск.


Тадеуш, Лариса и Пётр в Благовещенске


Тадеуш, Лариса и Пётр в Благовещенске

Утром еле проснулся. Поляки тоже не все сумели вовремя встать. Видимо, уже просто вымотались. Позавтракали. Около гостиницы нас уже ждали 2 “буханки” в аэропорт. Местная администрация прислала специально для нас. Но не все сумели выйти к ним. В итоге, одну машину отпустили, опоздавшие будут на такси добираться. Грегор накануне в такси забыл свой телефон, утром таксист его привез.

Едем в аэропорт. Там сейчас нужно кучу бумаг подписать, заправить самолёт. В общем, беготня. В аэропорту Зея есть бензин 100LL, но он принадлежит авиакомпании. Переговорили с директором авиакомпании, он готов продать, но только по договору, и за безнал. А это не наш вариант. Т.к. такая бюрократия не позволит нам сегодня вылететь.


Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)



Альберт Эдуардович (директор а/п Зея), направил все службы в помощь нам, но всё равно стало понятно, что в 2:00utc мы не вылетим. Начинаю переносить заявку на вылет через АДП аэропорта. Переносил в итоге раза 3. Пока мы заправлялись, проходили медицинский осмотр, заполняли какие-то ведомости, бумажки… время таяло. Аэропорт работал в привычном ритме. Прилетел один Ан-2 с пассажирами, высадил людей, посадил других и улетел, улетела авиалесоохрана на Ан-2. Мы же “чесались”. Наш КВС осмотрел короткую ВПП, полосы безопасности. Прикинули возможность переруливания на вчера нами открытую ВПП. (Перелететь на неё нам диспетчера не разрешили). А в это время на Зею надвигалась гроза. Я внутри себя уже махнул рукой - ну значит в Зее на день ещё задержимся. Тем более тут такая красота. Середина июня, и всё аэродромное поле в цветущих ландышах.

Что ещё мне очень понравилось в аэропорту, это системный подход. Во всём. Полосу сделали шикарную, делают централизованную заправку как ТС-1, так и 100LL. А ещё, именно здесь сохранили в оформлении аэропорта старые советские картины с самолётами L-410, Як-40 в полёте.

А у нас на самолёте снова проблема - травит правая тормозная камера, ну и, соответственно, вправо самолёт хуже разворачивается, т.к. меньше эффективность тормоза. Пётр подумал и принял решение на вылет. Загружаемся, и полетели. Тяжёлый Ан-2 медленно разбегается и взлетает, перетягиваем лес и уходим левым разворотом с набором. Полёт проходит спокойно. Попрощался с вышкой Зеи и поздоровался с Хабаровск-районом, следующий сеанс связи только через час. В эфире тишина. Я засыпаю. Пётр тоже уснул. Рулит Тадеуш.


Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)



Проходим траверзом космодром “Восточный”. Он далеко и стартовые столы нам не видны. Под нами Амурская область. Много полей, рек. Это уже совсем не та тайга, над которой мы летели. Скорее местность напоминает Башкирию. А мы летим над красавицей Зеей. И вот уже перед нами аэродром Черемхово. Делаем проход, и аккуратную посадку.


Лариса Касьян


Лариса Касьян
Нас встречает Лариса Касьян и команда журналистов. А дальше знакомство, интервью, чай с бутербродами в беседке. Нас уже ждёт автобус, но вначале нужно заправить Ан-2 на завтра. Вылет на Хабаровск запланировали на 9:05 местного времени или 00:05utc.


Павел даёт интервью


Павел даёт интервью
На автобусе нас везут в центр Благовещенска.


Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)






Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)




Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)



По пути в автобус садится Оксана - она прекрасный экскурсовод и рассказывает нам историю основания Благовещенска, интересные факты из жизни города. Оксана тоже летает.


Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)




Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)




интервью СМИ даёт экипаж Ан-2


интервью СМИ даёт экипаж Ан-2

Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)



Заезжаем в конференц-зал Комсомольской Правды, проводим прессконференцию и едем ужинать к друзьям в бар “От винта”.


Зея - Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)



С какой же душой создано это место! Ученики Ларисы влюбились в небо и построили это атмосферное заведение. Пока ужинали - приехал познакомиться Владимир Косьяненко. Он работает в аэрокосмическом университете и создал целый музей авиационной техники на аэродроме Фрегат. Приглашал на обратном пути обязательно залететь.

А мы с Тадеушем похоже простыли… На ночь нужно принять лекарства.
 
11 июня 2019г

Утром ранний подъём. Анализируем погоду. Погоды по пути и в Хабаровске просто нет. Нижний край облачности менее 100м. Переношу вылет с 00:05utc на 05:00utc, а в 03:00utc видя, что погода не улучшится сегодня, совсем отбиваемся и переносим вылет на 12 июня.


Анализ маршрута от Хабаровска на Сахалин


Анализ маршрута от Хабаровска на Сахалин
С утра мне начинают звонить из Хабаровского МТУ. Человек представляется Петром Петровичем из лётного отдела. Он начинает рассказывать, что Ан-2 допущен к полётам над водной поверхностью только на дальность планирования. Прошу указать его, где это написано. Ответа нет. Но чую, что видимо в Хабаровске будет не просто вылететь.


Благовещенск


Благовещенск

Гидрокостюмы наши польские друзья решили не покупать, а взять в аренду мокрые гидрокостюмы из Иркутска.

Дальше начинает звонить Хабаровский ЗЦ - наш план на 12 июня отвергнут, т.к. закончилось временное разрешение главного центра. Прошу Евгения Кабанова подать продление.


Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)



Да… думал получится отоспаться, но не судьба. Хабаровский МТУ прислал телеграмму в зональный центр, что без их одобрения наш борт на Сахалин не пускать.

Переписываюсь с Вадимом Дроздовым из Хабаровска. Озвучил ему наши проблемы. Попросили помощи у Владимира Тюрина (АОПА-Россия ). В ФАПах написано, что для самолёта взлётная масса которого выше 5700 кг или кол-во людей на борту более 9 чел требуется наличие плота на борту. Вадим Дроздов и Иван Дыба нашли нам два плота.

Ещё начал прорабатывать вопрос, зайти на Сахалин через север. Вначале по Амуру подняться вверх, а там через пролив Невельского попасть на остров. Но это крюк под 1000 км, и нужно на машине везти бензин для самолёта. С погодой там тоже всё не просто. Над островом стоит циклон. Низкая облачность и осадки. Сихотэ-Алинь закрыт облаками, а Татарский пролив туманом. Над Сихоте-Алинь можно спокойно поймать лёд даже сейчас, летом.

Я знаю, что этот участок нашего полёта будет одним из самых сложных и опасных.


Благовещенск (перелёт в Японию на Ан-2)



Вечером Оксана провела нам ещё одну экскурсию по городу, свозила нас к границе с Китаем, на место где начинался город, показала памятник погибшим казакам - основателям Благовещенска.


Я, Оксана и Мариуш


Я, Оксана и Мариуш
 
12 июня 2019г


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Погода шепчет. Голубое небо, солнце. Правда, такую погоду мы увидели только около 11ч по местному времени. Прогноз погоды утром обещал нам низкую облачность и туман в районе Благовещенска, так оно и было (в 7 утра всё было серо и хмуро), но с прогревом туман развеялся.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)




С раннего утра у меня снова звонил телефон. Пётр Петрович из Дальневосточного МТУ терзал вопросами: летим или не летим? Я сказал - да, всё по плану. Видимо хотят нам проверку на аэродроме учинить.

Лариса прислала за нами микроавтобус, и мы, позавтракав, поехали на аэродром. Дорога из Благовещенска до Черемхово заняла около часа. А на аэродроме 12.06.2019 начались Всероссийские сборы парашютистов. Приехали команды из Сов. Гавани, Владивостока, Хабаровска, Читы. Планировалось до 50 подъёмов Ан-2. Эти сборы организовала и проводит Лариса Касьян.

Парашютисты, увидев нас, окружили и стали уговаривать сделать хоть один подъём на польском Ан-2. Ведь это прекрасная возможность записать себе в парашютную книжку иностранный борт. Но мы были вынуждены отказать ребятам, т.к. любой проверяющий из Росавиации тут же сдал бы нас… Да и по времени мы уже спешили.


Групповое фото перед вылетом


Групповое фото перед вылетом

Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Из нашего дружного польского коллектива сегодня не смог с нами дальше полететь Григорий. По его расписанию он уже должен был лететь во Владивосток, т.к. туда пришла его машина. У Григория было запланировано огромное авиа-авто путешествие, включающее перелёт по России, а потом возвращение на машине по России, Монголии, Казахстану обратно домой.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Но вернёмся на аэродром. Наслаждаясь очень тёплой и праздничной атмосферой, все разбрелись по полю и совершенно не спешили улетать. А время поданного плана уже поджимало. Каждые 15 минут мне звонили из аэропорта Благовещенска и интересовались - когда мы взлетаем. И я им сообщал, что вот-вот, вот уже грузимся, запускаемся.

Дожидаемся, пока сядет Ан-2, выбросивший группу парашютистов, и взлетаем. Реально взлетели в 35 минуту, но чтобы диспетчер не устроил истерику пришлось соврать, что взлёт совершили в 29 минуту…


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)





Попрощались с Ларисой и пошли в набор высоты. Впереди горы.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Дует встречный ветер около 20 км/ч. Через 30 км полёта Благовещенск передаёт нас под управление Хабаровска района. А мы уже набрали 1000м, надо бы ещё метров 200 наскрести. Тут в кабине запахло горелым, и хорошо так запахло. Мы переглянулись и начали щупать приборы. У нас ещё на взлёте сдох авиагоризонт (второй уже). На этот раз у КВС. А сейчас он похоже начал гореть. Хорошо, что хоть не открытым огнём. Тадеуш пилотирует, а в это время Пётр уже откинул левую приборную доску и снимает авиагоризонт. Вот так, буквально в полёте и ремонтируем мы наш Ан-2.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Вспоминаю историю, как в одном из моих первых путешествий на Cessna-150 мы с Митей Цуриковым перепутали запах свежей типографской краски с запахом горелой проводки. И развернув свежие карты достаточно сильно напугались.

В полёте есть хорошая связь и даже интернет. Сообщаю в Хабаровск расчётное время прибытия.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Через 2ч 45 мин пролетаем над Биробиджаном. Это Еврейская автономная область. Очень красивые места.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)




Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Горы остались далеко за нами. Мы видим впереди разлив реки, какую-то деревеньку, отрезанную водой. На горизонте показался Хабаровск. Подлетаем к Амуру, Хабаровск обходим с севера, зона аэропорта свободна, а вот и аэродром Калинка. Это бывший военный аэродром, на котором сейчас летают частные самолёты.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)







Делаем проход через КТА аэродрома и заходим на посадку. Нас встречают фотографы, друзья.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Вышедших из самолёта польских друзей тут же окружают журналисты. А ко мне подходят двое мужчин в костюмах. Это чиновники из Дальневосточного МТУ. Пётр Петрович и Сергей Иванович - из лётного отдела. Очень вежливо просят перед вылетом обязательно показать им аварийно-спасательное снаряжение самолёта. Конечно, нам нечего скрывать, тем более, что мы реально планируем его установить на борту.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



А вот уже и Вадим Дроздов, Сергей Долженко, Михайл Столярчук, Татьяна Новиковская, Иван Дыба, Сергей Агафонов, Роман Кирпо. Все мои друзья встречают. Как же это здорово!


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)




Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)




Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)




Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)
 
Заправляем в Ан-2 800л бензина, доливаем 20л масла. Перегружаем плоты в самолёт и идём в гости к Татьяне пить чай.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)



Татьяна - руководитель Федерации самолётного спорта на Дальнем Востоке. Федерация очень много сделала для сохранения и развития Калинки.


Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)






Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)






Тадеуш и Сергей


Тадеуш и Сергей

Благовещенск - Хабаровск (перелёт в Японию на Ан-2)






Do-28


Do-28
Сергей Долженко, специально для нашей встречи взял у друга микроавтобус и после чая повез нас в гостиницу “Интурист”.


Александра и Мацей


Александра и Мацей

Александра Стефановска


Александра Стефановска
Вечером анализируем погоду. Впереди сложный участок. Через горный хребет Сихотэ-Алинь и Татарский пролив. А ещё проверка Дальневосточного МТУ. Предварительный анализ погоды показывает, что полететь дальше мы сможем не раньше воскресенья. Из нашего экипажа выбывают Богуслав и Пётр. У них заканчиваются отпуска, и нужно возвращаться домой.


Богуслав Кафарски


Богуслав Кафарски

Пётр Згоржинский


Пётр Згоржинский
 
Спасибо, Андрей. Это жизнь! С удовольствием читаю еще и потому, что описаны аэродромы и места в которые сам уже неоднократно прилетал. Ну и конечно люди, которых очень уважаю и с многими из которых знаком, потому что планета АОН в огромной России совсем небольшая, как у Сент Экзюпери. Это планета Саши Андреева и Кирилла из Братска, и Вадима Дроздова и Сергея Долженко и еще многих многих очень замечательных крылатых людей из Уфы, Орловки, Шевлино, Кургана, Челябинска, Новосибирска, Красноярска... !!! Спасибо, за повествование и за полеты. Ну а полет в авиации это как раз и есть её жизнь!!
 
13-17 июня 2019г Застряли мы в Хабаровске надолго…

Вначале решали вопросы со спасательным оборудованием. Костюмы для экипажа, плоты на борт, проверки МТУ, повышенная готовность спасателей на Сахалине на Ан-30 и Ми-8.

Изначально мы плоты не планировали брать на борт. Народу много, борт перегружен… Попросили хабаровчан найти плот “на показать”, но КВС, сам того не желая, нас сдал. Во время демонстрации плотов представителю МТУ Пётр на польском начал говорить, что мы с ними не полетим. При общем созвучии наших языков я понял, что видимо пора договариваться с ребятами об аренде плота. Т.к. Сергей Владимирович Дудкин из МТУ уже что-то заподозрил, но с дипломатичностью хорошего политика он перевёл на разговор “за жизнь”, рассказал как летал на Су-27 на Калинке, как потом аэродром умирал, пообещал что наш перелёт будут страховать спасатели на Сахалине, а в конце поведал про недавнее столкновение двух Су-34 в воздухе над Татарским проливом и поиски членов экипажей. Из четверых одного так и не нашли до сих пор. В общем, сумел убедить нас в необходимости наличия большого плота на борту.


Примерка гидрокостюмов


Примерка гидрокостюмов

Павел пытается найти и договорится по запчастям для Ан-2. Нам нужен авиагоризонт и тормозная камера.

За время нашего изучения Хабаровска мы успели принять участие в передаче на Авторадио, в которой рассказали про наш перелёт и авиацию. Михаил Столярчук старается через СМИ регулярно людям рассказывать про АОН.


Тадеуш, Михаил и я на Авторадио


Тадеуш, Михаил и я на Авторадио

Хабаровск - завтряли на неделю (перелёт в Японию на Ан-2)




Хабаровск - завтряли на неделю (перелёт в Японию на Ан-2)



у микрофона Тадеуш

Погода скисла сначала в Хабаровске, а потом и на Сахалине. Низкая облачность, моросящий дождь, сильный ветер не хотели нас пускать дальше на восток. Но это было нормально, и я морально был готов. Знал, что сейчас надо расслабиться и просто ждать окна по погоде. Рядом холодный океан, горы, и тут напролом нельзя лететь. Тут пилот должен превратиться в хитрого лиса, который сидит и терпеливо ждёт добычу, а в нашем случае погоду. И как только окно появится, нужно его не упустить и быстро вылететь.


Рельеф на участке от Хабаровска до Южно-Сахалинска


Рельеф на участке от Хабаровска до Южно-Сахалинска
Нет погоды - рисуем с Тадеушем маршрут. Маршрут решили строить вне трасс с учётом обхода CTR больших аэропортов и гор. Вообще, Япония это достаточно сложная страна. Быстро меняющаяся погода, горы, накладывают высокие требования на пилота. От Токио мы отказались, но даже при этом, весь маршрут по Японии у нас составил 1200 км. Наш маршрут по Японии отправили Японскому хендлеру. За визит Ан-2 в Японию, хендлер нам выставил счёт в $10 тыс. Правда, это сумма была с учётом необходимого топлива (чисто за хендлинговые услуги вышло около $1500 )

К нашей команде присоединился Майкл. Он профессиональный моряк, много где побывал. Очень интересный человек.

К 15 июня распогодилось в Хабаровске, но Сахалин заливает дождями с нижней кромкой облачности в 50м.


Вид на Амур


Вид на Амур
Добыли авиагоризонт, Павел его установил на наш Ан-2.


только не подумайте - этого кота зовут не Авиагоризонт


только не подумайте - этого кота зовут не "Авиагоризонт"
Питались мы в Хабаровске в небольших корейских ресторанчиках. Недорого и вкусно. К сожалению, гостиница “Интурист” едой не смогла порадовать даже на завтрак. А вот рынок в Хабаровске меня очаровал. Вы попадаете в удивительный мир. Богатые прилавки с красиво разложенными овощами, рыбой, китайскими и корейскими соленьями. Тут же среди них можно наткнуться на лавку старьёвщика, у которого есть всё от старинного значка или лопаты и до авиационных часов АЧС-1. Продавцы приветливы, улыбаются.


Хабаровский трамвай


Хабаровский трамвай
Вечерами в “Интуристе” проходят дискотеки. Зайдя на одну из них, попадаешь в начало 2000 годов. Всё как в кино. Те же интерьеры, официанты, музыка даже, как будто из прошлого. Какие-то компании, отмечающие юбилеи или свадьбы, пьяные мордовороты в спортивных костюмах у стойки бара.


Набережная Хабаровска


Набережная Хабаровска
Познакомились с местными пилотами Ан-2: Савелий, Александр и Алексей. Они летают по авиалесоохране и базируются в Нижнетамбовском (севернее Комсомольск-на-Амуре). Звали в гости прилететь. Работа у них с марта по ноябрь. Летают достаточно много. Зарплаты неплохие 50 тыс.+налёт. Если много летаешь, то можно и 100 тыс. в месяц заработать. Поспрашивали их про другие аэродромы вдоль Амура. “Победа” ещё возможно не работает, т.к. залита водой (Амур в этом году высокий), но Циммермановка и Мариинское - рабочие площадки.


за праздничным столом польские и русские пилоты


за праздничным столом польские и русские пилоты
Ночью созванивались с Владимиром Бровкиным. Он нам и в Кругосветке, и в полёте с Камчатки помогал. Один из самых лучших метеорологов. С погодой прям беда какая-то. Визуальных условий нет, а лезть в приборные нельзя, там может быть лёд.

К 17 июня вроде начало раздувать, циклон уходит. Но сильный порывистый ветер над Татарским проливом и на Сахалине (80 км/ч), болтанка и температура у земли +6.


Альтернативный маршрут через север


Альтернативный маршрут через север

Основной маршрут


Основной маршрут

Пример заявки


Пример заявки
Начинаю считать альтернативные маршруты через север. Крюк почти 800 км. И велика вероятность ухода на запасной аэродром в Ноглики. Идут колебания - как лететь. Поляки не хотят лететь напрямую через Татарский пролив. Есть опасения за Японию, как там примут, как погода, как горы. В общем, чем мы больше сидим на месте, тем больше растут наши страхи.

Познакомился (в Facebook) с Dmitrii Kowano. Дмитрий - авиатор из Японии. Учился в Омске в училище ГА. Очень ждёт нас и хочет лично познакомиться. Заверил, что в Японии нам препятствий никто чинить не будет, нас ждут и будут очень рады видеть/ Друг Дмитрия - господин Mitsuharu Yokokawa, руководит компанией по разработке аэронавигационной информации. Он нам решил сделать подарок и прислал аэронавигационные сборники и карты.

Ну, вроде 18 июня погода должна дать нам шанс. Подал две заявки. Одну через Сов. Гавань, а вторую через север, через пролив Невельского. И лёг спать. Ночью посыпались звонки. То Хабаровский ЗЦ названивал, то ещё кто-то. В итоге поспать удалось часа 3. А из заявок прошла только через Сов.Гавань, т.к. этот маршрут был ранее согласован с Росавиацией.
 
Летим на о. Сахалин
scale_1200

Два КВС на Сахалине - Александр и Пётр
18 июня 2019 г.
Ранний завтрак в "Интуристе". Сообщаю нашему экипажу, что у меня для них есть две новости: одна плохая, другая хорошая.
Плохая - заявка через север (через пролив Невельского) не прошла, хорошая - мы летим через Совгавань и Татарский пролив, а по факту полетим напрямую. Да и погода на севере дрянь, а напрямую она будет нам благоприятствовать.
scale_1200

К слову сказать, протяжённость о. Сахалин с севера на юг около 1000 км. И погода на нём в разных частях тоже очень разная. Помимо большой протяжённости острова, он омывается водами Татарского пролива, пролива Анива, Охотского моря, что в свою очередь тоже формирует очень разную погоду на восточной и западной сторонах острова, и всё это нужно обязательно учитывать.
scale_1200

В общем вылет у нас в 10:00 местного времени или в 00:00 utc. Тадеуш сообщил эту радостную весть всему экипажу.
А у меня начались звонки. Звонили из зонального центра, из поисково-спасательной службы Хабаровска. Все хотели узнать: летим или нет, во сколько по времени и по какому маршруту. Каждому рассказываю по телефону и ещё раз убеждаюсь, что заявки в нашей системе ОрВД это профанация.
За нами в гостиницу заехал Сергей Долженко на микроавтобусе. Вместе с ним Алихан. Вот так встреча. Алихан и Сергей вместе будут готовить Aero Commander к перегону в Москву.
Приехали на аэродром. 20 минут до вылета, а никто не торопится. Прошу Тадеуша помочь. Если мы не вылетим в 10:30 местного, то заявка стухнет, а переподать или перенести её без интернета и нормальной связи практически невозможно.
Пётр проводит тренировку нашей команды по покиданию самолёта в случае приводнения. Друзья, лететь надо! Начинаю натягивать на себя гидрокостюм. Поляки решают, что они наденут гидрокостюмы в полёте. Сидеть в них конечно же жарко. Время 10:30… мы только загрузились.
Запуск, порулили.
Пока рулили, забил в GPS наш маршрут полёта. Взлетели … 46 минута. Выхожу на связь и, как ни в чём не бывало, вру диспетчеру, что вылет с Калинки 29 минута. А что делать? Жизнь такая!
Прошу набор 1500 м. Хабаровск-район даёт набор 1500 м, предупреждает о запретной зоне. Включаем транспондер. Хабаровск снова напрягается, что мы идём рядом с запреткой. Прошу Тадеуша взять 10 градусов вправо. Лезем на 1500 м. Ветер попутно-боковой, он добавляет нам около 20 км путевой скорости. Впереди отчётливо виден горный хребет Сихоте Алинь.
scale_1200

scale_1200

Сначала под нами проплывают холмы, покрытые лесом, они становятся всё выше и выше. В этих местах горы высотой до 1000 м. На 1500 м Сихоте-Алинь спокойно можно пройти. До Татарского пролива нам лететь около 300 км, а весь маршрут всего 570 км.
Летим над горами Сихоте-Алинь, под нами абсолютно дикие места. Жилья и людей тут нет. Слева от нас гора Тардоки-Яни (высшая точка горной системы). Говорю Тадеушу - “под нами тигры живут”. Тадеуш тут же это передаёт командиру.
scale_1200

Воды Татарского пролива
Нас вызывает диспетчер МДП и спрашивает наш маршрут. И начинает нас заворачивать через Сов. Гавань. Прошу его разрешить следовать напрямую на остров, т.к. по нашим данным в районе Шахтёрска плохая погода. Центр острова закрыт осадками и плохой горизонтальной видимостью. Диспетчер соглашается помочь и согласовать наше спрямление с Главным центром. Предупреждает, что если ГЦ не согласует, то нам придётся либо лететь через плохую погоду, либо возвращаться. Соглашаюсь, говорю, что если что - пойдём через Сов. Гавань. А про себя думаю - да хрен тебе! Не загонишь ты нас в говно ) Проходит 20 минут. ГЦ согласовал спрямление! Вот и отлично.
scale_1200

За 40 км до береговой черты материка горы заканчиваются. Впереди голубая вода Татарского пролива. Мы высоко летим, наблюдается незначительная дымка. Горизонтальная видимость 10-15 км. Увидев воду, сначала Тадеуш, а потом и Пётр уходят в салон переодеваться в гидрокостюмы. Я сажусь за штурвал нашего Ан-2. Возвращается Пётр, позволяет мне продолжать рулить. Через спутниковый трекер докладываю ПСС о.Сахалина время и точку нашего выхода на береговую черту и расчётное время и точку нашего выхода на о.Сахалин. В Южно-Сахалинске в режиме повышенной готовности сидят спасатели на Ми-8 и Ан-26. Похоже, что Росавиация сильно напряглась из-за нашего перелёта, раз так взбодрила ПСС.
scale_1200

сквозь облачность внизу видим корабль
Летим над Татарским проливом. Воздух спокойный, совершенно не болтает. Впереди небольшая полоска дождя. Включаем обогрев карбюратора и ПВД. За бортом +10 градусов, а в карбюраторе около 0.
Где-то час мы летели над водой. (водный участок 200 км). За это время мы фактически дважды пересекли границу Российской Федерации. В Татарском проливе нейтральные воды.
Диспетчер Хабаровска слышал нас почти до самого острова, а дальше мы перешли под управление диспетчера Южно-Сахалинска (он нас услышал менее чем за 100 км).
Впереди два слоя облачности. Один низкий-низкий. Это вынос. Он висит прям над водой. А второй где-то 800-1200м. Запросили погоду в Южно-Сахалинске. Там разорванная облачность. Пётр хочет снизиться под облако, а мы с Тадеушем его отговариваем, т.к. некоторые горы выше этих облаков второго слоя.
scale_1200

Берег о. Сахалин
Впереди площадка Орёл. Диспетчер разрешил снижение на 1200м. За 30 минут до посадки мы успели пообщаться с Александром Духаниным. Он нас уже ждёт. Александр - фермер, и в своём хозяйстве у него есть небольшой аэродром с 800 м грунтовой ВПП. Здесь же Алексей Вилькер базируется со своей 150 Цессной, которую мы в прошлом году перегнали из Амурской области.
А вот и ВПП. Пётр строит заход по крутой глиссаде. Небольшая змейка на прямой и вот мы уже бежим по травке.
scale_1200

scale_1200

scale_1200

scale_1200

Александр в лётной форме, с рацией в руке, нас встречает и показывает место стоянки. Встретить самолёт приехали фотографы, журналисты и даже заместитель Мэра Южно-Сахалинска.
scale_1200

Вечером на остров прилетает Ветслав. Он сейчас руководит этой экспедицией. И он будет принимать решение когда, куда и как мы летим дальше.
В одной гостинице всем поселиться не удалось (не было свободных номеров), поэтому часть людей поселились в Монероне, часть в Рубине. А я уезжаю в гости к Алексею Вилькеру.
scale_1200

Вечером встречаемся с Алексеем Горячевым. Он сейчас тоже на острове. Здесь он организует добычу, переработку и доставку в Москву морских деликатесов. А перевозкой этих деликатесов занимается тоже мой друг - Андрей Ерёмин.
После всех встреч, едем к Алексею. У меня жутко болит голова, и очень хочется спать. Это всё последствия бессонной, рваной ночи. Когда вначале подаёшь заявки, потом их пробиваешь, и в итоге спать остаётся пару часов. А по сути эти планы никому и не нужны! Если бы не помощь Александра Фролова в подаче этих планов, то я бы наверное сдох.
Вечер за столом у Алексея. Едим мясо, пьём чай с тортом. Алексей завершил ремонт на 1 этаже в своём доме. Он большой молодец. Его супруга Елена с улыбкой рассказывает, как Алексей ей в полёте на Цессне делал предложение.
Хороший день получился. Но надо спать. Что нас ждёт завтра?

scale_1200
 
Рыбалка на Сахалине

Рыбалка на Сахалине


Побывать на о. Сахалин и не оказаться на рыбалке грешно. И мне выдался случай - Александр Духанин пригласил меня на рыбалку в Охотском море на своём катере.
Спать легли пораньше, т.к. встаём рано. Около 4:30 выход из гостиницы и мчим на аэродром.
6:05 выезжаем с катером с аэродрома. Супруга Александра - Виктория Ивановна уже все снасти и наживки подготовила для рыбалки. Дорога до моря занимает примерно 40 минут. Низкая облачность, туман, дождь не помеха для рыбалки. Главное это правильная одежда.

Рыбалка на Сахалине




Рыбалка на Сахалине


Вот мы уже около протоки, где можно аккуратно спустить катер в воду и оставить машину. Виктория Ивановна за рулём, а Александр на катере выполняют операцию по спуску катера в море. Далее погрузка на катер и выходим на катере в открытое море. Сегодня море спокойное.

Рыбалка на Сахалине



Рыбалка на Сахалине




Рыбалка на Сахалине


Уходим в море на 5-6 км от берега и примерно на 15 км от места спуска. Берега уже не видно. Пока уходили от берега несколько раз наталкивались на сети. К сожалению на Сахалине очень много сетями вылавливают рыбу. Сети уходят в море на 3 км. Мне сложно судить правильно это или нет, но когда наблюдаешь сколько этих сетей становится жутко… (каждые 4-5 км вдоль берега) стоит новая сеть.

Рыбалка на Сахалине



Рыбалка на Сахалине


"Чтобы «отбить» затраты на постановку невода и хоть что-то заплатить рыбакам, нужно поймать не менее 200 т лосося. А в целом, «производительность» такого невода, при хороших условиях (подходы рыбы, спокойная погода и т.п.), позволяет взять за путину 1000 и даже больше тонн"
Основные сети уходят на 3 км перпендикулярно от берега и от них идут второстепенные сети-карманы в обе стороны.

Рыбалка на Сахалине



Рыбалка на Сахалине



В воде встречаем нерпу. Её голова регулярно выныривает то тут то там из воды. Её здесь много. Сахалинцы к нерпе относятся очень спокойно, в отличии от Гренландии и Канады.
Рыбалка начинается на глубине 21-25м. Вначале пробуем с дрейфа, но после кидаем якорь. Ловим удочками. Вместо лески - цветная плетёнка. Цвета лески чередуются каждые 10м, тем самым удобно понимать на какую глубину закинул наживку. Груз используется весом 120гр. Поплавков нет, всё на ощущениях. Между леской и грузилом висит гирлянда из крючков (от 3 до 5 шт) с разбежкой 20-30 см. Крючки по московским меркам просто гигантские - ф2,0 мм.

Рыбалка на Сахалине



Рыбалка на Сахалине





Рыбалка на Сахалине




Рыбалка на Сахалине


Ловля заключается в том, что нужно опустить грузило на дно и выбрать леску так, чтобы качаясь в лодке на волнах грузило чуть отрывалось от дна и опускалось. И вот дальше нужно чувствовать. Когда рыба схватила наживку будет двойное подёргивание, и тут нужно подсекать и тащить. Ловится таким образом: камбала, минтай и навага.
За несколько часов рыбалки наловили на пару дней.
 
о. Сахалин



фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


На острове я провёл достаточно много времени для простого авиапутешественника. За это время я успел побывать во многих местах на его южной половине, сходить на настоящую морскую рыбалку с Александром и его супругой Викторией Ивановной, ознакомиться с экспозицией краеведческого музея, посетить музей А.П.Чехова, просто погулять по острову. Скажу сразу, живя на Сахалине я не чувствовал себя островитянином. Остров настолько большой (около 1000 км в длину), что одно время он считался полуостровом. Несколько раз Сахалин переходил от Японии к России и обратно. Именно поэтому здесь можно наблюдать образцы японской архитектуры. Но острове существует железная дорога построенная японцами. И фактически до этого (2019г) она эксплуатировалась на узкой колее.


Краеведческий музей Южно-Сахалинска


Краеведческий музей Южно-Сахалинска

о. Сахалин


Впервые остров открыли в XVII веке, в 1640г на нём оказалась экспедиция казака Ивана Москвитина. Потом уже по морю на Сахалин прибыл голландец Мартин де Фриз, который ошибочно описал его как полуостров. И только в 1849г русский адмирал Геннадий Невельский на корабле ”Байкал” прошёл через пролив между островом и материком. Именно в честь этого географического открытия проливу присвоили имя Невельского.

о. Сахалин


В XVIII-XIX веке Сахалин был островом ссыльных. Очень хорошо это время описано в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин».

Слобода ссыльных. Фото: Фото из личной коллекции А. П. Чехова


Слобода ссыльных. Фото: Фото из личной коллекции А. П. Чехова

Каторжные работы. Фото: Фото из личной коллекции А. П. Чехова


Каторжные работы. Фото: Фото из личной коллекции А. П. Чехова




Природа острова Сахалин очень сильно впечатляет своим разнообразием и красотой неискушённого городского жителя. Здесь и море и горы, термальные источники, пещеры, водопады и фактически джунгли с гигантскими растениями (Крапива, гречиха, медвежья дудка и другие травы могут достигать 3–5 метров в высоту). Разнообразие животного мира тоже очень впечатляет, особенно морскими видами: сивучи, каланы, несколько видов нерп и китов, ну и конечно же лежбище морских котиков (а их на земном шаре всего три: на о. Тюленьем, прилегающем к Сахалину, на Командорских островах, входящих в состав Камчатского края и на о. Прибылова у берегов Аляски.).

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер

фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер


фото Сахалина, авт. Алексей Вилькер
 
В водах Сахалина можно встретить таких китов как: кашалот, касатка, белуха и бутылконос, , а также гренландский, южный, японский, минке, сейвал, блювал, горбач и голубой кит.

о. Сахалин


В лесах острова обитает достаточно много бурых медведей, вес которых может доходить до 500 кг, лисиц, соболей и даже северных оленей
Богатство птичьего мира острова сложно перечислить. По данным учёных на острове встречается более 330 видов птиц. (на территории России всего зарегистрировано около 700 видов пернатых)
Кстати с бурыми медведями на Сахалине очень много интересного связано. У коренных народов Сахалина (Нивхов и Айнов) существовал культ медведя. Медведь в мифологии коренных народов с одной стороны сильный зверь, с другой - высшее создание, живущее среди гор, дорогое божественное существо, наделённое исключительными качествами, он представитель мира таежных (горных) духов - фактически посланник бога, принявший такой облик. Именно поэтому его считали бессмертным. Медведя, убитого охотником, встречали в селении как дорогого гостя песнопением, игрой на ритуальном музыкальном бревне.

о. Сахалин




о. Сахалин



о. Сахалин


Сложный ритуал медвежьего праздника почти в неизменном виде сохранился с древнейших времен до середины XX столетия. Во время охоты, если удавалось напасть на медведицу с медвежонком, ловился медвежонок, который доставлялся в селение. Если он был очень слаб, то кормили кашей, молоком и даже женской грудью, потом его переводили на твёрдые корма. Следили за ним женщины. Медвежонок спокойно бегал около дома.

о. Сахалин



о. Сахалин



о. Сахалин


Потом его помещали в специальную клетку, сделанную из брёвен, наподобие сруба, где он жил до 4-х лет, изготавливали специальную посуду. Кульминацией праздника становился ритуал убиения - «отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. На праздник, проводившийся в честь умерших родственников, съезжались родственники по мужской и женской линии, соседи из других стойбищ. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. Медведя убивали удушением. Если он долго мучался, то убивали собаку.

о. Сахалин


Этот ритуал сродни поминкам у современных людей.
Айны считали, что на празднике они не убивают медведя, а освобождают божество от маски. Именно отсюда и идёт обряд преподношения подарков, чтение речей перед умертвлещением, убийство собаки в виде жертвы. Наши предки верили, что медвежья душа возродится и вновь вернется к людям в образе медведя. Медвежье мясо вкушала вся община и многочисленные гости. Однако были некоторые части животного, запрещенные к еде женщинам, молодежи, детям. Старейшины, главы рода ели и табуированные части. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву горным духам. Кости медведя хозяин праздника помещал в родовой деревянный амбар. Десятилетиями в нем хранились останки всех медведей, убитых членами данного рода на празднике и на охоте. Археологами найдены целые ритуальные кладбища медведей

о. Сахалин
 
Назад
Вверх