Пеликан, может быть, тебе этот рассказик поднимет настроение?
Посадка на зеркало.
Это случилось в те времена, когда наша страна называлась Советским Союзом и все мужики, кто имел отношение к авиации, шли в кинотеатр на новый фильм «Экипаж»
только в форме. Вы бы видели, как после сеанса народ, особенно девчонки, смотрели
на человека в летной форме. Ну, совсем как сейчас некоторые из них смотрят на олигархов.
Правда, вся эта романтика к реальной жизни не имела никакого отношения. А в реальности это происходило так.
Приезжаем утром на полеты, а нам сообщают, что в авиаотряде номер …надцать
при посадке на зеркало гидросамолет Ан-2В номер такой-то потерпел аварию.
В связи с чем командир отряда издал приказ: посадки на зеркало запретить,
личный состав ознакомить под роспись. Нам не в первый раз, ознакомились,
расписались. Тайный смысл этого действа, который понимали все, был следующий.
Командир отряда должен был отреагировать на сообщение и принять меры по обеспечению безопасности полетов, поэтому и издал такой приказ, прекрасно зная
своих летчиков, которые этот приказ и не подумают выполнять. Потому как воспитаны
мы были в том духе, что вернуться, не сделав работу, было непрофессионально. Это не значит,что летали на авось, но выкладывались все по полной – до мокрых рубах.
Правда, и за возврат никому ничего не высказывали и не попрекали, но каждый думал про себя – слабоват я, вот другой на моем месте справился бы. Короче,командир отряда думал,
что знает своих летчиков, но в этот раз он ошибся, у некоторых из них было своеобразное чувство юмора. /Кстати, командир отряда сам был великолепным летчиком и отличным человеком, который своих летчиков не сдавал и о котором у меня осталась светлая память – его уже нет в живых./
Короче. В этот день я стоял в плане на Южные озера и над всем Таймыром погода
просто звенела, что на севере бывает не так уж часто. Полярный день, жара, ни облачка,
ни ветерка – листок не колыхнется, а, следовательно, на озерах ЗЕРКАЛО. Метеорологи
состояние поверхности воды не предсказывают, а потому можно вылетать. Рейс коротенький – туда соль, для засолки рыбы, оттуда - соленую рыбу.
Полетели. Пришли на озера – как я и ожидал - зеркало. Снизился, прошелся несколько раз над озером и тут в меня вселился чертенок. Даю команду бортмеханику: взлетный,
уходим на запасной – аэродром вылета. Надо сказать, что бортмеханик у меня был старше меня почти в два раза. Старой полярной закваски. Мог подменить и второго пилота и
ориентировку за штурмана вести. Я уже не говорю о его прямых обязанностях. Тут я за ним был как за каменной стеной. После моей команды он на мгновенье оторопел, но команду выполнил и в недоумении уставился на меня, не понимая, что происходит.
Пришлось пояснить – за приказ утром расписывались – расписывались. Теперь выполняем. Когда до него и до второго пилота дошло, что я дурку гоню, у них
началась ржачка. Типа, а что теперь нам будет по возвращению на базу. Что будет, что будет – наградят за выполнения приказа.
Заняли эшелон, выхожу на связь с Контролем. А надо сказать, что летали мы с реки
МВЛовского аэропорта, по маршруту связь держали с Норильским аэропортом,
диспетчеры которого гидросамолет видели только издалека. Докладываю: борт
тридцать пять сто семьдесят пять занял эшелон такой то, возврат по метеоусловиям с
Южных озер, расчетное поворотного такое то и т.д. У диспетчера сразу несколько изменился голос. Он ведь тоже прекрасно знает, что над всем Таймыром погода звенит,
а тут в районе Южных озер происходят какие то катаклизмы – чего не может быть, но борт ведь возвращается по погоде. Он мне: доложите метеоусловия. Я ему - про зеркало.
Не знаю, понял или нет, но, во всяком случае, успокоился.
Пришли домой, встали в плот. Бортмеханик снова заправил самолет. Я пошел на метео,
доложил о зеркале и сказал, что, когда поднимется ветерок, пусть диспетчер вызывает на вылет, после этого сел в эскадрилью читать книгу. Разгар летного дня, в эскадрильи рабочая суета, один я сижу, читаю. Экипаж от греха подальше находится возле самолета. Наконец кто-то из летчиков обратил на меня внимание. Саш, а ты что не вылетаешь. Я ему, мол, уже прилетел.
Человек в растерянности. Такого не может быть. Я физически не могу так быстро слетать.
Пока сядешь, встанешь в плот, разгрузишься, загрузишься, вырулишь – все это требует
времени. По всем расчетам я должен быть там, а я уже тут. Нестыковка. Объясняю про зеркало и про приказ. Парень сгибается пополам и начинает хохотать. На этот хохот
обращают внимание уже все присутствующие и начинается всеобщее веселье. Минут через двадцать информация доходит до командира отряда, после чего следует команда
явиться мне в его кабинет. Вхожу, докладываю, такой то прибыл по вашему приказанию.
Почему вернулись? Докладываю – зеркало, выполнил ваше приказание. Он в лице переменился, но сдержался. Приказал ждать в эскадрилье. Сижу, жду. Еще минут через
десять ко мне подходит пилот-инструктор и говорит, что командир отряда приказал ему
выполнить со мной этот рейс. К слову сказать, пилотом-инструктором был мой бывший командир, у которого я в свое время летал вторым пилотом, и который натаскивал меня
полетам на гидро. С ним я впервые увидел, «как выглядит» нервное напряжение.
Представьте, сидит в командирском кресле здоровый мужик ростом за метр восемьдесят
и буквально пальчиками чуть подправляет штурвал. Солнце, болтанка отсутствует полностью. Самолет, кажется, не летит, а скользит. Я сижу расслабленно на правом
кресле и тоже двумя пальчиками придерживаю штурвал /второму пилоту положено на посадке держать штурвал/ и вдруг вижу, как по вискам моего командира побежал пот.
В буквальном смысле этого слова – побежал. Картина довольно странная. Сидит здоровый
мужик, на первый взгляд ничего не делает и истекает потом.
Кстати, существуют только два вида полетов, где во время посадки второй пилот смотрит назад, а не вперед. Это посадка на зеркало. Потому как зачастую посадка происходит так мягко, что не чувствуешь, что самолет уже глиссирует. Можно так
просквозить несколько километров. Поэтому второй пилот смотрит назад и, как только пошли буруны, кричит «посадка» и командир только тогда убирает газ.
А вторая посадка, где второй смотрит назад – это посадка на дрейфующий лед в Северном ледовитом океане. Во время посадки он смотрит на лыжный след и, если он
начинает темнеть, что означает – лед тонкий и выступает вода, то второй дурным голосом
кричит УХОДИМ ! Правда, иногда крикнуть не успевает. Самолет уходит под воду.
И довольно неприятно оказаться безо всего во льдах посреди океана.
Но я отвлекся. Пришли на озера. Опять зеркало. Инструктор меня спрашивает:
умею ли я сажать на зеркало, и кто из нас будет сажать самолет. Я ответил, что, конечно, я.
А какого тогда дурака валяешь. Объясняю, что надоело своим задом прикрывать чужие
задницы и решил хоть раз в жизни выполнить дословно дурной приказ и посмотреть, что из этого получится. Тут уже он от хохота чуть не выпал с кресла.
P.S. А с командиром отряда у меня остались хорошие отношения, и после этого случая
он меня не раз брал в экипаж на охоту, когда летали по липовому заданию, куда
вздумается, в свое удовольствие. Знал, что не проболтаюсь и не настучу. Задание после
полета выбрасывалось.
НЕ САДИТЕСЬ НА ЗЕРКАЛО БЕЗ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ.
У нас в те времена это была просто работа, а вам ЗАЧЕМ?
Подумал и решил дополнить. А то некоторые могут сказать – пишешь нИзя, нИзя,
Ты напиши как можно.
Если отбросить всякую экзотику – типа разбрасывание веников, посадка на кувшинки,
на Бе-12 даже из пушки стреляли по воде, по курсу посадки, то при посадке на зеркало
следует снизиться, пройтись над акваторией и осмотреть ее на предмет выявления
плавающих предметов и определения длины акватории. По цвету воды постараться определить глубину.
Выпускаются закрылки и производится непосредственно сам заход на посадку, с тем
условием, чтобы на минимальной высоте, которую вы можете гарантированно определить,
у самолета была установившаяся посадочная скорость для вашего типа и скорость
снижения по вариометру 0.1-0.2 м/сек. Все! Больше от вас уже ничего не зависит.
Осторожно, буквально пальчиками контролируйте скорость снижения и ждите
приводнения. Если вы просквозили всю акваторию, так и не сев, отдавать штурвал от
себя, чтобы ускорить посадку КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. В лучшем случае очнетесь
в воде. В худшем - вообще не очнетесь. Единственное правильное решение – ВЗЛЕТНЫЙ.
УХОД НА ВТОРОЙ КРУГ!
Прошу всех извинить за длинную писанину, короче потеряется смысл.
МЯГКИХ ПОСАДОК.