Вот совершенно случайно нарыл из истории дельтапланеризма. Перевод машинный, но более-менее...
Otto Lillenthal Hang Gliding Championship
ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ПТИЦЫ: дельтапланы и дельтапланеризм
Автор: Маралис Уиллс, 1981
Prentice-Hall, Inc., Энглвуд-клиффс, Нью-Джерси
ISBN 0-13-551101-1
с. 32-42
"НАЧАЛСЯ ХАОС ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМА"
В 1970 году Джек Лэмби был директором летней сессии школы Коллинз недалеко от Лонг-Бич, Калифорния, а также преподавал естественные науки и ремесла. Всегда помешанный на всем, что связано с полетами, Лэмби ближе к концу занятия вдохновил своих студентов помочь ему построить оригинальный двадцативосьмифутовый биплан. Они это сделали - с помощью клея, скоб, прозрачного пластика и проволочной сетки от местного распространителя газет. Лэмби окрестил их самолет Hang Loose - название, столь же напоминающее о самом Лэмби, как и его биплан. Когда они вывезли свой тренажер на соседний холм, более легкие студенты действительно оторвались от земли вместе с ним!
Там были Ричард Миллер и фотограф Боб Уайтинг. Внезапно Ламби оказался объектом статей в журнале Soaring magazine и Los Angeles Times. Мужчины хотели чертежи для своего Hang Loose, и Джек со своим братом Марком, полушутя, создали несколько. Было написано больше статей, и спрос на чертежи Hang Loose вырос. После статьи в Sport Planes под названием "Самолет за 24,86 доллара, который вы можете построить за две недели" Джек Лэмби вернулся домой после нескольких месяцев отсутствия в городе и обнаружил, что его ждут три сумки с почтой.
Джек сказал: "Многие получили письма на шести-восьми страницах, часто от очень опытных пилотов, рассказывающих о своей любви к полетам и о том, что это, казалось, их давняя мечта. Некоторые из них были явно двенадцатилетними.
Письма и заказы сыпались тысячами."
Среди них было письмо от Ричарда Миллера с предложением провести первое в мире соревнование по дельтапланеризму в день рождения Отто Лилиенталя, 23 мая. Джек подумал, что это хорошая идея, и взялся за ее организацию.
23 мая 1971 года. Возможно, именно в этот день дельтапланеризм официально стал видом спорта.
До соревнований Лилиенталя дельтапланеризмом занимался Билл Беннетт, буксировавший восхищенную толпу. Ричард Миллер и несколько друзей галопом спускаются к пляжу.
Спутниковые флайеры с причудливыми крыльями прыгают с мини-холмов в безумной самозабвенности, а иногда даже летают. Дельтапланеризм был для чудаков, чокнутых, откручивающих гайки, делающих свое дело. Но делать это в одиночку.
Полет на дельтаплане был забавным. Забавно было просто наблюдать за серьезностью на лицах, когда они бежали и сходили на нет.
Фильмы так же хороши, как фильмы о первых днях авиации. Человек, который кубарем скатывается с холма под толстым, громоздким крылом ... и бежит ... и бежит ... и бежит ... и бежит ... а затем внизу, когда его ноги все еще разочарованно касаются земли, совершает один крошечный, полный надежды прыжок - как будто это может наконец-то сработать. И девушка, которая бежит под своим планером с паутинными крыльями, дрыгая ногами, как велосипедистка без велосипеда, отрываясь от земли на небольшое расстояние, только для того, чтобы один конец ее крыла внезапно рухнул вниз, как отвисшее ухо собаки, увлекая за собой ее самолет.
Там были только солисты.
Теперь Джек Лэмби собрал их всех вместе, чтобы встретиться! Он думал, что там может быть шесть летунов.
Позже имена читались как список членов семьи-основателя дельтапланеризма. Ричард Миллер. Джек и Марк Лэмби. Карен Лэмби. Тарас Киченюк. Брюс Кармайкл и сын Дуг. Lloyd Licher. Джо Фауст. Волмер Дженсен и Пол Маккриди наблюдают.
Для Джека найти листовки было легко; найти площадку практически невозможно. Он говорит: "В то время казалось, что нам следует выбрать площадку, которая была бы не слишком опасной и благоприятствовала низкому погружению и плоскому скольжению.
Но большая часть округа Ориндж принадлежала компании Irvine, и привлечь их к сотрудничеству было все равно что пытаться построить дом из зефира. Вы могли все это установить, но он постоянно сворачивался внутрь. Жители Ирвайна были вежливыми, прекрасными слушателями, заинтересованными, но у них было одно маленькое условие: страхование ответственности на миллион долларов, которое, как Ламби узнал от своего агента, обойдется примерно в тысячу двести долларов в день. "Зачем так много?" спросил он. "Это всего лишь маленькие устройства полулегкого веса, которые развивают скорость всего около пятнадцати миль в час".
"Возможно, - сказал агент, - но, не имея опыта, нам просто придется сделать это с той же скоростью, что и в мотогонках".
Интересно, подумал Джек, как шестеро возможных конкурентов собираются заплатить такую сумму?