Джойстик используется как на современных лайнерах, так и на боевых истребителях F-16 и других. На моем Long-EZ и на прочих канардах установлен джойстик. Личные впечатления -
Удобно очень для длительных полетов, где РУС держится кончиками пальцев буквально и рука максимально отдыхает, находясь в устойчивом положении на подлокотнике. Энергичное пилотирование несколько затруднено из-за кистевой нагрузки (мышцы кисти обычно развиты меньше бицепсов ;D), но 10-15 минут можно управлять без сильного перенапряжения. Использование джойстика позволяет пилотировать ЛА более точно т.к. отклонения осуществляются рукой, находящейся на упоре. Можно сравнить с трудностью стрельбы лежа с упора или стоя. Лежа, с максимально устойчивого положения получается намного легче и точнее 😉. Из трех различных вариантов - "рога", "палка", "джойстик" самым неустойчивым при управлении одной рукой получаются "рога", а самым "устойчивым" джойстик.
Насчет сложности переучивания -
если есть опыт пилотирования с "палкой", то и джойстик не вызывает особых затруднений. Тем, кто летает на симуляторах это вообще "родной" девайс 😉.
Есть ещё и дополнительный бонус от джойстика - наличие свободного и более легкого способа посадки/выхода из ЛА. Ничего не мешается между ног ;D.
С точки зрения безопасности на джойстик очень тяжело навалиться по сравнению с "палкой". На Як-52 были случаи, когда тело второго пилота надежно клинило "палку" и вывести из снижения первый пилот уже не мог своими силами. На моем аппарате джойстик второго пилота, в целях безопасности, может быть демонтирована за 30 секунд, снятием одного "барашка".
НО, использование ручки может быть затруднено в некоторых схемах, где для управление рулями производится с большими механическими усилиями. В большой авиации это легко решается гидравликой, у нас этой возможности нет.
Лично я за джойстик, там где это возможно :IMHO
ЗЫ. Насчет ручки "джойстика" между пилотами -
На Velocity именно такая установка. КВС сидит слева и если необходимо для обучения правому ручку подергать, на джойстик одевается кронштейн со второй ручкой. Получаются такие рога на 2 руки. Пользоваться удобно, по крайней мере я на правой седушке летал так один раз, перед тем как пересесть на левую. Устанавливается/снимается очень быстро при необходимости.
Очень важна высота подлокотника, в некоторых ЛА он просто низкий и рука висит, при этом весь цимус пропадает напрочь 😡.