Продолжаю.
Поскольку часом ранее я первый раз в жизни поднял хвост на настоящем аэроплане, ни о каких устойчивых навыках не могло быть и речи. Поставив самолет по оси, я аккуратно двинул РУД, медленно и печально. Муха вяло покатилась, постепенно набирая скорость, и подняла хвост. Но все это уже было, и надо было двигаться дальше. Я снова двинул РУД. Все вокруг замелькало еще быстрее, я взял чуть на себя, и о чудо, пропала дрожь от шасси, и самолет полетел над полосой! От этих новых ощущений я слегка опешил, и когда спустя секунду-две опустил взгляд на УС, то реально обомлел: скорость ушла за 100 км/ч!!! Самолет несся над полосой, полоса, конечно, была длинная, только вот большая ее часть из-за моего вялого разбега уже осталась за спиной, а впереди отчетливо виднелись знаки ее обратного торца, за которыми могло быть хрен знает что, и вряд ли ровное поле. Я не знал, сколько мне нужно расстояния, чтобы убрав сейчас РУД погасить скорость и коснуться, и сколько нужно чтобы потом затормозить, но как-то сама собой мелькнула мысль что этого расстояния у меня уже нет… Выбора не было, я сунул взлетный режим и взял на себя. Самолет пошел вверх, мысли погрузились в туман, а окружающая меня реальность превратилась в один большой X-Plane…
Самолет набирал высоту, а в душе почему-то возникло идиотское чувство радости, что я наконец это сделал, и больше не надо выбирать между да или нет. Однако, эта эйфория очень быстро прошла, уступив место другому чувству «Б..дь, что же я наделал!». Причем, когда подобные восклицания изображают герои дешевых сериалов, театрально обхватив голову руками, это выглядит смешно и иронично. Здесь же я впервые за свои 46 лет ощутил это на самом деле! Так себе ощущение, скажу я вам! Но делать было нечего.
Проанализировав ситуацию и пошевелив ручкой, я понял, что самолет летит устойчиво и стабильно, практически как в симуляторе. Скорость была примерно 120-130 км/ч, и не было никакой тенденции ни к подъему носа, ни к его опусканию. Ветра и болтанки в этот день не было, аэроплан шел ровно в наборе, и сидение в кресле Мухи мало чем отличалось от сидения на стуле перед компьютером. Благодаря давним полетам на Пайпере с Серегой, я отлично знал все ориентиры круга, поэтому долетев до точки первого разворота дал крен, и Муха спокойно пошла вправо. Шарик при этом, чуть качнувшись, остался по центру, что очень отличалось от того, что происходило на Свифте! Да и вообще, Муха явно никак не напоминала Свифт, а скорее напоминала Каба, только была менее инертна.
После второго разворота я набрал 200 метров, и снизил режим. Потом уже мужики, которые с круглыми глазами наблюдали это все с земли, сказали, что до высоты круга я шел на взлетном и только потом прибрал газ. Так и было. В симуляторе двигатель никогда не перегревается, и тут да, грешен, надо было прибрать РУД метрах на пятидесяти. Но фолькс вроде как мне это простил.
Лечу от второго к третьему, в голове легкий туман, но есть ощущение, что все нормально! Подобрал положение капот-горизонт, держу 200 метров. Все как в симе… Сделал третий разворот, потом четвертый, решил попробовать пройти над полосой и начал снижаться. На Свифте, как я уже писал, я ни разу не смог нормально попасть на полосу. Здесь же все получилось как-то само собой. Какие держать обороты на снижении я не знал, поэтому сначала, слишком убрав РУД, провалился под глиссаду, потом добавил режим и полого подошел к торцу полосы аккурат прям почти по оси. Скорость была 140 км/ч, ни о какой посадке ни могло быть и речи, и я просто просвистел над полосой на высоте около метра. Окинув взглядом место тусовки моих коллег, я с удивлением обнаружил, что все четверо спокойно сидят в ряд на пластиковых стульях, сцуко, как в цирке, и смотрят на все это шоу! На самом деле, как я узнал потом, все было совсем не так. Мужики реально стрессанули, они не знали что можно сделать и как мне помочь. В итоге решили, что будет лучше если они просто будут сидеть, изображая каменное спокойствие. "Улыбаемся и машем!" Но на самом деле хорошо, что на пластиковых стульях не было обивки, иначе она была бы вся пожевана не буду говорить какими частями тела…
Просвистев над полосой, я снова дал взлетный и ушел на второй круг, который ничем не отличался от первого, разве что тумана в голове стало меньше, я был более спокоен и не забыл прибрать режим между первым и вторым разворотом. Мне реально нравилось как Муха летит! Оттримированная на 130 -140 км/ч еще Серегой, она летела сама, требуя минимальных воздействий на ручку. Действительно, это был САМО-ЛЕТ!
Надо было пробовать садиться. По науке, да и по практике, было бы хорошо выпустить закрылки. Но, видев как при облете Виталич много раз садился на чистом крыле, я решил сделать так же. У закрылков было три положения, и хрен бы их знал, какое положение мне нужно для посадки. Тем более что я уже немного привык к самолету, а выпусти закрылки, вдруг что-то поменяется, и привыкай опять. К тому же мне не верилось, что я сяду с первого раза, а при уходе на круг закрылки придется убирать, где-то внизу снова придется шарить этот рычаг, в общем ну его нафиг, лучше без закрылков вообще!
По рассказам коллег, скорость Мухи на глиссаде с закрылками должна быть 100 км/ч. Значит, без закрылков буду держать 110, решил я. Не знаю почему, но решил именно так. Так же я решил снова провалиться под глиссаду и снова полого подойти к торцу, чтобы не допустить перелета и постараться по максимуму использовать всю имеющуюся длину полосы.
После четвертого разворота я прибрал режим и задрал нос, погасив скорость до 110 км/ч. Началось снижение. При посадках в симе я тысячу раз отрабатывал принцип «держать скорость - ручкой, высоту - РУДом», и здесь все это работало точно так же! Я понял, что нормально иду со стабильной скоростью, снижение вполне контролируется режимом двигателя, я на оси, положение посадочное, и в таком виде я пересек торец. Не думая о том, что я делаю, рука, на рефлексах, сама убрала РУД, и тут надо было бы попробовать выровнять самолет, но высоту выравнивания я не знал. Вместо этого я стал притираться к полосе, в какой-то момент колеса коснулись планеты и Муха сделала «козла». Что не надо делать при возникновении козла, очень хорошо продемонстрировал КВС Суперджета, который сгорел в Шереметьево. Поэтому в симе я отрабатывал и это тоже. Как только самолет подпрыгнул над полосой, что очень хорошо ощутилось вестибуляркой, руки сами задержали ручку, прошла секунда, может две, самолет начал проседать и ручка была добрана. Появилась дрожь от шасси, я судорожно вцепился ногами в педали, выдерживая направление, чтобы не дай Бог не допустить циркуля. Облажаться в финале пьесы мне уже никак не хотелось. Через некоторое время самолет остановился на полосе…. Я наконец смог выдохнуть спокойно.
Развернувшись, я увидел как мужики послетали со стульев и ломанулись на полосу. Они явно уже списали меня в сумасшедшие психи, и теперь у них была одна задача - не допустить, чтобы я взлетел снова! Подъехал, заглушился, откинул фонарь, и не нашел ничего умнее, чем сказать «По моему с центровкой все нормально!»
Дальше были искренние поздравления и объятия, перемежающиеся с не менее искренними мыслями, что все-таки хорошо бы мне дать кулаком в глаз, или даже больше. Был вкусный праздничный плов, посиделки, разговоры и прочее, ради чего мы все стремимся на аэродром.
Спасибо тебе, Серега, что ты много катал и пытался научить меня на Пайпере! Спасибо другому Сереге, если он это прочитает, за полеты на Свифте! Спасибо Виталичу, что когда-то катал меня на Красном, построил Муху, да и вообще за все! Спасибо Александру, благодаря которому есть наш аэродром! Спасибо всем, кто был рядом! И еще спасибо разработчикам Иксплэйна, но они в США, а с США у нас сейчас как-то не все хорошо. Но все равно спасибо!
🙂
В общем вот такой получился рассказ.
И да, напоследок фотка мухи на фоне «правильного» колдуна, по которому мы определяли ветер в тот славный день 9 Мая!