Крыло из поливной трубы + WV = парасоль или-?

Thread moderators: Vitalich
Продолжаю.

Поскольку часом ранее я первый раз в жизни поднял хвост на настоящем аэроплане, ни о каких устойчивых навыках не могло быть и речи. Поставив самолет по оси, я аккуратно двинул РУД, медленно и печально. Муха вяло покатилась, постепенно набирая скорость, и подняла хвост. Но все это уже было, и надо было двигаться дальше. Я снова двинул РУД. Все вокруг замелькало еще быстрее, я взял чуть на себя, и о чудо, пропала дрожь от шасси, и самолет полетел над полосой! От этих новых ощущений я слегка опешил, и когда спустя секунду-две опустил взгляд на УС, то реально обомлел: скорость ушла за 100 км/ч!!! Самолет несся над полосой, полоса, конечно, была длинная, только вот большая ее часть из-за моего вялого разбега уже осталась за спиной, а впереди отчетливо виднелись знаки ее обратного торца, за которыми могло быть хрен знает что, и вряд ли ровное поле. Я не знал, сколько мне нужно расстояния, чтобы убрав сейчас РУД погасить скорость и коснуться, и сколько нужно чтобы потом затормозить, но как-то сама собой мелькнула мысль что этого расстояния у меня уже нет… Выбора не было, я сунул взлетный режим и взял на себя. Самолет пошел вверх, мысли погрузились в туман, а окружающая меня реальность превратилась в один большой X-Plane…

Самолет набирал высоту, а в душе почему-то возникло идиотское чувство радости, что я наконец это сделал, и больше не надо выбирать между да или нет. Однако, эта эйфория очень быстро прошла, уступив место другому чувству «Б..дь, что же я наделал!». Причем, когда подобные восклицания изображают герои дешевых сериалов, театрально обхватив голову руками, это выглядит смешно и иронично. Здесь же я впервые за свои 46 лет ощутил это на самом деле! Так себе ощущение, скажу я вам! Но делать было нечего.

Проанализировав ситуацию и пошевелив ручкой, я понял, что самолет летит устойчиво и стабильно, практически как в симуляторе. Скорость была примерно 120-130 км/ч, и не было никакой тенденции ни к подъему носа, ни к его опусканию. Ветра и болтанки в этот день не было, аэроплан шел ровно в наборе, и сидение в кресле Мухи мало чем отличалось от сидения на стуле перед компьютером. Благодаря давним полетам на Пайпере с Серегой, я отлично знал все ориентиры круга, поэтому долетев до точки первого разворота дал крен, и Муха спокойно пошла вправо. Шарик при этом, чуть качнувшись, остался по центру, что очень отличалось от того, что происходило на Свифте! Да и вообще, Муха явно никак не напоминала Свифт, а скорее напоминала Каба, только была менее инертна.

После второго разворота я набрал 200 метров, и снизил режим. Потом уже мужики, которые с круглыми глазами наблюдали это все с земли, сказали, что до высоты круга я шел на взлетном и только потом прибрал газ. Так и было. В симуляторе двигатель никогда не перегревается, и тут да, грешен, надо было прибрать РУД метрах на пятидесяти. Но фолькс вроде как мне это простил.

Лечу от второго к третьему, в голове легкий туман, но есть ощущение, что все нормально! Подобрал положение капот-горизонт, держу 200 метров. Все как в симе… Сделал третий разворот, потом четвертый, решил попробовать пройти над полосой и начал снижаться. На Свифте, как я уже писал, я ни разу не смог нормально попасть на полосу. Здесь же все получилось как-то само собой. Какие держать обороты на снижении я не знал, поэтому сначала, слишком убрав РУД, провалился под глиссаду, потом добавил режим и полого подошел к торцу полосы аккурат прям почти по оси. Скорость была 140 км/ч, ни о какой посадке ни могло быть и речи, и я просто просвистел над полосой на высоте около метра. Окинув взглядом место тусовки моих коллег, я с удивлением обнаружил, что все четверо спокойно сидят в ряд на пластиковых стульях, сцуко, как в цирке, и смотрят на все это шоу! На самом деле, как я узнал потом, все было совсем не так. Мужики реально стрессанули, они не знали что можно сделать и как мне помочь. В итоге решили, что будет лучше если они просто будут сидеть, изображая каменное спокойствие. "Улыбаемся и машем!" Но на самом деле хорошо, что на пластиковых стульях не было обивки, иначе она была бы вся пожевана не буду говорить какими частями тела…

Просвистев над полосой, я снова дал взлетный и ушел на второй круг, который ничем не отличался от первого, разве что тумана в голове стало меньше, я был более спокоен и не забыл прибрать режим между первым и вторым разворотом. Мне реально нравилось как Муха летит! Оттримированная на 130 -140 км/ч еще Серегой, она летела сама, требуя минимальных воздействий на ручку. Действительно, это был САМО-ЛЕТ!

Надо было пробовать садиться. По науке, да и по практике, было бы хорошо выпустить закрылки. Но, видев как при облете Виталич много раз садился на чистом крыле, я решил сделать так же. У закрылков было три положения, и хрен бы их знал, какое положение мне нужно для посадки. Тем более что я уже немного привык к самолету, а выпусти закрылки, вдруг что-то поменяется, и привыкай опять. К тому же мне не верилось, что я сяду с первого раза, а при уходе на круг закрылки придется убирать, где-то внизу снова придется шарить этот рычаг, в общем ну его нафиг, лучше без закрылков вообще!

По рассказам коллег, скорость Мухи на глиссаде с закрылками должна быть 100 км/ч. Значит, без закрылков буду держать 110, решил я. Не знаю почему, но решил именно так. Так же я решил снова провалиться под глиссаду и снова полого подойти к торцу, чтобы не допустить перелета и постараться по максимуму использовать всю имеющуюся длину полосы.

После четвертого разворота я прибрал режим и задрал нос, погасив скорость до 110 км/ч. Началось снижение. При посадках в симе я тысячу раз отрабатывал принцип «держать скорость - ручкой, высоту - РУДом», и здесь все это работало точно так же! Я понял, что нормально иду со стабильной скоростью, снижение вполне контролируется режимом двигателя, я на оси, положение посадочное, и в таком виде я пересек торец. Не думая о том, что я делаю, рука, на рефлексах, сама убрала РУД, и тут надо было бы попробовать выровнять самолет, но высоту выравнивания я не знал. Вместо этого я стал притираться к полосе, в какой-то момент колеса коснулись планеты и Муха сделала «козла». Что не надо делать при возникновении козла, очень хорошо продемонстрировал КВС Суперджета, который сгорел в Шереметьево. Поэтому в симе я отрабатывал и это тоже. Как только самолет подпрыгнул над полосой, что очень хорошо ощутилось вестибуляркой, руки сами задержали ручку, прошла секунда, может две, самолет начал проседать и ручка была добрана. Появилась дрожь от шасси, я судорожно вцепился ногами в педали, выдерживая направление, чтобы не дай Бог не допустить циркуля. Облажаться в финале пьесы мне уже никак не хотелось. Через некоторое время самолет остановился на полосе…. Я наконец смог выдохнуть спокойно.

Развернувшись, я увидел как мужики послетали со стульев и ломанулись на полосу. Они явно уже списали меня в сумасшедшие психи, и теперь у них была одна задача - не допустить, чтобы я взлетел снова! Подъехал, заглушился, откинул фонарь, и не нашел ничего умнее, чем сказать «По моему с центровкой все нормально!»

Дальше были искренние поздравления и объятия, перемежающиеся с не менее искренними мыслями, что все-таки хорошо бы мне дать кулаком в глаз, или даже больше. Был вкусный праздничный плов, посиделки, разговоры и прочее, ради чего мы все стремимся на аэродром.

Спасибо тебе, Серега, что ты много катал и пытался научить меня на Пайпере! Спасибо другому Сереге, если он это прочитает, за полеты на Свифте! Спасибо Виталичу, что когда-то катал меня на Красном, построил Муху, да и вообще за все! Спасибо Александру, благодаря которому есть наш аэродром! Спасибо всем, кто был рядом! И еще спасибо разработчикам Иксплэйна, но они в США, а с США у нас сейчас как-то не все хорошо. Но все равно спасибо! 🙂

В общем вот такой получился рассказ.

И да, напоследок фотка мухи на фоне «правильного» колдуна, по которому мы определяли ветер в тот славный день 9 Мая!

20220509_182323-1.jpg
 
ОписАние первого полёта точно как у меня при моём первом взлёте на автожире. Самолёт поднимал без страха, был готов. А на автожире подлетел случайно в конце полосы и осталось дать полный газ.Страх и радость! Радость позже, а вначале мысль, как же её посадить. Поздравляю с оперением! Видео где? Неужто не сняли?
 
Большое спасибо всем за поздравления!

ОписАние первого полёта точно как у меня при моём первом взлёте на автожире. Самолёт поднимал без страха, был готов. А на автожире подлетел случайно в конце полосы и осталось дать полный газ.Страх и радость! Радость позже, а вначале мысль, как же её посадить. Поздравляю с оперением! Видео где? Неужто не сняли?
Видео сняли когда я уже после посадки рулил обратно. Но, выкладывать его не буду, ибо там присутствует ненормативная лексика в щедрых количествах. 🙂
Еще одно доказательство ,что если человек хочет летать он не ищет отговорок.Главное преодолеть себя, почти как поехать на велосипеде впервые в жизни. 👍
Ну да, я старался как мог. Вроде получилось!

Первый этот вылет случился в понедельник, а в пятницу вечером была хорошая погода и Серега настоял чтобы я слетал снова, иначе будет сложнее потом. В итоге один взлет, одна посадка, 20 минут в небе. Есть еще очень много над чем работать, но в целом нормально. Заходил на 100 км/ч с закрылками в первом положении. Оказывается с закрылками реально все намного проще! 🙂

Погоды пока нет, но как будет, будем стараться продолжать.

Тут был интерес к конструкции "Фантика", я поговорил с Анатолием, он сказал что "чукча не писатель, чукча - читатель!". Т.е. писать на форуме это не его. Снял коротенький видос, может кому-нибудь это будет полезно:

Немного о конструкции "Фантика"


🙂
 
Поздравляю с первым самостоятельным!
Очень интересно пишете, Спасибо за увлекательное повествование, не останавливайтесь.
По доброму завидую - Муха классный самоль!
 
Мои поздравления с самостоятельным полётом! А по центровке у Виталича тодолжны же быть расчеты, где нибудь в пухлой тетради. Авиаконструктор должен быть педантичным и, извините за мой французский, скрупулезным. А он создал, насколько мне известно, 4 самолёта. Известны все веса под колесами в горизонтальном и стояночном положении, все расстояния, дальше арифметика, считается ц.т. и по горизонтали и по вертикали. А эксплуатанту напечатать брошюрку со всеми данными и особенностями. Так, думаю, будет правильно.
 
Мои поздравления с самостоятельным полётом! А по центровке у Виталича тодолжны же быть расчеты, где нибудь в пухлой тетради. Авиаконструктор должен быть педантичным и, извините за мой французский, скрупулезным. А он создал, насколько мне известно, 4 самолёта. Известны все веса под колесами в горизонтальном и стояночном положении, все расстояния, дальше арифметика, считается ц.т. и по горизонтали и по вертикали. А эксплуатанту напечатать брошюрку со всеми данными и особенностями. Так, думаю, будет правильно.

Спасибо за поздравления!

Виталичу спасибо уже на том, что он сделал Муху, и не думаю что он что-то кому-то должен! В принципе все понятно и без брошюрок, не так уж там много особенностей, а стрелковое вооружение отсутствует. 🙂 По ц.т. вопрос почти закрыт, разве что еще надо будет попробовать полетать с минимумом топлива, причем к минимуму буду двигаться постепенно, оценивая поведение самолета. На моей тушке есть лишний жир, хоть в одежде и не скажешь из-за роста, по нему ведется работа, так что в будущем вес должен снизиться, что пойдет только на пользу.

Пока надо просто нормально научиться летать, Тридцать минут самостоятельного налета с двумя посадками, согласитесь, как бы немножко маловато. Но, как говорит Серега "не бойся идти медленно, бойся стоять на месте!".
 
В прошедшую субботу снова были полеты. Осваиваю аппарат. Сделал штук восемь взлетов-посадок. Под конец уже начал наглеть, и один раз так задрал на выравнивании самолет, что коснулся полосы хвостовым колесом и только потом основными. В идеале надо научиться сажать на три точки, это то, к чему надо стремиться. А так, больше особо и писать то нечего. Матчасть работает без нареканий, происходит постепенное ее освоение. В процессе снял коротенький видос для своих знакомых, далеких от авиации (всем говорю, что у меня появился новый велик! 🙂 ) : Виды из кабины "Мухи"
 
Забавно, однако! Пока не летал сам, полеты казались чем-то из ряда вон, и о них всегда хотелось рассказать. Причем и здесь, и друзьям и вообще. Когда стал летать, постепенно полеты стали хоть и приятной, но вполне обыденной вещью, и вроде как и рассказывать стало не о чем.
Муха летает со мной и Сергеем. Стараемся четко раз в неделю, но погода и обстоятельства вносят свои коррективы. Взлеты - посадки в целом освоил, хотя до совершенства еще далеко. Да и вряд-ли удастся его хоть как-то достичь, для этого нужно много летать, что в принципе недостижимо для пилота выходного дня.
Постепенно осваиваю более крутые развороты, с креном 30 градусов и более. Виталич сказал, что делал и 45, но я так пока не умею. А уметь надо, если вдруг придется идти на вынужденную.
Попробовали полное дросселирование двигателя, оказалось что на скорости хоть 120, хоть 110 вариометр показывает -4 м/с, что по расчетам дает аэродинамическое качество 7,6...8,3. Точность измерений, конечно, оставляет желать, но оценочное значение получилось такое.
Если специально не заниматься съемкой, все фото и видео получаются похожими друг на друга. А специально мы и не занимаемся, поскольку стараемся получать удовольствие от полетов, а не бегать по аэродрому с камерой. 🙂
Видео получаются примерно такие: "Муха" в небе
Ну, и фото:

20220710_215612 (2).jpg


20220710_220725 (2).jpg


20220703_214454 (2).jpg
 
Любая попытка сделать "Муху" лучше приводит к тому, что она становится хуже! 🙂 В смысле тяжелее.
Виталич много где использовал решения, которые обеспечивают нужную весовую культуру, но выглядят, особенно с точки зрения обычного человека, скажем, необычно. Ну вот взять термометр, показывающий температуру цилиндров. Вернее температуру правой головки. Нормальный такой термометр с Алиэкспресса на двух батарейках, легонький, стоит рублей 500, вполне справляющийся со своей задачей. В общем авиационная вещь! 🙂 Показания выводятся на жк дисплей, поэтому для нормальной видимости он должен быть развернут экраном к пилоту. На фото он крайний справа:
2022-08-25_10-26-59.jpg

Для правильного позиционирования он был приклеен к приборке на двусторонний скотч через кусочки пеноплекса. Скотч честно держал года четыре, но потом, вот незадача, стал отваливаться. Было весело, летишь себе, а термометр хлоп и падает тебе на колено. Ты его обратно. А он через некоторое время снова падает. Естественно, все это хозяйство захотелось переделать, и конечно же по правильному! В солиде было отрисовано новое крепление, причем максимально "дырявое" в целях облегчения, которое было благополучно напечатано на 3Д принтере:

20220816_104333 (2).jpg

И что же? Последующие взвешивания показали, что кусочки пеноплекса весят 7 грамм, а мое творение 41 гр, не считая винтов для его крепления. 🙂

20220816_204301 (2).jpg

Модное крепление было приклеено на дихлорэтан, в итоге термометр был красиво и надежно установлен на приборной панели:

20220824_173009 (2).jpg

И теперь как бы все стало правильно, надежно, но увеличившийся вес, пусть и ненамного, оставляет осадочек в душе и наводит на размышления! 🙂

В общем, вторая переделка, выполненная мной, снова увеличила вес матчасти. А что будет если захочется переделать что-нибудь еще?
 
И еще, общий налет аэроплана на вечер 24 августа 2022 года составил 139 часов. Пишу сюда на всякий случай, чтобы не забыть. 🙂
 
OmProfy
Ещё наверно было бы проще поставить обычный светодиод дающий отсечку при превышении заданной температуры, таких схем полно. Ну или просто все вынуть из корпуса и врезать в приборку.Отличная видать вышла леталка эта Муха , рад за Вас всех.👍
 
OmProfy
Ещё наверно было бы проще поставить обычный светодиод дающий отсечку при превышении заданной температуры, таких схем полно. Ну или просто все вынуть из корпуса и врезать в приборку.Отличная видать вышла леталка эта Муха , рад за Вас всех.👍
Леталка получилась действительно классная! Виталич вложил в ее проектирование весь свой опыт, и, на мой взгляд даже опроверг слова Туполева про то, что только красивый самолет способен хорошо летать. Муха не настолько красива, насколько хорошо летает!
А что касаемо дальнейших доработок, то я намерен относиться к этому крайне осторожно. Не будем мешать технике работать! 🙂
 
Леталка получилась действительно классная!
Самолет классный. Молодец Виталич. "Кабинет" только кажется маловатым, как с посадкой в кабину и обратно ,да и соб-но в самой кабине, не тесно?
 
Самолет классный. Молодец Виталич. "Кабинет" только кажется маловатым, как с посадкой в кабину и обратно ,да и соб-но в самой кабине, не тесно?
Мой рост 189, вес 87 кг (не бодибилдер 🙂 ), в летней одежде абсолютно не тесно. В зимней не знаю, не скажу. Но, зимой и не летаем. Осенью посмотрю как будет. Были моменты с упиранием коленей в приборку на рулении, но привычка правильно ставить ноги на коромысло педалей решила и эту проблему.
 
Назад
Вверх