Летные испытания. Системы бортовых измерений.

Кто интересуется внедрением систем бортовых измерений при проведении испытаний своих СЛА (или других "ЛА")? Актуально ли это для Вас? Предлагаю сотрудничать в адаптации серийно выпускаемой испытательной аппаратуры к борту "самоделки".  Регистрация параметров ЛТХ, прочности-вибраций, параметров систем СУ и других (в т.ч. и на несущих винтах вертолетов). Коллектив действующих, аттестованных (имеющих свидетельства) ведущих инженеров по летным испытаниям ВС и их характеристик и систем предлагает сотрудничать. В т.ч. и в области обеспечения методиками испытаний и обработки результатов испытаний, выпуске отчета. Уже сейчас возможно проведение балансировки несущих винтов вертолетов, участие в проведении контрольных облетов с измерением вибраций и выдачей рекомендаций по динамической регулировке несущей системы. Есть предложение по балансировке пропеллеров.
 
Вы что, уже "Гамму" перелицевать умудрились под размеры СЛА?
[smiley=2vrolijk_08.gif] [smiley=2vrolijk_08.gif] [smiley=2vrolijk_08.gif]

Нет, не "Гамму". С т.з. размещения на СЛА и послеполетной обработки есть гораздо более совершенная система.  🙂
 
Я такую знаю, мы сами в Нижнем её делали ещё 10 лет назад. Но АРМАК категорически не желал её "признавать", а настаивал на "ГАММЕ", которая по массе на два порядка больше.
:STUPID
 
Уважаемый     kir_8anch

Какой "статус" Заключения у Вашего отчета?
Какую организацию Вы представляете?
Есть ли аккредитация в МАК или в Росавиации?

Если интересно, то можно "откатать и пригладить" любое железо на базе Як-18Т и Сигма-4 с участием профессиональных летчиков-испытателей, обладателей сертификата "эксперт-аудитор АР МАК".
 
Я такую знаю, мы сами в Нижнем её делали ещё 10 лет назад. Но АРМАК категорически не желал её "признавать", а настаивал на "ГАММЕ", которая по массе на два порядка больше.
:STUPID
Нет! Эту Вы не знаете! Она прошла гос. испытания. Результаты испытаний принимаются (как раньше говорили: Заказчиками №1 и №2). Правда, если объект испытаний - это уже действительно "сверхлегкий" ЛА, то регистратором будет уже РС типа "лаптоп", а не штатный. Да плюс проблема +27В на борту. (Но это, думаю, решаемо... На такой случай есть совсем мини-регистратор (2 вибро- или 1 тензоканал) с аккумуляторным питанием часа на 3 работы летом.) Ну, а например, на Яке-18Т этой системе в "штатной" конфигурации будет даже весьма просторно. Не надо  :STUPID, а лучше :-?
 
Уважаемый     kir_8anch

Какой "статус" Заключения у Вашего отчета?
Какую организацию Вы представляете?
Есть ли аккредитация в МАК или в Росавиации?

Если интересно, то можно "откатать и пригладить" любое железо на базе Як-18Т и Сигма-4 с участием профессиональных летчиков-испытателей, обладателей сертификата "эксперт-аудитор АР МАК".

На первые 3 вопроса есть устраивающие Вас ответы. Извините, что так... Я не рискую пока говорить на весь интернет о деталях, за которыми могут быть вопросы коммерческих, режимных и прочих дел. Будет работа - будет оффициальный и легальный путь ее проведения. Ваше предложение (откатать и пригладить) - то, что надо. Я сам - ведущий инженер с правом участия в полетах и некоторым опытом этого участия. Готов обсуждать.
 
Это где такие самодельщики окопались,чтоб воспринять такие услуги...

Ну эта задачка сама по себе интересна. Важна только цена устройства и его возможности. Фото девайса хоть есть?

ЗЫ. Балансировку винтов, как самолетов, так и вертолетов может делать обычный техник. Инженеров там особо не нужно 😉. Оборудование серийно производится и несколько комплектов эксплуатируется. Один из комплектов ACES есть в том числе у меня. Пользоваться не сложнее чем штангелем.

Есть ли аккредитация в МАК или в Росавиации?

http://top.rbc.ru/politics/24/01/2011/532743.shtml

Скоро аккредитацию будет давать совсем другая организация 😉
 
Наша "самопальная" система регистрации полётных параметров была допущена к проведению сертификационных лётных испытаний самолёта "АККОРД-201" ещё восемь лет назад. А результаты её работы были реально доказаны сертификатом типа ВС СМ-265 от февраля 2008 года.

Система эта была темой дипломной работы нынешнего ИО начальника лётного комплекса фирмы. Состоит из серьёзного самодельного ноутбука (на одном серьёзном процессоре) и кучи датчиков. Масса в полном комплекте - порядка 12 кг (включая массу ВСЕХ датчиков).

Так что вы тут нового слова вроде бы и не сказали...
 
Наша "самопальная" система регистрации полётных параметров была допущена к проведению сертификационных лётных испытаний самолёта "АККОРД-201" ещё восемь лет назад. А результаты её работы были реально доказаны сертификатом типа ВС СМ-265 от февраля 2008 года.

Система эта была темой дипломной работы нынешнего ИО начальника лётного комплекса фирмы. Состоит из серьёзного самодельного ноутбука (на одном серьёзном процессоре) и кучи датчиков. Масса в полном комплекте - порядка 12 кг (включая массу ВСЕХ датчиков).

Так что вы тут нового слова вроде бы и не сказали... 

А есть что-то по подробнее о системе? Список параметров, которые снимали, как выглядел отчет и т.д..

Масса что-то очень большая ИМХО. На советских микросхемах?

@ su27 Вам для сертификации ВС?
 
@su27 Вам для сертификации ВС?

Совершенно в дырочку.
Немного этим вопросом занимался, пока нашел вот это
http://www.eagletreesystems.com
Хоть для авиамоделей, но в целом почему нет.

Среди отечественных продуктов все дорого, долго, громоздко, иногда требует бортового питания.
 
А есть что-то по подробнее о системе? Список параметров, которые снимали, как выглядел отчет и т.д..

Масса что-то очень большая ИМХО. На советских микросхемах?

Дмитрий!

Если очень интересно - могу в личке "отправить" прямо к разработчику, он сейчас работой не шибко загружен.

Вот он сам (на фото выше).

Масса там была ВКЛЮЧАЯ массу ВСЕХ датчиков!
А наши датчики самые тяжёлые в мире - по массе (зато СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ).

Сам ноутбук не тяжелее 1,5 кг. Собран на основе комплектующих АМЕРИКАНСКОГО производителя, причём не на Тайване, а в самих США. Эти же комплектующие американцы в своих промышленных изделиях используют. 

Вот так всё это выглядело в салоне "аккордеона" вр впемя испытаний

Масса "этажерки", сделанной для размещения этой КЗА (контрольно-записывающей аппаратуры) в салоне самолёта  была примерно вдвое больше
[smiley=2vrolijk_08.gif]
 
Масса там была ВКЛЮЧАЯ массу ВСЕХ датчиков!
А наши датчики самые тяжёлые в мире - по массе (зато СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ).

Сам ноутбук не тяжелее 1,5 кг. Собран на основе комплектующих АМЕРИКАНСКОГО производителя, причём не на Тайване, а в самих США. Эти же комплектующие американцы в своих промышленных изделиях используют.
...
Вот так всё это выглядело в салоне "аккордеона" вр впемя испытаний

Масса "этажерки", сделанной для размещения этой КЗА (контрольно-записывающей аппаратуры) в салоне самолётабыла примерно вдвое больше

Ужас!!!!  :IMHO
Применение архитектуры ПК в подобных системах идет от нежелания что-то делать руками. В результате получается система с низкой надежностью и довольно громоздкая.

Сейчас практически закончил проект системы управления технологическим оборудованием, установленным у меня на производстве. Система построена на микроконтроллере dsPIC30. По ходу дела за месяц написал кучу драйверов под периферию, освоил сам кристалл и его ассемблер. Очень приятная вещь по ощущениям. Я технологически практически готов к изготовлению универсального сборщика параметров на основе этой технологии. С будущей недели начинаю проектирование плат сбора данных и плат управления (это для БПЛА). Разработка каждой универсальной платы займет не больше 2-х недель. Потом небольшое время (1-2 недели максимум) на написание программы. Система будет представлять из себя отдельные монолитные плитки с разъемами для портов сбора данных или управления, разъемом питания и разъемом шины данных, по которой они будут общаться между собой. Такая модульная конструкция позволяет отказаться от протаскивания большого количества проводов до плат и размещать их в непосредственной близости к источникам/приемникам сигналов.

На фото то, что сделали в срок с 11 января до сегодня. Полная разработка системы от проекта до реализации в металле за 3 недели  😎
- 16 портов ввода
- 16 портов вывода
- 4 датчика температуры
- клавиатура на 32 кнопки
- дисплей 2Х20 символов
- часы реального времени
ну и 20 килобайт отлаженного ассемблерного кода  😎
Завтра второй финальный день монтажа на оборудовании и запуск производственного цикла.

@ su27 от авиамодели не подойдет т.к. нет сбора данных по двигателю 2-8 температур головок цилиндров, температуры выхлопов, температура и давление масла, температура охлаждающей жидкости, обороты, разряжение и т.д. и т.п.

Напиши что вообще хочется/нужно измерять и сохранять по максимуму. Я всё равно буду решать эту задачку в ближайшее время.

ЗЫ. Насчет сертифицированных датчиков это сильно. Сертифицированная термопара это наверное здорово, но по сути сваренный биметалл. Мы такие термопары на производстве сотнями делали т.к. замучились покупать у немцев. По качеству наши были на много лучше немецких.
Сертифицировать их особо не зачем, только поверка нужна.
 

Вложения

  • sv004.jpg
    sv004.jpg
    64,7 КБ · Просмотры: 299
«Среди отечественных продуктов все дорого, долго, громоздко, иногда требует бортового питания»
«Дорого, и громоздко», зато метрологически и методически грамотно. И, кстати, сейчас совсем не «громоздко».
Регистраторы высокой производительности - по числу и типу датчиков (параметров) и частоте их регистрации, действительно не могут обойтись без бортового питания. Стабильность напряжения питания датчиков – одна из основ обеспечения высоких метрологических характеристик. На аккумуляторах тут долго не проработаешь в полете.Кроме того, важна стабильность «нулей» и калибровочных диапазонов, отсутствие помех, в т.ч. и ЭМС с бортовыми системами.
А вот 12 кг для малопроизводительной системы (если речь о ноутбуке) – это сейчас запредельно! Так что и с точки зрения веса представляемая мной СБИ, в сочетании с возможностями, в т.ч. и наземной обработки – в некотором смысле – «новое слово». О чем идет речь – поясню ниже.
Высокая производительность избавляет от очередей опроса параметров, т.е. выполнения одних и тех же режимов в нескольких полетах с целью регистрации всех параметров. Организация на борту «кроссировочных полей» по группам очередности зачастую (и почти всегда) невозможна по метрологическим требованиям. Так что сроки выполнения программы уже зависят, при прочих равных, только от правильной комплексации полетов. Правда - не только …
Система бортовых измерений, о которой идет речь, разработана, грубо говоря, в ЛИИ и производится научно-производственным предприятием в г. Жуковский. Прошла межведомственные испытания, принята военными. Утверждено ТУ в соответствии с которым она и выпускается в настоящее время. Используется ЛИК’ами двух больших КБ и ЛИС’ами на их серийных заводах. Цена базовая в т. с. «отраслевой» комплектации – ОЧЕНЬ высокая. Но, слушай (читай) дальше …
Теперь о возможностях.
16 каналов АЦП позволяет иметь теоретически до 16-ти мультиплексоров, а практически 7-11 ТМХ (определяется перечнем параметров и требуемой частотой опроса). Их основные типы:
1) 32-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв пoтeнциoмeтpичecкиx дaтчикoв, т.е. дaтчикoв аналоговых параметров, с выходом 0-5 вольт (ну там - всех ЛТХ-ных, штатных ПВД, перемещений проводки управления, давлений, перегрузок, напряжений, сигналов со штатных  аналоговых датчиков т. д. и т. п.);
2) 16-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв тepмopeзиcтopoв;
3) 16-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв термопар;
4) 32-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв тeнзo- и вибpoдaтчикoв;
5) 32-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв CKT, ПЧИ и PK (расходомеры, крен, тангаж, курс, и т. п. в т. ч. со штатных систем, «разовые команды и проч.)
Ну и датчики тока использовать позволяет тоже.
Имеет синхронизацию по времени со всякими там внешнетраекторными системама, накопителями кодовых потоков и т.п.
Т. е. можно регистрировать 300…500 параметров с суммарной частотой 100000 Гц. Ну, например: 96 параметров (тензо- и вибро-) с частотой 256…512 Гц, 150…200 параметров (ЛТХ и системы) с частотой от 2 до 64 Гц и 2…16 параметра (вибро-ВЧ) с частотой 8192…4096 Гц.
При всем при этом вес меньше 10 кг, с пультом питания, правда без датчиков.
«А наши датчики самые тяжёлые в мире - по массе (зато СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ).»!!!
И это правильно!!! Правда сейчас вес вибpoдaтчика ~ 20 г. Ну, а тензодaтчика – сами знаете …
Когда нас престали устраивать возможности щеточного токосъемника, был разработан вариант для регистрации параметров с винта вертолета, где мyльтиплeкcopы типов (1) – (4) разместились (правда в сумме на всего на 96 параметров, опросность - см) в корпусе диаметром 100 мм и высотой 150 мм, весом 0,5 кг, т. е. для размещения на втулке винта.
В невращающемся виде – это, например, и есть вариант для СЛА!!! А во вращающемся – на легкий вертолет (практически СЛА, зависит от втулки  и вала НВ).
Тут уже можно рассчитывать на совсем, думаю, приемлемую стоимость. Производитель готов все это обсудить. Предприятие малое, структура гибкая, и по срокам тоже (это насчет «долго» и «дорого»).
Штатный центральный блок пока 300х250х150 мм, т.к. имеет экран, мини-клавиатуру и в него ставиться «винт» для списывания полета на землю, 2 кг. Ну еще пульт питания. Да, на этажерке все это. Этажерка из дюраля – ну, 1 кг – удавиться можно. И конечно проводка к датчикам, как без нее. Масса согласующих устройств еще конечно, она зависит от перечня параметров, это еще несколько кг, ну и на этажерку влияет. Конечно, еще иногда, и даже очень часто, требуется установка выносной штанги ДУАС и ПВД.
Можно на земле подключить полноразмерный экран и клавиатуру. Выносной пульт для работы в полете – у ведущего инженера или и у летчика, если уж «совсем одноместный» аппарат.
Рабочее место для формирования полетного задания и наземной обработки – на базе ПК или ноутбука.
О наземной обработке. Графическая визуализация записей само собой. Разбивка записей на участки. Вычисляемые параметры. Расчет полуразмахов (максимальных, средних или эквивалентных по повреждаемости). Расчет максимальных, минимальных и квазистатических значений и соответствующих им полуразмахов. Расчет и анализ амплитудных спектров. Частотная фильтрация. Амплитуды гармонических составляющих. И т. д. и т. п. Можно создавать задания на обработку параметров в соответствии с нужным ГОСТ или иными нормами (по вибрациям, например, или для анализа усталостной повреждаемости, повторной статики и т. п.)
Пишу все это, поскольку работаю с ней (с СБИ этой) лет 10 уже, еще с первых вариантов, в т. ч. в полетах. Недостатки есть конечно, но куда без них.
Извините, фото нет.
Изготовитель готов провести встречу-семинар с представлением «железа» и возможностей. Предлагаю организоваться. А то на электронной бумаге все уж очень хорошо. Но в целом – правда, изделие заслуживает внимания.
Вопросы цены, продажи или аренды-лизинга обсуждаемые, наверное.
Извините, что м. б. сумбурно. Пишите ???, если что неясно, или где не прав.
 
и в него ставиться «винт» для списывания полета на землю

Давно есть флеш память. Это во первых не сильно дорого, во вторых компактно и в третьих не боится перегрузок.

При всем при этом вес меньше 10 кг, с пультом питания, правда без датчиков. 

Он что, на спецфактор расчитан?

Есть смутные подозрения что это не совсем современное изделие. На чем строили? Какая элементная база решалки? Сколько MIPS тянет? Какое потребление тока?

Вопросы цены, продажи или аренды-лизинга обсуждаемые, наверное.

Так стоимость огласите наконец. Может счастье давно наступило, а мужики-то не знают. Слово аренда-лизинг очень сильно напрягает. Владелец самолета/вертолета себе такого позволить не сможет?
 
Пр
Давно есть флеш память. Это во первых не сильно дорого, во вторых компактно и в третьих не боится перегрузок. 
Правильно! На флеш пишется в полете. Чтобы загрузить задание или переписать полет на наземную ПК - надо съемный диск. А в его салазки ставьте хоть флеш, хоть винчестер.
При всем при этом вес меньше 10 кг, с пультом питания, правда без датчиков.

Он что, на спецфактор расчитан?

Есть смутные подозрения что это не совсем современное изделие. На чем строили? Какая элементная база решалки? Сколько MIPS тянет? Какое потребление тока?
Исполнение промышленное. Вес 10 кг - это если проводить испытания чего-нибудь типа Ми-34 или Ту-134, с теми самыми сертифицированными "еще советскими" датчиками типа МП-95 (перегрузки) да к тому-же со своей автономной гировертикалью в составе СБИ на этажерке, и соответственно с блоком питания ее переменным током. Для "малой авиации" я указал вес в несколько кг. Я компьютерщик небольшой, скажу только что АЦП - AD3300, или DM6420, или DM6230, или аналоги, смотря, что надо в смысле опросности и др. Сколько "тянет" чего? Но и в этом смысле и по схемотехнике и программажу изделие - современное вполне. Приходите в гости и сами убедитесь. Потребление тока уточню на работе поблочно, т.к. зависит от кол-ва и типа параметров и, следовательно, согласующих устройств. Стоимость определиться конфигурацией, посмотрите, чем отличается базовая комплектация от той , что я определил как "для СЛА". Не могу говорить за производителя, это меня и самого интересует. Насчет "лизинга" - не напрягайтесь, наверно выразился коряво. Может позволить думаю! Но ведь она нужна ему только на период испытаний, и может быть предоставлена для этого вместе с помощью по проведению испытаний и обработке. Может и наступило... Давайте обсуждать... Представьте перечень параметров... Надо вместе поработать с заказчиком над комплектацией и перечнем (соответственно вес-объем-цена).
 
Флаг вам в руки!

Когда получите на эту СБИ все разрешения и допуски от АР МАКа - черкните нам тут, не забудьте.

Порадуемся за прогресс вместе!
 
@su27 от авиамодели не подойдет т.к. нет сбора данных по двигателю 2-8 температур головок цилиндров, температуры выхлопов

Температуры там есть. Но они мне как и давление и пр. не нужны.

Напиши что вообще хочется/нужно измерять и сохранять по максимуму
В первом приближении.

Интересуют следующие параметры:
воздушная скорость
вертикальная скорость
время полета
дата и время суток
курс
крен
тангаж
перегрузка
скольжение
угловая скорость
GPS координаты
.....

Само собой ПО, которе в наглядном виде сможет распечатать инфу, профиль полета итд.

Что-то вроде таких вот вещей
http://www.kronshtadt.ru/ru/products/av ... php?ID=367
http://teknol.ru/products/aviation/companav2/

одна из основ обеспечения высоких метрологических характеристик. На аккумуляторах тут долго не проработаешь в полете.Кроме того, важна стабильность «нулей» и калибровочных диапазонов, отсутствие помех, в т.ч. и ЭМС с бортовыми системами.
А мне большая точность и не нужна.
Длительность непрерывной работы 1-2 часа.
Ну испытания на ЭМС уж никак не буду проводить.

Но вообще интересно и вашу систему глянуть.
 
Назад
Вверх