«Среди отечественных продуктов все дорого, долго, громоздко, иногда требует бортового питания»
«Дорого, и громоздко», зато метрологически и методически грамотно. И, кстати, сейчас совсем не «громоздко».
Регистраторы высокой производительности - по числу и типу датчиков (параметров) и частоте их регистрации, действительно не могут обойтись без бортового питания. Стабильность напряжения питания датчиков – одна из основ обеспечения высоких метрологических характеристик. На аккумуляторах тут долго не проработаешь в полете.Кроме того, важна стабильность «нулей» и калибровочных диапазонов, отсутствие помех, в т.ч. и ЭМС с бортовыми системами.
А вот 12 кг для малопроизводительной системы (если речь о ноутбуке) – это сейчас запредельно! Так что и с точки зрения веса представляемая мной СБИ, в сочетании с возможностями, в т.ч. и наземной обработки – в некотором смысле – «новое слово». О чем идет речь – поясню ниже.
Высокая производительность избавляет от очередей опроса параметров, т.е. выполнения одних и тех же режимов в нескольких полетах с целью регистрации всех параметров. Организация на борту «кроссировочных полей» по группам очередности зачастую (и почти всегда) невозможна по метрологическим требованиям. Так что сроки выполнения программы уже зависят, при прочих равных, только от правильной комплексации полетов. Правда - не только …
Система бортовых измерений, о которой идет речь, разработана, грубо говоря, в ЛИИ и производится научно-производственным предприятием в г. Жуковский. Прошла межведомственные испытания, принята военными. Утверждено ТУ в соответствии с которым она и выпускается в настоящее время. Используется ЛИК’ами двух больших КБ и ЛИС’ами на их серийных заводах. Цена базовая в т. с. «отраслевой» комплектации – ОЧЕНЬ высокая. Но, слушай (читай) дальше …
Теперь о возможностях.
16 каналов АЦП позволяет иметь теоретически до 16-ти мультиплексоров, а практически 7-11 ТМХ (определяется перечнем параметров и требуемой частотой опроса). Их основные типы:
1) 32-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв пoтeнциoмeтpичecкиx дaтчикoв, т.е. дaтчикoв аналоговых параметров, с выходом 0-5 вольт (ну там - всех ЛТХ-ных, штатных ПВД, перемещений проводки управления, давлений, перегрузок, напряжений, сигналов со штатных аналоговых датчиков т. д. и т. п.);
2) 16-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв тepмopeзиcтopoв;
3) 16-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв термопар;
4) 32-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв тeнзo- и вибpoдaтчикoв;
5) 32-кaнaльный мyльтиплeкcop cигнaлoв CKT, ПЧИ и PK (расходомеры, крен, тангаж, курс, и т. п. в т. ч. со штатных систем, «разовые команды и проч.)
Ну и датчики тока использовать позволяет тоже.
Имеет синхронизацию по времени со всякими там внешнетраекторными системама, накопителями кодовых потоков и т.п.
Т. е. можно регистрировать 300…500 параметров с суммарной частотой 100000 Гц. Ну, например: 96 параметров (тензо- и вибро-) с частотой 256…512 Гц, 150…200 параметров (ЛТХ и системы) с частотой от 2 до 64 Гц и 2…16 параметра (вибро-ВЧ) с частотой 8192…4096 Гц.
При всем при этом вес меньше 10 кг, с пультом питания, правда без датчиков.
«А наши датчики самые тяжёлые в мире - по массе (зато СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ).»!!!
И это правильно!!! Правда сейчас вес вибpoдaтчика ~ 20 г. Ну, а тензодaтчика – сами знаете …
Когда нас престали устраивать возможности щеточного токосъемника, был разработан вариант для регистрации параметров с винта вертолета, где мyльтиплeкcopы типов (1) – (4) разместились (правда в сумме на всего на 96 параметров, опросность - см) в корпусе диаметром 100 мм и высотой 150 мм, весом 0,5 кг, т. е. для размещения на втулке винта.
В невращающемся виде – это, например, и есть вариант для СЛА!!! А во вращающемся – на легкий вертолет (практически СЛА, зависит от втулки и вала НВ).
Тут уже можно рассчитывать на совсем, думаю, приемлемую стоимость. Производитель готов все это обсудить. Предприятие малое, структура гибкая, и по срокам тоже (это насчет «долго» и «дорого»).
Штатный центральный блок пока 300х250х150 мм, т.к. имеет экран, мини-клавиатуру и в него ставиться «винт» для списывания полета на землю, 2 кг. Ну еще пульт питания. Да, на этажерке все это. Этажерка из дюраля – ну, 1 кг – удавиться можно. И конечно проводка к датчикам, как без нее. Масса согласующих устройств еще конечно, она зависит от перечня параметров, это еще несколько кг, ну и на этажерку влияет. Конечно, еще иногда, и даже очень часто, требуется установка выносной штанги ДУАС и ПВД.
Можно на земле подключить полноразмерный экран и клавиатуру. Выносной пульт для работы в полете – у ведущего инженера или и у летчика, если уж «совсем одноместный» аппарат.
Рабочее место для формирования полетного задания и наземной обработки – на базе ПК или ноутбука.
О наземной обработке. Графическая визуализация записей само собой. Разбивка записей на участки. Вычисляемые параметры. Расчет полуразмахов (максимальных, средних или эквивалентных по повреждаемости). Расчет максимальных, минимальных и квазистатических значений и соответствующих им полуразмахов. Расчет и анализ амплитудных спектров. Частотная фильтрация. Амплитуды гармонических составляющих. И т. д. и т. п. Можно создавать задания на обработку параметров в соответствии с нужным ГОСТ или иными нормами (по вибрациям, например, или для анализа усталостной повреждаемости, повторной статики и т. п.)
Пишу все это, поскольку работаю с ней (с СБИ этой) лет 10 уже, еще с первых вариантов, в т. ч. в полетах. Недостатки есть конечно, но куда без них.
Извините, фото нет.
Изготовитель готов провести встречу-семинар с представлением «железа» и возможностей. Предлагаю организоваться. А то на электронной бумаге все уж очень хорошо. Но в целом – правда, изделие заслуживает внимания.
Вопросы цены, продажи или аренды-лизинга обсуждаемые, наверное.
Извините, что м. б. сумбурно. Пишите ???, если что неясно, или где не прав.