2.9. Работы, проведённые комиссией.
2.9.1. Проведено организационное заседание комиссии, на котором объявлен приказ о назначении комиссии по расследованию, заслушаны должностные лица, осуществлявшие первоначальные действия, распределены обязанности между членами комиссии. В ходе расследования проведены два рабочих заседания. Протоколы заседаний прилагаются.
2.9.2. Изучены объяснительные записки КВС и диспетчера ВМДП «Пятигорск», судовая, полётная документация, личные документы (свидетельства) КВС и специалистов по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники. Объяснительные записки прилагаются.
2.9.3. У начальника АМСГ взяты информация о прогнозе погоды по 10-11 зонам Ставропольского МДП и справка о фактическом состоянии погоды в районе аэродрома Минеральные Воды на 22.04.2010 года.
2.9.4. У старшего диспетчера ВМДП Пятигорск взяты выписки из телефонного разговора между диспетчером ВМДП и КВС и из радиообмена Диспетчер – КВС.
2.9.5. Выполнен анализ имеющихся материалов, составлен отчёт о проведённом расследовании, подготовлены материалы расследования для отправления на утверждение у Руководителя Южного МТУ ВТ ФАВТ.
АНАЛИЗ
22 апреля 2010 года, в соответствии с утверждённым в ЗЦ планом, (утверждённый план полётов на посадочной площадке Бештау и в 10,11 зонах МДП Ставрополь прилагается) командиры воздушных судов R-44 «Робинсон» RA-01441 и RA-04286 Болдырев А.Г. и Давыдов А.В должны были выполнить тренировочные полёты в районе посадочной площадки Бештау и по маршруту: п.п. Бештау – с. Кичмалка – с. Былым – с. Верхний Чегем – с. Безенги – альплагерь Безенги (посадка, стоянка 1 час) – Верхний Чегем – с. Верхний Баксан – п. Терскол (посадка, стоянка 1 час) – база ПСС МЧС р. Кызылскол (посадка, стоянка 1 час) – г. Кисловодск - п.п. Бештау. Маршрут не выходит за пределы 10 и 11 зон МДП Ставрополь.
С 09.00 мск на площадке Бештау было выполнено оперативное техническое обслуживание вертолётов для предстоящих тренировочных полётов (карты-наряды №№ 22 и 23 прилагаются). В соответствии требованиями главы 2 ФАП «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», командиры воздушных судов выполнили мероприятия по предполётной подготовке.
При оценке метеоусловий КВС руководствовались п. 2.8 ФАП-128, который гласит: «… Полёт производится на аэродром или с аэродрома при условии, которые не ниже эксплуатационных минимумов, установленных для данного аэродрома государством, в котором он расположен; … Для полёта по ПВП, за исключением полёта в районе аэродрома вылета, информация о фактической погоде или подборка текущих сводок и прогнозов указывают на то, что метеорологические условия на той части маршрута, по которому ВС должно следовать в соответствии с ПВП, обеспечат к запланированному времени возможность соблюдения ПВП. В качестве указанной информации используются сведения, либо в виде официальной информации, либо полученные из других источников, которые КВС посчитает достоверными». В качестве метеоинформации Болдырев А.Г. и Давыдов А.В. использовали сводки МЕТАR для района аэродрома Минеральные Воды, полученные ими по сети Интернет, и доведённый им по телефону диспетчером ВМДП прогноз погоды на период полётов от АНО «Северо - Кавказское Метеоагентство» в 10 и 11 зонах.
В связи с неблагоприятным прогнозом по 10,11 зонам МДП Ставрополь, в границах которых был запланирован маршрутный полёт, командиры воздушных судов принимают решение выполнить тренировочный полёт в районе посадочной площадки Бештау в радиусе 10 км, отказавшись от выполнения маршрутного полёта. Условия погоды, согласно сводки МЕТАR, позволяли выполнить тренировочные полёты в районе посадочной площадки Бештау.
В 12.58 мск КВС Давыдов А.В. связался по телефону с диспетчером ВМДП Пятигорск Грабежевым В.В. и запросил разрешение на выполнение запланированного задания. Диспетчер ответил: «Естественно, взлетите, я ваше решение приму. Ростову отправим телеграмму». КВС попросил уточнение, на что Грабежев В.В. ответил: «Вы взлетите, я дам, что погода хуже минимума. Ваше решение будет. Дальше будет отправлена телеграмма в Ростов». После этого довёл до КВС прогноз погоды на период полётов, полученный от специалистов АНО «Северо-Кавказское Метеоагентство» в 10 и 11 зонах. Ожидаемые метеоусловия по видимости не соответствовали метеоминимуму для выполнения полётов с посадочной площадки Бештау. (Ожидаемая видимость 4000 м, минимум площадки -500/5000 м). КВС попытался довести фактическую погоду в районе посадочной площадки, на что диспетчер ответил: «Давайте, вы взлетите и под запись будет начитана по связи».
При оценке метеоусловий КВС руководствовались п. 2.8 ФАП-128, который гласит: «… Полёт производится на аэродром или с аэродрома при условии, которые не ниже эксплуатационных минимумов, установленных для данного аэродрома государством, в котором он расположен; … Для полёта по ПВП, за исключением полёта в районе аэродрома вылета, информация о фактической погоде или подборка текущих сводок и прогнозов указывают на то, что метеорологические условия на той части маршрута, по которому ВС должно следовать в соответствии с ПВП, обеспечат к запланированному времени возможность соблюдения ПВП. В качестве указанной информации используются сведения, либо в виде официальной информации, либо полученные из других источников, которые КВС посчитает достоверными». В качестве метеоинформации Болдырев А.Г. и Давыдов А.В. использовали сводки МЕТАR для района аэродрома Минеральные Воды, полученные ими по сети Интернет, и доведённый им по телефону диспетчером ВМДП прогноз погоды на период полётов от АНО «Северо - Кавказское Метеоагентство» в 10 и 11 зонах.
В связи с неблагоприятным прогнозом по 10,11 зонам МДП Ставрополь, в границах которых был запланирован маршрутный полёт, командиры воздушных судов принимают решение выполнить тренировочный полёт в районе посадочной площадки Бештау в радиусе 10 км, отказавшись от выполнения маршрутного полёта. Условия погоды, согласно сводки МЕТАR, позволяли выполнить тренировочные полёты в районе посадочной площадки Бештау.
Посадочная площадка Бештау расположена в районе аэродрома Минеральные Воды. У специалистов АМСГ аэропорта, на период полётов с площадки Бештау, имеются собственные фактические данные погоды, а также сводки МЕТАR для URMM, из которых следует, что метеоусловия в районе посадочной площадки 22 апреля 2010 года соответствовали для выполнения тренировочных полётов. Эти данные, конкретно для посадочной площадки Бештау, находящейся в районе аэродрома Минеральные Воды, Инструкция по производству полётов на которой утверждена 18 сентября 2009 года, могут быть использованы диспетчером ВМДП Пятигорск. Однако, до настоящего момента, никаких данных по метеообстановке, кроме прогноза погоды по зонам МДП Ставрополь у диспетчера ВМДП Пятигорск нет. Принимая решения по управлению полётами диспетчеры руководствуются только этими прогнозами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пункт 16 Приложения 1 ПРАПИ-98 «Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации» определяет как событие, подлежащее расследованию, факт нарушения минимума при взлёте, посадке или полёте по трассам МВЛ.
В данном случае диспетчер ВМДП Пятигорск Грабежев В.В. доложил РП, начальнику службы, диспетчеру МДП Ставрополь и в АДП аэропорта Минеральные Воды о факте взлёта вертолётов R-44 Робинсон при прогнозируемой погоде ниже минимума площадки для взлёта и посадки. До уточнения фактической погоды нельзя говорить о том, что данное событие подлежит расследованию. Руководитель полетов аэропорта Минеральные Воды Омилаев С.Н. не учёл этого при передаче телеграммы , через диспетчера АДП Лагушина Л.Ю.,об авиационном инциденте № 65370.
Фактически 22 апреля 2010 года метеоусловия на посадочной площадке Бештау не препятствовали выполнению тренировочных полётов.
В ходе расследования комиссией, в действиях КВС Болдырева А.Г. и Давыдова А.В., при организации и выполнении тренировочных полётов в районе посадочной площадки Бештау, нарушений требований руководящих документов не выявлено.
Данное событие не подлежит расследованию как авиационный инцидент.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ
При управлении полётами на посадочной площадке Бештау диспетчерам ВМДП Пятигорск, кроме прогнозов метеоусловий по зонам МДП Ставрополь, дать возможность использовать материалы о фактическом состоянии погоды в районе аэродрома Минеральные Воды, так как географически площадка находится в районе аэродрома.
Председатель комиссии В.С. Попов
Члены комиссии: Н. М. Данченко
А. П. Потёмкин