Мне сверху видно всё: обзор (Авиац.археология-9)

albert

Я люблю строить самолеты!
У первых аэропланов проблемы плохого обзора не существовало. Пилот сидел либо «на жердочке», либо в низком креслице, и мог смотреть во все стороны.
 
24-3.jpg

Но с ростом скоростей пилот оказался «упрятан» в фюзеляж, и об обзоре пришлось задуматься серьёзно. Первыми здесь были военные – успех в воздушном бою напрямую зависел от того, кто кого первым заметит. Авиаконструкторам пришлось учитывать их требования. На истребителе Kondor D.VI верхнее крыло имело разрыв для обзора верхней полусферы.
124476.jpg

Теперь нам известно, во что обходятся такие «изыски» с точки зрения аэродинамических потерь, но тогда это представляли слабо. Более того, история повторилась и в межвоенный период: на истребителе Моран-Солнье M.S.325 по требованию ВВС у крыла было выполнено сужение в зоне стыка с фюзеляжем для улучшения обзора вниз. Это повлекло за собой установку подкосов крыла. Машина летала «так себе», пока не было доработано крыло.
 
Последнее редактирование:
У истребителя Анрио HD.6 (1918 г.) из-за компоновочных соображений пришлось выполнить вырез в верхнем крыле для пилота, невзирая на увеличение сопротивления, но обзор по сторонам все равно был плохим:
hanriot_hd-6.gif

На военных самолетах обзор был нужен не только пилотам, но и стрелкам, что вызывало появление экзотических компоновок. На немецком бомбардировщике Сименс-Шуккерт R.III хвостовая часть была выполнена с большим вырезом для хвостового стрелка.
 
47-2.jpg

Если на крупных самолетах еще можно было рационально разместить пилота, то на авиетках выбор компоновочных решений был крайне ограничен. В 1925 г. Вилли Мессершмитт представил свой М.17:
imgFull-895.jpg

Пилот и пассажир размещались в спартанских условиях, а обзором явно пожертвовали в пользу аэродинамики. С мотором в 26 сил самолет выдавал до 140 км/ч.
1672299984734.jpeg

Видимо, под влиянием М.17 в Польше, начиная с 1928 г., выпустили серию авиеток RWD.
 
RWD-1:
rwd1-1.jpg


RWD-2:
rwd2-c2.jpg


RWD-3:
rwd3-1.jpg


RWD-4:
1280px-RWD_4_SP-AEK.jpg


Как видим, их всех отличала компоновка с практически нулевым обзором вперед. Мне непонятно, как на них летали, не имея перед глазами проекции капота на горизонт. (На кронштадтском «Дельфине» с рядным «Вальтером» специально сделали расширенный капот для удобства пилотирования, в отличие от чешских Z-42 и т.п.).
 
Продолжалось это увлечение вплоть до выпуска в 1931 г. рекордного RWD-7.

rwd7-4.jpg


Самые жесткие требования по аэродинамике предъявляются к планерам. Вот как выглядела кабина на планере «Мустерле» (1929 г.):

Musterle-cockpit.jpg


Но на этом немцы не остановились, и появился рекордный «Фафнир» Липпиша (1930 г.):

side-instruments.jpg


image006-small.jpg




Летать на такой технике могли только первоклассные пилоты.
 
К счастью, этот безумный период продлился недолго, и в середине 30-х гг. на планерах всё чаще стали появляться переплетные закрытые фонари. С ними тоже было не всё гладко: мешал переплет, целлулоид мутнел и царапался, имелись оптические искажения. На венгерском Роттер «Каракан» (1933) оставили вырезы в фонаре. (Смотреть, высунув голову, до самой земли – не рекомендуется).

Rotter-Karakan.jpg


Примерно также выглядел фонарь на Роттер «Немере» (1936):

1.jpg
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Помимо искажений, у закрытых фонарей появилась еще одна «напасть» - блики и переотражения.

(Проблема актуальна и по сей день. На «аэробусах» со «стеклянной кабиной» пилотам при полете на «эшелоне» приходилось надевать что-то вроде черных фартуков – блики на дисплеях от форменных белых рубашек забивали показания напрочь).

Радикально эти проблемы устранялись при использовании остекления с отрицательным наклоном, как, например, на Валти V-1 (1933 г.).
292131.jpg

На фото – Джимми Дулиттл.
1.jpg

Однако рост скоростей заставил отказаться от этого новшества, продержавшегося несколько лет.

RWD-16 (1936 г.)
289443.jpg
 
Такое остекление применялось на патрульном самолете «Arctic Tern» (1933 г.), который должен был летать на нефтепромыслах Аляски.

arctictern-2.jpg

В поплавках-понтонах были оборудованы две кабины для наблюдателей. До эксплуатации не дошло, самолет разбился из-за остановки двигателя.

Гимном прекрасному обзору можно назвать самолет Эджли «Оптика» (1979 г.).
scale_1200


Кабина не просто с огромным остеклением, но еще и вынесена далеко вперед.
 
Идея вызревала давно, и стоит упомятуть о двух «Эксплорерах».

Первый – Abrams P-1 Explorer (1937):

scale_2400


Второй – Thurston TSC-2 Explorer (1972):

1200px-Patchen_TSC-2_Explorer_%E2%80%982000%E2%80%99_%28ZU-UGF%29_%2816670648338%29.jpg


В Австралии фирма «Сибёрд» пошла по такому же пути, создав в 1989 г. «Seeker» (он же «Sentinel»).

seeker-1.jpg
 
И нельзя не вспомнить отличный дизайн отечественной «Сигма-4»:

1024px-Sigma_Classic.JPG


Про перископ на самолете Линдберга, отклоняемые носы реактивных «Конкордов», Ту-144, Сухого Т-4 и так все знают.

Надеюсь, выпуск сойдет за «подарок под ёлочку». С наступающим!
 
Забыли про сумрачного немецкого гения.
He-111, FW-189 без привычных приборных досок.
Кажется так больше никто не делал.

f050893aaab53916c34febfedf1788a7.jpg


1e1f22c0e9b0a2ecfc6910bb3130714a.jpg


66ff92bc7058548b61c4ea48f46ca171.jpg
 
Thurston TSC-2 Explorer по-моему самый удачный компромисс между обзором, комфортом, аэродинамикой и технологичностью.

По той же схеме выполнено остекление Bell-505. Обзор на нём очень хвалят, говорят, лучше, чем у робинсонов. Меньше кривизна - меньше искажений.
Image-1-Bell-505.jpg

Bell-505-Cockpit-aviationnepal.jpg
 
RWD-1:
rwd1-1.jpg


RWD-2:
rwd2-c2.jpg


RWD-3:
rwd3-1.jpg


RWD-4:
1280px-RWD_4_SP-AEK.jpg


Как видим, их всех отличала компоновка с практически нулевым обзором вперед. Мне непонятно, как на них летали, не имея перед глазами проекции капота на горизонт. (На кронштадтском «Дельфине» с рядным «Вальтером» специально сделали расширенный капот для удобства пилотирования, в отличие от чешских Z-42 и т.п.).
Чтобы дать на это ответ нужно быть пилотом, который прямо редко смотрит на посадке , а на взлете поставив самолет с небольшим скольжением всё прекрасно видно.
 
Чтобы дать на это ответ нужно быть пилотом, который прямо редко смотрит на посадке , а на взлете поставив самолет с небольшим скольжением всё прекрасно видно.
То есть косоглазым пилотом?
 
То есть косоглазым пилотом?
При посадке на Бланке нужно смотреть на 15 градусов в бок на землю, тк приборы перекрывают обзор.

Из интересного забыли: Ил-20 - там летчик посажен прямо на двигатель, разные сумрачные проекты с переменным положением пилота - от выдвижных на СК-1 Бисновата и одной из Сталей Бартини до полностью поворотного на разных опытных вертикалках 50-х, проекты ВАЕ с полностью "стеклянной" кабиной, когда пилот находится в глубине корпуса лежа, и его окружают мониторы. Ну и конечно окно в полу: от Ju-87 до Су-26.
 
Назад
Вверх