Моторизация Славутич-УТ - нужна помощь

В прошлом тысячелетии мы с братом строили УТ и летал я на них! Потом мотор вешали на место подвески и был один полет! Потом была тележка, было несколько полетов!
И скажу Вам честно: ХОТИТЕ ЖИТЬ И ЛЕТАТЬ- НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ДАЖЕ  ДЕЛАТЬ ЭТО НА ,,СЛАВУТИЧ-УТ"! Гадостней аппарата я в руках не держал! А пришлось в молодые годы 7 типов самодельных аппаратов попробовать.
 
Не надо стращать. "Хотите жить!" Ну к чему этот пафос? Хотите жить не летайте вообще, если на то пошло. Мы за не имением лучшего летали на утешке и были счастливы, даже выпаривать на ней умудрялись. Кроме одного случая штопора у совсем уж нерадивого пилота никаких гадостей она не преподносила.
Служила верой и правдой много лет, десятки пилотов на ней научились летать, и вспоминают с теплотой.  Да, качество плохое,  но летать на ней можно.
 
Особенность крыла Славутич УТ - штопор
1992 Полетел мой друг Вовчик с которым строили дельтаплан
Налет 2 часа Скоростимера небыло
Взлёт, после набора высоты 30м не выравнял и сразу  разворот на 90 градусов
После разворота с крена не выходит и опускает нос и тут главная  ошибка- отдача
трапеции от себя - дальнейшее закручивание и переход  в штопор
- вертикально встретился со льдом водохранилища..
Спасла удачная конструкция тележки, трубки (хребет,пилон ф 40х 2 д1т) согнулись и погасили удар - от крыла остались 2 целые трубки
Пилот отделался ушибами и переломом ребра 
Пассивная безопасность легкого МДП на 5 +
Восстановили за 1 неделю, усилили крыло
После усиления стало летать похуже.
Вывод Учиться надо на 2 местном с инструктором
а навыки отрабатывать безопаснее на легком 1 местном
 
В Иркутске 1991 году купили Славутич УТ в магазине и вдвоем собрали легкий мотодельтаплан, руководствуясь только статьей в журнале МК
Тележка классическая подкосная одинарная труба ф 40х2 Д1т с усилениями колеса картинг ободранные, амортизация отсутствовала, Вес тележки 12-15 кг,
Двигатель ИЖ-Планета-Спорт Винт Ф 0,8м прямо на вал с усиливающим подшипником
тяга 50-60 кгс, Топлива 8 кг Пилот 65кг Крыло не усиливалось тк нагрузка превышала расчётную всего на 20 кг
Расчетная 90кг при перегрузке 3 и к безопасности 1,5  Приборы отсутствовали,
Большой удачей было то что мы сразу попали в правильную центровку переделали только передние и задние троса.  Летал аппарат очень хорошо. тяги было достаточно.
Выбор двигателя был неудачным - большая вибрация из за которой пенилось топливо в карбюраторе и возникали перебои двигателя.
Летать мы совершенно не умели и учились летать в воздухе.
Крыло имеет свои особенности при поворотах требует обязательной дачи ручки от себя
иначе не поворачивает а переходит в скольжение- на осмысление этого дается несколько секунд
Первый мой полет, взлетный режим, крыло как написано в горизонт.
Скорость растёт , визуально 60-70,  отдаю трапецию см 20-25 – не взлетает
Ход трапеции был мм 700 Чувствую что то не то, но упорно отдаю трапецию
Хлопок и с перегрузкой вертикальный взлет как на истребителе 
Зависание и потеря скорости до ноля на высоте около  30 м
Прижимаю трапецию на себя, обратная прокачка  и МДП переходит в пикирование
на полном газу.
Высоты метров 20 - успеваю отдать трапецию от себя до упора.
Удар, снег в лицо – вроде живой - двигатель работает .
Оказалось при посадке успел выровнять почти в горизонт, но  осталась довольно приличная вертикальная скорость, пробег 20м
Передняя вилка и дюралевая лыжа  согнулась, а задние лыжи сломались и обломки попали в винт, что и спасло от повторного взлета.
Согнулся еще и пилон немного.
Как потом выяснилось - потоком прижало парус к килевой
Такой "высший пилотаж" не выполнит не один мотодельтаплан,
и никакое другое крыло кроме славутича
 
Помощь вам потом потребуется, травмотолога или еще грустнее специалиста. Одумайтесь пока не поздно. Это крыло убило и покалечило сотни людей. И в нашем клубе тоже был покойник, а уж руки, ноги, ключицы и позвоночники никто не считал. Оставьте это крыло для наземных занятий. Бегайте с ним, таскайте его, собирайте и разбирайте. Но летать не нужно, тем более с мотором. Заработайте денег, или продайте что-нибудь не нужное, но купите нормальное крыло, пусть б/у, но отвечающее пилоту взаимностью. И двигатель возьмите парамоторный, пусть не самый мощный, но надежный. Когда-то и я половинил мотор Ижа и "летал" на нем на параплане, но это было когда вообще ничего не было. И метлу делал сам, и полетел с ней на дельтаплане, никогда не летав до этого на свободном крыле. Но крыло было правильное, было понимание, центровки аппарата, приложения вектора тяги СУ, управления крылом и двигателем. Была достаточная мощность и надежность двигателя. Был опыт полетов на параплане и парамоторе. Вслед за мной полетели и бывалые дельтапланеристы которые не взялись облетывать аппарат и новички перворазники. Потом я продал его. Но иногда тоскую по тому какую независимость и легкость дает такой аппарат(метла+дельтаплан). Конкурировать с ним может только нано-трайк. Может быть однажды я вернусь к этой теме, но никогда мне не придет в голову использовать УТ, я буду искать самое подходящее крыло из тех которые будут выпускаться, и самый легкий и мощный двигатель. Пишу лишь затем чтобы попытаться уберечь здоровье вашего прителя, и вдохновить вас на более труднодостижимый но правильный аппарат.

http://www.youtube.com/watch?v=1PbI8KF04uA

http://www.youtube.com/watch?v=40FACaoKWEY
 
Моя помощьдля Вас..... не надо его моторизировать,  это пройденый этап еще в 80 прошлого века,  этот вариант сильно укорачивает жизнь, ищите моторное крыло, и будет Вам счастье.
 
Летать мы совершенно не умели и учились летать в воздухе.
Крыло имеет свои особенности при поворотах требует обязательной дачи ручки от себя
иначе не поворачивает а переходит в скольжение- на осмысление этого дается несколько секунд
Первый мой полет, взлетный режим, крыло как написано в горизонт.
Скорость растёт , визуально 60-70,  отдаю трапецию см 20-25 – не взлетает
Ход трапеции был мм 700 Чувствую что то не то, но упорно отдаю трапецию
Хлопок и с перегрузкой вертикальный взлет как на истребителе 
Зависание и потеря скорости до ноля на высоте около  30 м
Прижимаю трапецию на себя, обратная прокачка  и МДП переходит в пикирование
на полном газу.
Высоты метров 20 - успеваю отдать трапецию от себя до упора.
Удар, снег в лицо – вроде живой - двигатель работает .
Оказалось при посадке успел выровнять почти в горизонт, но  осталась довольно приличная вертикальная скорость, пробег 20м
Передняя вилка и дюралевая лыжа  согнулась, а задние лыжи сломались и обломки попали в винт, что и спасло от повторного взлета.
Согнулся еще и пилон немного.
Как потом выяснилось - потоком прижало парус к килевой
Такой "высший пилотаж" не выполнит не один мотодельтаплан,
и никакое другое крыло кроме славутича
Почти один в один, только летом и вилка (центральный болт) согнулся но не сломался. Но меня это не остановило от повторного взлета, который закончился на первом развороте скольжением  в кусты. Доломал болт, колесо всмятку.. ну и сам немножко помялся.
 
По нашему опыту Славутич Ут  прощает такие ошибки которые на другом крыле были бы фатальны
При условии легкого мотора 30лс и тележки без усиления крыла
взлетный вес до 135 кг
 
Моторизуйте на здоровье, только летать на нем Не надо, очень Вас прошу. И Не спрашивайте почему, просто поверьте. :IMHO
 
Еще случай 1991 г полетел Вовчик налёт 1 час
Погода отличная, ветра нет, залив, конец марта, снег растаял,
леденая ровная корка, температура -1...-5 
Взлёт, набор высоты ориентировочно 100 м, начались перебои двигателя.
Двигатель по традициям тех времён был установлен вниз головкой,
свеча СИ-12РТ попалась бракованная, масло через изолятор попало в подсвечник
закоротив свечу через масло.
Двигатель встал, потеря скорости, опускание носа,
крыло хочет разогнаться, а пилот не дает ему это сделать,
чем больше крыло опускает нос - тем он больше отдает его от себя
Парашютироварие. Ровное без кренов Ход транеции был очень большой 70 см
При ударе об лёд вертикальная была порядка 10 м/с
Пилот не пострадал, ударил немного ногу
Спасла конструкция тележки - изгиб пилона, передней вилки, подкоса  и хребтовой трубки,
Крыло целое. Восстановили мотодельтаплан за неделю
Не одно крыло кроме Славутич УТ не простит подобных ошибок
 
Простое везение ни о чем не говорящее.
Василия послушайте.
 
Вложу и я пять копеек,про УТюг,позвольте...
На УТюге летал с 86 по 91 и в 2010 годах.
Учился и летал именно на этом аппарате,бывало что в день делал и по ДВАДЦАТЬ стартов без всяких предпосылок и намёков на происшествии.При  малой термички и с брошенной ручкой летит как трамвай.Тот кто летал в Ямполе,в Цекиновке, должны знать о лягушатнике на юго-восточном склоне 30м,умудрялся делать на сем аппарате до 5...6 галсов между деревьями ,т.е. достаточно хорошо управляется.Парит? плохо.но парил рядом с парапланеристами,всегда выше ,а иной раз парапланщики сидели на земле,а я на УТюге в воздухе болтаюсь.Да приложился об поверхность нашей родины однажды,три трубы остались целы,НО по СВОЕЙ глупости.В тот день 9 июля(кстати ,мой день рождения)1991году,стартанул на с-з склоне 200метров,в Цекиновке,ветер больше северный 5...7м\с,но не влоб а 30 до45 градусов к старту,парапланёры на земле ,а я ,понимаешь Ерой,как в бой(не хотел потерять день)(время перед  закрытием границ,развал Союза)стартую.Нормально,взлёт,полёт крабом,постоянно в набор,на первой ложке подкинуло на метров 20,на второй,уже 50,разворачиваюсь,то что набрал то и теряю,пролёт над стартом метров 5 над пацанами,разворот над проводами иду обратно,проход над стартом высота 10м,аппаратт,чёт то,задницей повёл,завис,ну я,понимаешь,Ерой,быстро глянул через плечо,до старта рукой подать,высота около 5-ти метров,слегка ручку от себя...что то всё резко провалилось,хрясть я на земле ,на спине,и мурашки по телу,в поту,шевелю конечности-МОГУ!!!Ко мне бегут пацаны,кричу-Всё нормально!-а у самого руки ноги трясутся,ни как не могу отстегнуть карабин,аппарат на мачте,а ты лежишь на парусе,ногой жалко ступить на ткань.Пока отстёгивал карабин,всё думал,чтож произошло что УТюг так свалился резко?да и ещё на спину?Наконец отстегнулся,обхожу аппарат осматривая жалкое зрелище,до старта откуда я взлетел 15 минут назад буквально два шага смотрю на гордого колдуна который реет....о ужжас ,поперёк  склона,ещё плохо соображая отчего я так классно упал,озираю мутным умом вокруг происшествия ища себе оправдания....дерево ,дерево которое никому не мешало при нормальном ветре так сыграло злую шутку,вызвало турбуленцию в которую я попал,и вместо того чтоб взять ручку на себя и не выпендриваться при боковом ветре,а отдал от себя ручку,да ,сел бы нормально если БЫ был БЫ ветер в лоб,УТюг это позволит....
Уау ,расписался,никогда так много не писал на форуме,навеяло воспоминаниями...
Нравилось всё ,кроме летучести,поэтому говорили УТЮГ.Да туговат на поворотах 🙂,срыв резкий ,но предсказуем.
В 2010 мы с Корнелом переделали УТюг в Атлас по чертежам с журнала Крылья Родины.Профиль лат похож на Р-2,уверяю летит ни чють не хуже француза Атласа.
Что хотел сказать, летать плохо можно и на самом хорошем аппарате.Из того что знаю на Утюге у нас никто не убился,а бились что самое интересное на старте,либо аппарат на разбеге перегонял бегуна ,либо потеря скорости на взлёте,НО это проблема на любом другом аппарате. 😎
 
Вот переделанный УТюг,даже подвес пилота там же,правда консоли 42х1.5,всё остальное родное.Летали и при 10 м\с,летает намного лучше старичка 🙂 :~)
 

Вложения

  • getImage__9__009.jpg
    getImage__9__009.jpg
    61,9 КБ · Просмотры: 122
  • getImage__10__006.jpg
    getImage__10__006.jpg
    40,8 КБ · Просмотры: 112
  • getImage__11__007.jpg
    getImage__11__007.jpg
    43,4 КБ · Просмотры: 119
При чем здесь свободное крыло ?
 
При чем здесь свободное крыло ? 
Я так понял,что хают Утешку ,как крыло и делают выводы для моторизации с этим крылом?Так же написал,чтоб некоторые товарищи не делали выводы на поверхностных или не совсем корректных знаниях и не говорили мягко говоря не то. :IMHO
Про свободников.
Как то  прохулиганился в 1989году,взял без разрешения Славутич Спорт -5,новенький,только облётанный.Ждали погоду, дул боковик.все поехали в Цекиновку на обед.Думаю,дай пробегусь посмотрю что такое эта плавающая поперечина,тем более поле с небольшим уклоном,а там за деревьями склон 200метров ,ничего дам энергично ручку от себя не долечу до деревьев.Одел свою подвеску ,короткий разбег,я в воздухе...чтото очень быстро приближаются деревья,высота метра три над землёй,привыкшими движениями отдаю ручку как на УТюге,а Спорт всё летит ,у меня паника деревья перед носом,опять энергичнее отдаю ручку от себя жду привычное торможения жмурюсь счас влечу в деревья,а вместо этого перелетаю деревья, меня подбросило вверх,  чтоб предовратить срыв зажимаю ручку под самые гогошары,я над склоном,дальше было без приключений не считая что сел в отару к баранам.Как я тащил аппарат  на гору не буду говорить,аппарат донёс в целости и сохранности ,но у меня после того столько страху было перед Спорт-5 ,что даже старался не смотреть в ту сторону,считая его чрезмерно вертлявым и не предсказуемым аппаратом ,хотя летал после не много на Тайфуне и Апогее.А всё дело то в переоценке и привычке и всякие бла бла,навязывания своего личного мнения как аксиому .... 🙂
 
Добавлю 5 копеек из своего "опыта". Навеяло. В 1999-2000гг построили мы МДП с крылом УТ. На то время он уже считался безнадежно устаревшим. Каркас был уже неродной, из тяг Ил-62, тяжелый, мощный, т.к. МДП-таки и родной был разбит вдребезги предшествующим "опытом" полетов на горе.
Тележка была по образу "Поиск-06" по чертежам из М-К. Мотор Вихрь-30.
Практики полетов на МДП не было ни у кого из компании, только на обычном дельтике с разным успехом.
Мой налет скромный - полет по кругу и несколько подъемов по прямой. Основная причина - плохо летит! В очень маленьком секторе углов отклонения трапеции. Страшно! Чуть от себя, чуть на себя - проваливается. Вероятными причинами считали а) слабость двигателя, б) нелетучесть крыла. Была идея парус пропитать, чтобы проницаемость уменьшить.
В общем, я не посоветую нынче делать МДП из УТ, есть другие возможности. А на УТ надо просто бегать-подлетывать на горке новичкам, он для этого и предназначен.
https://youtu.be/_mhc6QnhC6Y
 
У нас была идея использовать УТ с мотором. Однако А. Кареткин посоветовал взять кинжал и почикать его чтоб и не думалось. Как то так...
 
У нас была идея использовать УТ с мотором. Однако А. Кареткин посоветовал взять кинжал и почикать его чтоб и не думалось. Как то так...

Андрей умница, но ЗАЧЕМ ТАК ЖЕСТОКО? Покрасьте, моторизируйте, гидрогенизируйте, откройте музей УТ, сделайте наконец навес на полянке, только Не пытайтесь летать на нем. Не надо. А если все равно хочется и именно на нем... ну тогда кинжал  ;D
 
Vassili, да летали на нем, без проблем, вот фотка

1_zpsk0jpfvrx.jpg


Ну мы это были не графьясь нам и такой за счастье был. Как гриться и на бесптичье и Славутич соловей.
 
Mfs68 про учебные свойства УТ  как раз не спорю. Сам на нем учился и пару десятков человек после этого научил . И на склоне и на лебедке. Но в моторном варианте это плохой выбор.
Если на то пошло, лучший вариант для одноместного мотодельтаплана- сделать крыло "Тайфун" по чертежам из "М-К" 1986г. Мы так и поступили в 80х годах. Крыло очень летучее,хорошо управляемое. Самостоятельно на нем в моторном варианте научилось около десятка человек. Отлетали 6 сезонов. Даже когда уже была двухместка с "Бураном", все равно на нем полетывали.
 
Назад
Вверх