Deltic
С гор Сихоте-Алинь...
- Откуда
- Арсеньев-Ижевск
Привет всем летающим и мечтающим.
Спешу воспользоваться драгоценными минутами, чтоб описать коротко о себе, а главное о своих ошибках!!! А вдруг кому да пригодится.
Начну с главного!
Родился в славном городе Авиастроителей – Арсеньеве. С детства над домом кружили пилотаж Яки, в отрочестве и Сушки с 24ками и вечный трудяга Ан-2. Во время парашютных прыжков, частенько с друзьями бегали и помогали незадачливым парашютисткам слезать с деревьев, куда по неопытности заносил лёгкий ветерок.
Это и послужило основой для воплощения в жизнь всех моих грёз.
С 8го класса прикоснулся к небу серьёзно. Был зачислен в курсанты ЮПШ (юношеской планерной школы) г. Арсеньева. Клуб и сейчас работает благодаря энтузиазму руководителей и выпускников. Это было очень счастливое время! Во время учёбы, праздники отмечали вместе и очень весело. Никогда не забуду мою первую пробежку на БРОшке,… но, это совсем другая история и опишу как-нибудь в другой раз.
Наконец сбылась мечта детства и это в 33 то года. Я стал обладателем неба, как мне тогда показалось. В газете по объявлению, приобрел дельтаплан, – Славутич УТ – Парапланы в ту пору только развивались (2001г.).
В этот же день побежал испытывать аппарат летучий. Заехал на поля за Ижевском, где отдыхал в отпуске, собрав крыло, разогнался что было мочи с небольшого уклончика. Каково же было мое разочарование, когда добежав до середины горки, аппарат, ну никак не хотел лететь. Как я вспотел и устал, даже не буду описывать. В общем, после небольшого передыха помчался опять с середины горки вниз и, опять не летит, тогда решил «а, будь что будет», разогнался по сильнее, ноги поджал, вытянулся на своей подвеске и каааак… брякнулся о матушку Планету! Это был мой первый жёсткий, практический урок полета на дельтаплане, теория была только по фильмам, т.е. («0»- теории) и макс желания. Но желание лететь, было сверхвсяких. Отдышавшись, я даже не смог пронести аппарат на своих измученных плечах и пары метров, так и бросил его одного посреди поля, а сам побрел на горку за своим авто - УАЗиком вездеходом.
Вот так закончился мой первый полет на дельте. Отсюда я сделал вывод, что ногами он не полетит, а с разгону!!! И стал дожидаться зимы, дабы, встав на лыжи и прицепившись к чему-нибудь более быстрому попытаться взлететь. Сработал стереотип, выработанный ещё в планерной школе. БРОшка цеплялась к «бесконечному» тросу посредством фала и замка, таким образом осуществляя взлёт.
Как я ждал зимы. В квартире не раз раскладывался купол. Звенели трубы, «не квартира, а гараж какой то» - восклицала любимая жёнушка!
Зима.
И вот я на зимней просёлочной дороге. Аппарат собран и готов к полёту.
«Верёвочкой»12 м. цепляюсь «бантиком» к своему авто. Другим бантиком к трапеции над головой (место крепления пилота) т.е. подвески – (не повторять, опасно). Для начинающих, это как раз руководство как делать НЕЛЬЗЯ!
«Стою в лыжи обутый». Утюг на плечах. Командую водителю – «вперёд», и, вся процессия набирает ход! Естественно сначала чуть не споткнулся, всё-таки тяжёлый аппаратик на плечах, с возрастанием скорости тяжесть исчезла, Сл-ч над головой, я уверенно за машиной, но не лечу? Ору - «быстрей», машина увеличивает скорость… Я не лечу! Тогда ручку от себя и, о чудо! Летим!!! Несколько метров над дорогой, а высотень кажется - абалдеть!
«Лечу это я значит, лечу» как вдруг, о ужас! Впереди поперёк дороги проходят л э п (провода). Естественно сразу засуетился, и давай кричать, чтоб скорость снижали - провода.!!! Водитель ест-но сбросил газульку, я камнем вниз. Опять ору, газу, газу. И, опять - грубейшая ошибка.
Водитель, газу, меня дёрг ввысь и …СВАЛ на крыло.… Отделался ушибами и сломанной трапецией!
А вот 3-й раз приложился по настоящему: Перелом рёбер, компрессионный позвоночника ушибы внутренностей… и всё из-за невежества, без учебной подготовки, теории… (человеческий фактор) на лицо!...
За зиму поднаторел, на лыжах за машиной взлетать на 15метров, решил, что пора переходить к более радикальным мерам. Связал уже 2е «верёвочки», 2 фала по 15 метров. А система отцепки до банального проста. - Ремни безопасности с замком, от моего авто - Марк 2, что явилось очередной грубейшей ошибкой.
Выпускающий сидел в машине контролировал процесс.
Я стартую как обычно - «в лыжи обутый», фал тянется к машине (замку отцепки у выпускающего) простой кнопке от ремня безопасности. В нужный момент происходит отцеп и посадка. Говорила мне мама - «учи уроки»…
Надоело на маленькой высоте болтаться, решил что пора, связал 2е верёвочки и полетел…
Взлёт кривовато на 3 с +. Полёт Ужас. Всю дорогу мешал фал. Шёл непосредственно над машиной, а т. к. крепёж находился над головой, то фал бил по «кумполу» (чайнику) т.е. каске ;о) приходилось рукой убирать!
Но все хорошее, когда нибудь да заканчивается. Закончилась и наша дорога, а меня никто и не думает отцеплять! Как мне, на верху казалось. Оказца законы физики никто не отменял!С увеличением высоты, натяжение ещё более увеличилось и отцепляющий просто физически не мог отцепить. У автомобильных ремней есть нехорошая тенденция - при натяжении хрен (извините) отцепишь. Вот почему наши отцы возили лезвия в машинах. Ремни при ударе клинило и кроме как, обрезать, выхода нет. Ведь перед вылетом нож хотелположить, моё «потом» и подвело. Короче, машина уходит назад, фал давит на трапецию - я обратно (кто кого) Задираю угол атаки (а что оставалось делать ). Как то надо парашютировать! Фал как струна. Эх, если б ещё да разрывное звено воткнул! Да «Б» мешает. Пытаюсь одной рукой дотянутся до тросика аварийной отцепки…Тут я и посыпался на правое крыло – (локаут)…Перед столкновением безнадёжно пытаюсь выровнять аппарат вставшим к горизонту почти под 70 градусов, рывком трапецию из последних, вправо, да куда там. Тогда ножки полусогнутые вперёд с лыжами и как можно больше размазать силу удара по земле, как учили по молодости в парашютке! ( Очень навыки пригодились) оказывается на всю жизнь!!!10 прыжков всего, а вон ано как пригодилось:о)!!!
До чего же ты твёрдая, наша матушка планета! Даже снег 20 см не помог (а может наоборот)!
Всё выключилось.
Очнулся от резкой боли в спине. Не может быть (это не со мной).
Пошевелил ногами, ура, двигаются… Ну тады не так страшно :о( .
В тот момент было конечно не до смеха…
Подбежали друзья, порезали всю подвеску :о( ,а как ещё было доставать.
В последующем не спина, а один сплошной синяк. Повезли быстренько в больничку, всякие рентгены по 5 раз, уколы которые от боли совсем не помогают. Бессонные ночи напролёт. «Утка», горшок, «судно» . Это отдельная тема. Очень важная в авиации, актуальна всегда!!! Хорошо - что хорошо заканчивается, всё позади. Очень «нужный» опыт приобрёл, для себя и других.
На этих страницах хочу поблагодарить наших верных жён (родственников). Низкий вам поклон – за все мучения, неудобства, кромсая и без того хилый семейный бюджет…, воплощая в жизнь свои мечты! Жёнушке обещал впредь летать «тихонько и нызенько»!
И года не прошло!
«Боязнь» как то надо устранять! Недолго думая, продаю любимую машинку (авто), до сих пор добрым словом вспоминаю! И в очередном отпуске со слезами, с рёвом, покупаю МДП б/у.…Прости меня Эгоиста жёнушка любимая! Это крайний раз. Честное пионерское!...
И вот уже дома. Дельталёт собран и готов к старту. Мы на поле за гаражами. Внемля голосу разума, и опыта :о(, начинаю ест-но с пробежек. На первом же прогоне обнаружил нехорошую тенденцию переднего колеса к вибрации (флаттер) своего рода. Выяснил позже что развесовка по колёсам слегка не в т.у, тяжёлый движок РМЗ-640 влияет при пробежках, раскачивая.
С грехом пополам зажимаю пер. колесо пятками и, газу…
Сперва поездил, привык на малом газу, затем увеличивая на скорости. Непривычно. Крыло в одну сторону, переднее колесо в другую, (неправильная) вилка. Или плохому танцору.…Но попривык, приноровился. И при очередной пробежке понесло в скольжении на траву, ничего не оставалось делать, как дать ручку от себя с газом…. И я -
- Л Е Ч У!!!!! -
Поднявшись повыше, встал ВОПРОС, а как садится ? На БРОшках было всё просто, управление классическое, да и ВПП лётное поле. А тутачки? Хоть и был мизерный налёт на Славутиче-УТшке. Здесь есть отличия!!! В полёте отрабатывал виражи, приобретая навыки «обратного» пилотирования, легко, но не так просто с прежними навыками (растаться)!!!! По ходу, имитировал заход на посадку. На БРОшках отрабатывал этот элемент полгода (оттачивал), посадка - самый трудный элемент в авиации.
Даже не ожидал, что будет так сложно. Дорога (просёлочная) сверху оказалась очень тоненькой полоской, среди бурьяна. И при каждом заходе обнаруживаю что, почему-то постоянно сносит. По неопытности не успевал парировать скольжение, был слегка «зажат», боялся активных действий у земли. В итоге скольжение вовремя не замеченное, замедленные действия и т.п. Через 30 мин я понял, что вечно в воздухе не получится т. к. заканчивается бензин. Надо идти на посадку.
Выровнялся на глиссаде, нормально иду, со снижением, опять сносит (ветер наверное) :о( и, ровно на одиноко стоящее деревце. Даю погазам перед кустарником, и, винтиком, да по веточкам…
Всё кааб..ц появилась конкретная вибрация от винта, даром крона не прошла. С ходу приземляюсь, не раздумывая прямо в поле да бурьян, зачем уж, винт уж, беречь? выключаю аварийно движок … трах – бабах….и, тишина!
Но почему я на боку, где правое колесо?
Оказывается, раскрутилась гайка на подкосах амортизационных стоек, что за спиной пилота. Левый подкос на болте ещё держался, а правая перед посадкой «отстегнулась». Куда делся шплинт удерживающий гайку?
«P.S»
На крайних сборах именно переднее колесо и подвело.
Взлетал с бетонки, камешек попал. Колёсико дёрг. Мы, кувырк.
Отделался лёгким испугом, аппарат восстановил.
Не судите строго, первый раз пишу, и надеюсь, что мои ошибки послужат кому-то хорошим уроком.
Люди не будьте легкомысленными!!!
Мягкой посадки всем желаю.
Эд.
Пересел на параплан. Скорости не хватает, а в остальном понравился. Лёгкость сборки, оперативность, транспортировка…
«П С» мои приключения, 2004г
Спешу воспользоваться драгоценными минутами, чтоб описать коротко о себе, а главное о своих ошибках!!! А вдруг кому да пригодится.
Начну с главного!
Родился в славном городе Авиастроителей – Арсеньеве. С детства над домом кружили пилотаж Яки, в отрочестве и Сушки с 24ками и вечный трудяга Ан-2. Во время парашютных прыжков, частенько с друзьями бегали и помогали незадачливым парашютисткам слезать с деревьев, куда по неопытности заносил лёгкий ветерок.
Это и послужило основой для воплощения в жизнь всех моих грёз.
С 8го класса прикоснулся к небу серьёзно. Был зачислен в курсанты ЮПШ (юношеской планерной школы) г. Арсеньева. Клуб и сейчас работает благодаря энтузиазму руководителей и выпускников. Это было очень счастливое время! Во время учёбы, праздники отмечали вместе и очень весело. Никогда не забуду мою первую пробежку на БРОшке,… но, это совсем другая история и опишу как-нибудь в другой раз.
Наконец сбылась мечта детства и это в 33 то года. Я стал обладателем неба, как мне тогда показалось. В газете по объявлению, приобрел дельтаплан, – Славутич УТ – Парапланы в ту пору только развивались (2001г.).
В этот же день побежал испытывать аппарат летучий. Заехал на поля за Ижевском, где отдыхал в отпуске, собрав крыло, разогнался что было мочи с небольшого уклончика. Каково же было мое разочарование, когда добежав до середины горки, аппарат, ну никак не хотел лететь. Как я вспотел и устал, даже не буду описывать. В общем, после небольшого передыха помчался опять с середины горки вниз и, опять не летит, тогда решил «а, будь что будет», разогнался по сильнее, ноги поджал, вытянулся на своей подвеске и каааак… брякнулся о матушку Планету! Это был мой первый жёсткий, практический урок полета на дельтаплане, теория была только по фильмам, т.е. («0»- теории) и макс желания. Но желание лететь, было сверхвсяких. Отдышавшись, я даже не смог пронести аппарат на своих измученных плечах и пары метров, так и бросил его одного посреди поля, а сам побрел на горку за своим авто - УАЗиком вездеходом.
Вот так закончился мой первый полет на дельте. Отсюда я сделал вывод, что ногами он не полетит, а с разгону!!! И стал дожидаться зимы, дабы, встав на лыжи и прицепившись к чему-нибудь более быстрому попытаться взлететь. Сработал стереотип, выработанный ещё в планерной школе. БРОшка цеплялась к «бесконечному» тросу посредством фала и замка, таким образом осуществляя взлёт.
Как я ждал зимы. В квартире не раз раскладывался купол. Звенели трубы, «не квартира, а гараж какой то» - восклицала любимая жёнушка!
Зима.
И вот я на зимней просёлочной дороге. Аппарат собран и готов к полёту.
«Верёвочкой»12 м. цепляюсь «бантиком» к своему авто. Другим бантиком к трапеции над головой (место крепления пилота) т.е. подвески – (не повторять, опасно). Для начинающих, это как раз руководство как делать НЕЛЬЗЯ!
«Стою в лыжи обутый». Утюг на плечах. Командую водителю – «вперёд», и, вся процессия набирает ход! Естественно сначала чуть не споткнулся, всё-таки тяжёлый аппаратик на плечах, с возрастанием скорости тяжесть исчезла, Сл-ч над головой, я уверенно за машиной, но не лечу? Ору - «быстрей», машина увеличивает скорость… Я не лечу! Тогда ручку от себя и, о чудо! Летим!!! Несколько метров над дорогой, а высотень кажется - абалдеть!
«Лечу это я значит, лечу» как вдруг, о ужас! Впереди поперёк дороги проходят л э п (провода). Естественно сразу засуетился, и давай кричать, чтоб скорость снижали - провода.!!! Водитель ест-но сбросил газульку, я камнем вниз. Опять ору, газу, газу. И, опять - грубейшая ошибка.
Водитель, газу, меня дёрг ввысь и …СВАЛ на крыло.… Отделался ушибами и сломанной трапецией!
А вот 3-й раз приложился по настоящему: Перелом рёбер, компрессионный позвоночника ушибы внутренностей… и всё из-за невежества, без учебной подготовки, теории… (человеческий фактор) на лицо!...
За зиму поднаторел, на лыжах за машиной взлетать на 15метров, решил, что пора переходить к более радикальным мерам. Связал уже 2е «верёвочки», 2 фала по 15 метров. А система отцепки до банального проста. - Ремни безопасности с замком, от моего авто - Марк 2, что явилось очередной грубейшей ошибкой.
Выпускающий сидел в машине контролировал процесс.
Я стартую как обычно - «в лыжи обутый», фал тянется к машине (замку отцепки у выпускающего) простой кнопке от ремня безопасности. В нужный момент происходит отцеп и посадка. Говорила мне мама - «учи уроки»…
Надоело на маленькой высоте болтаться, решил что пора, связал 2е верёвочки и полетел…
Взлёт кривовато на 3 с +. Полёт Ужас. Всю дорогу мешал фал. Шёл непосредственно над машиной, а т. к. крепёж находился над головой, то фал бил по «кумполу» (чайнику) т.е. каске ;о) приходилось рукой убирать!
Но все хорошее, когда нибудь да заканчивается. Закончилась и наша дорога, а меня никто и не думает отцеплять! Как мне, на верху казалось. Оказца законы физики никто не отменял!С увеличением высоты, натяжение ещё более увеличилось и отцепляющий просто физически не мог отцепить. У автомобильных ремней есть нехорошая тенденция - при натяжении хрен (извините) отцепишь. Вот почему наши отцы возили лезвия в машинах. Ремни при ударе клинило и кроме как, обрезать, выхода нет. Ведь перед вылетом нож хотелположить, моё «потом» и подвело. Короче, машина уходит назад, фал давит на трапецию - я обратно (кто кого) Задираю угол атаки (а что оставалось делать ). Как то надо парашютировать! Фал как струна. Эх, если б ещё да разрывное звено воткнул! Да «Б» мешает. Пытаюсь одной рукой дотянутся до тросика аварийной отцепки…Тут я и посыпался на правое крыло – (локаут)…Перед столкновением безнадёжно пытаюсь выровнять аппарат вставшим к горизонту почти под 70 градусов, рывком трапецию из последних, вправо, да куда там. Тогда ножки полусогнутые вперёд с лыжами и как можно больше размазать силу удара по земле, как учили по молодости в парашютке! ( Очень навыки пригодились) оказывается на всю жизнь!!!10 прыжков всего, а вон ано как пригодилось:о)!!!
До чего же ты твёрдая, наша матушка планета! Даже снег 20 см не помог (а может наоборот)!
Всё выключилось.
Очнулся от резкой боли в спине. Не может быть (это не со мной).
Пошевелил ногами, ура, двигаются… Ну тады не так страшно :о( .
В тот момент было конечно не до смеха…
Подбежали друзья, порезали всю подвеску :о( ,а как ещё было доставать.
В последующем не спина, а один сплошной синяк. Повезли быстренько в больничку, всякие рентгены по 5 раз, уколы которые от боли совсем не помогают. Бессонные ночи напролёт. «Утка», горшок, «судно» . Это отдельная тема. Очень важная в авиации, актуальна всегда!!! Хорошо - что хорошо заканчивается, всё позади. Очень «нужный» опыт приобрёл, для себя и других.
На этих страницах хочу поблагодарить наших верных жён (родственников). Низкий вам поклон – за все мучения, неудобства, кромсая и без того хилый семейный бюджет…, воплощая в жизнь свои мечты! Жёнушке обещал впредь летать «тихонько и нызенько»!
И года не прошло!
«Боязнь» как то надо устранять! Недолго думая, продаю любимую машинку (авто), до сих пор добрым словом вспоминаю! И в очередном отпуске со слезами, с рёвом, покупаю МДП б/у.…Прости меня Эгоиста жёнушка любимая! Это крайний раз. Честное пионерское!...
И вот уже дома. Дельталёт собран и готов к старту. Мы на поле за гаражами. Внемля голосу разума, и опыта :о(, начинаю ест-но с пробежек. На первом же прогоне обнаружил нехорошую тенденцию переднего колеса к вибрации (флаттер) своего рода. Выяснил позже что развесовка по колёсам слегка не в т.у, тяжёлый движок РМЗ-640 влияет при пробежках, раскачивая.
С грехом пополам зажимаю пер. колесо пятками и, газу…
Сперва поездил, привык на малом газу, затем увеличивая на скорости. Непривычно. Крыло в одну сторону, переднее колесо в другую, (неправильная) вилка. Или плохому танцору.…Но попривык, приноровился. И при очередной пробежке понесло в скольжении на траву, ничего не оставалось делать, как дать ручку от себя с газом…. И я -
- Л Е Ч У!!!!! -
Поднявшись повыше, встал ВОПРОС, а как садится ? На БРОшках было всё просто, управление классическое, да и ВПП лётное поле. А тутачки? Хоть и был мизерный налёт на Славутиче-УТшке. Здесь есть отличия!!! В полёте отрабатывал виражи, приобретая навыки «обратного» пилотирования, легко, но не так просто с прежними навыками (растаться)!!!! По ходу, имитировал заход на посадку. На БРОшках отрабатывал этот элемент полгода (оттачивал), посадка - самый трудный элемент в авиации.
Даже не ожидал, что будет так сложно. Дорога (просёлочная) сверху оказалась очень тоненькой полоской, среди бурьяна. И при каждом заходе обнаруживаю что, почему-то постоянно сносит. По неопытности не успевал парировать скольжение, был слегка «зажат», боялся активных действий у земли. В итоге скольжение вовремя не замеченное, замедленные действия и т.п. Через 30 мин я понял, что вечно в воздухе не получится т. к. заканчивается бензин. Надо идти на посадку.
Выровнялся на глиссаде, нормально иду, со снижением, опять сносит (ветер наверное) :о( и, ровно на одиноко стоящее деревце. Даю погазам перед кустарником, и, винтиком, да по веточкам…
Всё кааб..ц появилась конкретная вибрация от винта, даром крона не прошла. С ходу приземляюсь, не раздумывая прямо в поле да бурьян, зачем уж, винт уж, беречь? выключаю аварийно движок … трах – бабах….и, тишина!
Но почему я на боку, где правое колесо?
Оказывается, раскрутилась гайка на подкосах амортизационных стоек, что за спиной пилота. Левый подкос на болте ещё держался, а правая перед посадкой «отстегнулась». Куда делся шплинт удерживающий гайку?
«P.S»
На крайних сборах именно переднее колесо и подвело.
Взлетал с бетонки, камешек попал. Колёсико дёрг. Мы, кувырк.
Отделался лёгким испугом, аппарат восстановил.
Не судите строго, первый раз пишу, и надеюсь, что мои ошибки послужат кому-то хорошим уроком.
Люди не будьте легкомысленными!!!
Мягкой посадки всем желаю.
Эд.
Пересел на параплан. Скорости не хватает, а в остальном понравился. Лёгкость сборки, оперативность, транспортировка…
«П С» мои приключения, 2004г