Як-52, как и в свое время Як-18А, отлично справлялся и справляется с своим предназначением: готовить спортсменов. Взлет/посадка, подготовка к полетам при попадании в СМУ (приборы) и к перелетам (маршруты). Ну и естественно обучение пилотажу.
Т.е не только подготовить пилота летающего на пилотаж, но и умеющего пилотировать по приборам и летать по маршруту (в без ЖПСное время наличие курсовой системы значило очень много). Возможно, по бедности, и для первоначалки в ВВС.
Безусловно, можно с 0 начать учить на Су-29, Як-54, и т.д. но зачем? О приборном налете реч вобще не идет, о маршрутном - весьма непросто летать имея только КИ-13 или аналог.
Можно научить взлету/посадке на Цессне, Бекасе, Пайпере - и пересадить потом на ту-же Екстру или Як-55 и по командам с земли... Но будет ли смысл или хороший эффект?
Вот эту нишу эта машина и занимает лучше любых других. Да, по отдельности, более специализированные машины луше, дешевле. Но в целом?
Если человек собирается летать на спорт, но при этом при необходимости и перелететь куда-то, и облачность проскочить - то при этом этот самолет и будет хорош. До определенного уровня пилота. Когда тот же Леша Агиевич этого уровня достиг, да, он поменял свой 52й на 55й. Дальше - это может быть и Су, и Экстра - будет выбирать. Но база, которая была заложена Як-52 вряд-ли могла быть заложена на каком нибудь другом самолете.
Приведите пример другого самолета.
Нет, ну можно какого-нить "экзота" для наших краев найти, типа "Декателона", но ведь у 52-го все равно возможности больше.