Нашёл в интернете - "Чудо-дельталёт".

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Похожий аппарат я видел в Гостилицах лет 5 назад правда без крыла, только телегу
Перекочевал, наверное... А Гостилицы далеко от Старой Руссы?
Был вчера в гостях у Жени Новикова.
Компа и мобильника у него нет по принципиальным соображениям. Есть старая кассета с полетами на первом маленьком крыле.
Крыло продано в Старую Руссу за 105 тыс руб.
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
Аппарат летал не плохо. Хорошо управлялся и в воздухе был достаточно устойчив. Причины 2-х предпосылок к ЛП были не виной конструкции аппарата. В первом случае, когда произошла наиболее опасная предпосылка, которая все же не закончилась трагедией, был банальный недосмотр перед вылетом.

Хомуты с двух сторон узла подвески, удерживающие его от перемещения вдоль килевой, были слабо затянуты. Или вообще не затянуты, после перемещения узла подвески по килевой к носу, для увеличения передней центровки.

После этого перемещения аппарат, стал еще более устойчивым при хорошей управляемости. Мне захотелось показать его хорошую устойчивость. Поэтому направил аппарат в центр полосы  на высоте 100 м и отпустил руки, раскинув для убедительности их в стороны. Но, через мгновение почувствовал в аппарате некоторую зыбкость. Взял РУ и понял, что прежняя управляемость исчезла. До этого момента после прекращения любого воздействия на РУ, она словно пружина возвращалась к нейтральному балансировочному положению. Теперь появилась вялость и какая-то аморфность в управлении.

Поэтому немедленно направил аппарат к третьему развороту. Не вспомню почему, но какая-то интуиция заставила выполнять третий разворот намного раньше (возможно не хотел от полосы удалятся), еще до траверза торца полосы, в районе ее четвертой части. Как только начал разворот с последующей уборкой оборотов (полоса была близко), аппарат повел себя не предсказуемо. После выхода из разворота снижение возросло.

Аппарат стал парашютировать и валиться на левое крыло. Пришлось фактически интуитивно поджать РУ на себя до упора. При этом вертикальная скорость стала увеличиваться, одновременно с левым креном. Женя Новиков снимал все на камеру, но когда он увидел, что аппарат фактически вертикально стремится к земле, она выпала у него из рук и снимала только траву.

У земли высотой около 3-4 м-в, крыло былов горизонте, но телега была отклонена вправо почти на 90 гр. Левое колесо. по словам очевидцев было отклонено вертикально вниз, а правое вверх. Практически на этой высоте и удалении от торца полосы в 5-6 м. было произведено почти мгновенное выравнивание.

Левое колесо было выбито в момент соприкосновения с полосой. ВВ коснулся бетона, остался, только его комель. Пилот на пятой точке и продольной трубе телеги проехал несколько метров. Крыло оставалось до остановки аппарата в горизонте и не получило повреждений, как и все остальное, кроме колеса и ВВ.

В результате осмотра и разбора выяснилось, что задний хомут не затянут и крыло беспрепятственно могло бы съехать с килевой, если бы вовремя не была бы зажата РУ на себя. В результате аппарат потерял продольную устойчивость (центровка произвольно съехала к предельно- заднему значению). Кроме того была небольшая спиральная неустойчивость по крену, которая со взятой РУ еще более усугубилась.
 

Scooter

Эй, рождённые ползать! Освободите взлётную полосу!
На зтом все закончилось? Продолжения не было? Крыло удалось ли довести? Крыло , похоже , без поперечины. Нижняя поверхность 100% или ее вовсе нет? Расскажите поподробней, если конечно, не нарушит авторских прав.
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
Нет, почему же, продолжилось. Только Г. Федченко (старший авиационный начальник) выгнал с аэродрома конструктора с аппаратом со словами, точно не припомню, примерно: "Двоих чуть твой аппарат не убил, за третьего взялся, чтобы на аэродроме Вас больше не видел".
Пришлось покинуть аэродром и перебраться в Гостилицы, которые тогда представляли собой заброшенный аэродром ПАНХ.

Вот представленные выше фотографии, как раз того дня, в Гостилицах, где произошла вторая предпосылка к ЛП. Точно уж не упомню 97 или 98 гг.

После первой предпосылки (видео к сожалению не нашел, может у Новикова сохранилось) было решено изменить длину боковых тросов (удлинить, чтобы увеличить поперечное "V"). В первых полетах, до аварии, мысль об изменении длины тросов не возникала. Понимание пришло после нее, когда пришлось пикировать с зажатой РУ и постоянно возрастающим креном.

В момент падения РУ была зажата чисто интуитивно. Как оказалось позже это было единственно правильным действием. Если бы этого не произошло (зажима РУ к себе до упора, как в замке) узел подвески не имея препятствия от сдвига раскрученного заднего хомута (возможно при выполнении разного рода эволюций, как единственного ограничителя) съехал бы в момент начала парашютирования с короткого конца килевой и телега бы освободилась от крыла. Но вот интуитивный зажим РУ спас положение. Длилось это всего несколько секунд. Удаление до полосы было не более 150-200 м.

Кроме того прогрессировал левый крен (развивался спиральный момент крена) при зажатой РУ. Чтобы его убрать надо было отпустить РУ, но этого делать в тот момент не хотелось (что-то не давало , какое-то непонятное чувство). Проявления боковой и продольной неустойчивостей я хорошо тогда знал и отчетливо понимал проявления и спиральной неустойчивости (в случае излишнего отрицательного поперечного "V"), и раскачки по крену - "голландского шага", т. к. часто приходилось тестировать разные крылья, проверяя их боковую и продольную устойчивости и другие параметры.

Вот потому, в результате всего этого и пришли к выводу изменить поперечное "V" в сторону положительную. Но, следующие полеты не сразу состоялись, может недели через две. Надо было после аварии устранить поломки. Этим и занимался сам конструктор.

В следующих испытаниях он меня не предупредил, что произвел изменения тросов и тросов антипик. Это тот недостаток конструктора, о котором говорили пилоты, летавшие на его техники, он не говорил пилотам о произведенных изменениях на технике. Дело прошлое и сказать об этом, думаю, можно. Чтобы, если придется кому-то испытывать технику, конструкторы не имели тайн от пилотов, испытывающих их технику.

После взлета и намеренного поджатия РУ на больших оборотах, аппарат стал без вмешательства пилота  производить колебательные нарастающие действия по крену. Небольшое уменьшение оборотов с возвратом РУ в балансировочное положение прекратили эти действия. Дальше набор продолжался в балансировочном положении РУ. Но, пилоту было не совсем приятно столкнутся с проявлением новых, не совсем предсказуемых фортелей аппарата (к тому же он к этому проявлению, противоположному первому случаю, не был заранее готов), поэтому аккуратно без резких движений пришлось зайти на посадку и произвести ее.

После приземления и "задушевного" разговора пришлось прекратить дальнейшие испытания в этом составе. Как-то не хотелось  дожидаться третьего случая.
 

Scooter

Эй, рождённые ползать! Освободите взлётную полосу!
Жаль , что все уперлось в сложность взаимоотношений. На счет поперечного V все можно было бы порешать на месте. К сожалению, теперь не узнаем, можно ли добиться от крыла с такими параметрами устойчивого полета. Кстати, а сам Новиков умел летать?
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
К сожалению, теперь не узнаем, можно ли добиться от крыла с такими параметрами устойчивого полета. Кстати, а сам Новиков умел летать?
От чего же? Аппарат летал хорошо с момента установки нормальной центровки до того как ослабленный хомут позволил сползти узлу подвески в опасный режим. Ничего не надо было делать, а после ремонта произвести полет в тех же параметрах. Ведь до момента сдвига узла подвески с телегой он был достаточно устойчив и хорошо управляем. А, уж потом постепенно экспериментировать, если бы это было нужно.

Просто тест-пилот с конструктором должны быть в одной связке. И, если конструктор желает, произвести некоторые изменения в настройках, он должен об этом поставить в известность пилота. А, не отправлять его в полет, как подопытного кролика, и наблюдать, что произойдет с аппаратом в полете. К сожалению такой грех у конструктора был, первые кто пробовал поднимать аппарат в воздух тоже говорили об этом, при всех его конструкторских заслугах. Сам он не летал, во всяком случае мне об этом неизвестно.
 

НикВик

Я люблю строить самолеты!
Ваш "Чудо-дельталёт"- орудие самоубийцы !Господь Бог смилостивился над Вами.А "старший авиационный начальник " правильно сделал ,что попросил вас с аэродрома, сделанный наобум ЛА (опаснолетающий ) ,непонятно с какой целью, минимизации размеров  :-?или ещё что то мудрённей, если это происходило в 97-98 годах то к этому времени уже было достаточно информации, что такие "чудо" безопасно летать не могут! а если "конструктор" ещё и нелетающий, то это уже преступление.
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
Во-первых "Чудо-дельталётом" его так никто не называл. Наобум он тоже сделан не был. Если бы Вы знали с какой скрупулезностью он подходил к технике. Е. Новиков хорошо  конструкцию продумал, с надежностью фиксации узла подвески, возможно, не все хорошо. Какие цели преследовал, нетрудно догадаться, но вопрос больше к нему. То, что руководитель не хотел очередной жертвы, наверное, правильно.

А, то, что сам не летал и такие конструкторы бывают. А, вот, что не доводил информацию до пилота, после своих изменений в настройках конструкции, на его совести. Но, то что эта машина была способна летать, была устойчива и хорошо управлялась, если исключить недостатки (а, они исправимы) - факт. Достоинств и недостатков в любой машине накопать можно.

Но, это был самый миниатюрный МДП. В трапецию едва помещались две руки пилота в перчатках, крыло в трех см от шлема пилота, всего 8 квадратов. В том и состоит его уникальность. Ясно, что не для серийного производства он строился. Планировалось тогда его представить в Ванкувере к столетию перелета В. П. Чкалова в Америку, но не довелось.

Не знал тогда и не придал значение, что на крыле была изображена ведьма, летать бы, зная, что на крыле этот символ, точно, не стал бы.
 

Scooter

Эй, рождённые ползать! Освободите взлётную полосу!
Миниатюрность очень полезное свойство. Ну а трапецию с пилоном можно было бы удлинить для удобства. Да и с такими размерами можно было бы найти место дпя испытаний за пределами аэродрома.Сам автор то где потерялся?
 
S

sun

Миниатюрность очень полезное свойство. 
Если не доводить до абсурда.   Представьте, как залазить в аппарат, если крыло на высоте полтора метра от земли, а трапеция на уровне колен.
Хотя, гимнастика полезна... :о)
http://yandex.ru/video/search?text=%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&filmId=XcgPE22Y9xc&fiw=0.0396075
 

Zakhar

Я шью кайты, парапланы и парашюты.
Женя летал на своих аппаратах. Правда , часто пытался смотреть со стороны. Сейчас занят немного другим.  Он очень хороший конструктор и на основе его решений уже выпускались дельталеты серийно. Даже это крыло , если чуть удлинить ручку, увеличить колеса будет очень комфортным. По вечерам его можно найти по телефону  +7  (812)  783 4582
 

henryk

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Krakow
аппарат стал без вмешательства пилотапроизводить колебательные нарастающие действия по крену. 
="голландский шаг"?=результат излишне большой ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ  V  -образности?

PS=малое расстояние крыла от телеги=очень правильное решение
с точки зрения КУВЫРКОбезопасности \малый момент инерции\!
 

henryk

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Krakow
В известной книге Клименко и Никитина "Мотодельтапланы" приведен пример дельтакрыла с "зонтичным" раскрытием. такая схема , по-моему. никогда не была реализована. наверное, из-за больших размеров-площадей нынешних крыльев. Возможна ли реализация такой схемы в дельтакрыльях малой площади?
-в начале дельтакрылой деятельности мой Друг построил дельтаплан СИГАЛЛ с автоматическим раскрытием купола с помощью пружины на килевой\как в зонтике\=схема не прижилась...

=повально применяли скользящий вместе с трапецией центральный узел.\дельты на гору выносили на плечах!\
 

XM Eger

Я люблю строить самолеты!
Вначале дельтакрылой деятельности мой Друг построил дельтаплан СИГАЛЛ с автоматическим раскрытием купола с помощью пружины на килевой (как в зонтике) - схема не прижилась...
Повально применяли скользящий вместе с трапецией центральный узел (дельты на гору выносили на плечах!). 
Выходит, всё-таки была реализована идея зонтичного принципа раскрыва крыла!
Почему не прижилась - понятно, что ничего она не дает (в смысле недостатки превышают достоинства, имхо).
В рускоязычном поисковике о дельтаплане СИГАЛЛ много есть материала, но о зонтичном раскрыве - ничего.
Это была модификация единичного экземпляра на базе СИГАЛЛа?
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
Выходит, всё-таки была реализована идея зонтичного принципа раскрыва крыла!
На микроне Е. Новикова, по сути, зонтичный принцип, раскрытия и фиксации крыла. Просто на носу продолжение килевой имеет не ползающий узел крепления тросов, а постоянную точку крепления на передней штанге (болт с гайкой), заранее определенной фиксации, и в конце, когда крыло разведено, окончательное натяжение происходит за счет упругости паруса. В основном натяжением усиленной задней кромки крыла и боковых труб. Все величины, конечно, расчетные.
 

Aвиастиль

вы не ошибетесь, если поступите правильно
Откуда
Орск
Вначале дельтакрылой деятельности мой Друг построил дельтаплан СИГАЛЛ с автоматическим раскрытием купола с помощью пружины на килевой (как в зонтике) - схема не прижилась...
Повально применяли скользящий вместе с трапецией центральный узел (дельты на гору выносили на плечах!). 
Выходит, всё-таки была реализована идея зонтичного принципа раскрыва крыла!
Почему не прижилась - понятно, что ничего она не дает (в смысле недостатки превышают достоинства, имхо).
В рускоязычном поисковике о дельтаплане СИГАЛЛ много есть материала, но о зонтичном раскрыве - ничего.
Это была модификация единичного экземпляра на базе СИГАЛЛа?
А как насчёт дельтаплана "Атлас"
 
S

sun

Выходит, всё-таки была реализована идея зонтичного принципа раскрыва крыла!
В таком крыле, для обеспечения складываемости все латы сходятся к носовому узлу, где-то в инете встречал такую конструкцию, очевидно в массы не пошла из-за этих радиально расположенных лат, во первых они получаются очень длинными, во-вторых расположены почти поперек потока.
 
Вверх