О новых правилах проверки и выдачи свидетельств

ЛОДОЧНИК

Я все хочу, мне все здесь надо!
http://www.aex.ru/docs/2/2013/12/11/1946/
1.
Одним из важнейших элементов государственной системы обеспечения безопасности полетов является обеспечение допуска к выполнению обязанностей, критически важных с точки зрения обеспечении безопасности полетов, только специалистов отвечающим требованиям, установленным воздушным законодательством.



Допуск к деятельности в гражданской авиации производится в два этапа.

На первом этапе государство проводит проверку на соответствие установленным требованиям претендента на выполнение обязанностей и выдает соответствующее свидетельство.

На втором этапе допуск непосредственно к выполнению функций осуществляет работодатель, предварительно произведя подготовку, тренировки и контроль, предусмотренные воздушным законодательством.

Например, для допуска пилота к полету в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки эксплуатант должен выполнить, как минимум,  требования, установленные пунктами 5.84, 5.92 и 5.94 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации". При этом, необходимым условием является наличие у специалиста свидетельства, выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и международными стандартами ИКАО, свидетельство выдается после подтверждения соответствия кандидата на получение свидетельства установленным требованиям.

В СССР эта задача решалась в рамках единой авиакомпании и ассоциированного с ней уполномоченного органа в области гражданской авиации, что позволяло регулировать процедуры контроля за подготовкой авиационного персонала и его квалификацией путем издания инструкций, писем, телеграмм и подобных актов.

Подобное регулирование сохранилось в Российской Федерации до настоящего времени, но оно все меньше и меньше соответствует современным требованиям по обеспечению безопасности полетов и международным стандартам ИКАО в условиях ввода в эксплуатацию современных типов воздушных судов. Несоответствие выдаваемых свидетельств международным стандартам стало причиной претензий со стороны авиационных администраций иностранных государств.

Кроме того, неопределенность процедур выдачи свидетельств, отсутствие ясных требований к кандидатам на получение свидетельств, порядка учета выданных свидетельств и их бланков создавало условия для различных злоупотреблений, на что неоднократно обращали внимание правоохранительные органы.

Первым шагом к созданию современной системы контроля за подготовкой авиационного персонала и его квалификацией явилось издание федеральных авиационных правил, устанавливающих требования к специалистам гражданской авиации (приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147 и от 26 ноября 2009 г. № 216). Это современные требования, соответствующие международным стандартам ИКАО.

Однако для установления процедур проведения контроля соответствия требованиям упомянутых правил кандидатов на получение свидетельств, а также выдачи свидетельств потребовалось внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 129-ФЗ, что создало законодательные основы для реализации международных стандартов Приложения 1 к Конвенции о международной гражданской авиации в воздушном законодательстве Российской Федерации, в том числе, для издания комплекса правил в области контроля за подготовкой авиационного персонала гражданской авиации и его соответствием установленным требованиям.

На основании и во исполнение положений пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции 129-ФЗ) было принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (далее - постановление № 670).

Пунктом 5 указанного постановления предусмотрено, что порядок образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий, а также требования к их членам устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации, а пунктом 2 постановления определено, что виды (наименования) свидетельств устанавливаются федеральными авиационными правилами. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с указанными нормами были разработаны, в том числе проекты:

- приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении  Федеральных авиационных правил «Правила оформления свидетельств авиационного персонала гражданской авиации" (далее – Правила оформления свидетельств);

- приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Правил образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий Федерального агентства воздушного транспорта" (далее – Правила работы КК).

Для понимания принципов работы новой системы проекты необходимо рассматривать в комплексе с Постановлением № 670.

Остановлюсь на основных концептуальных положениях комплекса правил.

Комплексом правил регулируются следующие области:

- процедуры проверки знаний кандидата на получение свидетельства;

- процедуры проверки навыков кандидата на получение свидетельства;

- процедуры проверки состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств;

- порядок выдачи свидетельств;

- требования к форме свидетельств и порядку их оформления.

Проект Правил работы КК предусматривает осуществление проверки знаний методом тестирования с использованием персональных компьютеров или тестов, отпечатанных на бумаге. Для обеспечения контроля за соблюдением процедур проверки знаний проектом правил установлена необходимость присутствия работника Росавиации и ведения видеозаписи процесса проверки знаний.

Это позволяет снизить требования к квалификации экзаменаторов,  повысить объективность проверки знаний и обеспечить надлежащий контроль со стороны государства. Подобный подход широко применяется в международной практике и отлично себя зарекомендовал.

Для снижения времени ожидания прохождения проверки знаний, снижения издержек предприятий гражданской авиации и частных пилотов, находящихся на больших расстояниях от территориальных управлений Росавиации, проектом Правил работы КК предусмотрена возможность проведения проверки знаний в помещениях Росавиации, ее территориальных органов, а также в иных помещениях. Главное условие – соблюдение требований к процедурам проверки знаний.

Процедуры проверки навыков сохранили преемственность с существующей практикой, их осуществление квалифицированными инструкторами не должно вызвать затруднений ни у предприятий гражданской авиации ни у владельцев частных воздушных судов, ни уполномоченного органа в области гражданской авиации.

В дальнейшем планируется введение института экзаменаторов для проверки навыков членов летных экипажей, что позволит усовершенствовать государственный контроль за проверкой навыков кандидатов на получение свидетельств.

Необходимо отметить, что описанные процедуры проверки знаний и навыков относятся только к выдаче свидетельств и не затрагивают соответствующие проверки, предусмотренные для проведения в предприятиях гражданской авиации, например, пунктами 5.84, 5.92 и 5.94 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации".

Необходимость в безотлагательном издании актов, устанавливающих порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий на сегодня отсутствует, так как эта область регулируется другими нормативными правовыми актами.

В дальнейшем запланирована комплексная переработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию здоровья и процедуры медицинского освидетельствования авиационного персонала в целях достижения более полного соответствия международным стандартам ИКАО и снижения издержек отрасли.

Комплексом правил устанавливается также порядок оформления и выдачи свидетельств, который предусматривает, в том числе, исчерпывающий перечень записей, вносимых в свидетельство, сроки и порядок оформления свидетельств.

Предполагается установить законченный, исчерпывающий перечень записей и квалификационных отметок в свидетельствах, включающий только записи, предусмотренные Приложением 1 к Конвенции о международной гражданской авиации. Это позволит упорядочить процесс заполнения свидетельств и исключить возможность внесения надуманных ограничений в свидетельства.

Для обеспечения выполнения требований об указании сроков действия квалификационных отметок в свидетельствах, проектом предусмотрена обязанность обладателя свидетельства иметь с собой дополнительный документ с отметками о прохождении проверки навыков в сроки, установленные федеральными авиационными правилами. В указанный документ отметки вносят обладатели квалификационных отметок "инструктор" по результатам проверки навыков обладателя свидетельства. Это уже практикуется рядом авиакомпаний для предотвращения получения замечаний во время проверок по SAFA.

Указанный подход позволит максимально снизить количество обращений в уполномоченный орган при сохранении надлежащего государственного контроля.

Снижению количества обращений будет способствовать и отсутствие необходимости продления срока действия свидетельств.
 
2.
При разработке правил оформления свидетельств особое внимание уделено простоте оформления новых свидетельств. Для внесения новой отметки необходимо только внести изменения в информацию базы данных (несколько букв, цифр), распечатать свидетельство, согнуть его пополам и заламинировать.

В порядке выдаче свидетельств определены сроки выполнения процедур при выдаче свидетельств, критерии отказа в выдаче свидетельства, установлены требования к классу защиты бланков, хранению поданных документов, обязательность внесения информации о свидетельствах в соответствующую базу данных. Это позволит снизить вероятность злоупотреблений при выдаче свидетельств.

Проекты актов были неоднократно опубликованы в сети Интернет и дорабатывались по полученным замечаниям и предложениям.

В ходе обсуждения проектов чаще всего возникали следующие вопросы.

1. Предложенный порядок контроля знаний недопустимо замедлит выдачу свидетельств, так как проверка знаний будет проводиться только в квалификационных комиссиях и потребует значительного увеличения численности работников Росавиации, а также подготовки экспертов высокой квалификации.

Проектом правил не предусматривается увеличения трудоемкости или длительности проверки знаний. В работе комиссий и их рабочих групп и в настоящее время принимают участие работники Росавиации.

Более того, применение тестов позволит ускорить процессы и снизить требования к квалификации работников Росавиации, участвующих в проверке знаний.

Так, документом ИКАО Doc 9379 AN/916 к экзаменаторам, проводящим тестирование (супервайзеру на экзаменах) рекомендуется применять следующие несложные требования:

"Квалификационные требования:

a) обладать высокими моральными качествами;

b) не иметь отметок о дисквалификации в отношении проведения официальных экзаменов;

c) обладать приемлемым зрением и слухом;

d) обладать способностью следовать инструкциям, но действовать решительно, когда необходимо;

e) желательно иметь опыт работы преподавателем или супервайзером;

f) не иметь личного или профессионального конфликта интересов в связи с выполнением функции надзора за проведением экзаменов;

g) уметь пользоваться компьютером в соответствующих случаях."

Качество проверки знаний обеспечивается применением тестирования по утвержденным вопросам и объективным и личным контролем процесса проверки знаний.

Проект правил не предусматривает изменения порядка проверки знаний, за исключением того, что удостоверение работником авиационной администрации протокола проверки знаний без его участия в проверке теперь будет квалифицироваться как служебный подлог, а не нарушение неписаных правил.

Остается возможность проведения проверок в помещениях вне территориальных управлений, нет необходимости в организации частых заседаний квалификационных комиссий.

В соответствии с постановлением № 670 оформление свидетельств лицам из числа авиационного персонала будет производиться на основании документов, выданных на основании результатов проверки знаний и контроля знаний, прохождения обучения и т.п. Для осуществления указанных функций требуется квалификация в части документооборота, а не эксперта в области проверки знаний в области гражданской авиации.

Проект правил предусматривает сохранение силы ранее выданных свидетельств, а также обмен на свидетельства нового образца без проведения проверок. Кроме того, сокращение количества записей, вносимых в свидетельство, отсутствие необходимости продления его срока действия значительно сократит количество обращений в Росавиацию.

2. Отсутствие на свидетельстве фотографии сделает очень неудобным его использование.

Вне зависимости от наличия или отсутствия фотографии в свидетельстве оно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 не будет являться удостоверением личности. Кроме того, каждый член экипажа имеет ID карту с фотографией, а при выполнении международных полетов и заграничный паспорт.

Включение фотографии в свидетельство приведет к необходимости личного присутствия кандидата на получение свидетельства при выдаче свидетельства, удостоверения его личности, оценки соответствия фотографии личности кандидата на получение свидетельства или организации фотосъемки. Это повлечет за собой существенное и необоснованное увеличение трудоемкости процедур выдачи свидетельств.

Кроме того, это сделает невозможным направление документов и получение свидетельства по почте.

В международной практике в большинстве случаев применяются свидетельства без фотографий.

3. Отметка о сроке действия свидетельства, предусмотренная проектом, не соответствует международному праву, что приведет к замечаниям со стороны авиационных властей ЕС.

В Приложении 1 к Конвенции о международной гражданской авиации нет требований, об установлении конкретной даты окончания срока действия свидетельства.

В проекте правил оформления свидетельств в пункте IX. Свидетельства указано "Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство (This licence shall remain in force for the holder's lifetime unless revoked, suspended or varied)", что является точной копией записи в свидетельстве, предусмотренной в правилах Соединенного Королевства CAP 804 "Flight Crew Licensing: Mandatory Requirements, Policy and Guidance".

Подобные записи широко применяются в международной практике, соответствует требованиям международных стандартов ИКАО и не вызывают обоснованных замечаний со стороны авиационных администраций иностранных государств.

Воздушным законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение периодического контроля навыков и состояния здоровья обладателей свидетельств.

Кроме того, изменениями в федеральные авиационные правила, предусмотренными проектом правил оформления свидетельств, предусматривается обязанность для обладателей свидетельств летного экипажа иметь при себе документы о прохождении указанных видов контроля.
 
Это личное мнение г-на Шнырева или оф.документ - как результат работы комиссии АОН?
Когда уже что то конкретное родят?
 
Я так понял, пилотские будут нового образца, бессрочные, зачёты нужно будет сдавать по тестам, а при необходимости поменять пилотское (продлить срок действия) можно дистанционно. Я правильно понял? :-?
 
Что то я не понял, а эти Правила для нас, АОНовцев? Везде по тексту идет речь о авиационом ПЕРСОНАЛЕ и Специалистах. Как частник, я никоим образом не отношусь к ПЕРСОНАЛУ -работнику какой либо организации, значит и эти положения не для меня. А как на самом деле? Или у нас как обычно все смешали в кучу-и персонал и специалистов и любителей и всех уравняли. А ведь любой юрист легко докажет, что требования к специалисту ГА и персоналу не имеют ко мне никакого отношения. Просветите "темноту" :STUPID
 
" Какчастник, я"
Просветите "темноту" По башке
Даже О.И. Бендер чтил КОДЕКС(документ регламентирующий сферу его деятельности).
Если не чтить, то хотя бы прочитать (воздушный КОДЕКС)надо.
😉
Надо  опредлиться  "КАКЧАСТНИК" Вы или ПЕРСОНАЛ
 
Даже О.И. Бендер чтил КОДЕКС(документ регламентирующий сферу его деятельности).
Если не чтить, то хотя бы прочитать (воздушный КОДЕКС)надо.

Надо  опредлиться  "КАКЧАСТНИК" Вы или ПЕРСОНАЛ

А вместо вот этих поучений, по сути ни как ни сказать ? Все равно ведь  по кнопкам стучали. Ну и настучали бы конкретно по вопросу. Если конечно сами в теме.
 
А Я так понял, что с 1 ноября старые пилотские отменят и надо будет готовит очереднык 15- 20 тыс. руб.на новые.
 
Даже О.И. Бендер чтил КОДЕКС(документ регламентирующий сферу его деятельности).
Если не чтить, то хотя бы прочитать (воздушный КОДЕКС)надо.
😉
Надо  опредлиться  "КАКЧАСТНИК" Вы или ПЕРСОНАЛ [/quote]


Действительно, "ответ" ни о чем. Пилотское надо иметь в любом случае, это понятно. А вот каким образом его получать и какие теперь требования? Повторяю, я не отношусь к ПЕРСОНАЛУ и СПЕЦИАЛИСТУ ГА.. Почитайте определение что это такое.
 
Что то я не понял, а эти Правила для нас, АОНовцев? Везде по тексту идет речь о авиационом ПЕРСОНАЛЕ и Специалистах. Как частник, я никоим образом не отношусь к ПЕРСОНАЛУ -работнику какой либо организации, значит и эти положения не для меня. А как на самом деле? Или у нас как обычно все смешали в кучу-и персонал и специалистов и любителей и всех уравняли. А ведь любой юрист легко докажет, что требования к специалисту ГА и персоналу не имеют ко мне никакого отношения. Просветите "темноту" :STUPID
Уважаемый Владимир, внимательно прочитайте пожалуйста Воздушный кодекс, например статья 21, АОН это тоже гражданская авиация, а так же статью 52, и Вы поймете, что Вы относитесь к персоналу, если Вы частный пилот, то это не значит, что Вы вне закона. А в остальном читайте Постановление, там все довольно понятно написано как и в каком порядке будут выдаваться (обмениваться) пилотские свидетельства.
Господа, прежде чем вступать в дискуссию, читайте пожалуйста документы ВНИМАТЕЛЬНО и ПОЛНОСТЬЮ, тогда не возникает глупых "почему".
А Лодочнику огромное спасибо за организацию ликбеза среди нашего еще к сожалению малообразованного, в большинстве своем, сообщества пилотов - любителей, причем ЛЮБИТЕЛЕЙ именно по сути, а не по статусу.
 
Что то я не понял, а эти Правила для нас, АОНовцев? Везде по тексту идет речь о авиационом ПЕРСОНАЛЕ и Специалистах. Как частник, я никоим образом не отношусь к ПЕРСОНАЛУ -работнику какой либо организации, значит и эти положения не для меня. А как на самом деле? Или у нас как обычно все смешали в кучу-и персонал и специалистов и любителей и всех уравняли. А ведь любой юрист легко докажет, что требования к специалисту ГА и персоналу не имеют ко мне никакого отношения. Просветите "темноту" :STUPID
http://www.rg.ru/2013/08/13/aviadocs-site-dok.html
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 г. Москва
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - свидетельство).
 
Я так понял, пилотские будут нового образца, бессрочные, зачёты нужно будет сдавать по тестам, а при необходимости поменять пилотское (продлить срок действия) можно дистанционно. Я правильно понял? :-?
Попробуйте разделить вопросы.
 
Проект правил предусматривает сохранение силы ранее выданных свидетельств, а также обмен на свидетельства нового образца без проведения проверок. Кроме того, сокращение количества записей, вносимых в свидетельство, отсутствие необходимости продления его срока действия значительно сократит количество обращений в Росавиацию.
Это по поводу "нового образца и бессрочные"



"Проверка знаний осуществляется в форме тестирования.

Тесты формируются из вопросов по областям знаний, предусмотренных федеральными авиационными правилами для обладателей соответствующих видов свидетельств.

Перечни и содержание вопросов для проверки знаний кандидата на получение свидетельства каждого вида утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

В случае если при тестировании кандидат на получение свидетельства дал правильные ответы более чем на 75 процентов вопросов, проверка знаний считается успешно пройденной. В ином случае кандидат на получение свидетельства проходит повторную проверку знаний, которая проводится не ранее чем через 14 дней со дня проведения предыдущей проверки."
http://www.rg.ru/2013/08/13/aviadocs-site-dok.html
Это по поводу тестов.

А по поводу дистанционно я, видать, что-то напутал. Имел в виду, что проверка может осуществляться не только в том месте, где расположен АУЦ, но и любом другом месте, где это удобно проверяемому и проверяющему:

"6. Кандидат на получение свидетельства проходит проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами (далее - проверка навыков), которая осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к лицу, имеющему право проверки навыков.

Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции пилота:

осуществляется лицом, обладающим свидетельством с внесенной в него записью о праве проведения подготовки кандидатов на получение свидетельств соответствующего вида;

осуществляется на воздушном судне, класс или тип которого соответствует получаемому свидетельству, с двойным управлением в полете или на тренажерном устройстве имитации полета, допущенном к применению в целях контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

не может осуществляться лицом, участвовавшим в подготовке (обучении) кандидата на получение свидетельства.



Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции по техническому обслуживанию воздушных судов, осуществляется:

лицом, обладающим свидетельством, позволяющим выполнять функции по техническому обслуживанию, и имеющим опыт работы по техническому обслуживанию воздушных судов не менее 3 лет;

в ходе практической работы (стажировки).

Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции сотрудника по обеспечению полетов, осуществляется:

лицом, обладающим свидетельством, позволяющим выполнять функции сотрудника по обеспечению полетов, и имеющим опыт работы по обеспечению полетов не менее 2 лет;

в ходе практической работы (стажировки) по обеспечению полетов.

По результатам проведения проверки навыков лицо, осуществившее проверку, выдает кандидату на получение свидетельства справку, содержащую..."
http://www.rg.ru/2013/08/13/aviadocs-site-dok.html
 
Господа, я понимаю, что меня сейчас отправят читать ФАП 147, но все же:

- имеет мне (и не только мне) смысл заниматься продлением пилотского или исходя из ФАП 147 считать, что оно и так всегда действует?

Да? нет? почему?

какие за и против?
 
имеет мне (и не только мне) смысл заниматься продлением пилотского или исходя из ФАП 147 считать, что оно и так всегда действует?

поддерживаю вопрос  :-? к сожелению в моём пилотском стоит срок ДО... , хотя ФАП говорит о другом, что срок действия по сроку действия справки ВЛЭК. И что же всё же делать, проходить ВЛЭК, продлевать пилотское или продлевать уже не нужно? :-?
 
имеет мне (и не только мне) смысл заниматься продлением пилотского или исходя из ФАП 147 считать, что оно и так всегда действует?

поддерживаю вопрос  :-? к сожелению в моём пилотском стоит срок ДО... , хотя ФАП говорит о другом, что срок действия по сроку действия справки ВЛЭК. И что же всё же делать, проходить ВЛЭК, продлевать пилотское или продлевать уже не нужно? :-?
У вас в свидетельствах черным по зеленому на двух языках стоит дата действия документа, заверенная синей печатью с гербом. Попробуйте с ним вылететь из нашего или тем более зарубежного аэропорта при появлении у самолета инспектора.
Уполномоченный орган ВКК, хотите что бы было все законно получите у них запись БЕССРОЧНО. Желательно тоже на двух языках. Ну и не забывайте кроме медсправки про действующую летную проверку с уполномоченным на это инструктором. Желательно расписанную не только в вашей летной книжке, но так же в книжке инструктора. Да и самолету не мешало бы иметь записи в формулярах, что в этот день он летал вместе с вами.
Все выше сказанное собственное мнение. Мнение ВКК, Росавиации, Минтранса, ФСНСТ, прокуратуры, суда и прочих свободных художников, может отличаться.
 
Мнение ВКК, Росавиации, Минтранса, ФСНСТ, прокуратуры, суда и прочих свободных художников, может отличаться. 
А как быть остальным простым смертным? Где-то можно узнать о порядке выдачи и замены пилотских и других свидетельств?
 
Мнение ВКК, Росавиации, Минтранса, ФСНСТ, прокуратуры, суда и прочих свободных художников, может отличаться. 
А как быть остальным простым смертным? Где-то можно узнать о порядке выдачи и замены пилотских и других свидетельств?
Конечно можно. Достаточно перечитать эту тему сначала.
 
Назад
Вверх