ЛОДОЧНИК
Я все хочу, мне все здесь надо!
- Откуда
- деревня Ватулино
http://www.aex.ru/docs/2/2013/12/11/1946/
1.
1.
Одним из важнейших элементов государственной системы обеспечения безопасности полетов является обеспечение допуска к выполнению обязанностей, критически важных с точки зрения обеспечении безопасности полетов, только специалистов отвечающим требованиям, установленным воздушным законодательством.
Допуск к деятельности в гражданской авиации производится в два этапа.
На первом этапе государство проводит проверку на соответствие установленным требованиям претендента на выполнение обязанностей и выдает соответствующее свидетельство.
На втором этапе допуск непосредственно к выполнению функций осуществляет работодатель, предварительно произведя подготовку, тренировки и контроль, предусмотренные воздушным законодательством.
Например, для допуска пилота к полету в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки эксплуатант должен выполнить, как минимум, требования, установленные пунктами 5.84, 5.92 и 5.94 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации". При этом, необходимым условием является наличие у специалиста свидетельства, выданного уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и международными стандартами ИКАО, свидетельство выдается после подтверждения соответствия кандидата на получение свидетельства установленным требованиям.
В СССР эта задача решалась в рамках единой авиакомпании и ассоциированного с ней уполномоченного органа в области гражданской авиации, что позволяло регулировать процедуры контроля за подготовкой авиационного персонала и его квалификацией путем издания инструкций, писем, телеграмм и подобных актов.
Подобное регулирование сохранилось в Российской Федерации до настоящего времени, но оно все меньше и меньше соответствует современным требованиям по обеспечению безопасности полетов и международным стандартам ИКАО в условиях ввода в эксплуатацию современных типов воздушных судов. Несоответствие выдаваемых свидетельств международным стандартам стало причиной претензий со стороны авиационных администраций иностранных государств.
Кроме того, неопределенность процедур выдачи свидетельств, отсутствие ясных требований к кандидатам на получение свидетельств, порядка учета выданных свидетельств и их бланков создавало условия для различных злоупотреблений, на что неоднократно обращали внимание правоохранительные органы.
Первым шагом к созданию современной системы контроля за подготовкой авиационного персонала и его квалификацией явилось издание федеральных авиационных правил, устанавливающих требования к специалистам гражданской авиации (приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147 и от 26 ноября 2009 г. № 216). Это современные требования, соответствующие международным стандартам ИКАО.
Однако для установления процедур проведения контроля соответствия требованиям упомянутых правил кандидатов на получение свидетельств, а также выдачи свидетельств потребовалось внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации. Такие изменения были внесены Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 129-ФЗ, что создало законодательные основы для реализации международных стандартов Приложения 1 к Конвенции о международной гражданской авиации в воздушном законодательстве Российской Федерации, в том числе, для издания комплекса правил в области контроля за подготовкой авиационного персонала гражданской авиации и его соответствием установленным требованиям.
На основании и во исполнение положений пункта 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции 129-ФЗ) было принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (далее - постановление № 670).
Пунктом 5 указанного постановления предусмотрено, что порядок образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий, а также требования к их членам устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации, а пунктом 2 постановления определено, что виды (наименования) свидетельств устанавливаются федеральными авиационными правилами. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с указанными нормами были разработаны, в том числе проекты:
- приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила оформления свидетельств авиационного персонала гражданской авиации" (далее – Правила оформления свидетельств);
- приказ Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Правил образования и работы высшей квалификационной комиссии и территориальных квалификационных комиссий Федерального агентства воздушного транспорта" (далее – Правила работы КК).
Для понимания принципов работы новой системы проекты необходимо рассматривать в комплексе с Постановлением № 670.
Остановлюсь на основных концептуальных положениях комплекса правил.
Комплексом правил регулируются следующие области:
- процедуры проверки знаний кандидата на получение свидетельства;
- процедуры проверки навыков кандидата на получение свидетельства;
- процедуры проверки состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств;
- порядок выдачи свидетельств;
- требования к форме свидетельств и порядку их оформления.
Проект Правил работы КК предусматривает осуществление проверки знаний методом тестирования с использованием персональных компьютеров или тестов, отпечатанных на бумаге. Для обеспечения контроля за соблюдением процедур проверки знаний проектом правил установлена необходимость присутствия работника Росавиации и ведения видеозаписи процесса проверки знаний.
Это позволяет снизить требования к квалификации экзаменаторов, повысить объективность проверки знаний и обеспечить надлежащий контроль со стороны государства. Подобный подход широко применяется в международной практике и отлично себя зарекомендовал.
Для снижения времени ожидания прохождения проверки знаний, снижения издержек предприятий гражданской авиации и частных пилотов, находящихся на больших расстояниях от территориальных управлений Росавиации, проектом Правил работы КК предусмотрена возможность проведения проверки знаний в помещениях Росавиации, ее территориальных органов, а также в иных помещениях. Главное условие – соблюдение требований к процедурам проверки знаний.
Процедуры проверки навыков сохранили преемственность с существующей практикой, их осуществление квалифицированными инструкторами не должно вызвать затруднений ни у предприятий гражданской авиации ни у владельцев частных воздушных судов, ни уполномоченного органа в области гражданской авиации.
В дальнейшем планируется введение института экзаменаторов для проверки навыков членов летных экипажей, что позволит усовершенствовать государственный контроль за проверкой навыков кандидатов на получение свидетельств.
Необходимо отметить, что описанные процедуры проверки знаний и навыков относятся только к выдаче свидетельств и не затрагивают соответствующие проверки, предусмотренные для проведения в предприятиях гражданской авиации, например, пунктами 5.84, 5.92 и 5.94 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации".
Необходимость в безотлагательном издании актов, устанавливающих порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий на сегодня отсутствует, так как эта область регулируется другими нормативными правовыми актами.
В дальнейшем запланирована комплексная переработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования к состоянию здоровья и процедуры медицинского освидетельствования авиационного персонала в целях достижения более полного соответствия международным стандартам ИКАО и снижения издержек отрасли.
Комплексом правил устанавливается также порядок оформления и выдачи свидетельств, который предусматривает, в том числе, исчерпывающий перечень записей, вносимых в свидетельство, сроки и порядок оформления свидетельств.
Предполагается установить законченный, исчерпывающий перечень записей и квалификационных отметок в свидетельствах, включающий только записи, предусмотренные Приложением 1 к Конвенции о международной гражданской авиации. Это позволит упорядочить процесс заполнения свидетельств и исключить возможность внесения надуманных ограничений в свидетельства.
Для обеспечения выполнения требований об указании сроков действия квалификационных отметок в свидетельствах, проектом предусмотрена обязанность обладателя свидетельства иметь с собой дополнительный документ с отметками о прохождении проверки навыков в сроки, установленные федеральными авиационными правилами. В указанный документ отметки вносят обладатели квалификационных отметок "инструктор" по результатам проверки навыков обладателя свидетельства. Это уже практикуется рядом авиакомпаний для предотвращения получения замечаний во время проверок по SAFA.
Указанный подход позволит максимально снизить количество обращений в уполномоченный орган при сохранении надлежащего государственного контроля.
Снижению количества обращений будет способствовать и отсутствие необходимости продления срока действия свидетельств.