О пользе выразительного чтения перед полетом.

Если осмотр или проверка были по какам-то причинам прерваны, нужно обязательно начать с начала -это из личного опыта. Если кому-то кажется, что проговаривание вслух карты выглядит глупо (особенно когда никого рядом нет) - у него тоже появится "личный опыт".
 
ЛОДОЧНИК  мамка  то  научила, вот  как  по  жизни  поступит  тот  или  иной  пилот  все  зависит  от  другого  , самодисциплины.  Как  говорят  если  кто мудак , так  это  на  долго.
  Действительно  от  перемены  мест  , типа  и условий  человеку  свойственно  перегруппировываться, тут  конечно  нужен  опыт  и  от  возможных  ошибок  не  застрахуешься.  В  этом  на  СЛА  нужна  хорошая предполетная  подготовка самого  пилота, в  его  башке  должно  проходить  красной  линией, что  безопасность  это  главное  и  она  рождается  на  земле.
 
карту обязан знать наизусть,
нам заучивать запрещалось категорически 🙂
считается,что это может привести к формальной скороговорке, механической и бездумной,особенно если квс торопливый,да еще и спешит..) а смысл совсем не в том,чтоб карту прочитать,а в том чтоб ее выполнить.А для этого за каждым пунктом надо посмотреть и увидеть выполненное действие.такой вот тонкий психологический ньюанс.
 
ЛОДОЧНИК  мамка  то  научила, вот  как  по  жизни  поступит  тот  или  иной  пилот  все  зависит  от  другого  , самодисциплины.  Как  говорят  если  кто мудак , так  это  на  долго.
  Действительно  от  перемены  мест  , типа  и условий  человеку  свойственно  перегруппировываться, тут  конечно  нужен  опыт  и  от  возможных  ошибок  не  застрахуешься.  В  этом  на  СЛА  нужна  хорошая предполетная  подготовка самого  пилота, в  его  башке  должно  проходить  красной  линией, что  безопасность  это  главное  и  она  рождается  на  земле.
Разговор как раз о том, что в приведенных примерах опыт не нужен, а нужен букварь, даже если завтра на пенсию или вчера был первый самостоятельный. И не важно СЛА это или многодвигательный луноход. Букварь помогает в любой ситуации написать слово из трех букв без ошибок, даже самому не самодисциплинированному индивидуму.
 
карту обязан знать наизусть,
нам заучивать запрещалось категорически 🙂
считается,что это может привести к формальной скороговорке, механической и бездумной,особенно если квс торопливый,да еще и спешит..) а смысл совсем не в том,чтоб карту прочитать,а в том чтоб ее выполнить.А для этого за каждым пунктом надо посмотреть и увидеть выполненное действие.такой вот тонкий психологический ньюанс.

Очень правильный подход. На Текнаме двухдвигательном даже не пытался никогда карту запомнить, не разу ничего не забыл, просто не помню 🙂 по поводу спешки гениальная цитата:
"Что такое работать быстро? Это означает делать медленные движения без перерывов между ними"
Марк Галлай.
 
Если осмотр или проверка были по какам-то причинам прерваны, нужно обязательно начать с начала -это из личного опыта.

Золотые слова!

История годичной давности.

Готовлю к взлету свой Пайпер.
Все стандартно (а я ВСЕГДА читаю чек-лист).
Делаю walk-around - внешний осмотр. Снимаю струбцину с левого элерона, иду вокруг - звонок на сотовый. Прерываюсь на разговор и залезаю в кабину, забыв про струбцинку правого элерона.
Делаю прорцедуры в кокпите, запускаю мотор, run-up, - по чек-листу. На строчке: "проверить свободное перемещение органов управления и проконтролировать движение управляющих элементов" идет второй звонок на сотовый - консультация по погоде. И я забываю исполнить эту строку.
Бежит владелец аэропорта, машет - давай, освобождай площадку. И я выруливаю на исполнительный.

Взлет нормально, несколько упражнений, посадка, заруливаю на стоянку и привязываю самолет.
Опаньки - одной струбцины нет!
Мучительно пытаюсь вспомнить, была ли она, и прошибает холодный пот - не помню, чтобы я ее снимал.
В оторопи бреду по taxi-way, потом по ВПП и в пяти метрах от начала разгона обнаруживаю ее, родимую, в траве!
Не оставил меня господь: пока шевелил штурвалом, струбцинка отпала сама.

С тех пор золотое правило: прервал чек-лист - начни сначала, да еще с большим тщанием!
 
Ещё о педантичности. Давно ввёл себе в практику общего предполётного осмотра полезное дополнение - инспекцию подкапотного пространства по определённой (придуманной самостоятельно) схеме. Типа: свечи осмотрел, коллектор осмотрел, мотораму осмотрел, тросики РУД, качества, подогрева осмотрел... и так далее. Когда смотришь по системе "вроде ничего не отвалилось - ну и ладно", то много чего пропускаешь.

Этим летом обнаружил нарушение герметичности впускного патрубка. Развалился хомут, и металлическая часть уже почти вылезла из резинки. Последствия (на полуторачасовом маршруте над лесистой безаэродромной местностью) были-бы неприятны.

И, буквально, в это воскресенье: Стоял на перроне и грел движок в ожидании отбытия пролётного борта. Под капот не залезал (даже масло не смотрел) - с утра всё было ещё нормально, вылезать из тёплого самолёта не хотелось. А хотелось поскорее взвиться, минут 10 пошугать деревенских в учебно-тренировочных целях, да и закрыть полёты. Но пересилил лень и вылез. Дошёл до осмотра печки, пнул ногой выхлопную трубу (это тоже входит у меня в "карту проверок") и обнаружил разломившуюся пополам рейку, которая обеспечивает неподвижность выхлопной трубы и печки относительно коллектора. Без неё весь узел держится чуть менее, чем никак. Взлети я без проверки - имел-бы (как минимум) сорванные воздуховоды, а как максимум - разгерметизацию глушака и поток бодрящего СО в подкапотное пространство (а оттуда - в кабину, через щели в уплотнителях кожуха цилиндров).
 
Давно ввёл себе в практику общего предполётного осмотра полезное дополнение - инспекцию подкапотного пространства по определённой (придуманной самостоятельно) схеме. Типа: свечи осмотрел, коллектор осмотрел, мотораму осмотрел, тросики РУД, качества, подогрева осмотрел... и так далее.
Сгруппируйте по пунктам и подпунктам осмотр по системам, это логично, надёжно и удобно для запоминания. Заодно и матчасть лучше узнаете)). Ваш пример (типа)) под капотом:
- моторама: общее состояние, узлы (п.п. крепление, состояние подушек и т.д.);
- компоненты системы зажигания: свечи, колпачки, проводка, магнето, проводка в кабинку;
- компоненты топливной системы....
- компоненты системы смазки двигателя...
- компоненты системы охлаждения...
- компоненты системы выхлопа...
- топливная система...
- система выхлопа...
 
Сгруппируйте по пунктам и подпунктам осмотр по системам, это логично, надёжно и удобно для запоминания
Именно по такому принципу

Заодно и матчасть лучше узнаете
Да и так уже ЦПГ как автомат Калашникова разбираю 😉
 
Продолжаем чудить почти под капирку.
http://www.privmtu.ru/safety_flights/info/bp2_2015.pdf
В связи с этим вспомнился еще один эпизод из практики закончившийся не так благополучно из серии про детские подсвеченные грабли по которым уже 100 лет как показывает практика ходят все, начиная от молодого дельталетчика и заканчивая седыми линейными.
Зима, полеты. Скайренджер. Инструктор достаточно молодой военный летчик не часто летающий на этом самолетике. Второй полет в этот день. Самолет остыл и пришлось выполнить нечасто встречающуюся в эксплуатации процедуру при повторных вылетах, был включен обогатитель и соответственно так и оставлен. Ну карта конечно на маленьком таком не нужна, мы же не можем перепутать четыре действия
1) Расстегнуть ширинку
2) Поссать
3) Стряхнуть
4) Застегнуть не прищемив
Полоса 800 метров. Через сто метров Скай почему то превычно не взлетел.
Не взлетел он и через двести и через триста метров. Хрен вам кричал самолетик. Ха, подумал экипаж, у нас еще пятьсот метров впереди... В результате через четыреста метров им всё-таки удалось оторвать самолет от планеты и набрав десять метров на задыхающимся двигателе уронить обратно на планету свалив на крыло. Разрушенный ВС, два поцарапанных и почему то расстроенных пилота.

Писал уже, но это тот случай когда лучше повторятся.
Очень часто замечал и замечаю, что достаточно большое количество пилотов маленьких ЛА, после установки РУД на максимал и начала разбега просто забывают про все на свете и смотрят только вперед, максимум кидают взгляд на УС. А ведь до взлета еще уйма времени. Наши ЛА как правило гораздо дольше разгоняются до сотни, чем любой современный авто. И есть еще столько времени посмотреть на темп роста скорости, давление топлива при максимальном режиме, температуры двигателя, убедится, что ваш ЛА набрал 75% вашей взлетной скорости до центра короткой полосы. И только тогда, принять то самое главное решение, за право принятия которого вы пожертвовали многим, поторатили огромное количество времени, денег и сил.
ЭКИПАЖ ВЗЛЕТАЕМ.

На днях произошел еще один типичный для АОН случай при подготовке к взлету вертолета. Предотвратить дальнейшее развитие событий помог одиноко стоящий в поле таджик. Он подошел к вертолету и спросил - уверен ли КВС, что он хочет лететь с установленными на лыжах транспортировочными колесами...
А с чехлами на винте вы когда нибудь запускались?
А с водилом не снятым пробовали рулить?
Если нет, то у вас еще все впереди, если вы в 100% случаев не исполняете "священный танец пилота" 🙂
Понаблюдайте за коллегами. Хорошо настроенный на полет летчик и инструктор определяется сразу из далека. Непосредственно перед тем как сесть в кабину ЛА (а не в ангаре!), он обязательно в одиночестве или с курсантом, пройдет медленно вокруг своего аппарата, посмотрит на него очень внимательно, скорее всего потрогает, где нежно, где с усилием, некоторые еще погладят и поговорят с ним (не бойтесь, он здоров 🙂)
Вы всегда обходите свой ЛА непосредственно перед тем как сесть в кабину. А ваш инструктор? А может стоит задуматься...?
 

Вложения

  • image_957.jpg
    image_957.jpg
    144,8 КБ · Просмотры: 78
А с чехлами на винте вы когда нибудь запускались?
Запускались. Кроме экономии времени на съём - никакого вреда. Единственно - с крыши ангара в конце смены тяжело их доставать.

А с водилом не снятым пробовали рулить?
А то! Почти получилось. Если-бы не проклятая кочка - она во всём виновата - может и до исполнительного дорулил-бы  ;D
 

Вложения

  • prop_defect_small.jpg
    prop_defect_small.jpg
    63,8 КБ · Просмотры: 85
Назад
Вверх