«Общие технические сведения», пособие по аэродинамике и системам самолёта.

Akeon

On my way to Airliner Career
Я закончил одну очень большую работу, которую делал последние четыре месяца. Это бесплатное учебное пособие «Общие технические сведения», куда входит самая базовая аэродинамика и информация по системам самолёта. Помимо этого пособия я собираюсь написать ещё два: «Метеорология» и «Навигация».

Давайте подробнее расскажу что я создал и зачем. Ниже будет «многабукафф», так что, устраивайтесь поудобнее 🙂.

Полгода назад в России за три дня произошло сразу несколько катастроф. На форумах стали обсуждать произошедшее, и часто встречающаяся безграмотность среди пилотов-любителей сподвигла меня начать делать то, за что я собирался взяться ещё четыре года назад, сразу после того, как стал готовиться к израильским экзаменам на подтверждение своей российской ультралайтной лицензии. И вот я понял, что пришло время и мне «вернуть старые долги» и помочь пилотам из России. Там я начинал летать, всё, что я умею и знаю сегодня, лежит корнями там, на крошечных травяных аэродромчиках, над которыми жужжат цветные паралёты, дельталёты, и самолёты. Это мои истоки, и я чувствую, что должен сделать свой вклад в российскую авиацию, особенно отсюда, из благополучного Израиля, и особенно теперь, когда в России такие проблемы в отрасли.

Итак, я написал о том, зачем это нужно мне. Теперь расскажу для кого моё пособие и чем оно отличается ото всех других русскоязычных материалов на эту тему.

Своё интерактивное пособие я адресую тем, кто либо только начинает путь частного пилота, либо уже летает и планирует теперь просто летать в Европу, либо получить тамошнюю лицензию, или просто валидировать в Европе своё российское пилотское.

В моём пособии материал представлен максимально просто и понятно (тут я «срисовал» идею с израильских пособий, поразивших меня идеей и подачей), все слайды снабжены моими собственными иллюстрациями (предмет моей особой гордости, особенно в части теории винта, но об этом я напишу отдельный пост), после каждой темы даны вопросы и варианты ответов, как в реальном тесте в Израиле, с ссылками на слайды с ответами и решениями.

Важно сказать, что в пособии использована имперская система (футы, дюймы, узлы и пр.) и английские сокращения и символы в формулах. Во вступительном слове, в самом пособии уже, я объяснил почему принял это решение, не буду здесь повторяться.

В Европе, США и Израиле учебники можно в большинстве случаев получить бесплатно (как, например, PHAK на сайте FAA), а вот материалы с тестами, подобные моему, уже стоят денег, потому что в них содержится не только сам материал, но и помощь в подготовке к настоящим тестам для теоретических экзаменов. Я, однако, принципиально хочу отдать свой труд бесплатно. Одну причину я указал выше, другая заключается в том, что мне видится более важным приложить руку к безопасности полётов в России, чем заработать на этом. Если моя скромная работа поможет хотя бы одному пилоту лучше понимать происходящее с ним и машиной в воздухе, я бы сказал, что моя задача выполнена на 100%. Поэтому берите, пользуйтесь, в том числе, при обучении своих курсантов, если вы инструктор-одиночка.

Я прошу помочь распространить пособие как можно шире. Мне кажется, я сделал хорошую и важную работу, уверен, она должна найти своих адресатов. А я, тем временем, продолжу работать над двумя оставшимися пособиями, которые будут сделаны по тому же принципу, что и «Общие технические сведения»: максимально просто и понятно поданый материал, параллельно русские и английские термины, тестирование после каждой темы с ответами.

Если у вас будут комментарии, или вы заметите в пособии ошибки/помарки, пожалуйста, не стесняйтесь и пишите мне на почту, в вацап, мессенджер и пр. Так как я в данном случае «сам себе режиссёр» — я и пишу, и иллюстрирую, и делаю интерактив, и правлю стилистику-грамматику, и корректирую — без блох вряд ли может обойтись. Критических ошибок быть не должно, я много времени посвятил тому, чтобы всё проверить и перепроверить. И тем не менее.

Спасибо большое за внимание, желаю вам безопасных полётов!

https://drive.google.com/folderview?id=1SGoJAjbfsm6G-8W5Ie8IC3n8A0nIWlBR
 
https://drive.google.com/folderview?id=1SGoJAjbfsm6G-8W5Ie8IC3n8A0nIWlBR

ttps://drive.google.com/folderview?id=1SGoJAjbfsm6G-8W5Ie8IC3n8A0nIWlBR

Ссылка вот так половинная и не открывается 🙁
 
"...Кроме того, теория разных скоростей потока и разных давлений совершенно не объясняет возможность перевернутого полета для самолетов с несимметричным профилем, что можно наблюдать в тысячах демонстрационных полетах по всему миру."
Хм... я как то думал, что вполне объясняет...
 

Вложения

  • 00_046.jpg
    00_046.jpg
    27,5 КБ · Просмотры: 294
"...Кроме того, теория разных скоростей потока и разных давлений совершенно не объясняет возможность перевернутого полета для самолетов с несимметричным профилем, что можно наблюдать в тысячах демонстрационных полетах по всему миру."
Хм... я как то думал, что вполне объясняет...
Я тоже думаю, что объясняет, если понимать, что в обратном полёте на симметричном крыле угол атаки и скорость должнв быть больше, чем в прямом.
 
@ candid

Так вот, самые новый данные, а не старые учебники, как раз, опровергают это. В третий раз рекомендую прочесть статью по ссылке, там подробно описано что и почему.
 
@ Старый Шкраб

О! Спасибо! Какой-то старый слайд затесался, когда я сам разбирался в понятиях и терминах. Исправил, поставил актуальный!

Это просто передняя и задняя кромки САХ. Имеют свои позиции, выраженные в дюймах, отсчитанные от нулевой отметки. На западе в АОН производители самолётов делают рассчёт центровок не в %от САХ, а от нулевой отметки, это гораздо проще для пилотов-любителей.

Я последний раз повторю: это не теория

А что?!!! ;D
Современные данные. Опять же, стоит взять на себя труд и ознакомиться с предоставленной по ссылке симуляцией и детальным разъяснениями что есть что.
 
@ Akeon
- Скажите пожалуйста, если закон Бернулли и разница в скорости обтекания, по Вашему мнению, не являются корректным описанием возникновения подъёмной силы, то теорема Жуковского объясняет?
- Прокомментируйте (разъясните смысловое значение), пожалуйста постулат: "Стагнация молекул в нижней части передней кромки крыла". В современном русском языке ( а мы здесь общаемся именно на нём) понятие термина "Стагнация" трактуется как "СТАГНАЦИЯ (от латинского stagno - делаю неподвижным), депрессия в экономике, застой в производстве, торговле и т.д. Выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, ее невосприимчивости к нововведениям, научно-техническому прогрессу." https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45150
Таким образом, это термин не технический,  а экономический и описывает процессы протекающие в сфере экономики, а никак ни аэродинамики.
- Если Вас не затруднит, найдите пожалуйста реальное изображение (фото или видео съёмку) процессов обтекания крыла или любого другого физического тела, демонстрирующего как именно происходит "рикошет потока", где "молекулы потока отскакивают вниз и назад"
- Вы пишите:увеличить значение подъёмной силы можно за счёт:
       * увеличения скорости...
       * увеличение площади крыла
       * увеличения угла атаки.
Открою Вам страшную тайну, вернее две.
Во-первых - на площадь крыла, в полёте, на большинстве самолётов (за исключением, разве что, самолётов с крылом изменяемой стреловидности) лётчик управляющего воздействия совершить не может. От слова совсем.
Во-вторых - есть, таки ещё один параметр, о котором в публикации на сайте NASA, почему-то умалчивают. То ли не знают, то ли знают, но забыли, а может не забыли вовсе, а скрывают, как страшную военную тайну, им виднее. Так вот, Коэффициент подъёмной силы, а стало быть и сама подъёмная сила зависит ещё и от формы профиля, выражаясь вульгарным языком с упрощёнными понятиями, от кривизны профиля. То есть от выпуска или уборки механизации.
- Вы пишите, что что "перед движущимся телом образуется область повышенного давления, это часть потока "сжатая" телом". Я Вам хочу заметить что на скоростях полёта менее М=0,4 явление сжимаемости воздуха не проявляется в таких величинах, чтобы его нужно было учитывать на практике. А это, между прочим 340*0,4=136м/с или почти 490км/ч. Не хилая такая поршневая Cessna получается. Как раз для первоначальных полётов.
____________________________________________________
Дальше комментировать не хочу. И так всё ясно.
____________________________________________________
НО.  Нельзя не уважать Ваше стремление помочь начинающим пилотам, тем более, что сейчас далеко не все имеют возможность получить основательные базовые знания по авиационным дисциплинам.
В связи с этим, у меня к Вам конструктивное  предложение.
Давайте мы напишем такую книгу вместе. Меня, при этом, можно даже не упоминать. Лишь бы было на пользу.
 
Хотел сначала дать развернутый ответ со скринами PHAK, Оксфордского учебника , но потом решил, что это будет излишне.

Спасибо за отзыв и комментарии (хотя, вижу, до конца с моим пособием вы не ознакомились, в принципе, когда «всё понятно», оно не сильно и нужно). Мне кажется, идеальный вариант был бы, если бы вы взялись создать свой материал. Я думаю, это был бы интересный опыт и вызов для вас. Вы могли бы параллельно ознакомиться с самыми современными веяниями аэродинамики не из вторых рук, а самостоятельно, тщательно проработав множество материала.

Заодно, думаю, вы могли бы сделать доброе дело, зная, как тяжело сейчас обстоит дело с легальной учебой для частных пилотов, и дать людям простой, понятный материал, который помог бы им понять, что происходит с самолётом в воздухе, как устроены законы природы и пр. Я думаю, чем больше таких материалов будет, тем лучше будет людям. Так что, подумайте, с вашими знаниями вы могли бы многое дать людям!
 
Так, я обещал рассказать побольше о своём пособии. И первое, что хочу сделать (причём, отдельным постом), это поблагодарить двух людей: Владимира Мысенко и Мансура Мустафин за помощь в вычитке, поиске ошибок и помарок. Сегодня я выложил обновленную версию, наиболее чистую на сей момент. Она действительно очень вычищенная, так что, пожалуйста, кто успел скачать — скачайте обновленный файл. Ссылка та же (даю её здесь, в посте), название файла то же.

Володе Мысенко ещё скажу отдельное спасибо. Володя мало того, что помогает, он делает это крайне деликатно, к тому же, предложил свою помощь в освящении темы, про которую я в своём пособии не сказал ни слова, а между тем, для задач, которые я перед собой ставил, это может оказаться важным. А именно, речь идёт об особенностях дельталётного крыла. Таким образом, в ближайшее время будет дополнен раздел «Профиль крыла» (поговорим о крутке крыла, в частности), и несколько слайдов будет посвящено именно теме балансирного управления. По аналогии с тем, как это сделано у американцев в Pilot's Handbook of Aeronautical Knowledge. И, разумеется, будет сохранён формат «для частников — просто и понятно о сложном и важном».

Ну и вообще хочу поблагодарить всех тех, кто так или иначе отозвался. Очень много теплых отзывов, моей труд хорошо приняли, и это приятно. Даёт силы двигаться дальше и писать остальные два задуманных пособия.

https://drive.google.com/drive/mobile/folders/1SGoJAjbfsm6G-8W5Ie8IC3n8A0nIWlBR
 
Посмотрел. Спасибо. Большая работа проведена. Но сразу возник вопрос - Зачем???🙂
 
@ Daos

Спасибо за отзыв!

Насчёт вопроса — так я же в самом начале написал 🙂. На русском языке таких материалов с такой подачей нет. Мне кажется, я сделал очень комплексную вещь, к тому же, с минимумом «заумности» — как раз то, что надо любому простому человеку, который хочет всего лишь быть «потом выходного дня».
 
Назад
Вверх