В тему особых случаев полётов СЛА и техники безопасности, несоблюдение правил которой и приводит к особым случаям полётов.
30 апреля сего года. МД-20, РМЗ-640 Авиа, М-17.
Выдалась, наконец, возможность открыть для себя лётный сезон, потому как весь апрель дул такой ветер, при котором мне, как очень начинающему пилоту, даже в голову не придёт собиать крыло. Но в тот день погода была очень учебная, я притащил телегу на гору, собрал неспеша крыло, товарищи помогли его поставить на телегу и я стал ждать вечера, чтобы стихла термичка и можно было совершить первый после долгой зимы вылет.
Товарищ слетал на своём аппарате маршрут, покружился над взлёткой, сделал "взлёт-посадка" специально для меня молодого, чтобы сказать: "Погода - молочко. Лети".
Лёгкий северо-восток (боковик слева) у земли, метра 3-4 не больше, судя по "колдуну".
Завёл двигатель, прогрел - норма, обошёл телегу - норма, осмотрел двигатель-норма, крыло...а, что его крыло, только что собрал же, всё там в порядке. Пошёл к РП, сказал: "матчасть в порядке, лётчик к вылету готов". Получил разрешение на вылет.
Рулёжка, форсаж ,отпустил тормоз отдал ручку. Короткий разбег - взлёт. Взлетел нормально, за первые 20-30 секунд выровнял курс по дороге, которая идёт параллельно ВПП, набрал 50 метров высоты. Собираюсь продолжить набор до 100 метров.
Вдруг началось непонятное. Пепелац становится неуправляем, летит почти куда хочет, на команды не реагирует, в "прямолинейно и горизонтально" не попадает, вариометр начинает показывать на "полшестого" , усилия на ручке - бешенные, газ всё время в режиме форсажа, иначе - ой.
Пытаюсь сделать "коробочку и сесть так же, как взлетал, то есть против ветра.
Раз чуть не влетел в лес, два - чуть не влетел в гору, три - чуть не влетел в одиноко стоящее на склоне дерево. Прошёл буквально в сантиметрах от кроны, отжав ручку почти до упора, как штангу от груди.
19 минут жесточайшей борьбы с аппаратом на сверхнизкой высоте - 10-30 метров (визуально, высотомер уже показывал 0), непрерывной молитвы и попытки добиться взаимности от некогда совсем послушного воздушного ишака который почему-то летел как летучая мышь, или как дятел, если кто помнит как эти два существа летают, привели к тому, что я чувствуя, что физически начинаю уставать и не смогу больше продолжать борьбу решил сесть просто на Землю, х-р с ней с полосой, х-р с ним, с правилом садиться против ветра, даже если ветра нет, по ветру, не в полосу, но - попасть бы на Землю. Просто на Землю. На Землю.
Попал. Слегка покосил винтом бурьян, но сел мягко и ни себя ни Пепелац не повредил. Чудо. Пара выщербин на винте размером со спичечную головку не в счёт, брызговиков у меня нет и винтом подтягивает частенько камешки с ВПП.
Пока зарулил аппарат на стоянку, расчалил крыло, получил нагоняй от РП за безобразный полёт, объяснил ситуацию - стало садиться солнце. Разборт полётов решили отложить до следующего дня.
Маялся всю ночь не мог понять, почему вдруг моё крыло, которое по свидетельству облётывавших его Бывалых и Опытных очень летучее и управляемое, которое слушалось пальцев как клавиши рояля, вдруг стало похоже на тридцатикилограмовую штангу, которую нужно было удерживать на вытянутых руках, чтобы не уронить дельталёт и себя вместе с ним на землю. Почему вместо того, чтобы управлять аппаратом мне пришлось с ним бороться?
На следующий день сильно болели руки, пресс и вообще все мышцы торса, т.к, то, что было вчера закончилось хорошо только на хорошей физухе, ну и на холодной голове и горячей молитве, чего уж там. К "чести" для себя единственное могу отметить, что сохранял холодную голову и не паниковал во время всего этого, просто делал то, чему учили.
Наутро был разбор полётов и нашли причину. Трубка АПУ на левом полукрыле перехлестнулась с крайней латой и сцепилась намертво (не ясно до вылета, или уже в воздухе, т.к. взлёт и первые 30 секунд полёта прошли нормально), в результате чего левое полукрыло потеряло подвижность в то время как правое летело как должно - отсюда и эффект "циркуля" и "полёт летучей мыши". Аппарат безумно тянуло вправо.
Теперь запишу себе в поминание перед вылетом ДВА раза проверять крыло. Т.к. глянь я именно в тот узел повнимательнее, не нужно было бы устраивать борьбу за жизнь себя и Пепелаца, а просто совершить лёгкую воздушную прогулку в предзакатном небе с чудесным видом на Эльбрус, Машук, Бештау и многое другое, не менее достойное кисти художника и пера поэта.
В общем заключение, как всегда, такое: дети и взрослые, не ленитесь перепроверить всё, от чего может зависеть ваша и не только ваша жизнь. Рас...дяйство, спешка и излишний энтузиазм (это был крайний день, когда я мог совершить полёт в ближайшие полтора месяца, через день мне нужно было уезжать) доведут до цугундера.