Особые случаи полётов СЛА.

StSergey

Я просто летаю!
Помню давно летели 
Но больше, чем под 60-75 аппарат всё равно не поставит без помощи пилота. (С помощью можно и круче, но природа тут ни причем....)
Многие пилоты МДП попадали в лифт, +10,-10. Однозначно экстрим. И трапецию при этом вырывает, от неожиданности. Смотря, где летишь, горы (ты готов к этому) или среднерусская возвышенность (какие лифты?). Другое дело, когда ты в этот лифт не вписался, и его двери  перед тобой захлопнулись, оставив  одно полу-крыло у себя, тогда и крен в 90 это легкая пощечина от атмосферы.
Где-то так.
 
в этот лифт не вписался
-- источник любой термички (если это действительно термичка) - поверхность земли. С удалением от источника любые возмущения в воздухе размываются. И довольно быстро. Не надо летать на 50 метрах в солнечный полдень над неоднородными поверхностями  - и бОльшая часть неприятностей с болтанкой пройдет мимо...
 

Алексей SPB

Хочешь сделать хорошо - сделай это сам! (c)
Откуда
Питер
Не надо летать на 50 метрах в солнечный полдень над неоднородными поверхностями
Это да.

Помнится я тут уже рассказывал - летом летел вечером около 19ч., термичка почти успокоилась однако солнышко светило ещё ярко
я расслабился и наслаждался процессом
шёл метрах на 100 примерно над травкой.
Впереди была темная поверхность (типа торфоразработки)
при пересечении границы травка/торф кидануло так, что если бы не ремень может даже и вывалился бы из кресла
причём кидануло не вверх, а вниз. Что весьма странно.
О как бывает!
 
Начало лета, вечер, погода не очень, тучи, но вроде не грозовая. Выехали двумя аппаратами на ВПП, старый дед полетел, а мы по полосе рулили. Дед сел, зарулил. Мы спросили у РП разрешение на вылет, на что получили ответ немного подождать. Что то не понравилось учителю. Пока ждали решили ещё рулёжку отработать. Раза 4 пробежали туда сюда, пошел небольшой дождь. Зарулили и тут налетело... Я не знаю, что это было, мы даже не смогли вылезти из дельталета. Какой то кошмар, сидели вдвоем и держали ручку, прижимали крыло к земле, чтобы аппарат не перевернуло. Хорошо, что стояли боком. Плюс проливной дождь стеной. Второй аппарат естественно сорвало с места и задев нас он улетел в кусты. Минут через 5 всё закончилось и наступил почти штиль. С тех пор как то очково летать когда в небе не ясно, если такое явление застанет в воздухе всё, пипец будет.
РП сказал что это какой то горизонтальный вихрь был...
 

Пчеловод

Я люблю строить самолеты!
РП сказал что это какой то горизонтальный вихрь был..
Вот  так  у нас  оно  и происходит, наверное  на  площаке не  лишне иметь простой  комнатный  барометр, или  хоть  на  высотомер  поглядывать  перед  вылетом. :IMHO
 

Cobra

Я люблю строить самолеты!
Я не знаю, что это было, мы даже не смогли вылезти из дельталета
Такое раз на Северке было, длилось минут 5ть со слов участников событий, итог был печален, два перевернутых самолета, третий набросило на другой и сломало (это был ПО 2)
 
длилось минут 5т
-- было дело в Красном Поселке смерчик небольшой по стоянке проходил. Тоже непривязанных попереворачивало. Все явление - меньше минуты длинной в отличную погоду. Сформировался из ничего и так же растаял.
 

Victor07

Круче дельталёта только Боинг
Откуда
Иркутск
По поводу полётов на малой высоте над неоднородной местностью. Есть у меня товарищ, большой энтузиаст-теоретик авиации, платонически влюблён во всё, что летает. Летали мы с ним летом на высоте порядка 80 метров в равнинке над небольшой речкой, где гуляла и купалась большая компания в основном женской принадлежности. Во-время неглубокого вначале разворота нас поставило под 90 с физической невозможностью выйти из создавшегося крена. Погода штиль, девятибальная облачность, идеальнейшие условия. После посадки товарищ выкурил подряд несколько сигарет, с тех пор не стало у меня постоянного помошника-товарища, всегда находятся причины занятости :'(.
 

aes

RIP
Откуда
Москва
Не надо летать на 50 метрах в солнечный полдень над неоднородными поверхностями- и бОльшая часть неприятностей с болтанкой пройдет мимо... 
Ан так, но в теории  :)
Или пока вся атмосфера не пришла в движение от прогрева.

Несколько раз сталкивался, с тем, что по мере набора высоты с целью уйти от болтанки, пытаться выдёргивать трапецию из рук начинает существенно сильнее, чем у земли. (Описываю ощущения для ситуации, когда Август на югах, ~ час дня, смерчики на полях, на варике как минимум всё время +5, -5).

Для себя просто принял теорию, что когда атмосфера ожила полностью, с ростом высоты скорость восходящего пузыря вероятно растёт. Так что у земли бывает зубодробительно, но не руковыворачивающе, а  на высоте наоборот.
 

aes

RIP
Откуда
Москва
нас поставило под 90 с физической невозможностью выйти из создавшегося крена
Ну судя по тому что эти строки здесь написаны - не всё так плохо завершилось? :D

Аппарат сделал то, что ему было положено - наклонился, когда под одну из консолей подпёрло и начал скользить. Ну и что собственно? Если без болтанки из крена 90 крыло выводится нормально, то и в болтанку то же самое, но не моментально просто. И это непривычно. В конце концов ведь вышел в горизонтальный полёт? - Вышел.

А куренье сигарет - это результат неудачной попытки добиться от крыла моментальной реакции. Но пардонте - с одной стороны слабые наши рученки, а с другой стороны размах крыла - рычаг не хилый.

Кто побеждает? - Правильно, тот кто ждёт пока кончится воздействие пинка атмосферы  или напротив, ещё лучше, кто работает на упреждение.
 
Кто побеждает? - Правильно, тот кто ждёт пока кончится воздействие пинка атмосферы
-- а не всегда прокатывает.  Ждать можно когда высоты достаточно. А если очевидно, что можно и до поверхности доскользить - приходится тащить.
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
-- а не всегда прокатывает.  Ждать можно когда высоты достаточно. А если очевидно, что можно и до поверхности доскользить - приходится тащить.
Да ничего ждать не надо. Никогда неожиданно не поставит под 90. Аппарат всегда по РУ, а в таком возмущающем потоке и по всему телу предупредит начало входа в любой пируэт. Если умеешь вовремя упреждать, курить, не придется.
 

Ink

Пилот выходного дня. Только выходных мало...
Откуда
Самара
И если даже не неожиданно, то выйти не всегда получается. Тоже личный опыт. С левым креном под 90, описал полный круг крылом наружу, так и упал. Кроме как " в смерчик попал" ничего на ум не приходит.  Движок работал на полную, что подтверждается перерубленным поплавком.
 

Вложения

Ходжа

Pigs fly.
В тему особых случаев полётов СЛА и техники безопасности, несоблюдение правил которой и приводит к особым случаям полётов.

30 апреля сего года. МД-20, РМЗ-640 Авиа, М-17.
Выдалась, наконец, возможность открыть для себя лётный сезон,  потому как весь апрель дул такой ветер, при котором мне, как очень начинающему пилоту, даже в голову не придёт собиать крыло. Но в тот день погода была очень учебная, я притащил телегу на гору, собрал неспеша крыло, товарищи помогли его поставить на телегу и я стал ждать вечера, чтобы стихла термичка и можно было совершить первый после долгой зимы вылет.
Товарищ слетал на своём аппарате маршрут, покружился над взлёткой, сделал "взлёт-посадка" специально для меня молодого, чтобы сказать: "Погода - молочко. Лети".
Лёгкий северо-восток (боковик слева) у земли, метра 3-4 не больше, судя по "колдуну".
Завёл двигатель, прогрел - норма, обошёл телегу - норма, осмотрел двигатель-норма, крыло...а, что его крыло, только что собрал же, всё там в порядке. Пошёл к РП, сказал: "матчасть в порядке, лётчик к вылету готов". Получил разрешение на вылет.

Рулёжка, форсаж ,отпустил тормоз отдал ручку. Короткий разбег - взлёт. Взлетел нормально, за первые 20-30 секунд выровнял курс по дороге, которая идёт параллельно ВПП, набрал 50 метров высоты. Собираюсь продолжить набор до 100 метров.
Вдруг началось непонятное. Пепелац становится неуправляем, летит почти куда хочет, на команды не реагирует, в "прямолинейно и горизонтально"  не попадает, вариометр начинает показывать на "полшестого" , усилия на ручке - бешенные, газ всё время в режиме форсажа, иначе - ой.
Пытаюсь сделать "коробочку и сесть так же, как взлетал, то есть против ветра.
Раз чуть не влетел в лес, два - чуть не влетел в гору, три - чуть не влетел в одиноко стоящее на склоне дерево. Прошёл буквально в сантиметрах от кроны, отжав ручку почти до упора, как штангу от груди.
19 минут жесточайшей борьбы с аппаратом на сверхнизкой высоте - 10-30 метров (визуально, высотомер уже показывал 0), непрерывной молитвы и попытки добиться взаимности от некогда совсем послушного воздушного ишака который почему-то летел как летучая мышь, или как дятел, если кто помнит как эти два существа летают, привели к тому, что я чувствуя, что физически начинаю уставать и не смогу больше продолжать борьбу решил сесть просто на Землю, х-р с ней с полосой, х-р с ним, с правилом садиться против ветра, даже если ветра нет, по ветру, не в полосу, но - попасть бы на Землю. Просто на Землю. На Землю.
Попал. Слегка покосил винтом бурьян, но сел мягко и ни себя ни Пепелац не повредил. Чудо. Пара выщербин на винте размером со спичечную головку не в счёт, брызговиков у меня нет и винтом подтягивает частенько камешки с ВПП.

Пока зарулил аппарат на стоянку, расчалил крыло, получил нагоняй от РП за безобразный полёт, объяснил ситуацию - стало садиться солнце. Разборт полётов решили отложить до следующего дня.

Маялся всю ночь не мог понять, почему вдруг моё крыло, которое по свидетельству облётывавших его Бывалых и Опытных очень летучее и управляемое, которое слушалось пальцев как клавиши рояля, вдруг стало похоже на тридцатикилограмовую штангу, которую нужно было удерживать на вытянутых руках, чтобы не уронить дельталёт и себя вместе с ним на землю. Почему вместо того, чтобы управлять аппаратом мне пришлось с ним бороться?

На следующий день сильно болели руки, пресс и вообще все мышцы торса, т.к, то, что было вчера закончилось хорошо только на хорошей физухе, ну и на холодной голове и горячей молитве, чего уж там. К "чести" для себя единственное могу отметить, что сохранял холодную голову и не паниковал во время всего этого, просто делал то, чему учили.

Наутро был разбор полётов и нашли причину. Трубка АПУ на левом полукрыле перехлестнулась с крайней латой и сцепилась намертво (не ясно до вылета, или уже в воздухе, т.к. взлёт и первые 30 секунд полёта прошли нормально), в результате чего левое полукрыло потеряло подвижность в то время как правое летело как должно - отсюда и эффект "циркуля" и "полёт летучей мыши". Аппарат безумно тянуло вправо.

Теперь запишу себе в поминание перед вылетом ДВА раза проверять крыло. Т.к. глянь я именно в тот узел повнимательнее, не нужно было бы устраивать борьбу за жизнь себя и Пепелаца, а просто совершить лёгкую воздушную прогулку в предзакатном небе с чудесным видом на Эльбрус, Машук, Бештау и многое другое, не менее достойное кисти художника и пера поэта.

В общем заключение, как всегда, такое: дети и взрослые, не ленитесь перепроверить всё, от чего может зависеть ваша и не только ваша жизнь. Рас...дяйство, спешка  и излишний энтузиазм (это был крайний день, когда я мог совершить полёт в ближайшие полтора месяца, через день мне нужно было уезжать) доведут до цугундера.

 
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
  berkut33 писал(а) 21.05.13 :: 11:12:45: Никогда неожиданно не поставит под 90.

  com_net писал: еще как. (личный опыт).

Скорее всего кого как. Смерч это уже стихийное бедствие. Неожиданный крен больше от подготовки пилота зависит.

Лично в воздухе наблюдал воронку диаметром метров 30 по молодой кукурузе. Впечатляюще. Вовремя убрался. Хуже, когда смерчик не заметишь. Но, без признаков смерч тоже редкость.
 
Вверх