Пилотаж на вертолете и особенности конструкции втулки.

bez_bashni

Я люблю строить самолеты!
Наткнулся на просторах интернета на Redbulовский вертолетный пилотаж.

[media]https://www.youtube.com/watch?v=uYbx5H5e9Es[/media]

Погуглив, обнаружилось, что пилотаж на вертолетах нормально крутится только на вертолете BO-105 .

Погуглив дальше наткнулся на интерьвю редбуловского пилота Чука Арона https://www.wired.com/2011/06/red-bull-chuck-aaron/, где тот помимо всего прочего рассказывает , почему иммено BО-105 : там ,мол, втулка несущего винта из одного куска титана без шарниров, из-за чего вертолет при пилотаже ничего себе винтом не отрубает.

redbullhelo04-660x440.jpg


У меня дурацкие вопросы к причастным к конструированию  вертолетов -  почему на других вертолетах так не делают...или делают?
После BO-105 фирма Мессершмит выпустила BK-117 -у которого втулка очень похожа
021006_akeno_050.jpg
-однако видео с петлями и бочками в его исполнении в интернете не наблюдается.

Почему так?
И зачем другие производители вертолетов конструируют втулки так, что они норовят вертолету отрубить хвостовую балку.
 
Если летать не нарушая инструкции экипажу, написанные для каждого типа вертолётов то ни один вертолёт ни чего себе отрубить не должен.

И кстати, у Во-105 тоже должны быть свои ограничения пилотирования.
 
Наткнулся на просторах интернета на Redbulовский вертолетный пилотаж.
Для пилотажа на 105-ом используют специальные, не штатные  лопасти с особыми характеристиками и имеют они повышенную жёсткость и очень малый назначенный ресурс, буквально несколько полётов.

Пару лет назад читал про это на буржуйском сайте, но уже не смог найти, где именно...
 
И кстати, у Во-105 тоже должны быть свои ограничения пилотирования.

Да - пропеллером вниз , как радиоуправляемые модельки , он летать не умеет- однако он не боится отрицательных перегрузок -чего боятся все остальные.

Ответ нашел в википедии -https://ru.wikipedia.org/wiki/Несущий_винт - там его обозвали "Упругое (бесшарнирное) соединение лопастей"

Для пилотажа на 105-ом используют специальные, не штатные  лопасти с особыми характеристиками

Сомневаюсь.
Чук писал в интервью, что дорабатывал масляную и топливную ситему для перевернутого полета - про лопасти не слова. К тому-же есть масса нерэдбулловских роликов на youtube с пилотажем вполне штатного BO-105 и никто не продает для него "пилотажные лопасти".
 
Погуглив ,обнаружил, что бесшарнирное соединение лопастей применяется и в Ка-50 и КА-52 и SA341 gazelle. Все они делают петлю - но как-то вяло.
Газель
[media]https://www.youtube.com/watch?v=Ikh0hSN_KJk[/media]

Видео петли ка-50 в таком хреновом качестве , что прям стыдно . Петли 52-го в сети не нашел.

А видео с красивой бочкой как на 105-м на КА-50/52 или газели нет совсем. 
 
Думаю неуместно сравнивать Блом Бельков 105 и Камов - это совершенно разные классы вертолетов, 2тонны первого с 10-тью второго как то "не комильфо". Конструкции втулок (колонок) НВ этих вертолетов совершенно разные как и поставленные для них задачи...
 
у обоих основная задача-борьба с танками противника

800 сил на 2 тонны у певого и 5000 сил на 10 тонн у второго. тяговооруженность сходная.
 
Одновинтовая схема у первого и двухвинтовая, соосная - у второго. Про перехлёст винтов слышали? Даже отсутствие горизонтальных шарниров на втулке не всегда помогает при эволюциях.
 
Наткнулся на просторах интернета на Redbulовский вертолетный пилотаж.

[media]https://www.youtube.com/watch?v=uYbx5H5e9Es[/media]

Погуглив, обнаружилось, что пилотаж на вертолетах нормально крутится только на вертолете BO-105 .

Погуглив дальше наткнулся на интерьвю редбуловского пилота Чука Арона https://www.wired.com/2011/06/red-bull-chuck-aaron/, где тот помимо всего прочего рассказывает , почему иммено BО-105 : там ,мол, втулка несущего винта из одного куска титана без шарниров, из-за чего вертолет при пилотаже ничего себе винтом не отрубает.

redbullhelo04-660x440.jpg


У меня дурацкие вопросы к причастным к конструированию  вертолетов -  почему на других вертолетах так не делают...или делают?
После BO-105 фирма Мессершмит выпустила BK-117 -у которого втулка очень похожа
021006_akeno_050.jpg
-однако видео с петлями и бочками в его исполнении в интернете не наблюдается.

Почему так?
И зачем другие производители вертолетов конструируют втулки так, что они норовят вертолету отрубить хвостовую балку.

А меня больше всего удивил не пилотаж а то, что в районе пляжа. Представляете, что бы началось у нас. Я сразу вспомнил. Не давно был на пляже на Волге. Даже пляжем то трудно назвать.... и вот, вполне на приличном расстоянии и высоте мимо нас пролетает вертолётик. Все вокруг меня знали что я пилот. И вот один мужчина подходит ко мне с вопросом. И, что это по вашему нормально. Я говорю а по чему бы и нет, даже было приятно увидеть близко вертолётик. Это конечно да но разве это разрешено а вдруг, что. Так вот если бы он ещё изобразил, что то подобное..... думаю летать ему так больше не захочется. Что у нас стало с людьми..... раньше я вроде этого не замечал.
 
Как то я очень был удивлен увидев чуваков на кроссачах и снегоходы на васильевском спуске.  Потом для них построили рампу и они стали прыгать. Вроде тогда это был тот-же рэдбулл. С неделю до этого я обсуждал со знакомым милиционером возможность проехать красную площадь на кроссаче на заднем колесе.  Товарищ мне достаточно внятно обрисовал все варианты моей яркой ,но недолгой жизни.

В штатах , гражданин , решивший покрутить пилотаж над пляжем в частном порядке , приземлится уже без действующего пилотского - другое дело должным образом организованное АВИАШОУ.
 
Да, люди везде есть разные: в 2013 два раза звонили из транспортной прокуратуры первый раз - почему пролетел над ж.д. Станцией , второй раз - что делал на озере зимой, и ведь не лень людям было " стучать" , хорошо что летал по плану, ну и послал их в ... ТОГАН.
 
А по поводу авиашоу: так у нас в СПб по-моему в 12м году отменили авиашоу редбул на стрелке Васильевского острова по соображениям безопасности, а во всем мире проводят и ничего страшного! Любят у нас начальнички перестраховаться ...
 
По непонятной причине в Википедии втулку MD-500 записали в Fully articulated (шарнирное соединение)

Хотя вертикального шарнира , позоляющего лопастям махать и отрубать хвостовую балку не видно.
 

Вложения

  • Hughes_Strap_Pack_HUB_1.JPG
    Hughes_Strap_Pack_HUB_1.JPG
    56,9 КБ · Просмотры: 272
Хотя вертикального шарнира 
Горизонтального.
У всех вертолётов так, или иначе, есть устройства, позволяющие движение лопастей- упругие подвесы, упругие лопасти, шарниры. Иначе летать и управляться вертолёт не будет.
 
Обнаружил видео пилотажа в исполнении BELL-407
[media]https://www.youtube.com/watch?v=DL6mI5iRy3g[/media]

Присутствует бочка.


Нашел видео с описанием конструкции втулки.
[media]https://www.youtube.com/watch?v=_6hIJ2pFa5s[/media]

Обратил внимание, что присутствуют ограничители маха лопасти.  Почему  таким нехитрым приспособлением не оснащают все  вертолеты, которые без оного  отрубают себе хвостовую балку.
 
Погуглив про пилотаж на Bell 407 выяснилось что бэлловцы не одобряют такое использование вертолета, увидев видео они идентифицировали борт,лишили его летной годности  и фактически  приговорили  под списание.

http://www.pprune.org/rotorheads/137278-aerobatics-407-incl-video-7.html

Вообщем-то я получил ответ на вопрос почему никто не демонстрирует видео пилотажа на потенциально пригодных для него вертолетах. :STUPID
 
Почемутаким нехитрым приспособлением не оснащают всевертолеты, которые без оногоотрубают себе хвостовую балку
Потому, что, если пилот вертолёт вывел на такой режим, при котором лопасти начали махать выше нормальной амплитуды, то никакой упор не спасёт.
Лопасть не абсолютно жёсткое тело, напротив, в полёте очень подвижное...
В отечественных аппаратах присутствуют ограничители свеса лопасти при стоянке, ограничения маха вверх- нет.
В полёте махи регулируются "регуляторами взмаха"- кинематикой соединения поводка лопасти с тарелкой АП.
 
Потому, что, если пилот вертолёт вывел на такой режим, при котором лопасти начали махать выше нормальной амплитуды, то никакой упор не спасёт.Лопасть не абсолютно жёсткое тело, напротив, в полёте очень подвижное...

Насколько я себе представляю вертолетную физику -при возникновении высокой поступательной скорости у набегающей лопасти начинаются проблеммы в районе законцовок  из-за высокой скорости - у  убегающих- срыв потока ближе к втулке. У набегающей лопасти возникает избыток подъемной силы - в классичекой схеме она лезет вверх и пропорционально отклонению у нее уменьшается шаг-за счет чего при определенном угле подъемная сила компенсируется . При этом в управлении вертолетом с такой схемой втулки  присутствует масса фюзеляжа - как на дельтаплане. Соответственно при отрицательной перегрузке управление теряется - фюзеляж валится на конус  и при 2хлопастной схеме может произойти пресловутый  mast bump.

Однако мы видели, что при наличии прочности и можности вертолет способен летать  на большее:
[media]https://www.youtube.com/watch?v=l5FqYiZb_5s [/media]
физика при этом тут та-же. Управляемость сохраняется.

Что мешает сделать одноместный  вертолет, способный [безопастно] крутить пилотаж без ограничений ?
 
при отрицательной перегрузке управление теряется - фюзеляж валится на конус и при 2хлопастной схеме может произойти пресловутый mast bump. Однако мы видели, что при наличии прочности и можности вертолет способен летатьна большее: физика при этом тут та-же. Управляемость сохраняется.Что мешает сделать одноместныйвертолет, способный [безопастно] крутить пилотаж без ограничений ?
Вы правильно отметили, что на двухлопастном винте хороший пилотаж не получится. На трех- и более лопастном винте -возможно. Технически - отнести полужесткую втулку повыше  от хвостовой балки, добавить отрицательный общий шаг и работу двигателя в перевернутом полете, как на пилотажных самолетах,  не сложно.
Мешает сделать одноместный пилотажный вертолет -  только отсутствие заказчика и инвестора (вопрос - а кому это нужно - большие деньги на ветер спускать?) Найдете таких - сделаем  😀
 
Назад
Вверх