Пилотирование гидродельталета

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
  В теме "Sun'n Fun 2015 изнутри, глазами дельталетчика", заинтересовал предложенный    AlRu38, п. 59 ролик: http://www.youtube.com/watch?v=seYlywgNJDY. Полет на гидродельталете в  Кадарском ущелье. Великолепные, завораживающие виды горной природы. Но, заинтересовали меня, помимо всей природной красоты полета, некоторые аспекты техники пилотирования гидродельталета. В частности взлет и посадка.

Прежде, чем обсуждать это, хотелось бы, выяснить, как обосновывает такую технику пилотирования сам автор AlRu38 (надеюсь это он пилотировал). Чем вызвана на взлете и посадке такая методика действий пилота РУ, типа "пилорама", туда сюда, как бы неуверенно прощупывая отрыв на взлете или приводнение на посадке. Чем вызвана необходимость таких действий пилота? Есть ли какая объективная необходимость таких действий?
 
Не смог удержаться, поумничаю 🙂 Взлет с высоты 1700 подразумевает долгий разбег и сложный отрыв, по этому пилот применил технику поддергивания, чтобы отлипнуть от воды. А посадка была на идеальное зеркало, по этому ступеньки применил для избежания шлепка по попе. Мне так это увиделось, хтелось бы услышать комментарии пилота.
 
Возможно Вы и правы. Но, прежде ве же хотелось бы знать мнение автора. Не создается ли при подобном отрыве излишнее сопротивление. На посадке его действия более понятны. Неуверенность в точности определения высоты до зеркальной поверхности воды. И, все же в глаза бросаются излишние манипуляции РУ.
 
Это ролик моего товарища. Я летаю с колёс, он на поплавках.
Этот метод он называет "взлёт с подрывом", применяется, как и описал serg523, в сложных условиях - взлёт с зеркала, высота, загрузка, а здесь ещё и всего 50 л.с. (Ротакс 503). С его слов - обычное явление.
Вот ещё его ролики:
http://www.youtube.com/watch?v=ch9mNTihaZY
http://www.youtube.com/watch?v=bk76NpxRMmY

P.S. Позвонил Ивану (пилоту и автору роликов), но он сам, к сожалению, поучаствовать в дискуссии отказался, сославшись на большую занятость на работе.
 
Ивана знаю, вместе на поплавках летать учились. В данном ролике явно высота большая на взлёт сказывается, вот и движения такие получаются. У меня такие "подпрыжки" перед взлётом с большой нагрузкой сами получались.
Да и на самолёте почти так же выходит, вода не отпускает
с 3:10
[media]http://www.youtube.com/watch?v=NTDpdSViDVw[/media]
 
Ну, вот выходит не зря сомневался, что пилотировал другой пилот.

К  Ink: Вопрос, у Вас поплавки двух-точка (самолетные) или четырех-точка (дельталетные)?

Что касается ролика, ведь там дельталетные поплавки и от того, что пилот будет дергать РУ отлипание быстрее не произойдет. А, произойдет только в зависимости скорости и подъемной силы конкретного крыла. Раньше времени, если РУ отдать от себя аппарат не оторвется, излишняя отдача РУ и последующее ее взятие на себя наоборот только увеличит сопротивление поплавков о воду.

Все необходимо делать РУ вовремя. Щупанье на посадке воды тоже излишние движения. Здесь пилот на зеркале скорее всего ориентировался по береговой черте. Просто РУ в таких условиях следует управлять плавнее, но в одно направлении.
 
Поплавки такие же как у Ивана - Авиаспектровские дельталётные.
На деле отрыв перегруженного гидродельталёта так же выглядит - подлёты с плюханием на воду, даже если крыло просто на взлётном режиме держишь, потом уж скорость набирается и уверенный взлёт. А Иван похоже ещё скорость набирал отпуская трапецию. Он молодец, хорошо летает. Правда разок он всё же об зеркало приложился, все целы, но аппарат ремонтировать пришлось.
Зайдите к нему на страничку, фото потрясающие есть. http://ok.ru/ivan.novikov3
 

Вложения

  • Del_taljot_na_l_dine.jpg
    Del_taljot_na_l_dine.jpg
    61,9 КБ · Просмотры: 98
Конечно, для высоты 1700 м мощность всего 50 л.с. очень мала. Пилот на разбеге не может достичь взлётной скорости и поэтому отрывает аппарат во втором режиме. Некоторых мгновений в воздухе оказывается достаточно, чтобы перейти в первый режим и окончательно взлететь.
 
Пилот на разбеге не может достичь взлётной скорости и поэтому отрывает аппарат во втором режиме. 

Во втором режиме аппарат просто не оторвется. К моменту отрыва аппарат должен, находиться в первом режиме. Если аппарат к моменту отрыва будет еще во втором режиме , он уже не взлетит, просто не оторвется. Второй режим используется в основном на посадке. В других случаях в полете, во втором режиме, возможно лишь снижение. Поэтому нет смысла на разбеге до отрыва передирать РУ излишне от себя, чтобы потом тут же брать ее обратно, создавая дополнительное сопротивление поплавками о воду. Хотя в случае такого сложного высотного взлета (1700 м) это быстрое чередование РУ от себя, на себя (раскачивание поплавков), возможно сможет, помочь быстрее отлипнуть поплавкам (не уверен). 

Надо попробовать (проверить) произвести тесты в обычных условиях (при нормальном давлении) при стандартном классическом управлении трапецией (в одном случае) и с  переменными движениями РУ (в другом). Если тест с переменным перемещением РУ окажется более оптимальным, тогда стоит такой режим использовать в экстремальных условиях. Если нет, то говорить не о чем. На ближайших полетах проверю, но думаю, что такие переменные действия РУ, не дадут результатов и взлет, а соответственно и разбег в этом случае увеличатся.
 
sun сказал(а):
Блин, да потрите Вы уже эту глупость!
И поизучайте кривые Жуковского, оно полезно для "ликвидации безграмотности"

Вас похоже и отлучение от форума не исправило. Тот же назидательный тон и никакой конструктивности. Вы если хотите, возразить делайте это, обращайте внимание только на предмет Ваших несогласий.

Разъясните нам, как кривые Жуковского поясняют второй режим, заодно и поляру зависимости скоростей вертикальной и горизонтальной приведите для наглядности. И, укажите нам на графиках в какой точке разбега или отрыва дельталета от земли (воды) возможен второй режим и при каких условиях?

Напомню, что границей между первым и вторым режимом на графике кривых Жуковского является точка минимально потребной мощности N p min  необходимой, чтобы аппарат на V эк смог лишь держаться в горизонтальном полете. Все, что ниже этого 2-й режим и оторваться (перейти в набор H) в этом режиме, даже на границе раздела режимов невозможно. Это эквилибристика, когда даже воздействия пилота на РУ меняют свой знак.

Второй режим приемлем лишь на посадке. Почему? Потому что конечная цель в этом случае приземление (снижение), вот тогда он полезен в своей перемене знаков аэродинамических элементов. В полете второй режим приводит лишь к снижению аппарата. Полезной функции он не выполняет и не несет, кроме посадки.
 
Еще раз говорю - посмотрите кривые Жуковского, потребной и располагаемой тяги, и подумайте (если сможете), что из этого следует.
Взлет во вторых режимах не рекомендуется, но это не значит, что он невозможен. Более того, при втором режиме реализуется наименьшая дистанция взлета, поскольку он происходит на минимальной скорости.
Кстати, я тут как-то выкладывал ролик взлета во втором режиме, где четко видно, как пилот (в моем исполнении :о) сразу после отрыва берет трапецию на себя, а аппарат, вместо того чтоб опустить нос, поднимает его - классический пример второго режима.
 

Вложения

  • image030_0.gif
    image030_0.gif
    12,3 КБ · Просмотры: 97
sun сказал(а):
Кстати, я тут как-то выкладывал ролик взлета во втором режиме, где четко видно, как пилот (в моем исполнении :о) сразу после отрыва берет трапецию на себя, а аппарат, вместо того чтоб опустить нос, поднимает его - классический пример второго режима.

Вот и покажите нам этот ролик, как Вы разбегаетесь на минимальной скорости, потом берете РУ на себя, а аппарат отрывается.

sun сказал(а):
А вообще все это к обсуждаемой теме отношения не имеет, просто беркут в очередной раз проявил безграмотность, и я позволил себе вмешаться (о чем несомненно пожалею, натура дурацкая)

Да, чего уж тут скажешь, снизошел таки, трудны наши дела. Кстати, тема с этого и начала свой диалог.

  С горизонтального полета второй режим продемонстрировать вполне возможно, имея хороший запас высоты. И, действительно, находясь во втором режиме (график, что выше продемонстрирован) уменьшая обороты двигателя и одновременно увеличивая углы атаки крыла постепенной плавной отдачей РУ от себя можно достичь границ второго режима.

И, если в этом режиме, взять РУ на себя, углы атаки уменьшаться, а угол наклона траектории увеличится (изменится в большую сторону),  Но это не означает, что аппарат перейдет теперь в набор. Он лишь на ступень приблизится назад к границам раздела режимов. И не более, а снижение с момента перехода во 2-й режим, как получило свое начало, так происходить и будет.

Так что никакого отрыва во втором режиме от полосы не будет. Любой отрыв аппарата предусматривает набор высоты. А, это невозможно в этом режиме. Взгляните на график первых и вторых режимов набора высоты. Может это Вас убедит. К SUN: Хоть вы 100 раз на минимальной скорости взлетайте, берите РУ на себя, отрыва не произойдет. Не стоит обольщаться. Интересно было бы, посмотреть на Ваш ролик, как Вы все это наглядно продемонстрируете. Который наверное, скорее всего, пропал или не существовал вовсе. И, так, доказательства в студию? Тогда это предметный разговор.
 
Сдаётся мне, что sun прав.
Второй режим возможен на любом этапе полёта и в наборе и в снижении.

По крайней мере учебник по самолётовождению об этом свидетельствует, если погуглить.

Другое дело, что излагает sun это так, что хамометр зашкаливает.  :-?
 
sun сказал(а):
berkut33 писал(а) 13.05.15 :: 20:01:12:
И, если в этом режиме, взять РУ на себя, углы атаки уменьшаться, а угол наклона траектории увеличится (изменится в большую сторону),  Но это не означает, что аппарат перейдет теперь в набор. Он лишь на ступень приблизится назад к границам раздела режимов. И не более, а снижение с момента перехода во 2-й режим, как получило свое начало, так происходить и будет.

Берем учебник: " для вторых режимов установившегося подъема характерно так называемое обратное действие руля высоты. Отклонение руля высоты вверх (взятие ручки управления самолетом на себя) в конечном счете приводит не к
увеличению, как в первом режиме, а к уменьшению угла наклона траектории. "

А, что у меня написано про это обратное действие? Вглядитесь в выделенную фразу внимательнее и прочтите дальше, что произойдет после этого обратного действия. Ровно по графику выше, если аппарат уже во 2-м режиме, углы атаки крыла уменьшаться. При этом угол наклона его траектории несколько увеличится и ровно до границ раздела режимов. Вроде я про это Ваше обратное действие и написал. А, вот после этого события, было написано, что аппарат неминуемо начнет, снижаться.

Это хорошо на посадке, когда земля близко и надо с ней соединится, а в полете, толи в наборе, толи в горизонте, аппарат неизбежно перейдет в режим потери высоты. И, хорошо, если при этом будет запас этой высоты. А, если препятствие и это рядом?

Но, иногда при прохождении не слишком большого препятствия в линии пути, когда обороты на пределе и РУ в балансировочном положении, а видно, что не пройдешь (и там совсем немного этого препятствия), есть прямая необходимость, использовать границу разделов 1-го и 2-го режимов, если чуть ранее не рассчитал.

Этот запас между балансировочной скоростью и Vэк. И, если при этом отдавать РУ от себя, до известного предела. На разделе режимов аппарат достигнет максимального угла набора высоты. И, это тот участок полета, которым пилот может, воспользоваться и, может, в последующем проскочит неминуемое препятствие. Но, только до этого раздела (можно этим воспользоваться), если дальше продвинуть РУ от себя, начнется неминуемое снижение (хорошо, если уже за препятствием). И, на практике (авиахимии) мне довелось этот режим полета в действительности испытать. Правда отдельно вытянутую тонкую ветку, относительно более ровной верхней части лесополосы, пришлось все же срезать аппаратом, а в целом все обошлось.
 
Сдаётся мне, что sun прав.
Второй режим возможен на любом этапе полёта и в наборе и в снижении.

Про набор и снижение, плюс горизонтальный полет, никто и не спорит. Что касается взлета во втором режиме, то его можно, произвести только экспериментально (разово).  Возможно это сократит дистанцию разбега (если опыт пройдет удачно). Разогнать аппарат на максимальном режиме (можно в качестве экспериментального взлета и на меньшем режиме) с отданной РУ (но, не достигшей предела) и к моменту достижения скорости отрыва (но, не преодолевая ее), перейти (еще больше отдать РУ, до предела) во второй режим (тенденция роста скорости замедлится). После этого взять РУ на себя и аппарат должен оторваться.

И, это все надо проделать ювелирно. Вопрос, зачем? Возможно, но только для опытного пилота и когда нужда (ограничена дистанция взлета). Если не соблюсти все эти аэродинамические особенности, взлет в этом режиме не только невозможен, но и чрезвычайно опасен. Кто-то заявлял о существовании подобного ролика и применении 2-го режима на практике... Мы же разбираем тему "Пилотирование гидродельталета", взлет которого во втором режиме, считаю недопустимым. МЛМ из собственного опыта. Именно, с неприемлемого взлета гидродельалета с дерганием РУ в продольном отношении и начался разбор этой темы.
 
Ну вот приводнился пилот, на видео, на высоте 1700. Как ему взлететь обратно? Упереть ручку в подкос и молиться взлетит не взлетит? ;D Есть ситуация и ее надо решать. У меня было пару раз такое, только от большой загрузки. Зеркало, вода отпускать ни как не хочет. Начинаешь шаманить, разговаривать с Малышом, договариваться, обещать ему новый фильтр и свежее масло ;D, менять центровку груза. На взлете такие же движения ручкой производишь, ловишь крылом воздух. Взлетаешь. Надо только собраться и сконцентрироваться. Не совсем понятен  Ваш гнев по поводу таких действий. Можно о другом говорить, что не надо попадать в такие сложные ситуации, надо предвидеть последствия. В прошлом году отказался от посадки на одно озеро, после прохода на бреющим, понял что взлетной дистанции может не хватить. Я о взлете всегда думаю когда планирую полет на озера. А какой режим взлета, первый или второй, у меня мыслей нет во время взлета. Важно четко чувствовать аппарат и мгновенно оценивать обстановку.
С восторгом и душевным нетерпением готовлю аппарат к полетам на поплавках :~) Тщательно 🙂 Всем успехов! И спокойного неба!!!
 
serg523 сказал(а):
Не совсем понятен  Ваш гнев по поводу таких действий.

Да, нет, конечно, какой тут гнев. Потому и поднял эту тему. По разному приходилось взлетать с воды. Но, вот, если поплавки имеют свои определенные технические условия (в нормальных условиях спокойно отлипают от воды), дерганье Ру в продольном отношении на зеркале меня и заинтересовало. Ни о каком то 2-м режиме  как раз не думал и не думаю. Это экскурс в возможности 2-го режима некоторых оппонентов мало интересен.

А, вот как раз такое шевеление РУ, как в приведенном ролике, дает некую турбулентность под брюхом поплавков, чтобы отлипнуть от гладкой воды. Может это несколько и во вред (так думается), все же лишнее при этом сопротивление и некоторая задержка в длине разбега. Но, все же главное и возможно первоочередное на воде с зеркала, это вероятное уменьшение коэффициента прилипания поплавков к поверхности воды.

Вот с этой точки зрения возможно такое дерганье РУ и становится на определенном участке разбега просто необходимым и первоочередным. Так вот этот именно аспект и хотелось разобрать. То ли плавное движение РУ от себя, то ли специальное продольное поддергивание ее?
 
Но, заинтересовали меня, помимо всей природной красоты полета, некоторые аспекты техники пилотирования гидродельталета. В частности взлет и посадка. 
В ролике по ссылке взлет и посадка с нарушением рекомендаций для зеркальной воды.
На взлете с зеркала стандартная техника - проехать обратным курсом, чтобы создать  рябь, без промедления развернуться и взлететь по этой ряби.
При посадке на зеркало стандартная техника - трапеция в нейтраль, обороты на снижение 0,3-0,5 м/с, ждать касания.
Проход над намеченным местом посадки для обнаружения опасных предметов в воде тоже никому не мешал.
Впрочем, человеку, летающему при такой температуре без перчаток, я думаю, все эти рекомендации не интересны 🙂
 
d_v сказал(а):
На взлете с зеркала стандартная техника - проехать обратным курсом, чтобы создать  рябь, без промедления развернуться и взлететь по этой ряби. При посадке на зеркало стандартная техника - трапеция в нейтраль, обороты на снижение 0,3-0,5 м/с, ждать касания.
Проход над намеченным местом посадки для обнаружения опасных предметов в воде тоже никому не мешал. 

А, вот это пожалуй наиболее важные советы, которыми вполне можно практически воспользоваться.
 
Добавлю что проход для создания ряби мне мало помогал 😀 Пока развернешся опять почти зеркало. Легкое волнение остается и только. В прошлом году с сыном собираемся обратно и я с таки сожалением смотрел как стихает ветерок  🙂 Единственный случай когда жалеешь об отсутствии ветра ;D
 
Назад
Вверх