silver wings
www.дельталетюг.рф
- Откуда
- Краснодар
Эппо Харбринк Ньюмен
Второго августа 1990 года 49-летний голландец Эппо Харбринк Ньюмен облетел на мотодельтаплане вокруг Статуи Свободы и этим закончил последний этап своего беспримерного перелета через Атлантический океан. На подготовку этого путешествия из Роттердама в Нью-Йорк ушло несколько лет. Хотя сам полет занял 95 часов и 37 минут, он продолжался более года, из-за борьбы с волокитой и ожидания хорошей погоды. Трудно представить, но на каждый час летного времени пришлось около 300 часов подготовительной работы. Что это, подвиг, спор или сумасшествие? Решайте сами.
Ньюмен, владелец ресторана в Гааге (Голландия), впервые поднялся в воздух на двухместном мотодельтаплане в 1981 году. Как-то он случайно оказался на выставке катеров и яхт в Бельгии. В то время он занимался виндсерфингом, и его интересовали паруса и доски. В одном из павильонов его внимание привлекли крыло и тележка, подвешенные к потолку. Они так возбудили Эппо, что остальную часть дня он провел около этого аппарата. Он замучил всех своими вопросами и, в конце концов, ему посоветовали обратиться в английскую летную школу Мидуэй, к Крису Дреперу.
Через несколько дней Эппо купил два летательных аппарата - одноместный и двухместный. И вскоре он уже курсант летной школы в Англии. Процесс летного обучения дал ему возможность испытать много новых и необычных ощущений. Не прошел он бесследно и для инструкторов, у которых прибавилось седых волос из-за неистового характера ученика. Все началось с первого вылета с инструктором на двухместном аппарате, который закончился посадкой вверх колесами. Были и другие памятные моменты, но, в конечном счете, голландец все же овладел искусством полета на мотодельтаплане, и стал страстным поклонником этого спорта.
В августе 1982 года он с двумя сыновьями отдыхал на острове Корсика. Разве мог Ньюмен позабыть про свои тележки! Как-то утром он в очередной раз пролетал над горами и холмами острова, и наблюдал утренний туман, обнимающий землю. Вдруг его сильно пронзила красота расстилающегося под ним пейзажа. Он летел вдоль холма, и внезапно ему показалось, что мир открылся и повернулся к нему лицом. Это было так необычно, изумительно и прекрасно! Он понял, что хочет лететь так и лететь, пока не облетит весь мир. После посадки решение было уже принято. Он сказал сыновьям, что хочет облететь вокруг Земли. Они переглянулись, и старший сын процедил: “Ну что же, мы всегда знали, что ты псих. Еще одно доказательство!” Но отец был всецело захвачен своей идеей. “Ну-ка, садитесь в машину, едем в книжный магазин покупать карты”. Он хотел, не откладывая, оценить, возможно ли это принципиально, и сколько топлива нужно будет взять с собой. Он купил небольшой карманный дневник с картой мира и часами измерял расстояния. С того времени он стал страдать навязчивой идеей кругосветного перелета.
Когда Эппо вернулся домой, в Голландию, то стал обзванивать разные посольства, пытаясь получить разрешения на пролет их стран. Начал он с китайского и русского. Китайцы пришли в восторг, но русские проявили мало энтузиазма. В конце концов, он отказался от идеи лететь вокруг Земли, из-за бюрократических проволочек, без которых, как он понял, нельзя обойтись. Он полагал, что наиболее трудный отрезок кругосветного перелета – это пересечение Северной Атлантики и если мотодельтаплан выдержит эту его часть, тогда можно будет облететь и вокруг Земли. И он решил доказать это, пролетев по самой трудной части маршрута - Северной Атлантике.
Два года Эппо мастерил тележку, пробовал разные крылья, и к весне1984 года решил, что получался довольно неплохой аппарат, на котором можно пускаться в дальний полет. Он окрестил свой мотодельтаплан Виндмастер Эппо. Летом, во время отдыха на Корсике, Ньюмен, чтобы подзаработать, занялся катанием туристов. Однажды над морем, на высоте около 400 метров, он приподнял свой щиток, чтобы что-то сказать пассажиру. Щиток соскочил со шлема и попал в винт. Винт разлетелся, двигатель заглох, и мотодельтаплан начал снижаться. До берега было далеко, вода быстро приближалась, и вдруг Ньюмен понял, что им пришел конец. Он отстегнул привязной ремень и сказал пассажиру, чтобы тот сделал то же самое. Шли томительные секунды, лишь ветер зловеще свистел в тросах. Как только колеса коснулись воды, сильный удар швырнул обоих в сплетение из тросов и труб. К счастью, им повезло, они выплыли и с удивлением уставились друг на друга. Эппо завопил вне себя от радости, что жив и только тут понял, что они тонут.
Невероятно, но Ньюмен и его пассажир выжили, хотя у Эппо был разбит нос, сломаны два ребра, подбит глаз, не считая многочисленных ссадин и ушибов. Через четыре дня, после лечения в ужасной местной больнице, Ньюмен решил испытать себя. Ему захотелось проверить, осталось ли у него достаточно храбрости, чтобы летать. Он сел в одноместную машину и полетел над морем, втайне надеясь, что сможет найти место падения своего двухместного аппарата. В случае успеха он уже обдумывал, как начнет спасательную операцию, так как все еще хотел лететь на нем через Атлантику. Увы, это было нереально, аппарат покоился на глубине 70 метров. Через неделю выяснилось еще одно неприятное последствие аварии - у Эппо оказался поврежденным позвоночник. Последующие 15 месяцев были чрезвычайно трудным периодом. Он провел много бессонных ночей, занимался лечением, возникли трудности на работе и дома. К августу 1985 года, когда почти полностью поправившийся, Эппо отдыхал со своей старшей дочерью, он снова преисполнился решимости, продолжить свой полет. “Помнишь, Паула, мою сумасшедшую идею о перелете? Запомни, к следующему лету у меня будут новое крыло и новая тележка. Я опять собираюсь лететь через Атлантику!”
Подготовка к старту
Хотя Эппо был убежден, что план выполним, у него было немало скептиков. Многие, считающие себя экспертами в области авиации, предупреждали, что лететь придется против ветра. Но Ньюмен, когда еще в 1982 году только загорелся этой идеей, обзвонил метеостанции в Исландии, на Фарерских Островах, в Гренландии и Канаде. Его обнадежили, что есть время года, когда безветренным является каждый десятый день. Значит, ветер не так страшен. Ведь все что нужно, – это один день и терпение, чтобы его дождаться. В то время многие считали, что этот полет невозможен из-за большой протяженности полета над водой. Большинство скептически настроенных оппонентов полагали, что Гренландия отстоит от Исландии на 1500 км. Никто из них, оказывается, никогда всерьез не изучал карту. Ньюмен показал, что это не так, - расстояние не более 740 километров.
С сентября 1985 года, Ньюмен почти все время занимался подготовкой к полету. Он строил тележку, собирал приборы и оборудование для полета и выживания в суровых условиях, пытался найти спонсоров. По крайней мере, раза четыре ему казалось, что одна или несколько компаний собрались субсидировать полет. Но всякий раз финансирование срывалось. Эппо не смог подготовиться к полету к 1986 году, но он продолжил неистово работать над различными аспектами проекта, часто по 16 часов в день. Нередко он даже засыпал за работой. Весной 1987 года спонсор, который был у него в то время, посчитал, что Ньюмен должен на время прерваться и посетить несколько наиболее крупных авиационных выставок, чтобы заявить о своем предполагаемом полете. Он разобрал аппарат и побывал с ним на авиационных выставках в Париже, Датоне, Огайо и Ошкоше-87. В Париже Ньюмен впервые публично заявил о своем решении. В Ошкоше-87, Эппо сказал, что он стартует в Ле-Бурже весной следующего года и прибудет в Ошкош на ежегодную выставку в следующем году.
Что помешало ему, неизвестно, но ни в 1988, ни в 1989 году от Эппо Харбринка Ньюмена никаких известий не было.
Шаг за шагом
Наконец, 16 июня, 1989 года, Ньюмен прибыл на аэродром Зистенховен в Роттердаме, откуда он решил начать свое путешествие. Рекордный полет, для придания ему некоторой интриги, посвящался вопросам сохранения окружающей среды. В том числе защите долины Стейн в Британской Колумбии, от трелевки леса. Он предлагал добавить соответствующую статью в Декларацию ООН о Правах Человека.
Внезапно появились инспектора в сопровождении полиции. Они окружили смельчака и решительно воспрепятствовали его намерению стартовать. “Вы не полетите! У вас нет специального разрешения”. Ньюмен был потрясен. Ведь менеджер аэропорта по общественным связям до этого неоднократно уверял, что все уладил! Возмущенный Эппо собрался даже разобрать аппарат и отвезти его на машине в Бельгию, чтобы стартовать оттуда. Все же он позвонил в управление гражданской авиации и чиновник, с которым он однажды разговаривал в прошлом году, ответил: “Мы все знаем о вашем проекте”. Трудно было сохранить спокойствие в этой ситуации. В 15 часов по местному времени, после нескольких часов препирательств, Ньюмен взлетел и направился вдоль берега, чтобы пересечь Ла-Манш.
К счастью, в ходе путешествия Ньюмен обнаружил, что стоит ему оторваться от взлетной полосы, все тревоги и волнения сразу же отступают на задний план. Лишь только носовое колесо перестать катиться по взлетной полосе, они остаются вдвоем – он и машина. Он рассуждал так: машина не знает, летит она над зелеными лугами или над ледяной водой, поэтому все, что остается, это нажать воображаемую кнопку в голове, и услышать голос, который говорит, что все нормально. Часто бывали и сомнения и страхи, но он твердо знал, что сможет что-то сделать, только со страстной верой в то, что все у него получится.
Сторновей, Шотландия
Перелетев без приключений Ла-Манш, пройдя над Англией, Ньюмен прибыл в Сторновей, в Шотландии. К несчастью, погода задержала его там почти на четыре недели.
После долгого мучительного ожидания его охватило беспокойство. Он больше не мог торчать здесь, так как упускает время возможной хорошей погоды для полета в Исландию и Гренландию. После недельного пребывания в Сторновее, он взлетел и направился по маршруту, но через 16 минут вынужден был повернуть назад из-за плотного тумана над морем. Нетерпение достигло высшей точки. Чтобы не упустить погоду, он все время проводил
Второго августа 1990 года 49-летний голландец Эппо Харбринк Ньюмен облетел на мотодельтаплане вокруг Статуи Свободы и этим закончил последний этап своего беспримерного перелета через Атлантический океан. На подготовку этого путешествия из Роттердама в Нью-Йорк ушло несколько лет. Хотя сам полет занял 95 часов и 37 минут, он продолжался более года, из-за борьбы с волокитой и ожидания хорошей погоды. Трудно представить, но на каждый час летного времени пришлось около 300 часов подготовительной работы. Что это, подвиг, спор или сумасшествие? Решайте сами.
Ньюмен, владелец ресторана в Гааге (Голландия), впервые поднялся в воздух на двухместном мотодельтаплане в 1981 году. Как-то он случайно оказался на выставке катеров и яхт в Бельгии. В то время он занимался виндсерфингом, и его интересовали паруса и доски. В одном из павильонов его внимание привлекли крыло и тележка, подвешенные к потолку. Они так возбудили Эппо, что остальную часть дня он провел около этого аппарата. Он замучил всех своими вопросами и, в конце концов, ему посоветовали обратиться в английскую летную школу Мидуэй, к Крису Дреперу.
Через несколько дней Эппо купил два летательных аппарата - одноместный и двухместный. И вскоре он уже курсант летной школы в Англии. Процесс летного обучения дал ему возможность испытать много новых и необычных ощущений. Не прошел он бесследно и для инструкторов, у которых прибавилось седых волос из-за неистового характера ученика. Все началось с первого вылета с инструктором на двухместном аппарате, который закончился посадкой вверх колесами. Были и другие памятные моменты, но, в конечном счете, голландец все же овладел искусством полета на мотодельтаплане, и стал страстным поклонником этого спорта.
В августе 1982 года он с двумя сыновьями отдыхал на острове Корсика. Разве мог Ньюмен позабыть про свои тележки! Как-то утром он в очередной раз пролетал над горами и холмами острова, и наблюдал утренний туман, обнимающий землю. Вдруг его сильно пронзила красота расстилающегося под ним пейзажа. Он летел вдоль холма, и внезапно ему показалось, что мир открылся и повернулся к нему лицом. Это было так необычно, изумительно и прекрасно! Он понял, что хочет лететь так и лететь, пока не облетит весь мир. После посадки решение было уже принято. Он сказал сыновьям, что хочет облететь вокруг Земли. Они переглянулись, и старший сын процедил: “Ну что же, мы всегда знали, что ты псих. Еще одно доказательство!” Но отец был всецело захвачен своей идеей. “Ну-ка, садитесь в машину, едем в книжный магазин покупать карты”. Он хотел, не откладывая, оценить, возможно ли это принципиально, и сколько топлива нужно будет взять с собой. Он купил небольшой карманный дневник с картой мира и часами измерял расстояния. С того времени он стал страдать навязчивой идеей кругосветного перелета.
Когда Эппо вернулся домой, в Голландию, то стал обзванивать разные посольства, пытаясь получить разрешения на пролет их стран. Начал он с китайского и русского. Китайцы пришли в восторг, но русские проявили мало энтузиазма. В конце концов, он отказался от идеи лететь вокруг Земли, из-за бюрократических проволочек, без которых, как он понял, нельзя обойтись. Он полагал, что наиболее трудный отрезок кругосветного перелета – это пересечение Северной Атлантики и если мотодельтаплан выдержит эту его часть, тогда можно будет облететь и вокруг Земли. И он решил доказать это, пролетев по самой трудной части маршрута - Северной Атлантике.
Два года Эппо мастерил тележку, пробовал разные крылья, и к весне1984 года решил, что получался довольно неплохой аппарат, на котором можно пускаться в дальний полет. Он окрестил свой мотодельтаплан Виндмастер Эппо. Летом, во время отдыха на Корсике, Ньюмен, чтобы подзаработать, занялся катанием туристов. Однажды над морем, на высоте около 400 метров, он приподнял свой щиток, чтобы что-то сказать пассажиру. Щиток соскочил со шлема и попал в винт. Винт разлетелся, двигатель заглох, и мотодельтаплан начал снижаться. До берега было далеко, вода быстро приближалась, и вдруг Ньюмен понял, что им пришел конец. Он отстегнул привязной ремень и сказал пассажиру, чтобы тот сделал то же самое. Шли томительные секунды, лишь ветер зловеще свистел в тросах. Как только колеса коснулись воды, сильный удар швырнул обоих в сплетение из тросов и труб. К счастью, им повезло, они выплыли и с удивлением уставились друг на друга. Эппо завопил вне себя от радости, что жив и только тут понял, что они тонут.
Невероятно, но Ньюмен и его пассажир выжили, хотя у Эппо был разбит нос, сломаны два ребра, подбит глаз, не считая многочисленных ссадин и ушибов. Через четыре дня, после лечения в ужасной местной больнице, Ньюмен решил испытать себя. Ему захотелось проверить, осталось ли у него достаточно храбрости, чтобы летать. Он сел в одноместную машину и полетел над морем, втайне надеясь, что сможет найти место падения своего двухместного аппарата. В случае успеха он уже обдумывал, как начнет спасательную операцию, так как все еще хотел лететь на нем через Атлантику. Увы, это было нереально, аппарат покоился на глубине 70 метров. Через неделю выяснилось еще одно неприятное последствие аварии - у Эппо оказался поврежденным позвоночник. Последующие 15 месяцев были чрезвычайно трудным периодом. Он провел много бессонных ночей, занимался лечением, возникли трудности на работе и дома. К августу 1985 года, когда почти полностью поправившийся, Эппо отдыхал со своей старшей дочерью, он снова преисполнился решимости, продолжить свой полет. “Помнишь, Паула, мою сумасшедшую идею о перелете? Запомни, к следующему лету у меня будут новое крыло и новая тележка. Я опять собираюсь лететь через Атлантику!”
Подготовка к старту
Хотя Эппо был убежден, что план выполним, у него было немало скептиков. Многие, считающие себя экспертами в области авиации, предупреждали, что лететь придется против ветра. Но Ньюмен, когда еще в 1982 году только загорелся этой идеей, обзвонил метеостанции в Исландии, на Фарерских Островах, в Гренландии и Канаде. Его обнадежили, что есть время года, когда безветренным является каждый десятый день. Значит, ветер не так страшен. Ведь все что нужно, – это один день и терпение, чтобы его дождаться. В то время многие считали, что этот полет невозможен из-за большой протяженности полета над водой. Большинство скептически настроенных оппонентов полагали, что Гренландия отстоит от Исландии на 1500 км. Никто из них, оказывается, никогда всерьез не изучал карту. Ньюмен показал, что это не так, - расстояние не более 740 километров.
С сентября 1985 года, Ньюмен почти все время занимался подготовкой к полету. Он строил тележку, собирал приборы и оборудование для полета и выживания в суровых условиях, пытался найти спонсоров. По крайней мере, раза четыре ему казалось, что одна или несколько компаний собрались субсидировать полет. Но всякий раз финансирование срывалось. Эппо не смог подготовиться к полету к 1986 году, но он продолжил неистово работать над различными аспектами проекта, часто по 16 часов в день. Нередко он даже засыпал за работой. Весной 1987 года спонсор, который был у него в то время, посчитал, что Ньюмен должен на время прерваться и посетить несколько наиболее крупных авиационных выставок, чтобы заявить о своем предполагаемом полете. Он разобрал аппарат и побывал с ним на авиационных выставках в Париже, Датоне, Огайо и Ошкоше-87. В Париже Ньюмен впервые публично заявил о своем решении. В Ошкоше-87, Эппо сказал, что он стартует в Ле-Бурже весной следующего года и прибудет в Ошкош на ежегодную выставку в следующем году.
Что помешало ему, неизвестно, но ни в 1988, ни в 1989 году от Эппо Харбринка Ньюмена никаких известий не было.
Шаг за шагом
Наконец, 16 июня, 1989 года, Ньюмен прибыл на аэродром Зистенховен в Роттердаме, откуда он решил начать свое путешествие. Рекордный полет, для придания ему некоторой интриги, посвящался вопросам сохранения окружающей среды. В том числе защите долины Стейн в Британской Колумбии, от трелевки леса. Он предлагал добавить соответствующую статью в Декларацию ООН о Правах Человека.
Внезапно появились инспектора в сопровождении полиции. Они окружили смельчака и решительно воспрепятствовали его намерению стартовать. “Вы не полетите! У вас нет специального разрешения”. Ньюмен был потрясен. Ведь менеджер аэропорта по общественным связям до этого неоднократно уверял, что все уладил! Возмущенный Эппо собрался даже разобрать аппарат и отвезти его на машине в Бельгию, чтобы стартовать оттуда. Все же он позвонил в управление гражданской авиации и чиновник, с которым он однажды разговаривал в прошлом году, ответил: “Мы все знаем о вашем проекте”. Трудно было сохранить спокойствие в этой ситуации. В 15 часов по местному времени, после нескольких часов препирательств, Ньюмен взлетел и направился вдоль берега, чтобы пересечь Ла-Манш.
К счастью, в ходе путешествия Ньюмен обнаружил, что стоит ему оторваться от взлетной полосы, все тревоги и волнения сразу же отступают на задний план. Лишь только носовое колесо перестать катиться по взлетной полосе, они остаются вдвоем – он и машина. Он рассуждал так: машина не знает, летит она над зелеными лугами или над ледяной водой, поэтому все, что остается, это нажать воображаемую кнопку в голове, и услышать голос, который говорит, что все нормально. Часто бывали и сомнения и страхи, но он твердо знал, что сможет что-то сделать, только со страстной верой в то, что все у него получится.
Сторновей, Шотландия
Перелетев без приключений Ла-Манш, пройдя над Англией, Ньюмен прибыл в Сторновей, в Шотландии. К несчастью, погода задержала его там почти на четыре недели.
После долгого мучительного ожидания его охватило беспокойство. Он больше не мог торчать здесь, так как упускает время возможной хорошей погоды для полета в Исландию и Гренландию. После недельного пребывания в Сторновее, он взлетел и направился по маршруту, но через 16 минут вынужден был повернуть назад из-за плотного тумана над морем. Нетерпение достигло высшей точки. Чтобы не упустить погоду, он все время проводил