ПОЛЕТ НАДЕЖДЫ - 2012: восстановление миграции стерхов с помощью дельталетов

Аэродинамическое качество дельты меняется в очень узком диапазоне, и в посадочной конфигурации составляет примерно 5-6. Это приводит к тому, что молодые неопытные птицы, летящий за аппаратом, и расчитывающие со своим К=16 посадку сразу за ним, при посадке начинают догонять и перелетать дельт. Если птица летит сбоку, то это ведет к риску задавить птицу, севшую впереди. Если птица летит сзади, то основной угрозой при посадке для нее становится пропеллер.
Чтобы уменьшить количество попаданий птиц в пропеллер, на него ставится защитное кольцо, часто с сеткой. Защитное кольцо само по себе не столько защищает птиц от попадания в пропеллер, сколько делает зону воздушного винта видимой для них как препятствие. Сетка более эффективна, но она увеличивает вес и сильно уменьшает тягу винта. Поэтому от сетки стараются избавиться как можно скорее после начала полетов с птицами, как только убеждаются в том, что птицы не лезут в пропеллер по крайней мере на земле. В компенсацию этого, приходится глушить двигатель сразу после касания.
Тем не менее, полной гарантии безопасности птиц при встрече с задней частью тележки, не дает, к сожалению, ни кольцо, ни сетка, хотя они и на порядок уменьшают вероятность гибели птиц при этом.
 

Вложения

  • 340-5692.jpg
    340-5692.jpg
    128,2 КБ · Просмотры: 133
Меня волнует такой вопрос, - Если к прирученным журавлям на воле подойдёт незнакомый человек в белом халате, то они его примут за своего и не будут бояться? Или для них важен ещё и запах знакомого человека?
Знаю, что серые журавли не боятся детей. Внучка на Алтае подходила к ним очень близко, хотела погладить, но взрослые окликнули её и не разрешили это делать.
 
Я вот подумал, что более подходящим будет аппарат, который назвали "сверхлёгкий мотодельтаплан" (этот термин предложен мною в статье АОН №1'2000). Сейчас это одноместный аппарат с очень лёгкой тележкой, моторчиком Соло и обычным дельтапланом. Его скорость 40-50 км/ч. Понятно, что для этого эксперимента придётся найти лёгкий 4-тактный моторчик, поставить достаточно большой бензобак и большие колёса. Однако этим нужно заниматься.
 
Или для них важен ещё и запах знакомого человека?
Для птиц запах не имеет большого значения.
Внучка на Алтае подходила к ним очень близко, хотела погладить, но взрослые окликнули её и не разрешили это делать. 
Вряд ли здоровая дикая птица подпустила бы к себе человека, даже ребенка. Что не разрешили - очень правильно, удар клювом в глаз - любимый у журавлей способ решения проблем. По технике безопасности с ними запрещается работать без защитных очков.
более подходящим будет аппарат, который назвали "сверхлёгкий мотодельтаплан"
Такие обычно и используют. Вес Air Creation Racer, например, 112 кг - "легальный ультралайт".
для этого эксперимента придётся найти лёгкий 4-тактный моторчик, поставить достаточно большой бензобак
... и, самое главное, найти пилота, который согласится в течение 3 месяцев каждый день по многу часов болтаться на всем этом между  термиками "во глубине сибирских руд"... 😱 😉  ... После этого в отряд космонавтов вне конкурса брать можно 😀
 
Итак, журавли, обладающий высоким аэродинамическим качеством, не могут использовать свою естейственную технику обработки термиков при полетах за дельталетом. Однако, летательный аппарат с массой в 50 раз больше массы птицы предоставлет им другую, отсутствующую в природе, возможность использовать парящую технику - концевой вихрь крыла. Как только журавли нащупывают восходящую ветвь концевого вихря, они начинают стараться держаться в ней.

[media]http://www.youtube.com/watch?v=T8gCjxm2wEQ[/media]

В таком режиме даже молодые птицы в состоянии продолжительное время лететь со скоростью 60, 70 и более километров в час.
 
Про космонавтов - это именно оно. Думаю, что пан Щербаков подтвердит. А концевые вихри - это неплохой вариант. Он же подсказывает, что мдп должен быть достаточно тяжёлым, иметь крыло большой площади небольшого удлиннения. Понятно, что пилот станет первым кандидатом в космонавты, так как летать в термичность будет проблемой. А может нужен самолёт с коротким крылом и предкрылками, который будет медленно лететь и достаточно легко управляться? Самолёт с открытой кабиной под крылом. Высоко расположенный тянущий винт будет безопасен для птиц.
 
Мне кажется орнитологи немного не правильно процесс начали. Правильнее бы было налаживать маршрут не к местам зимовки , а на оборот к местам рождения и размножения. То есть их вывести и вырастить на Ямале потом транспортировать в Узбекистан и уже оттуда проводить их на родину.Инстинкт размножения великая сила.
А на зимовку уже они и сами отмигрируют.
А тут как то не правильно, выводят в одном месте, а хотят что бы они прилетали размножаться в другом.
 
транспортировать в Узбекистан и уже оттуда проводить их на родину
У птиц есть инстинкт следовать за родителями с "родины" к месту зимовки. В полугодовом возрасте они теряют интерес к следованию за родителям. Через год, когда надо будет лететь на "родину", это будут уже совершенно самостоятельные дикие птицы.
 
У птиц есть инстинкт следовать за родителями с "родины" к месту зимовки. В полугодовом возрасте они теряют интерес к следованию за родителям. Через год, когда надо будет лететь на "родину", это будут уже совершенно самостоятельные дикие птицы.
А что Вы скажете на это?

Орнитологи давно уже оставили эту идею, хотя было время, когда в нее верили: дорогу в южные страны и обратно молодым птицам показывают птицы старые. Сейчас мы знаем, что у многих пернатых молодежь, едва научившаяся летать, отправляется на юг самостоятельно, без родителей и вообще без взрослых птиц. Пример тому — скворцы и сорокопуты-жуланы. Кукушки, выращенные певчими птичками, никогда и не видят даже своих родителей и улетают в Африку значительно позже взрослых кукушек, которые уже в августе порхают вокруг Килиманджаро.

Немало, конечно, есть и таких птиц, которые путешествуют на юг семьями и смешанными стаями; здесь молодые птицы летят бок о бок со старыми. Таковы аисты, гуси, лебеди, журавли. Может быть, у них старики показывают дорогу?

Несколько тысяч молодых белых аистов задержали там, где они выросли, до поры, пока все их сородичи не покинули эту местность. Потом пленников окольцевали и отпустили. Они тут же полетели на юго-восток, то есть туда же, где зимуют и взрослые аисты из Прибалтики.

Но вот молодых аистов из Восточной Германии завезли на Рейн. В это время все местные птицы уже улетели на юг. Восточногерманские эмигранты устремились на зимовки прежним юго-восточным курсом — в Адриатику, а ведь рейнские аисты летят зимовать на юго-запад — во Францию.
 
А вот это?
Биологи предположили, что ежегодным перелетом стаи руководит старый опытный вожак. Помните  мудрую гусыню Акку Кнебекайзе из «Путешествия Нильса с дикими гусями». Все было логично и понятно, пока орнитолог профессор Ямамото Хуроуке не установил, что у перелётной стаи нет ведущего. Часто бывает так, что во главе стаи летят молодые птицы, которые делают первый перелет.

Вообще, отдельная птица ведет себя совсем не так как стая этих же птиц. У стаи появляется то, что можно было бы назвать «единой волей». Получается, что стая ворон — это единое существо, которое может больше, чем одна птица. Одна ласточка никогда не долетит до Африки, а перелетная стая и долетит и не заблудится.

Француз Луи Тома всю жизнь изучал муравьев-термитов. «Возьмите двух или трёх – пишет он — ничего не изменится, но если вы увеличите их число до некой «критической массы», произойдёт чудо». Отдельные термиты превращаются в новый организм: тут же начинают создавать рабочие бригады и приступают к строительству термитника, сложнейшего сооружения, похожего на собор. С какой-то определенной численности возникает новое знание. Откуда?

Вот в каком направлении нужно копать.
Нужно выращивать большие стаи, а как и куда им лететь они разберутся.
 
Не вижу проблем - копайте. Для доказательства этой гипотезы вам всего навсего надо самому вырастить большую стаю стерхов и проследить, куда они полетят. Судя по всему, вы умеете делать и то и другое.
 
Как я уже отмечал выше, принципиальное отличие Западной Сибири от центральных штатов США состоит в полном отсутствии дорог (и вообще, дефиците твердной земли), и наличии огромного количества болот, рек, проток и озер. Это делает необходимым иметь возможность вести все работы с птицами не только с колес, но и с поплавков.
Это создает некоторые проблемы. При работе с водоплавающими птицами, например, с гусями (классика жанра), редкими видами лебедей, взлет на поплавках с птицами получается совершенно естейственным. В 1998 году, поучаствовав волонтером в проекте восстановления миграции лебедя-трубача в Канаде, я убедился в том, что молодые лебеди отлично плавают за гидродельтой, разбегаются по воде вместе с ней, и взлетают (аппарат North Wing с крылом 20 кв.м. и поплавками Full Lotus). Поэтому при работе с журавлями я не ожидал проблем при переходе на поплавки.
Однако, в отличе от лебедя, журавль - не водоплавающая, а околоводная птица. Возникла проблема того, что журавли могут разбегаться для взлета только по берегу, а гидродельта должна разбегаться по воде вдоль берега. Расстояния между птицами и дельтиком при этом не должно быть большим, иначе птицы теряли интерес к преследованию аппарата.
В нижнем течении Оби далеко не везде можно было найти подходящий для этого берег.
Дополнительные проблемы при этом создает отсутствие центробежной муфты между двигателем и редуктором, позволяющим при рулежке на воде сколь угодно снижать скорость и останавливаться при работающем двигателе. В канадском проекте такая муфта считалась обязательной на гидродельте при работе с птицами, и, действительно, с ней было очень удобно.
Кроме того, эффективности стандартных водяных рулей Поиск-06 тоже оказалось маловато для необходимого при работе с птицами плотного маневрирования (на North Wing использовались рули в 3 раза большей площади).
 

Вложения

  • 340-6159.jpg
    340-6159.jpg
    100,2 КБ · Просмотры: 134
В дополнение к указанным чисто техническим проблемам, птицы поначалу настороженно воспринимают появление у привычного им дельтаплана совершенно новых элементов - поплавков и брызгозащитного фартука, которые радикально меняют внешний вид тележки. Журавлям надо дать возможность привыкнуть к ним, дать попробовать поплавки "на клюв".
  Через несколько дней взлеты с птицами с поплавков получаются.
 

Вложения

  • 340-6081_001.jpg
    340-6081_001.jpg
    65 КБ · Просмотры: 133
       Непонятно, в последствии, при самостоятельных перелётах "дельталётные" журавли также машут крыльями весь маршрут или всё-таки используют технику парящих перелётов?


брызгозащитного фартука
Не сильно мешает  управлению?
 
Непонятно, в последствии, при самостоятельных перелётах "дельталётные" журавли также машут крыльями весь маршрут или всё-таки используют технику парящих перелётов?
По логике вещей, естейственное стремление к экономии сил (у людей это называется лень🙂 ) должна их подталкивать к использованию термиков. К тому же, они смотрят на поведение других журавлей. Но достоверные данные об этом получить проблематично.
Не сильно мешает управлению? 
Нет, а как он может мешать управлению?
 
из книги Анжело я понял так, что журавлей он довёл чуть ли не до Казахстана. Это так и просто время вылетов сместили в связи с дождями? Или как?
Дела обстояли так, как я написал выше. Книги Анжело - это все-таки  художественные произведения... Очень живо читающиеся, кстати, и в основе каждой истории в них лежат реальные факты.
Я тоже читал "Вслед за Орлами", и даже не подозревал, что она, оказывается, художественная. Данная книга - это автобиография, в которой Анджело достаточно подробно описал детали своих перелётов, по времени, по месту, какой смысл ему фантазировать и рассказывать про себя то, чего, якобы, не было? По-моему, не тот уровень пилота, чтобы придумывать небылицы в таких масштабах (если верить Вам - всего "несколько коротких полетов" вместо многодневного перелёта на 1500 (если не ошибаюсь) км).

А рассказываете про проект очень интересно, спасибо!  🙂
 
какой смысл ему фантазировать и рассказывать про себя то, чего, якобы, не было? 
На этот вопрос теперь уже никто не ответит...
Если Вы внимательно читали книгу, то Вы не могли не заметить некоторых деталей, которые свидетельствуют о том, что она, как бы это сказать... не является беспристрастным дневником событий.
Кроме того, во всех описанных в книге событиях участвовало множество других людей - их воспоминания, как бы это сказать... - не всегда в точности совпадают с описанным в книге.
 
Назад
Вверх