Обычно масло в двигателе Lycoming меняется раз в 50 часов, а сегодня я заменил масло значительно раньше и вот с чем это было связано.
Две недели назад отправившись привычно на маршрут на своем RV, постепенно начал замечать, что обороты двигателя в крейсерском режиме (наддув 21-22 дюйма рт. ст., 2350 об/мин) значительно плавают и в основном в большую сторону. Небольшое увеличение наддува приводило к значительному росту оборотов, а еще большие значения наддува к забросу оборотов до 2700 (предельное значение для моего двигателя). Понятно, что так лететь нельзя и я развернулся обратно на аэродром.
Так уж повелось в России с RV, что все эти самолеты у нас оборудованы винтами изменяемого шага ( у иностранцев такой винт называется «пропеллер постоянной скорости», что на мой взгляд более правильно ) и, соответственно, гидравлическим гувернером. Так вот этот гувернер и должен обеспечивать постоянство оборотов изменяя шаг винта, подавая в него масло под определенным давлением.
Гоняя двигатель на земле, увидел, что шаг винта вручную меняется, но вяло, а гувернер стабилизировать обороты отказывается. Неделю я штудировал различную литературу и мануалы к гувернерам разных производителей и из всего этого следовало, что штука эта очень надежная практически никогда не ломается и потому особого обслуживания не требует, а если что, обращайтесь к авторизованным представителям. Вскрытие показало, что действительно, там ломаться нечему, следов износа нет, поэтому я все промыл, продул и поставил на место, немало озадаченный. Снова погонял мотор и даже сделал несколько кругов вокруг аэродрома, но все без позитивных изменений.
Еще пару дней раздумий, чтения форума vansairforce.net и звонков друзьям. «Поменяй масло и все должно быть О.К. !» - был один из советов. Но масло в моторе отработало только 20 часов из положенных 50-ти и не такое уж оно темное и давление по прибору более чем достаточное для работы гидросистемы. Однако, мысль такая в голове крутилась. Я начал изучать вопрос. Предыдущая замена была в середине декабря и я летал часто, но непродолжительно. Частые пуски двигателя в холодное время сокорее всего приводиили к попаданию бензина в масло через зазоры непрогретой поршневой и за несколько месяцев так разжижили масло, что оно стало легко пенится, хотя еще и сохраняло смазывающие свойства. Вращающийся центробежный клапан гувернера для такого масла должен работать как миксер для сливок и отправлять в магистраль взбитую пену вместо гидравлической жидкости. Такова моя теория!
Масло в поддоне на полу ангара действительно неплохо пенилось стекая из двигателя. Свежее масло, новый фильтр, гонка двигателя и тестовый полет. Чудо? Нет, скорее теория сработала (ну я так полагаю), обороты двигателя четко устанавливаются легкими движениями ручки шага винта и при увеличении наддува незначительно меняются, но быстро возвращаются на установленное значение, так как это и должно быть.
Вывод такой: Лайкоминг маслом не испортишь! И еще, то, что я упустил изначально: производитель мотора рекомендует менять масло раз в 4 месяца даже если не подошел срок очередного регламента. А я бы рекомендовал это делать еще и по окончании зимнего сезона и не лениться греть горячим воздухом двигатель даже при околонулевых температурах.