Постройка нового 5-местного самолета в Броварах.

Михаил Волынец

Я люблю строить самолеты!
Уважаемое авиационное сообщество наконец решил выкроить полчаса и зарегистрироваться на форуме.
И поучаствовать в обсуждении по теме от первого лица... И без пены у рта...
В части нагрузки на переднюю стойку и запасов ее прочности. Будь то BFU или FAR23 или CS-VLA или наконец АП23 в разделе прочность все оговорено. И причем все примерно одинаково в конечных цифрах. И назначать что то сверх - это неправильный путь. И дело не в том что эта "железяка" потом никуда не полетит. Что касается шасси то когда нибудь самолет "влетит" в канаву и что то должно ломаться. И лучше чтобы сломалось  шасси, а не "развалило" фюзеляж, и целые стойки оказались в кабине в местах пилотов и пассажиров. Пробив при этом бензобаки и порвав бензопроводы. Чтобы это не произошло на узлы крепления шасси и нагружаемые от шасси места фюзеляжа даже накладывается доп. коэффициент безопасности 1,15. И если сделать "дубовое" шасси нужно делать еще более "дубовый"  фюзеляж. Но тогда попав в канаву самолет просто скапотирует... И ремонта будет больше чем стойки шасси и винт.
Я и так всегда в разумных пределах старался сделать переднюю стойку прочнее чем нужно по нормам. И даже при том что в дополнительных случаях нагружения носового шасси (вбок, назад и вперед) при назначении горизонтальных нагрузок была ошибка в 2,25 раза реальная прочность оказалась на уровне требований. И тот шток что сломался имел толщину в месте поломки 1 мм вместо 2,25 мм. При расточке под резец "нагребло" стружки. Резец отжало на деталь. Наделало борозд как резьба с шагом 1. Токарь этому событию очевидно не придал никакого значения. А система приемки деталей по чертежам в зачаточном состоянии. Реальная прочность с учетом концентрации напряжений была в 6 раз меньше. И на этом штоке еще был "слалом" по пересеченной местности рядом с полосой!!! И самое интересное излом имел явно усталостный характер. Была трещина и был "долом" А это наводит на размышления. Есть подозрение на "Шимми". При рулении на скорости в носовой части периодически был "зуд". Что неожиданно. На А22 насколько я помню никакого шимми никогда не было. Почитал литературу по теме. Как оно происходит на пальцах понятно. Но как бороться? Формулы очень мудреные. Очень не хочется ставить гидравлический демпфер. А на Цесне стоит!!!
Может умные люди что подскажут... Признаюсь честно для этого и на форум вылез... Пока я представляю что подкачка энергии в шимми пропорциональна нагрузке на стойку. Ну и понятно квадрату скорости. Пишут также что Шимми это удел самоориентирующихся стоек. Но и управляемую стойку можно считать свободной с определенной жесткостью по оси поворота.
Теперь о нагрузке на переднюю стойку. Вынос основных стоек назад в самых первых компоновках определялся из условий не опрокидывания самолета на хвост. При багаже 40 кг, при двух "плотных" пассажирах на местах и без пилотов. И при наступании плотных пилотов  пилотов на подножки сзади. Да еще в динамике. При этом центровка уходила на 55%. Плюс 5% запас. Оси основных стек ушли на 60%. Подтащил я носовое колесо почти под плоскость винта. И получилось на носовую стойку 15...18%. Но потом по компоновке носовая стойка ушла назад. Вместо ROTAX стал SUBARU. И не учитывалось что при обжатии основных стоек при рычажной схеме оси основных стоек уходят назад. Все это не отслеживалось при проектировании и получилось то что получилось...
Не смертельно. Пока так. А потом оси основных колес вытащим вперед на 150 мм. А в убранном положении станут на старое место. (Пространственная ось поворота). И получим на носовую нужные 10%. И возможно победим шимми...
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Напрасны Ваши излияния: проверять каждую цифру после запятой за Вами никто не станет и конструктора (особенно в Вашем статусе) не извинят никакие ссылки ни на лишний запас ( при ошибочных усилиях); ни отжатие резца ( а контроль Пушкин, или Шевченко делал?).
Признаться, пост вызвал тяжелое впечатление... своей беспомощностью, что ли. Что ни посыл - какая-то каша, мало общего с реальностью имеющая. Шимми, например, каким образом зависит от распределения нагрузки по стойкам? Какая разница - что за причины, если на выходе получилось опасное изделие?
P.S. Поверьте - у меня и в мыслях не было как-то уколоть, или унизить Вас: просто, находясь неоднократно в куда худших, нежели Ваша, ситуациях, как непреложное, приходится принимать на себя ПОЛНУЮ ответственность за соответствие продукта твоей мозговой деятельности всем требованиям безопасности, не имея за собой никого, кто смог бы указать на косяки и избегать их.
 
Как оно происходит на пальцах понятно. Но как бороться? 
Тщательно отбалансировать колеса (можно дробью внутри), давление максимальное, по  возможности низкопрофильная покрышка.
Важно выбрать люфты- все отверстия под развертку.
Ступичные подшипники должны быть критично, без люфтов, лучше конусные.
Диск как ни парадоксально должен быть тяжелым, лучше чугунный ;D
Этими мерами вы увеличите скорость начала шимми, может даже выше скорости отрыва.
Если не поможет, увеличивайте вынос колеса.
А если и это не поможет, тогда демпфер, к стати бывают сухого трения , очень компактные.
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
А чем вам так демпфер не нравится то ?

У нас на А-27М всё работало хорошо, шимми не было, но после некоторого времени эксплуатации, появились небольшие люфты (не критичные), и началось... пришлось всё подтягивать, всё подкручивать, и всё равно что то осталось, втулочки менять сейчас придется наверное.

На цесне же колесо было разбито, но всё работало нормально.

Михаил, вы бы лучше выложили фотографии самолетов где принимали участие, было бы очень интересно и понятно, чтобы лишних вопросов не возникало, а то молодёжь нынче пошла истории не знает.
 

Olearius

Я люблю строить самолеты!
Как оно происходит на пальцах понятно. Но как бороться? Формулы очень мудреные. Очень не хочется ставить гидравлический демпфер.
Миша, не парься, 23-й вариант, будет то, что доктор прописал  :) "...Опыт - сын ошибок трудных..." ::)
 

pashtet_2007

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Энергодар
Михаил насколько ось колеса вынесена назад относительно оси поворота передней стойки? Дело в том что чем больше это расстояние тем больше амплитуда шимми и ниже ее частота(вспоминаем тележку супермаркета). Если оси совпадают, то и шимми быть не должно. Но увеличивается радиус разворота. На цессне так, но демпфер все равно поставили.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
- Фрикционные демпферы, по конструкции наподобие тех, что используют для подбора усилий на РУДе, правда, работают хорошо - только требуют регулировки время от времени.

- Амортизаторы типа доводчика двери, исключающие ее удар, также вполне хороши.

- Пара пневмопружинок минимального размера ( только бы по температуре держали минус) тоже могут задемпфировать.

P.S. Также, внимательно посмотрел на вид сбоку, и могу утверждать, что без демпфирования не обойтись.
 

pashtet_2007

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Энергодар
Посмотрел фото вида сбоку. Оси практически совпадают. Может дрожь была вызвана не шимми?
Еще попутно вопрос. Как осуществляется связь педалей со стойкой. Имею ввиду тяги жесткие и как на цессне? На цессне тяги "гуляют" имеют свободный ход. Тягульки там интересные. Может и демпфер для этого.
 

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
- Амортизаторы типа доводчика двери, исключающие ее удар, также вполне хороши.
существуют специальные- мотоциклетные демпферы рулевого управления- я их на крутых мотодельтах видел- те вполне авиационные- легкие, компактные и дорогие
 

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Демпфер.
Применяются на самолётах Т-10 и ХАЗ-30.
http://www.stabilus.com/dampers/
Возможно подойдёт: STAB-O-SHOC HD 24/29 MB (установка в любом положении).

У фрикционных демпферов есть один главный недостаток - большой момент страгивания.
При этом затрудняется руление.
 

Рябиков

Изобретаем решительно все!

henryk

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Krakow
энергия колебания стойки должна преобразоваться в тепло.
Как это делается здесь - не понятно. 
-INERTER=передаёт кинетическую энергию поступательного движения малой вращающейся массе \маховик\...и обратно !

=эффективность такого решения значительно больше чем
диссипативных методов...

http://www.formula1-dictionary.net/j-damper.html

https://www.youtube.com/watch?v=p25DtTfT5po

PS=INERTER=устройство для управления силами инерции...

http://en.wikipedia.org/wiki/Inerter_%28mechanical_networks%29

http://www.google.com/patents/US20090108510
 

Рябиков

Изобретаем решительно все!
-INERTER=передаёт кинетическую энергию поступательного движения малой вращающейся массе \маховик\...и обратно !
Применение такого механизма - это, по сути, присоединение дополнительной массы к конструкции. Практически мы изменим резонансную частоту колебаний стойки шасси, но не обеспечим рассеяние энергии. Частота колебаний также  зависит от многих факторов - точности изготовления, давления в пневматике, зазоров в шарнирах и стыковых узлах. Настройка такого "рояля" наверно будет интересной. :)
 

Olearius

Я люблю строить самолеты!
Я всё же склонен к проталкиванию варианта передней стойки №22 и №24. Остальные надо просто забыть. Они своё статистическое дело сделали.  :) Михаил, если каждую неделю по варианту, в этом году нормально поедем. Без Шимми и без разрушений тела.  :eek:
 
Не надо придумывать велосипед. Всё уже двно придумано.
Демпер с Цессны 172.
Очень простой и лёгкий.
 

Вложения

Вверх