"Правильная" технология формования остекления самолета

Ну  для  дверей  это  вполне  способ, а  как  глубокое  формование  сделать  так?
 
Вот я что думаю! Разогретое стекло ведет себя как лист резины такой-же толщины. Можно взять лист, и экспериментировать с ним сколь угодно долго при изготовлении оснастки. Когда видим, что получится то что нам надо, заменяем лист на стекло: греем, тянем, дуем, натягиваем и т.д. Что скажете друзья?
 
Думаю-очень отдалённо напоминает. У резины-деформация упругая, а у оргстекла-в значительной мере пластическая.
Нудлядверейэтовполнеспособ, акакглубокоеформованиесделатьтак?
Показанный на фото колпак тоже получится. А в старой книге по фомованию оргстекла,видел фото,как по болвану вытянут колпак пулемёной турельной установки. Люди в войлочных рукавицах обтягивали.
 
Правильный авиационный фонарь должен быть из оргстекла (есть исключения). Поликарбонат, ПЭТ и т.д - это попытки облегчить жизнь при формовке и дальнейшей подгонки к рамке фонаря (и тот и другой материал позволяют в большой степени изменять геометрию посадочного места, деформируя готовое изделие)
С оргстеклом это не катит. Материал жесткий, попытки его деформировать после формовки и охлаждении приводят к разрушению (трещины).
Для очень военных самолетов остекления делают, действительно, из поликарбонатовых марок стекла, но там другие технологии формовки, ну и толщина заготовки
в разы+ больше.
По поводу покупки чего то готового 🙂
Написал просьбу-заказ известной американской фирме - Todd Canopy. Получил предварительное согласие и даже цену.
При отправке адреса доставки (Россия) больше никто не отвечал :-/
 
А  если  серьезно  для  одноразовой  детали  лучше  кого  на  Форуме  попросить.  Вот  скажем  Виноградова  Сергея,  он  КИТами  650  занимается  и  фонари  у  него  есть  наверняка  или  закажет.  Это будет  проще  и  качественней,  чем  обламываться  на  экспериментах  одной  постройки.  Для  одноместного  самолета  решений  остекления  масса  ,  но  самый  сложный  это  самостоятельное  изготовление  фонаря  каплевидной формы.
Ну, не всегда рациональное присутствует. Бывает сделать своими руками куда как интереснее покупного  😉
 
Это  да, на  кус  и  цвет  товарищей  нет.
Зачем  Вам  Америка эта  гребаная,  неужели  среди  Форумчан  не  найдется  .  Почитайте  ветки  , многие  уже  летают  со  самостоятельно  сделанными  фонарями,  наверняка  помогут.
 
Конструктор "Сигма-5" Игнатьев кажеться (или Ильин - прошу прощения) довел в свое время технологию формовки методом выдува (а не натягивания). Сам видел в 2011 году его изделия и печь, в которой он все это вытворяет. Это было в Быково.
Кстати он тогда говорил, что выдует фонарь на любой самолет.
 
Я просто хочу освоить эту технологию. Очень возможно , летом, меня возьмут поработать на фирме Mecaplex в течении месяца.
правда, за бесплатно, но опыт работы дороже стоит 🙂
 
to fan444:
нет пророка в своём отечестве.

у нас в клубе можно научится, и тоже за бесплатно, единственное не сейчас, два комплекта уже сделали.


У Игнатьева тоже без проблем можно научится, он в Жуковском сейчас, он любит дутые фонари, т.к. качество лучше их всётаки.
 
Насколько я знаю, натяжка на болван - это технология от бедности, когда серия очень ограничена и нет времени вникать в тонкости выдувной технологии. А также для ЛА с пониженными требованиями пилотов к обзорности. Все многолетние, крупносерийные производства предпочитают стекла выдувать, т.к. оптическое качество несравненно выше. Упоминавшийся выше Todd занимается фонарями на заказ как бы не 30 лет, а Mecaplex снабжает многие крупные европейские производства. То есть выпускает сотни фонарей ежегодно. Не знаю. как для самолетов и прочего, а планерные фонари - без вариантов дутые, какая бы хитрая ни была форма.
 
А что там за проблемы с болваном? Оптические искажения из-за неоднородности или включения какие? Полировкой не решить?
 
Mecaplex как раз и специализируется на фомовке по болвану и для планеров в том числе.
 
    Скажем так: выдувка по своей природе дает идеально гладкие кривые, прямо-таки в математическом смысле идеальные. При этом оснастка проста - все ее детали двумерные - и может быть сделана без особой прецизионности. Надувающийся пузырь как бы выравнивает сам себя.
    А вот на болване все оптическое качество на 100% зависит от таланта и прямизны рук болваностроителя. Человеческий глаз легко замечает волну на фонаре высотой в десятую долю миллиметра. Поэтому к поверхности болвана и глазомеру модельщика предъявляются чертовски высокие требования. Трудность в том, что на стекле на просвет малейшие огрехи видит каждый, а увидеть волны такого же размера на непрозрачной кривой поверхности болвана человеческому глазу очень тяжело. Заровнять болван так, чтобы его качество стало как у выдувного стекла - задачка под силу редким талантам. Либо требуется здоровенный прецизионный ЧПУ за мильёны баксов.

   Обратная сторона медали в предсказуемости конечной геометрии. На болване какой болван, такое и стекло. Да, оно слегка волнистое и не выглядит "как от нового мерседеса", зато строго соответствует проекту во всех точках, сечениях, контурах и т.д.
   При выдувке же предсказать конечную геометрию затруднительно. Она связана с геометрией оснастки весьма заковыристой математикой. Как правило, ее подбирают, а не рассчитывают. Если требуется фонарь строго определенных сечений, то процесс подбора встает в очень недешевую серию проб и переделок. Либо нужно профессора мат.наук нанимать 🙂

    Глядя на новые планерные фонари, я как-то сомневаюсь насчет болванов. Такое качество... больше похоже на дутье.
 
Я полностью согласен, что свободный выдув дает идеальные оптические свойства изделия, но, как правильно подметили, повторяемости геометрии очень тяжело добиться.
Нарезка видео в начале ветки сделана именно на Mecaplex-e.
Я с ними общаюсь по почте, а в том году даже был у них проездом. Все таки делают по болвану. Напросился к ним на стажировку летом на две недели.
 
Дааа, удачно вам пошпионить 🙂 Особенно в болваностроительной мастерской. Вербуйте самого старого модельщика 🙂
 
Вообще, я серьезно. Красивое видео про натяжку стекла. Но никакой технологической хитрости в этом процессе нет. Кроме быстроты. Там произносят, что процесс натяжки от выхода из печи до конца натяжения должен укладываться в 30 секунд.

А вот как они болван выравнивают? Какие контрольные инструменты, методы применяются? Какая конкретно на нем ткань? Вот что интересует хитрую разведку🙂
 
Назад
Вверх