В Республике Алтай вчера на месте крушения вертолета Ми-171 с направлявшимися на охоту VIP-пассажирами начала работу следственная группа и эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Ими уже обнаружены параметрический и речевой самописцы, которые отправлены на расшифровку. Что же касается версий катастрофы, унесшей жизни семерых человек, в том числе полпреда президента России в Госдуме Александра Косопкина, то, по данным "Ъ", к обнародованной ранее может добавиться еще одна. Согласно ей, трагедия произошла из-за того, что пассажиры вертолета решили поохотиться на горных козлов прямо с воздуха. При этом Ми-171 опустился слишком низко и зацепил хвостовым винтом склон горы.
Вчера в ущелье Уландрык (70 км от райцентра Кош-Агач), где накануне после двухдневной поисковой операции были обнаружены обломки вертолета Ми-171 "Газпромавиа", прибыла оперативно-следственная группа и заместитель председателя комиссии авиационных происшествий МАКа Георгий Ячменев, возглавляющий техническое расследование катастрофы. Следственная группа была разделена на две: первая обследовала тела погибших, вторая — обломки вертолета, которые были разбросаны в радиусе нескольких десятков метров по западному склону горы Черной. Составление документов и фотосъемка продолжались до наступления сумерек. В это же время эксперты МАКа приступили к так называемому полевому этапу расследования трагедии. На месте падения вертолета специалистами этого ведомства были обнаружены параметрический и речевой самописцы. Они отправлены на расшифровку в Москву. По словам руководителя инспекции по безопасности полетов компании "Газпромавиа" Сергея Чернышева, "черные ящики" находятся в хорошем состоянии и их исследование не должно занять много времени.
Тем временем представители Западно-Сибирского следственного управления на транспорте обнародовали первую информацию о проведенных исследованиях топлива, которым был заправлен потерпевший аварию вертолет. Ранее сообщалось, что именно некачественный керосин мог вызвать катастрофу. По словам референта Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяны Дубенюк, у специалистов ОАО "Авиапредприятие "Алтай"", которые и проводили соответствующую экспертизу, вопросов к качеству топлива не возникло. Впрочем, по данным "Ъ", официальные выводы о качестве авиатоплива будут сделаны после того, как образцы керосина исследуют еще в двух лабораториях — в Барнауле и Москве.
Между тем, как стало известно "Ъ", помимо топливной у следствия появились основания изучить еще одну версию случившегося. Ее якобы высказал в приватной беседе с друзьями один из выживших участников событий. Согласно ей, трагедия произошла из-за того, что пассажиры вертолета решили поохотиться прямо с борта машины. По просьбе кого-то из пассажиров командир Ми-171 снизился до минимально возможной высоты, чтобы охотники то ли подобрали со склона подстреленного горного козла, то ли чтобы им было удобнее целиться в животных. В какой-то момент вертолет слегка развернуло, и он зацепил хвостовым винтом склон горы. Двигатель остановился, и машина, упав на склон, скатилась в ущелье. При этом часть пассажиров вылетела в открытый люк.
Официально подтвердить или опровергнуть эту версию участники расследования вчера отказались, заявив, что первоначальные выводы можно будет сделать по результатам расшифровки показаний бортовых самописцев. В "Газпромавиа" "Ъ" буквально заявили: "Всякое может быть".
Напомним, что ранее выживший в катастрофе вице-премьер республики Анатолий Банных заявлял о внезапной остановке двигателя. Этой же версии в своей объяснительной записке пограничникам придерживается и второй пилот Максим Колбин (см. справку).
На Улан-Удэнском авиационном заводе, выпустившем Ми-171, отказались комментировать обстоятельства, связанные с катастрофой. Пресс-служба предприятия лишь сообщила, что "срок заводского гарантийного обслуживания вертолета истек, а причины аварии установит расследование". Заместитель гендиректора по стратегическому развитию и корпоративным вопросам ОАО "Климов" (предприятие выпускает двигатели для Ми-171) Александр Вознесенский в свою очередь заявил "Ъ", что "любые комментарии до опубликования результатов расследования мы считаем безответственными и наносящими ущерб репутации одного из самых надежных двигателей в мире".
Вчера вечером тела полпреда президента России в Госдуме Александра Косопкина и заместителя начальника департамента управления президента РФ по внутренней политике Сергея Ливишина были доставлены вертолетом в Бийск. Оттуда их переправят в Москву. Тела членов экипажа Алексея Баяндина и Александра Вертея, а также трех пассажиров — председателя республиканского комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Виктора Каймина, командира Горно-Алтайского летного отряда Владимира Подопригоры, руководителя алтайского ансамбля "Арманка" Василия Вялкова — отправили автотранспортом в морг Горно-Алтайска. Как рассказал "Ъ" министр здравоохранения Республики Алтай Игорь Яимов, чтобы можно было провести назначенную следствием судмедэкспертизу, трупы должны "оттаивать часов десять-двенадцать". По словам пресс-секретаря правительства Республики Алтай Елены Кобзевой, в зависимости от того, когда будут установлены причины смерти погибших, будут назначены траурные мероприятия. "Ориентировочно похороны жителей Алтая, погибших в авиакатастрофе, пройдут 14 января",— сообщила "Ъ" госпожа Кобзева. Тела пилотов Алексея Баяндина и Александра Вертея будут в дальнейшем перевезены в Томск и Новосибирск, где проживают их родственники.
Состояние трех из четырех выживших в авиакатастрофе, по словам врачей, "тяжелое, но стабильное". Вице-премьер республики Анатолий Банных, главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов и его приятель бизнесмен Борис Белинский находятся в Первой горбольнице Барнаула. Двое последних при крушении вертолета получили многочисленные переломы конечностей. По словам матери господина Банных, которая ответила на телефонный звонок на его сотовый телефон, ее сын сейчас находится в реанимации. При этом первоначально врачи сообщали, что чиновник отделался всего лишь ушибами мягких тканей головы и туловища. Второй пилот Максим Колбин накануне был выписан из поселковой больницы Кош-Агача.