Проблемы с топливом и остановки двигателей

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Этот день, 15 октября 1963 года, мог навсегда остаться одной из самых черных дат в истории Ленинграда. С полукилометровой высоты на центр города падал новенький Ту-124, на борту которого находились 44 пассажира:

Взлет прошел нормально. Машина уверенно оторвалась от бетонной дорожки и стала набирать высоту. Где-то внизу остался Таллин, впереди была Москва.

И тут сквозь грохот двигателей явственно послышался глухой удар в носовой части корабля. Прибор показывал, что переднее шасси не до конца ушло в гондолу. Все попытки выпустить шасси и убрать его вновь ни к чему не привели. Стойку заклинило. Как и положено по инструкции, командир экипажа 27-летний Владимир Мостовой немедленно доложил о случившемся диспетчеру.

"Земля" приказала лететь не в Москву, а в Ленинград. Экипаж сменил курс и продолжал раз за разом упорные попытки справиться с поломкой, но безуспешно. Потом экспертиза выявит неисправность узла, который связывает стойку шасси с механизмом подъема. Но уже в тот момент было ясно: при посадке с наполовину убранным шасси самолет наверняка клюнет носом, а затем неминуемо перевернется.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В ЛЕНИНГРАДЕ готовились принять аварийный борт на грунтовую полосу. По тревоге были подняты пожарные расчеты, к месту посадки стягивались машины "скорой помощи" и спецтехника.

Экипаж вышел на аэропорт Пулково и по команде с земли принялся огибать город по большой дуге: один круг, второй, третий: Надо было израсходовать максимум горючего, чтобы садиться уже на последних каплях. Тогда при возможном ударе удастся избежать пожара. Каждые четверть часа самолет показывался над летным полем и вновь уходил.

На восьмом круге один из двух двигателей внезапно чихнул и умолк. Судя по показаниям датчика, горючего в баках еще оставалось достаточно. Очевидно, именно поэтому диспетчерская служба дала экипажу разрешение на экстренный проход по прямой, через город, чтобы как можно быстрей оказаться над посадочной полосой аэропорта Пулково.

Самолет находился над самым центром Ленинграда, когда на высоте 450 метров остановился и второй двигатель. Так обнаружилась вторая неисправность - ошибочные показания приборов, фиксирующих наличие топлива. Мостовой оторвал взгляд от панели приборов: внизу проплывали купол Исаакия, шпиль Адмиралтейства, Зимний дворец:

Часы показывали 12.30 пополудни. Самолет, быстро теряя высоту, падал вниз. По всем законам аэродинамики сорокатонная махина через 14 секунд должна была рухнуть на Невский проспект.

Но провидение хранило северную столицу. Командир корабля мгновенно принял единственно возможное в тех условиях решение: во что бы то ни стало попытаться сесть на Неву! Авиалайнер уже почти не слушался рулей, но Мостовой, выполнив немыслимый вираж, каким-то чудом все же сумел повернуть к реке и выровнять машину.

Запас высоты таял с каждой секундой. Город, его жители и архитектурные шедевры теперь были вне опасности, но еще надо было спасти около полусотни пассажиров.

Над Литейным мостом пронеслись в 90 метрах от воды, над высокими металлическими фермами Большеохтинского - в 40: К счастью, мост Александра Невского еще не был построен. Но впереди был еще один - Финляндский, железнодорожный. Мостовой (мистика: фамилия командира корабля совпадала с названием главной опасности) изо всех сил тянул штурвал на себя, пытаясь хоть на доли секунды удержать машину в воздухе.

И вдруг он увидел идущий по Неве буксир. Второй пилот тоже ухватился за штурвал. Это был тот "последний дюйм", на который смогла приподняться безжизненная машина, пропустив под собой буксир. В следующий миг Ту-124, вздымая каскады брызг, вспорол невскую гладь и закачался на волнах.

Стюардессы кинулись в салон - как там пассажиры? Ни один не получил даже царапины.

КОМАНДА БУКСИРА, КОТОРЫЙ ЕЩЕ несколько минут назад чуть не был разнесен в щепки падающим самолетом, уже спешила на помощь. Кое-как пришвартовавшись к авиалайнеру, речники принимали на борт пассажиров и экипаж.

Тем временем на берегу собиралась толпа ленинградцев. Среди них оказался и я, поскольку жил совсем неподалеку. Я видел, как люди без малейшей паники выходили на берег, некоторые женщины снимали туфли, боясь их замочить. Отказ обоих двигателей, падение и посадка на Неву - все произошло настолько быстро, что пассажиры даже не успели осознать весь ужас того, что могло случиться. Шок наступил уже на берегу, когда люди увидели медленно оседающий в воду самолет.

Вскоре приехали машины "скорой помощи", прилетело на вертолете какое-то аэрофлотовское начальство: Невесть откуда взявшиеся милиционеры принялись разгонять тех, кто хотел сфотографировать Ту, плавающий посередине Невы. Тогда все в нашей стране было секретно, в том числе и аварии пассажирских самолетов. Но я успел сделать несколько снимков, и теперь один из них перед вами. (Снимка там нет - mosquit)

:Потом по Ленинграду поползли слухи, что летчиков будут судить - за то, что создали угрозу городу и жизням тысяч людей; спустя много лет я узнал, что слухи эти были обоснованы. Но в конце концов где-то наверху, видимо, решили, что виной всему не сами летчики, а начальство, допустившее пассажирский самолет в воздушное пространство над центром Ленинграда, и всю эту историю благополучно замяли.

http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=1232898683032492674061070031036&topiccount=57
 
ДОСЛОВНО цит.:

"ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
24 июля 2001 года на самолёте АН-24ЛЛ № 83968 мной в качестве инструктора выполнялось задание по облёту РТС аэродрома "Раменское", совмещённое в комплексе с проверками техники пилотирования на крайних режимах и элементов методики лётных испытаний лётчиков-испытателей С.Ю.Шеффера и С.В.Коростиева. В процессе данного полёта из-за резкого ухудшения метеоусловий на базовом аэродроме была произведена посадка на запасном аэродроме "Третьяково". 25 июля был произведен вылет с запасного аэродрома, и так как при этом остаток топлива был более 1000 кг, то было согласовано довыполнить недоделанное накануне задание. По согласованию со всеми ГРП после взлёта с аэродрома "Третьяково" была набрана высота 3600 м, выполнен отход по зоне и возврат на базовый аэродром.
На отходе загорелась лампочка остатка 580 кг, бортмеханик проверил остатки по группам и суммарный. Остаток в правой группе был немногим менее 500 кг, а в левой - порядка 600 кг, суммарный запас топлива с учётом возможных погрешностей был оценен около 1 т.
В процессе всего полёта экипажем многократно
проверялись показания остатка топлива как по группам, так и суммарные - существенных расхождений в этих показаниях не было. На рубеже начала снижения суммарный запас топлива с учётом возможных погрешностей был оценен около 600 кг. В этот момент бортмеханик выразил обеспокоенность нелогичными срабатываниями ламп давления топлива перед насосами и изменениями в показаниях топливомера, в частности существенным уменьшением остатка в левой группе, хотя изначально и в процессе большей части полёта в этой группе количество топлива было больше, чем в правой.
Снижение выполнялось с расчётного рубежа D=65 км при работе обоих двигателей на ПМГ. При выходе на ПК на удалении порядка 45 км и высоте 2500 м погасла лампочка давления топлива на входе в левый двигатель и затем остановился и был зафлюгирован левый двигатель.
На посадочной прямой на удалении порядка 10 км и высоте 850 м погасла лампочка давления топлива на входе в правый двигатель и затем остановился и был зафлюгирован правый двигатель. При этом суммарный запас топлива с учётом возможных погрешностей был оценен около 400 кг.
Экипаж доложил о случившемся РП и построил расчёт бездвигательного захода. Посадка была произведена благополучно на рабочую часть ВПП.

Лётчик-испытатель
А.Гарнаев"

P.S.:
Всего в том полёте вместе с экипажем и экспериментаторами на борту было 8 (восемь) душ...

http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=8412778667659326597551130425590&topiccount=12
 
14.01.02 Г. ПРОИЗОШЕЛ СЕРЬЕЗНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНЦИДЕНТ С САМОЛЕТОМ ТУ-204 RA-64011 АВИАКОМПАНИИ ''БОБРУЙСК ЭЙР'. ЭКИПАЖ ВЫПОЛНЯЛ РЕЙС ББИ 852 ПО МАРШРУТУ ФРАНКФУРТ- НА- МАЙНЕ- ТОЛМА4ЕВО. НА БОРТУ НАХОДИЛОСЬ 117 ПАССАЖИРОВ И 22 ЧЛЕНА ЭКИПАЖА. ПО ДАННЫМ МСРП НА
ВС ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ НАХОДИЛОСЬ 28197 КГ ТОПЛИВА. ЗАПАСНЫМ АЭРОДРОМОМ БЫЛ ВЫБРАН БАРНАУЛ.
ПОЛЕТ ПО МАРШРУТУ ВЫПОЛНЯЛСЯ НА ЭШЕЛОНЕ 10100 МЕТРОВ. ПЕРЕД СНИЖЕНИЕМ ДЛЯ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ В АЭРОПОРТУ ТОЛМАЧЕОВО НА БОРТУ ВС, ПО ДАННЫМ МСРП,НАХОДИЛОСЬ 5443 КГ ТОПЛИВА. НА ЗАПАСНОМ АЭРОДРОМЕ БАРНАУЛ МЕТЕУСЛОВИЯ НЕ СООТВЕТСТВОВАЛИ МИНИМУМУ ПОГОДЫ,В СВЯЗИ С ЧЕМ ЭКИПАЖЕМ БЫЛ ВЫБРАН ЗАПАСНЫМ АЭРОДРОМ ОМСК ( КОЛИЧЕСТВО
ТОПЛИВА ДЛЯ УХОДА НА НЕГО ПО РАС4ЕТУ ЭКИПАЖА ДОЛЖНО БЫТЬ 4800 КГ). В СВЯЗИ С ОЖИДАНИЕМ УЛУЧШЕНИЯ МЕТЕОУСЛОВИЙ НА АЭРОДРОМЕ ТОЛМАЧЕВО ЭКИПАЖ В ТЕЧЕНИЕ
ОКОЛО 10 МИНУТ ВЫПОЛНЯЛ ПОЛЕТ ПО СХЕМЕ НА ВЫСОТЕ 1500 МЕТРОВ, ПОСЛЕ ЧЕГО ПРИСТУПИЛ К ЗАХОДУ НА ПОСАДКУ.ВЫПОЛНЯЯ ЗАХОД НА ПОСАДКУ,ЭКИПАЖ ПОЛУЧИЛ ИНФОРМАЦИЮ,ЧТО БОКОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЕТРА ПРЕВЫШАЕТ ОГРАНИЧЕНИЯ,УСТАНОВЛЕННЫЕ РЛЭ САМОЛЕТА ТУ-204 И
С ВПР ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ СЛЕДОВАТЬ НА ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ ОМСК ПРИ НАЛИЧИИ, ПО ПОКАЗАНИЯМ ЭКИПАЖА, НА БОРТУ ВС 4800 КГ ТОПЛИВА (ПО ДАННЫМ МСРП-4064 КГ). ПРОГНОЗОМ ПОГОДЫ ПО МАРШРУТУ НОВОСИБИРСК-ОМСК ПРЕДУСМАТРИВАЛСЯ ВСТРЕЧНЫЙ ВЕТЕР 120-140 КМ/4АС. В НАБОРЕ ВЫСОТЫ СРАБОТАЛА СИГНАЛИЗАЦИЯ О РЕЗЕВНОМ ОСТАТКЕ ТОПЛИВА 2600 КГ, ПО ОБЬЯСНЕНИЯМ ЭКИПАЖА ОСТАТОК СОСТАВЛЯЛ 3600 КГ ( ПО ДАННЫМ МСРП -3157 КГ). КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ УСТАНОВИЛА,4ТО ЭКИПАЖЕМ ДОПУСКАЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСАДКИ С НЕРАБОТАЮЩИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ,В СВЯЗИ С ЧЕМ СНИЖЕНИЕ С ЭШЕЛОНА 9600 МЕТРОВ НАЧАЛОСЬ НА УДАЛЕНИИ 150 КМ ( ЗАХОД НА ПОСАДКУ '' С ПРЯМОЙ''). НА ВЫСОТЕ ОКОЛО 1600 М И УДАЛЕНИИ 17-14 КМ ОТ АЭРОДРОМА ПРОИЗОШЛО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ . ПОСЛЕ АВАРИЙНОГО ВЫПУСКА МЕХАНИЗАЦИИ И ШАССИ ЭКИПАЖ ПРОИЗВЕЛ ПОСАДКУ НА ВПП С ПЕРЕЛЕТОМ 1480 МЕТРОВ. НА
ПРОБЕГЕ БЫЛО ПРИМЕНЕНО АВАРИЙНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ. САМОЛЕТ НА СКОРОСТИ ОКОЛО 150 КМ/4АС ВЫКАТИЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ВПП,РАЗРУШИВ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО КПБ 14 ФОНАРЕЙ И ОСТАНОВИЛСЯ НА УДАЛЕНИИ ОТ ТОРЦА ИВПП 452 МЕТРА.
ПАССАЖИРЫ И ЭКИПАЖ НЕ ПОСТРАДАЛИ,ПНЕВМАТИКИ КОЛЕС ИМЕЮТ
НЕЗНА4ИТЕЛЬНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ. РАССЛЕДОВАНИЕ ДАННОГО СОБЫТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ,ЧТО ПРОГНОЗЫ ПОГОДЫ ПО АЭРОДРОМАМ НОВОСИБИРСК ( ПО ВИДИМОСТИ) И ОМСК ( ПО ВЕТРУ И ВИДИМОСТИ) НЕ ОПРАВДАЛИСЬ.

http://www.avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=8412778667659326597551130425590&topiccount=12
 
На Вильгах при буксировке планеров, бывает, летчики забывают поглядывать на трубку топливомера (в Дракино такое бывало, когда пилотажные планера таскали) - тянет-потянет, а тут движок ХОП! и встал.
 
и каким образом пилоты добирались до аэродрома!? они не всегда поднимаются на достаточную высоту,что б спланировать. лично наблюдал как планер отпускали на высоте 150-200 метров,в районе Оки.
 
У меня один знакомый есть, дельталетчик, он в первый сезон на химии раза три был в ситуации когда посреди гона движок вставал по причине опустошения бака и всегда это заканчивалось ремонтом. После этого он перед каждым вылетом стал требовать долива топлива.
И еще с ним был случай, в Венесуэлле, на взлете движок встал - в итоге поломка. Причиной стало неудовлетворительное качество бензина, он у них там хоть и дешевый, но дерьмовый - выделяются какие то парафины или смолы, и короче заборник в баке забило этим самым. После этого они там стали регулярно бак промывать, даже в поплавковых камерах отстой проверять.
 
Назад
Вверх